Развитие опосредованной и непосредственной памяти в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:28, дипломная работа

Описание работы

Цели исследования: 1) выявление особенностей непосредственной и опосредствованной памяти современных подростков; 2) сравнение полученных результатов с данными А.Н. Леонтьева 1920-х гг.

Содержание

Введение………………………………………………………………….........3
Глава 1. Развитие памяти как высшей психической функции…… …….….7
1.1. Понятие памяти……………………………...……..…………….….....7
1.2. Основные процессы памяти и ее виды…………………………….....8
1.3. История изучения памяти как психологического феномена….........12
1.4. Культурно-исторический подход к исследованию памяти в трудах Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева …………………………........................18
1.5. Развитие памяти в подростковом возрасте…… …………….….….. 21
1.6. Анализ методики А.Н.Леонтьева (1931)…………..……...…............22
1.6.1. Описание методики Леонтьева…………………………………….22
1.6.2. Основные результаты исследования А.Н. Леонтьева………..…..24
1.6.3. Критический анализ и модификация методики А.Н. Леонтьева...27
1.7. Метод репликации в психологических исследованиях.………….....30
Глава 2. Экспериментальное исследование опосредствованной и непосредственной памяти у школьников подросткового возраста ……......36
2.1. Цели и гипотезы исследования………... …………………………....36
2.2. Методика исследования…………. …………………………………..37
2.3. Результаты и их анализ………….. …………………………………..43
2.3.1.Особенности воспроизведения слов испытуемыми подросткового возраста……………………………………………………………………….43
2.3.2. Сравнение результатов воспроизведения слов подростками с испытуемыми других возрастов…………………………………………....56
2.3.3. Сравнение результатов воспроизведения слов подростками
с данными исследования А.Н. Леонтьева..…………………………...….....59
2.3.4. Изучение способов запоминания в подростковом возрасте……..64
2.4. Выводы…. …………………………………………………………….73
Заключение……. ………………………………………………………….....75
Библиография………………. ……………………………………………….78

Работа содержит 1 файл

РАЗВИТИЕ ОПОСРЕДОВАННОЙ И НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ПАМЯТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.doc

— 944.00 Кб (Скачать)
    Ф. И. Возраст Пол Серия 1 (НЗ) Серия 2 (КОЗ1) Серия 3 (КОЗ2) Серия 4 (БОЗ)
  1) П. М. 13 2 7 12 13 5
  2) К. Н. 13 1 11 13 13 1
  3) В. В. 12 2 9 14 13 4
  4) К. А. 13 2 11 12 12 3
  5) Е. Я. 13 2 11 12 13 1
  6) М. В. 13 1 6 13 11 2
  7) П. А. 13 1 7 14 12 5
  8) Ч. Н. 13 1 4 10 10 5
  9) З. С. 14 1 7 11 12 2
10) М.  А. 13 2 8 14 13 5
  Среднее значение 13       -   8,1       12,6 12,2       3,3
 

НЗ - непосредственное запоминание

КОЗ1 – картинно - опосредствованное запоминание

КО32 – картинно - опосредствованное запоминание (по предположению А.Н.Леонтьева,   более трудное)

БОЗ – буквенно-опосредствованное  запоминание

1 – мальчик

2 – девочка 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 2. Индивидуальные показатели воспроизведения слов

подростками во всех сериях (2006-2007 год)

        На основании вышеприведенных  результатов мы можем наблюдать  следующую особенность: ни в одной  из серий не было выявлено  нулевых  воспроизведений. Максимальное количество воспроизведений было обнаружено во второй серии, при картинном опосредствовании: три случая с воспроизведением 14 слов. В третьей серии  результаты таковы: 5 из 10, (то есть половина) испытуемых воспроизвели 13 слов. При этом таблица и график позволяют заметить, что среднее значение по  третьей серии (12,2) является относительно близким к среднему значению по второй серии (12,5). Если учесть, что третья серия отличалась от второй большей трудностью, как словесного ряда, так и подбором картинок, рассчитанным на более сложные формы связи их с запоминаемым материалом, то высокие показатели по воспроизведению в этой серии могут говорить о наличии у  испытуемых подросткового возраста (12-14 лет) высокого уровня эффективности опосредствованного запоминания. Помимо этого, согласно таблице 4 и рисунку 2, наименее эффективным оказалось буквенное опосредствование (четвертая серия) - результаты запоминания в этом условии даже ниже, чем при непосредственном запоминании. Таким образом, мы (предварительно) можем говорить о том, что, согласно данным нашего пилотажного исследования, находит свое проявление наше предположение о том, что при использовании более сложного метода опосредствования (буквенного), эффективность запоминания может быть снижена по сравнению с другими условиями запоминания. Однако для дальнейшего сравнения и уточнения результатов обратимся далее к показателям исследования 2007-2008 года (см. табл. 5 и рис.3)

     Таблица 5. Индивидуальные показатели воспроизведения  слов

        подростками во всех сериях (8 класс, 2007-2008 год)

Ф. И. Возраст Пол Серия 1 (НЗ) Серия 2 (КОЗ1) Серия 3 (КОЗ2) Серия 4 (БОЗ)
1) З.Н. 13 2 5 14 11 0
2) Б.К. 14 2 7 13 14 6
3) Т.  А. 14 2 6 10 5 3
4) К.  П. 14 1 8 13 12 6
5) П.  С. 14 1 9 14 14 11
6) К.  О. 14 2 8 15 14 7
7) М.  М. 14 1 7 11 13 8
8) С.  Р. 14 1 9 13 8 2
9) А.  Н.  15 2 7 15 14 3
10) Л.С. 14 1 9 12 9 7
11) К. Д. 14 1 5 14 11 5
12) Д. И.  14 2 6 11 11 11
13) С. Д.  14 1 8 14 14 5
14) И. А.  14 1 7 11 13 4
15) В. С. 15 2 10 13 14 6
16) С. А.  15 2 4 12 10 6
17) О. Н.  15 2 11 14 14 8
Среднее значение 14,1 - 8,9 12,9 11,8 5,7
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рис. 3. Индивидуальные показатели воспроизведения  слов

    подростками во всех сериях (2007-2008 год)

 

           Обратим внимание на то, что лишь в одной серии (четвертой) был  выявлен один случай с нулевым воспроизведением. По всем сериям испытуемые показали достаточно высокий уровень запоминания. Максимальное количество воспроизведений было обнаружено опять же во второй серии, при картинном опосредствовании: два случая с воспроизведением всех 15 слов списка. При этом таблица и график позволяют заметить, что, как и в случае с экспериментом 2006-2007 гг., данные по второй и третьей серии близки друг к другу по средним значениям, что говорит  об эффективном использовании подростками 13-15 лет стимулов-средств для запоминания. Кроме того, в  эксперименте 2007-2008 учебного года вновь прослеживаются более низкие результаты запоминания при использовании усложненного метода опосредования (БОЗ, средние значения) по сравнению с другими условиями запоминания.

           Рассмотрим далее результаты нашего последнего эксперимента, проведенного в 2008-2009 гг. (см. табл. 6, рис.4). 
 
 

     Таблица 6. Индивидуальные показатели воспроизведения  слов

        подростками во всех сериях (6 класс, 2008-2009 год)

Ф. И. Возраст Пол Серия 1 (НЗ) Серия 2 (КОЗ1) Серия 3 (КОЗ2) Серия 4 (БОЗ)
1) Б. Н. 12 1 9 13 11 2
2) И.  Г. 12 2 6 13 13 9
3) А.  К. 12 1 8 13 12 3
4) С.С. 12 2 6 15 12 4
5) В.  К. 11 1 10 13 8 5
6) М.  Д. 12 1 5 14 13 7
7) Т.  З. 12 2 7 15 11 4
8) Н.  Т. 12 1 4 12 5 1
9) Ш.  К. 13 2 9 13 14 7
10) Л. Е. 12 2 5 10 12 2
11) К. К. 11 2 8 14 13 9
12) В. М. 12 1 7 14 13 4
13) О. Л. 12 1 6 10 6 3
14) Л. С. 12 2 9 15 14 8
15) И. О. 11 2 6 13 10 3
16) С. Р. 12 2 6 11 9 2
17) С. К. 12 1 6 11 8 6
18)М.  К. 12 2 4 12 13 5
19) Д. К. 12 2 6 10 6 4
Среднее значение 11,9 - 6,7 12,7 10,7 4,6
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.4. Индивидуальные показатели воспроизведения слов

    подростками во всех сериях (2008-2009 год)

                    Согласно результатам таблицы 6 и рис. 4, данные 2008-2009 гг. аналогичны результатам прошлых двух лет: ни в одной из серий не выявлено нулевых воспроизведений, наиболее эффективной была вторая серия КОЗ. Вместе с тем мы наблюдаем меньшую разницу между буквенно-опосредствованным и непосредственным запоминанием, чем в двух предшествующих экспериментах. Поэтому в отношении нашего предположения о том, что буквенный способ опосредствования является наименее эффективным, мы можем сказать, что оно находит свое подтверждение лишь частично. С одной стороны, по средним показателям результаты буквенно-опосредствованного запоминания ниже, чем при других условиях запоминания, с другой стороны, в некоторых индивидуальных случаях буквенно-опосредствованное запоминание было более эффективным, чем непосредственное. Но, при этом не было отмечено ни одного случая, когда запоминание с помощью букв было бы более результативным, чем картинно-опосредствованное запоминание, а это значит, что, в целом, для подростков 12-15 лет опора на буквенные символы является более сложным и менее продуктивным способом запоминания.

                    Для общего анализа результатов репродукций по всем условиям запоминания в экспериментах 2006-2007, 2007-2008 и 2008-2009 гг., рассмотрим сводный график, на котором представлены показатели запоминания подростков разных возрастов (6, 7 и 8 классы)  - см. рис. 5. 

Рис. 5. Средние показатели воспроизведения слов подростками

во всех сериях по классам

            Согласно рис.5, мы можем констатировать небольшое  повышение показателей КОЗ2 в 7 классе по сравнению с шестым. Далее, в 8 классе, динамика не столь устойчива. Данные по КОЗ1 в 7 классе несколько хуже, чем в 6 и 8 классах. Однако мы наблюдаем наличие отчетливого повышения показателей непосредственного запоминания в зависимости от возраста. В отношении буквенно-опосредствованного запоминанием картина, напротив, неопределенная, так как наиболее высокие показатели проявляются в 6 классе, затем отмечается резкое ухудшение результатов у подростков 7 класса и дальнейший рост показателей в 8 классе, но, в любом случае, показатели по БОЗ ниже по сравнению с другими сериями.

Информация о работе Развитие опосредованной и непосредственной памяти в подростковом возрасте