Совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 01:02, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является рассмотрение валютно-таможенного контроля коммерческих банков.

Задачами работы являются: рассмотреть современное состояние законодательной базы о валютном регулировании и валютном контроле, в том числе виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей, применяемых РФ, правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации, правила ведения валютных операций, валютные ограничения и формирование валютных резервов, а также правила проведения резидентами валютно-кредитных операций; произвести анализ основных экономических операций о валютном контроле, в том числе валютный контроль экспортных, импортных и бартерных операций, выполнение банком функций агента валютного контроля; рассмотреть пути и методы совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля, в том числе методы совершенствования валютного контроля и анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 6
1.1 Виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей,
применяемых РФ 6
1.2 Правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации 19
1.3 Правила ведения валютных операций. Валютные ограничения и формирование валютных резервов 27
1.4 Правила проведения резидентами валютно-кредитных операций 33
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ О ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 41
2.1 Валютный контроль экспортных операций 41
2.2 Валютный контроль импортных операций 55
2.3 Валютный контроль бартерных сделок 76
2.4 Выполнение банком функций агента валютного контроля 84
ГЛАВА 3. ПУТИ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННО-БАНКОВСКОГО ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ 90
3.1 Методы совершенствования валютного контроля 90
3.2 Анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля 101
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 106
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 114
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 21 файл

ДипВалютКонтр.doc

— 648.00 Кб (Открыть, Скачать)

продолжается 1.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонт 1 и 2 глава.doc

— 452.50 Кб (Скачать)

РазвВалКонтр.rtf

— 101.77 Кб (Скачать)

      В последнее время масштабы мошеннических операций, связанных с переводами валюты в офшорные зоны такими фирмами по заключенным импортным контрактам, предусматривающим 100%-ные авансовые платежи, а также по импортным контрактам на оказание услуг и результатов интеллектуальной деятельности, приобрели особую остроту. В 1999 г. их ежемесячный объем увеличился с 800 млн. дол. и январе до 1 млрд. дол. в марте, т. е. более одной трети от всей продаваемой .экспортерами валютной выручки "уходит" в офшоры.

      Нарастание масштабов утечки капитала делает ситуацию критической и требует незамедлительного принятия мер. В первую очередь следует законодательно ограничить допуск хозяйствующих субъектов на внешний рынок путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон "О государственном реагировании внешнеторговой деятельности".

      Суть предложения сводится к следующему:

      введение лицензирования отдельных видов внешнеторговой деятельности, государственной регистрации и экспертизы внешнеторговых контрактов, имеющих целью пресечение недобросовестной практики ведения внешнеторговой деятельности (прежде всего "фирмами-однодневками") и объективную необходимость сокращения числа посреднических организаций во внешней торговле;

      четкое законодательное определение понятий и терминов, связанных с экспортом и импортом работ, услуг и результатом интеллектуальной деятельности;

      установление минимального набора обязательных требований к внешнеторговым контрактам и документам, подтверждающим предоставление на получение услуг и результатов интеллектуальной деятельности.

      Каковы же аргументы противников введения государственного лицензирования внешнеторговой деятельности? Главные из них обычно сводятся к трудностям организационно-технического характера, возможному произволу выдающих лицензии чиновников и росту коррупции. В отношении таких аргументов необходимо отметить следующее:

      во-первых, возможности для произвола чиновников могут быть жестко пресечены строго регламентированными критериями для фирм-участниц внешнеторговой деятельности. Такие критерии достаточно очевидны - заниматься внешнеторговой деятельностью должны только те фирмы, которые имеют продолжительный (не менее трех лет) опыт работы на внутреннем рынке, безупречную налоговую и кредитную историю, квалифицированные кадры, умеющие работать на внешнем рынке;

      во-вторых, известно, что основную часть (примерно две трети) российского экспорта составляет продукция 60 - 70 предприятий. Необходимые лицензии им могут быть выданы в течение нескольких дней. Это даст основание констатировать, что в целом по экспорту каких-либо серьезных проблем с выдачей лицензий быть не должно.

      Что касается вопроса о выдаче лицензий импортерам (особенно занимающимся поставками в страну продукции социально значимого импорта), то здесь можно было бы реализовать следующую схему. Несмотря на множество компании, занимающихся импортом товаров, в каждом регионе рынок формируют сравнительно небольшое число крупнейших из них. Эти фирмы хорошо известны и региональным таможенным органам, и администрациям субъектов Российской Федерации и местных органов исполнительной власти. Их также в первоочередном порядке можно обеспечить необходимыми лицензиями.

      В то же время, решая задачу отсечении от внешнеторговой деятельности громадной массы посреди и кон,  включая и "фирмы-однолетки", хорошо продуманная и организационно обеспеченная процедура лицензирования участников такой деятельности, безусловно, принесет большой эффект как с точки зрения сокращения масштабов утечки капитала из страны, так и с точки зрения обеспечения большей стабильности на потребительском и валютном рынках за счет сведения к минимуму спекулятивных операций с иностранной валютой.

      Не поддаются экономической логике объемы валютных средств, обращающихся по корреспондентским счетам, открытым иностранными банками, зарегистрированными в офшорных зонах, в российских банках. В 1998 г. дебетовые обороты по таким счетам составили 78 млрд. дол., или более 70% общего объема средств, списанных с корреспондентских счетов банков-нерезидентов, и в течение года они возросли почти вдвое (с 11 млрд. дол. в 1 квартале до 20 млрд. дол. и IV квартале). Только с корреспондентских счетов банков, зарегистрированных в Республике Науру (что находится в Полинезии и имеет площадь всего 21 кв. км), в I995 г. объем списанных средств достиг 70 млрд. дол. Это более чем в 2 раза превышает весь российский импорт из стран дальнего зарубежья и свидетельствует об очевидной деформированности внешнеторговых и финансовых потоков и использовании схем утечки валютных средств за границу через корреспондентские счета  офшорных банков.

      Такое положение в значительной мере связано с тем, что действующим законодательством не регламентируется установление российскими банками корреспондентских отношений. Практика же показывает, что это создаст возможности для организации масштабной утечки капитала, легализации доходов, полученных незаконным путем, уклонения от уплаты налогов.

      Эффективно бороться с этими явлениями можно, изменив действующую законодательную базу. С эти и целью в конце апреля 1999 г. Правительством  Российской     Федерации был  внесен  в  Государственную Думу (и принят ею сразу в трех чтениях) подготовленный Банком России проект федерального закона "О внесении дополнения в статью 28 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", предоставляющий Банку России как главному надзорному органу за кредитными организациями право определять порядок установления кредитными организациями корреспондентских отношений с банками, зарегистрированными на территории офшорных зон иностранных государств. Данный законопроект имеет целью создать законодательную основу для упорядочения взаимоотношений российских кредитных организаций с банками из офшорных зон и усиления контроля за крупными объемами средств, обращающихся на  открытых в российских банках корреспондентских счетах банков, зарегистрированных в таких зонах. В конечном же итоге принятие данного законодательного акта, несомненно, позволит Центральному банку лучше контролировать процессы, происходящие в банковской и финансовой сферах, и более эффективно противодействовать появлению негативных явлении.

      Реализуя комплексный подход к проблеме ограничения масштабов утечки капитала из страны, по инициативе Банка России и при его активном участии Правительством России были подготовлены и внесены в Государственную Думу следующие законопроекты:

      проект федерального закона ''О внесении дополнения в статью 193 Уголовного кодекса Российской Федерации'', предусматривающий усиление ответственности участников внешнеэкономической деятельности за нарушение требований валютного законодательства за счет введения норм уголовной ответственности за незаконный перевод валютных средств за границу;

      проект федерального закона ''О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле", ограничивающий максимальные размеры единовременного вывоза наличной валюты физическими лицами.

      Банк России в соответствии с действующим законодательством и в рамках своей компетенции многое делает для того, чтобы ограничить отток капитала за границу. Только за последние три месяца подготовлен и принят ряд мер валютного регулирования и валютного контроля;

      разработан порядок валютного контроля со стороны уполномоченных банком за операциями их клиентов, связанными с переводами валюты за границу по договорам, требующим повышенного внимания (а называя вещи своими именами - обладающим признаками притворности). Повышена ответственность кредитных организаций и их клиентов за неисполнение требований валютного законодательства;

      введено требование обязательного открытия юридическими лицами-резидентами рубленых депозитов в уполномоченных банках в размере 100% средств, перечисленных на покупку валюты для оплаты импорта товаров до их ввоза в страну, т. е. под контракты, предусматривающие осуществление авансовых платежей. Это позволило снизить влияние недобросовестного бизнеса ко внешней торговле на состояние внутреннего валютного рынка, но при этом, и это надо прямо сказать, были частично затронуты и интересы добросовестных импортеров, что подтвердила короткая - около двух недель - практика действия данного ограничения. Учитывая это, Банк России и оперативном порядке выпустил норматнивный документ, освобождающий импортеров от необходимости депонирования рублевых средств при покупке валюты с использованием ими таких общепринятых в международной внешнеторговой практике инструментов обеспечения, как открытие безотзывных аккредитивов, заключение договоров страхования риска невозврата переведенной по импортным контрактам иностранной валюты, получение гарантий первоклассных иностранных банков в качестве обеспечения исполнения обязательств нерезидентов по договорам, а также векселей, выданных нерезидентами и авалированных иностранными банками;

      в целях пресечения спекулятивного спроса на иностранную валюту на специальных торговых сессиях запрещена покупка на них валюты уполномоченными банками под выплаты по вкладам (счетам) физических лиц;

      запрещено проведение конверсионных операций рубленых средств нерезидентов, полученных от осуществлении ими текущих операций с резидентами, по корреспондентским счетам иностранных банков, открытым и уполномоченных банках. Особо подчеркну, что данное решение, будучи достаточно взвешенным, не отменяет конвертируемость рублевых счетов нерезидентов (как его интерпретируют некоторые эксперты), а только изменяет механизм проведения ими операции по покупке иностранной валюты за рубли на внутреннем валютном рынке. Оно никоим образом не затрагивает текущую деятельность нерезидентов (как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей) в России и не создает для них никаких препятствий в проведении конверсионных операций и репатриации своих валютных доходов;

      в целях реализации Указа Президента Российской Федерации № 334 от 15 марта 1999 г. "Об изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки" установлен порядок контроля за обязательной продажей экспортной валютой выручки, являющейся залогом погашения экспортерами валютных кредитов (займов), (фактически полученных и зачисленных на счета и уполномоченных банках до 15 марта 1999 года.

      Необходимо отметить, что некоторые принятые Банком России меры по регулированию внутреннего валютного рынка но многом носят вынужденный характер и являются реакцией на конкретные условия развития российской экономики, внешней торговли и банковской системы. Поэтому наша позиция в  принципиальном плане заключается в том, что эти меры, как ограниченные во времени, будут действовать до тех пор, пока не будут приняты необходимые законодательные решения и не станет достаточно очевидным позитивное изменение макроэкономических условий.

      В то же время нельзя не отметить тех достаточно быстрых и значимых результатов в динамике спроса на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке, которые были достигнуты в апреле 1999 г. и явились прямым следствием принятых решений, в апреле по сравнению с мартом произошло существенное (на 0,5 млрд. дол.) снижение спроса на иностранную валюту со стороны тех импортеров, которые использовали преимущественно авансовые платежи при импорте товаров. При общем уменьшении объемов покупки иностранной валюты под контракты по импорту товаров на 14%, фактические переводы купленной валюты, осуществляемые в порядке авансовых платежей, сократились на 58% (более 750 млн. дол.). Несмотря на это, импорт товаров из стран дальнего зарубежья не рухнул (как это многие предсказывали), а снизился в апреле, по предварительным данным Государственного таможенного комитета Российской Федерации, всего па 2%. Такая статистика может означать только одно - многие реальные российские импортеры нашли взаимопонимание со своими иностранными контрагентами и стали в большей степени использовать те формы расчетов по сделкам, которые общеприняты и международном практике и рекомендованы нормативными актами Банка России, а недобросовестные фирмы, "специализирующиеся" на реализации схем, обеспечивающие утечку капитала, не смогли в апреле полностью реализовать  свои замыслы. 

      Такие изменения в спросе на иностранную валюту определили и общую ситуацию на внутреннем валютном рынке, которая, начиная с конца первой декады апреля, приобрела достаточную устойчивость. Курс рубля к доллару на этот период снизился почти на один рубль (с 25 рублей до 24 рублей за доллар) при уровне инфляции в апреле в 2,8%.

ДипВалКонт 1 глава.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

Банк надзор.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

Пробл Вал рег.doc

— 71.00 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонтр 1 глава.doc

— 378.00 Кб (Скачать)

Спис.doc

— 48.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вып банк Контр.doc

— 64.00 Кб (Открыть, Скачать)

ПроектЗак ВалКонтр.doc

— 141.00 Кб (Открыть, Скачать)

Таможенные органы Российской Федерации и валютный контроль.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тамож-банк контроль.doc

— 126.00 Кб (Открыть, Скачать)

Инструкция ЦБР от 28 июня 1999 г.doc

— 86.50 Кб (Открыть, Скачать)

Указание ЦБР от 12 февраля 1999 г.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Порядок валютного контроля за экспортными сделками.doc

— 108.50 Кб (Открыть, Скачать)

Преступления в таможенной сфере.doc

— 64.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное законодательство.doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное рег и валютный контроль.doc

— 80.00 Кб (Открыть, Скачать)

Статья 10.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное регулирование и меры по осуществлению контроля.doc

— 151.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля