Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:28, дипломная работа
Цели исследования: 1) выявление особенностей непосредственной и опосредствованной памяти современных подростков; 2) сравнение полученных результатов с данными А.Н. Леонтьева 1920-х гг.
Введение………………………………………………………………….........3
Глава 1. Развитие памяти как высшей психической функции…… …….….7
1.1. Понятие памяти……………………………...……..…………….….....7
1.2. Основные процессы памяти и ее виды…………………………….....8
1.3. История изучения памяти как психологического феномена….........12
1.4. Культурно-исторический подход к исследованию памяти в трудах Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева …………………………........................18
1.5. Развитие памяти в подростковом возрасте…… …………….….….. 21
1.6. Анализ методики А.Н.Леонтьева (1931)…………..……...…............22
1.6.1. Описание методики Леонтьева…………………………………….22
1.6.2. Основные результаты исследования А.Н. Леонтьева………..…..24
1.6.3. Критический анализ и модификация методики А.Н. Леонтьева...27
1.7. Метод репликации в психологических исследованиях.………….....30
Глава 2. Экспериментальное исследование опосредствованной и непосредственной памяти у школьников подросткового возраста ……......36
2.1. Цели и гипотезы исследования………... …………………………....36
2.2. Методика исследования…………. …………………………………..37
2.3. Результаты и их анализ………….. …………………………………..43
2.3.1.Особенности воспроизведения слов испытуемыми подросткового возраста……………………………………………………………………….43
2.3.2. Сравнение результатов воспроизведения слов подростками с испытуемыми других возрастов…………………………………………....56
2.3.3. Сравнение результатов воспроизведения слов подростками
с данными исследования А.Н. Леонтьева..…………………………...….....59
2.3.4. Изучение способов запоминания в подростковом возрасте……..64
2.4. Выводы…. …………………………………………………………….73
Заключение……. ………………………………………………………….....75
Библиография………………. ……………………………………………….78
Ф. И. | Возраст | Пол | Серия 1 (НЗ) | Серия 2 (КОЗ1) | Серия 3 (КОЗ2) | Серия 4 (БОЗ) |
1) П. М. | 13 | 2 | 7 | 12 | 13 | 5 |
2) К. Н. | 13 | 1 | 11 | 13 | 13 | 1 |
3) В. В. | 12 | 2 | 9 | 14 | 13 | 4 |
4) К. А. | 13 | 2 | 11 | 12 | 12 | 3 |
5) Е. Я. | 13 | 2 | 11 | 12 | 13 | 1 |
6) М. В. | 13 | 1 | 6 | 13 | 11 | 2 |
7) П. А. | 13 | 1 | 7 | 14 | 12 | 5 |
8) Ч. Н. | 13 | 1 | 4 | 10 | 10 | 5 |
9) З. С. | 14 | 1 | 7 | 11 | 12 | 2 |
10) М. А. | 13 | 2 | 8 | 14 | 13 | 5 |
Среднее значение | 13 | - | 8,1 | 12,6 | 12,2 | 3,3 |
НЗ - непосредственное запоминание
КОЗ1 – картинно - опосредствованное запоминание
КО32 – картинно - опосредствованное запоминание (по предположению А.Н.Леонтьева, более трудное)
БОЗ – буквенно-опосредствованное запоминание
1 – мальчик
2 – девочка
Рис. 2. Индивидуальные показатели воспроизведения слов
подростками во всех сериях (2006-2007 год)
На основании
Таблица 5. Индивидуальные показатели воспроизведения слов
подростками во всех сериях (8 класс, 2007-2008 год)
Ф. И. | Возраст | Пол | Серия 1 (НЗ) | Серия 2 (КОЗ1) | Серия 3 (КОЗ2) | Серия 4 (БОЗ) |
1) З.Н. | 13 | 2 | 5 | 14 | 11 | 0 |
2) Б.К. | 14 | 2 | 7 | 13 | 14 | 6 |
3) Т. А. | 14 | 2 | 6 | 10 | 5 | 3 |
4) К. П. | 14 | 1 | 8 | 13 | 12 | 6 |
5) П. С. | 14 | 1 | 9 | 14 | 14 | 11 |
6) К. О. | 14 | 2 | 8 | 15 | 14 | 7 |
7) М. М. | 14 | 1 | 7 | 11 | 13 | 8 |
8) С. Р. | 14 | 1 | 9 | 13 | 8 | 2 |
9) А. Н. | 15 | 2 | 7 | 15 | 14 | 3 |
10) Л.С. | 14 | 1 | 9 | 12 | 9 | 7 |
11) К. Д. | 14 | 1 | 5 | 14 | 11 | 5 |
12) Д. И. | 14 | 2 | 6 | 11 | 11 | 11 |
13) С. Д. | 14 | 1 | 8 | 14 | 14 | 5 |
14) И. А. | 14 | 1 | 7 | 11 | 13 | 4 |
15) В. С. | 15 | 2 | 10 | 13 | 14 | 6 |
16) С. А. | 15 | 2 | 4 | 12 | 10 | 6 |
17) О. Н. | 15 | 2 | 11 | 14 | 14 | 8 |
Среднее значение | 14,1 | - | 8,9 | 12,9 | 11,8 | 5,7 |
Рис. 3. Индивидуальные показатели воспроизведения слов
подростками во всех сериях (2007-2008 год)
Обратим внимание на то, что лишь в одной серии (четвертой) был выявлен один случай с нулевым воспроизведением. По всем сериям испытуемые показали достаточно высокий уровень запоминания. Максимальное количество воспроизведений было обнаружено опять же во второй серии, при картинном опосредствовании: два случая с воспроизведением всех 15 слов списка. При этом таблица и график позволяют заметить, что, как и в случае с экспериментом 2006-2007 гг., данные по второй и третьей серии близки друг к другу по средним значениям, что говорит об эффективном использовании подростками 13-15 лет стимулов-средств для запоминания. Кроме того, в эксперименте 2007-2008 учебного года вновь прослеживаются более низкие результаты запоминания при использовании усложненного метода опосредования (БОЗ, средние значения) по сравнению с другими условиями запоминания.
Рассмотрим далее
результаты нашего последнего эксперимента,
проведенного в 2008-2009 гг. (см. табл. 6, рис.4).
Таблица 6. Индивидуальные показатели воспроизведения слов
подростками во всех сериях (6 класс, 2008-2009 год)
Ф. И. | Возраст | Пол | Серия 1 (НЗ) | Серия 2 (КОЗ1) | Серия 3 (КОЗ2) | Серия 4 (БОЗ) |
1) Б. Н. | 12 | 1 | 9 | 13 | 11 | 2 |
2) И. Г. | 12 | 2 | 6 | 13 | 13 | 9 |
3) А. К. | 12 | 1 | 8 | 13 | 12 | 3 |
4) С.С. | 12 | 2 | 6 | 15 | 12 | 4 |
5) В. К. | 11 | 1 | 10 | 13 | 8 | 5 |
6) М. Д. | 12 | 1 | 5 | 14 | 13 | 7 |
7) Т. З. | 12 | 2 | 7 | 15 | 11 | 4 |
8) Н. Т. | 12 | 1 | 4 | 12 | 5 | 1 |
9) Ш. К. | 13 | 2 | 9 | 13 | 14 | 7 |
10) Л. Е. | 12 | 2 | 5 | 10 | 12 | 2 |
11) К. К. | 11 | 2 | 8 | 14 | 13 | 9 |
12) В. М. | 12 | 1 | 7 | 14 | 13 | 4 |
13) О. Л. | 12 | 1 | 6 | 10 | 6 | 3 |
14) Л. С. | 12 | 2 | 9 | 15 | 14 | 8 |
15) И. О. | 11 | 2 | 6 | 13 | 10 | 3 |
16) С. Р. | 12 | 2 | 6 | 11 | 9 | 2 |
17) С. К. | 12 | 1 | 6 | 11 | 8 | 6 |
18)М. К. | 12 | 2 | 4 | 12 | 13 | 5 |
19) Д. К. | 12 | 2 | 6 | 10 | 6 | 4 |
Среднее значение | 11,9 | - | 6,7 | 12,7 | 10,7 | 4,6 |
Рис.4. Индивидуальные показатели воспроизведения слов
подростками во всех сериях (2008-2009 год)
Согласно результатам таблицы 6 и рис. 4, данные 2008-2009 гг. аналогичны результатам прошлых двух лет: ни в одной из серий не выявлено нулевых воспроизведений, наиболее эффективной была вторая серия КОЗ. Вместе с тем мы наблюдаем меньшую разницу между буквенно-опосредствованным и непосредственным запоминанием, чем в двух предшествующих экспериментах. Поэтому в отношении нашего предположения о том, что буквенный способ опосредствования является наименее эффективным, мы можем сказать, что оно находит свое подтверждение лишь частично. С одной стороны, по средним показателям результаты буквенно-опосредствованного запоминания ниже, чем при других условиях запоминания, с другой стороны, в некоторых индивидуальных случаях буквенно-опосредствованное запоминание было более эффективным, чем непосредственное. Но, при этом не было отмечено ни одного случая, когда запоминание с помощью букв было бы более результативным, чем картинно-опосредствованное запоминание, а это значит, что, в целом, для подростков 12-15 лет опора на буквенные символы является более сложным и менее продуктивным способом запоминания.
Для общего анализа результатов репродукций
по всем условиям запоминания в экспериментах
2006-2007, 2007-2008 и 2008-2009 гг., рассмотрим сводный
график, на котором представлены показатели
запоминания подростков разных возрастов
(6, 7 и 8 классы) - см. рис. 5.
Рис. 5. Средние показатели воспроизведения слов подростками
во всех сериях по классам
Согласно рис.5, мы можем констатировать небольшое повышение показателей КОЗ2 в 7 классе по сравнению с шестым. Далее, в 8 классе, динамика не столь устойчива. Данные по КОЗ1 в 7 классе несколько хуже, чем в 6 и 8 классах. Однако мы наблюдаем наличие отчетливого повышения показателей непосредственного запоминания в зависимости от возраста. В отношении буквенно-опосредствованного запоминанием картина, напротив, неопределенная, так как наиболее высокие показатели проявляются в 6 классе, затем отмечается резкое ухудшение результатов у подростков 7 класса и дальнейший рост показателей в 8 классе, но, в любом случае, показатели по БОЗ ниже по сравнению с другими сериями.
Информация о работе Развитие опосредованной и непосредственной памяти в подростковом возрасте