Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 01:02, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является рассмотрение валютно-таможенного контроля коммерческих банков.
Задачами работы являются: рассмотреть современное состояние законодательной базы о валютном регулировании и валютном контроле, в том числе виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей, применяемых РФ, правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации, правила ведения валютных операций, валютные ограничения и формирование валютных резервов, а также правила проведения резидентами валютно-кредитных операций; произвести анализ основных экономических операций о валютном контроле, в том числе валютный контроль экспортных, импортных и бартерных операций, выполнение банком функций агента валютного контроля; рассмотреть пути и методы совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля, в том числе методы совершенствования валютного контроля и анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 6
1.1 Виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей,
применяемых РФ 6
1.2 Правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации 19
1.3 Правила ведения валютных операций. Валютные ограничения и формирование валютных резервов 27
1.4 Правила проведения резидентами валютно-кредитных операций 33
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ О ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 41
2.1 Валютный контроль экспортных операций 41
2.2 Валютный контроль импортных операций 55
2.3 Валютный контроль бартерных сделок 76
2.4 Выполнение банком функций агента валютного контроля 84
ГЛАВА 3. ПУТИ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННО-БАНКОВСКОГО ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ 90
3.1 Методы совершенствования валютного контроля 90
3.2 Анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля 101
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 106
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 114
ПРИЛОЖЕНИЯ
а) неисполнения экспортером условий договора по качеству, количеству и срокам поставки товара;
б) погашения убытков вследствие уничтожения товаров, либо их безвозвратной утери по причине аварии или действия непреодолимой силы, если риски согласно условиях договора несла российская сторона;
в) недостачи товара по причине естественного износа либо убыли товара при нормальных условиях транспортировки и хранения. В последнем случае экспортеру, скорее всего, надо будет доказывать факт отсутствия умысла в убыли товара;
г) выбытия товаров из ведения экспортера вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства. Такое бывает, например, на территории третьих государств, которые используются в транзитных целях.
Согласно "Обобщению практики применения нормативных актов ЦБР по вопросам валютного регулирования"*(32) уплата экспортером на основании контракта в пользу нерезидента штрафа, пени должна быть обоснована наличием факта ненадлежащего исполнения контракта. Кроме того, тем же контрактом должно быть предусмотрено предъявление претензии и соответственно наличием факта претензии нерезидента к экспортеру с требованием об уплате штрафных санкций.
Во всех случаях экспортер вместе с заявлением на возврат выручки обязан представить в банк документы,*(33) подтверждающие обоснованность осуществления возврата ранее полученной выручки. Например, документом, подтверждающим факт неисполнения или ненадлежащего исполнения условий контракта вследствие действия непреодолимой силы, Банк России признает сертификат, выдаваемый Торгово-промышленной палатой РФ, которая свидетельствует обстоятельства форс-мажора в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации. Все документы, обосновывающие возврат валютной выручки должны подшиваться в досье. Уполномоченный банк самостоятельно определяет, являются ли представленные экспортером документы достаточным основанием для уплаты в пользу нерезидента штрафа и пени.
Все сведения о поступлении денежных средств по контракту должны быть отражены банком в ведомости валютного контроля на следующий день после получения от экспортера соответствующей информации. При этом информация о поступлении выручки переносится с использованием программного комплекса из ведомости в учетную карточку, которые подлежат отправке в таможенные органы.
В задачу банка входит обеспечение контроля за поступлением выручки отдельными платежами в случае поставки товара в адрес иностранного партнера партиями. В данном случае банк обязан распределить соотнесение каждого разового платежа с объемом поставляемого за рубеж товара. Главное в этом случае обеспечения совпадения общей суммы выручки и фактурной стоимости товара.
Банк применяет два способа для распределения сумм полученной выручки по произведенным по паспорту сделки отгрузкам товара. Первый способ базируется на указаниях экспортера о распределении поступивших сумм выручки в соответствии партиями поставляемого товара. Во втором случае, при согласии экспортера, банк самостоятельно распределяет по произведенным отгрузкам поступившую выручку. За основу во втором случае берется календарная последовательность отгрузки товара. Однако в любом случае только экспортер принимает окончательное решение относительно метода распределения выручки.
Банк обязан сотрудничать с экспортером в случае ошибочного поступления выручки на счет другого банка, открытый экспортером. Экспортер в этом случае обязан дать поручение банку о соответствующем переводе средств по назначению. При непредставлении указанного поручения в течение 7 дней, поступившие средства в иностранной валюте подлежат обязательной продаже и зачислению на счета экспортера в установленном порядке. Поступление валютной выручки на счет в иной банк не считается правонарушением, если в конечном счете экспортер организует перевод денежных средств на счета в уполномоченном банке.
Обслуживающий банк и таможенный орган в процессе реализации своих функций по контролю за экспортными сделками активно осуществляет обмен информацией, в том числе документами, которые предаются по телекоммуникационной сети. Порядок передачи информации определяют таможенные органы.
После подписания паспорта сделки банк обязан в срок не более 10 дней направить его электронную копию в таможенный орган. Таможенный орган, в свою очередь, на основе показателей грузовой таможенной декларации формирует учетную карточку и в срок не позднее 30 календарных дней после принятия решения о выпуске товаров пересылает грузовую таможенную декларацию и учетную карточку в банк.
Как уже отмечалось, в случае непоступления учетной карточки в течение 45 со дня принятия таможенными органами решения о выпуске товара, банк обязан на основании ксерокопии грузовой таможенной декларации сформировать самостоятельно учетную карточку. В то же время, если все же карточка из таможенных органов поступит после этого в банк, то в обязанность банка входит сверка сведений, которые содержатся в обоих вариантах учетной карточки. При наличии расхождений в вариантах учетной карточки банк обязан обнаружить ошибку и сообщить об этом в таможенный орган. Для сверки применяется тот вариант, который соответствует грузовой таможенной декларации. Процедура сверки предполагает использование программного комплекса. Сверенный вариант учетной карточки на бумажном носителе включается в досье.
После
идентификации поступившей
В случае поступления по сделке дополнительных сумм выручки либо возврате этих сумм после направления учетной карточки в таможенный орган банк обязан скорректировать свою информацию с учетом новых данных, то есть направить новую учетную карточку в течение 15 дней после факта получения новых сведений.
В процессе валютного контроля за поступлением в Россию экспортной выручки должностное лицо таможенного органа в первую очередь проверяет информацию о полном или более чем 50-процентном непоступлении валютной выручки от экспортных отгрузок природного газа, сырой нефти, нефтепродуктов, черных, цветных и редкоземельных металлов, леса и лесоматериалов, стоимость которых превышает 10 тысяч долларов США (в эквиваленте).*(34)
В целом действие валютного контроля таможенных органов за экспортом товаров прекращается после поступления валютной выручки на счета в уполномоченном банке.
Порядок осуществления проверки в случае непоступления в срок экспортной выручки предполагает направление в уполномоченный банк, который обслуживает экспортную сделку, запроса относительно информации о поступлении экспортной выручки. Одновременно через банк организуется направление предписания в адрес самого экспортера представить информацию относительно причин непоступления в контрактные сроки, зафиксированные в документах таможенно-банковского контроля экспортной выручки. Копия запроса для контроля его исполнения направляется в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения уполномоченного банка.
Если в результате обмена информацией, подтвердится факт непоступления в установленные сроки валютной выручки, то уполномоченный сотрудник таможенного органа обязан оформить протокол о нарушении таможенных правил и официальное представление на бланке о репатриации валютной выручки от экспорта товаров. Указанное представление вручается под расписку экспортеру, который в этом случае привлекается к ответственности. Экспортер также уведомляется о наличии у него возможности представления объяснения по поводу его привлечения к ответственности.
Не
признаются правонарушениями случаи непоступления
в полном объеме валютной выручки на
счет в уполномоченных банках, если они
связаны с банковскими расходами резидента
в соответствии с условиями контракта
или с возвратом в Российскую Федерацию
товара, ранее вывезенного в таможенном
режиме экспорта.
Доцент Российской академии
государственной службы при
Президенте РФ А.Д.Селюков
——————————————————————————————
*(1) Инструкция ЦБР и ГТК РФ от 13 октября 1999 г. NN 86-И, 01-23/26541 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" (с изменениями от 22 декабря 1999 г.). Инструкция зарегистрирована в Минюсте РФ 18 ноября 1999 г. Регистрационный N 1981. Указанная инструкция вступила в силу с 1 января 2000 года.
*(2) Положение ЦБР и ГТК РФ от 22 декабря 1999 г. NN 101-П, 01-23/32005 "О применении Инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" от 13 октября 1999 года N 86-И и N 01-23/26541 соответственно)".
*(3) П.1.2 Инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" от 13 октября 1999 г. N 86-И и N 01-23/26541".
*(4) Рекомендации по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов (утв. МВЭС РФ 29 февраля 1996 г.).
*(5) См. Статью 434 Гражданского кодекса РФ. Примером может стать договор, заключенный с использованием факсимильной связи, когда клиент представляет в уполномоченный банк полученную от контрагента-нерезидента по факсу оферту и подписанный клиентом оригинал акцепта (либо полученный от контрагента-нерезидента по факсу акцепт предложенной клиентом оферты и подписанный клиентом оригинал оферты).
*(6) Если один из иностранных контрагентов зарегистрирован в оффшорной зоне, то в целях контроля указываются наименование и код страны регистрации (местонахождения) именно этого контрагента. Если нет, то по усмотрению уполномоченного банка указывается один из иностранных контрагентов.
См. Обобщение практики применения нормативных актов ЦБР по вопросам валютного регулирования "Вопросы по применению Инструкции Банка России от 28.06.99 N 83-И "О порядке осуществления уполномоченными банками учета валютных операций и представления информации в целях выполнения требований Указания Банка России N 500-У".
*(7) Экспортер не только заполняет паспорт сделки, но и принимает на себя ответственность за зачисление в полном объеме выручки от экспорта товаров на счета в банке, а также за полное соответствие сведений, приведенных в паспорта сделки, условиям контракта, на основании которого был составлен данный паспорт сделки.
*(8) См.: п.6. Положения ЦБР и ГТК РФ от 22 декабря 1999 г. NN 101-П, 01-23/32005 "О применении Инструкции банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" от 13 октября 1999 года N 86-И и N 01-23/26541 соответственно)".
*(9) См. п.2. Письма ГТК РФ от 13 января 2000 г. N 01-06/458 "Об осуществлении валютного контроля".
*(10) См. Письмо ГТК РФ от 11 ноября 1997 г. N 14-12\21435 "О некоторых вопросах валютного контроля".
*(11) Положение ЦБР и ГТК РФ от 22 декабря 1999 г. NN 101-П, 01-23/32005 "О применении Инструкции Банка России и ГТК России "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров" от 13 октября 1999 года N 86-И и N 01-23/26541 соответственно)".
*(12) Согласно пункту 7.1. Инструкции банк самостоятельно определяет список своих сотрудников, уполномоченных подписывать паспорта сделок по контрактам, а также совершать иные действия по валютному контролю от имени банка как агента валютного контроля. Указанный список утверждается приказом по банку.
*(13) См. п.1.1. Указания ЦБР от 12 февраля 1999 г. N 500-У "Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления из клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства" (с изменениями от 23 августа 1999 г.).
Информация о работе Совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля