Подростковый возраст

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:59, реферат

Описание работы

17.12.2009 18:52
Средний школьный возраст (от 9—11 до 14—15 лет) принято в психологии называтьотроческим, или подростковым. Отрочество — период жизни между детством и взрослостью. Однако уже это простое определение содержит проблему: если начало пубертатного периода может быть с достаточной четкостью определено с помощью биологических критериев, то этого нельзя сказать о его окончании. В европейской культуре достижение подростком статуса взрослого не институциализировано, поэтому верхняя граница возраста весьма подвижна и меняется в ходе истории, давая начало выделению таких возрастов, как юность и молодость.

Работа содержит 1 файл

Подростковый возраст.doc

— 913.00 Кб (Скачать)
Подростковый  возраст
Подросток - Психологические особенности возраста
Автор: Alex   
17.12.2009 18:52
Средний школьный возраст (от 9—11 до 14—15 лет) принято в психологии называтьотроческим, или подростковымОтрочество — период жизни между детством и взрослостью. Однако уже это простое определение содержит проблему: если начало пубертатного периода может быть с достаточной четкостью определено с помощью биологических критериев, то этого нельзя сказать о его окончании. В европейской культуре достижение подростком статуса взрослого не институциализировано, поэтому верхняя граница возраста весьма подвижна и меняется в ходе истории, давая начало выделению таких возрастов, как юность и молодость.

Психоаналитик П. Блос попытался решить проблему окончания  периода отрочества, выделив четыре психологических критерия, позволяющих провести границу между типичными структурами подросткового и взрослого самосознания: 1) вторичный процесс индивидуализации; 2) временная протяженность самосознания (осознание реальности времени, необходимость правильного понимания своего прошлого и составления планов на будущее); 3) формирование половой принадлежности; 4) "Я"-концепция. 
Процесс формирования новообразований, отличающих подростка от взрослого, растянут во времени и может происходитьнеравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и "детское", и "взрослое". По Л. С. Выготскому, в его
социальной ситуации развития наличествуют 2 тенденции:

1) тормозящая развитие взрослости (занятость школьной учебой, отсутствие других постоянных и социально значимых обязанностей, материальная зависимость и родительская опека и т.п.); 
2) овзросляющая (акселерация, некоторая самостоятельность, субъективное ощущение взрослости и т.п.).  
Это создает огромное разнообразие индивидуальных вариантов развития в подростковом возрасте — от школьников, с детским обликом и интересами, до почти взрослых подростков, уже приобщившихся к некоторым сторонам взрослой жизни. 
Обобщенно можно выделить следующие зоны развития и основные задачи развития в подростковом возрасте.

  1. Пубертатное развитие (охватывает временной промежуток от 9-11 до 18 лет). В течение относительно короткого периода, занимающего в среднем 4 года, тело ребенка претерпевает значительные изменения. Это влечет за собой две основные задачи:  
    1) необходимость реконструкции телесного образа "Я" и построение мужской или женской "родовой" идентичности;  
    2) постепенный переход к взрослой генитальной сексуальности, характеризующейся совместным с партнером эротизмом и соединением двух взаимодополняющих влечений.
  2. Когнитивное развитие(от 11—12 до 16 лет). Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено 2 основными достижениями: 1) развитием способности к абстрактному мышлению и 2) расширением временной перспективы.
  3. Преобразования социализации (преимущественно на отрезке от 12—13 до 18—19 лет). Отрочество также характеризуется важными изменениями в социальных связях и социализации, так как преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития: 1) освобождение от родительской опеки; 2) постепенное вхождение в группу сверстников, становящуюся каналом социализации и требующую установления отношений конкуренции и сотрудничества с партнерами обоих полов.
  4. Становление идентичности (выходит за границы отрочества и охватывает время от 13—14 до 20—21 года). В течение всего подросткового возраста постепенно формируется новая субъективная реальность, преобразующая представления индивида о себе и другом. Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает три основные задачи развития: 1) осознание временной протяженности собственного "Я" включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее; 2) осознание себя как отличного от интериоризированных родительских образов; 3) осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (в основном речь идет о выборе профессии, половой поляризации и идеологических установках). Открывается подростковый возраст кризисом, по которому часто и весь период именуют "критическим", "переломным", хотя у современных подростков он не так остр, как принято считать.

Исследования  отроческого возраста, проведенные в 70-80-х  гг. XX в. в Европе и  США, показали, что, например, явные конфликты  с родителями достаточно редки, поскольку  большинство подростков тщательно их избегают, пытаясь скрыть недозволенные поступки. Группа сверстников же выступает как особое социальное пространство — пространство приобретения опыта и поддержки стремления к эмансипации, а не как место социально отвергаемого поведения. Большинству американских и европейских подростков не свойственна и поляризация установок; их ценности характеризуются высокой конформностью по отношению к доминирующим в обществе стереотипам и родительским мировоззренческим позициям. 
По данным многочисленных исследований и опросов, для подростков нетипичны ни личностные кризисы, ни крах "Я"-концепции, ни тенденции к отказу от ранее приобретенных ценностей и привязанностей. Им свойственно стремление к консолидации своей идентичности, характеризующейся сосредоточенностью на своем "Я", отсутствием противоречивых установок и в целом отказом от любых форм психологического риска. Они сохраняют также сильную привязанность к родителям и не стремятся к излишней самостоятельности в мировоззрении, социальных и политических установках. Поэтому сейчас все больше говорят о том, что период "бури и натиска" — в большей степени проекция взрослых фантазий на отрочество, чем реальность, и связывают традиционные описания отрочества с тем, что они были выполнены на невротичных, неблагополучных подростках, несовершеннолетних правонарушителях и клиентах психологов и психиатров. 
Существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. Так, "отцом подросткового возраста" принято называть С. Холла, поскольку именно он впервые в 1904 г. предложил концепцию данного возраста и очертил круг связанных с ним проблем. 
С. Холл считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Это промежуточная стадия между детством — эпохой охоты и собирательства, и взрослым состоянием — эпохой развитой цивилизации. Она воспроизводит эпоху хаоса, когда животные, антропоидные, полуварварские тенденции сталкиваются с требованиями социальной жизни. Его представление о "бунтующем" отрочестве, насыщенном стрессами и конфликтами, в котором доминируют нестабильность, энтузиазм, смятение и царствует закон контрастов, глубоко вошло не только в психологию, но и в культуру. 
С. Холл впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка, выделив ряд основных противоречий, присущих этому возрасту. У подростков чрезмерная активность может привести к изнурению, безумная веселость сменяется унынием, уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость, эгоизм чередуется с альтруизмом, высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями, страсть к общению сменяется замкнутостью, тонкая чувствительность переходит в апатию, живая любознательность — в умственное равнодушие, страсть к чтению — в пренебрежение к нему, стремление к реформаторству — в любовь к рутине, увлечение наблюдениями — в бесконечные рассуждения. С. Холл называл этот период периодом "бури и натиска", описывая его содержание как кризис самосознания, преодолев который человек приобретает чувство индивидуальности. 
Для психоанализа пубертатный расцвет связан с неизбежным возрождением конфликтов эдипова комплекса; с наступлением отрочества активизируются все проблемы, отражающие кровосмесительные влечения к родителю противоположного пола. Чтобы восстановить равновесие и отношение к родительским образам, "перевернутые" этим отходом к периоду эдипова комплекса, подросток в целях самоутверждения вынужден отказаться от идентификации с родителями. 
Как С. Холла, так и 3. Фрейда принято считать сторонниками биологического универсализма в подходе к отрочеству: кризис подросткового возраста они считали явлением неизбежным и универсальным из-за его биологической предопределенности, связанной с половым созреванием. 
В противовес биологическому универсализму в 20—ЗО-е гг. XX в. стало набирать силу социогенетическое направление, толковавшее природу возраста со стороны социальных условий, обучения, воспитания. Это направление было подкреплено исследованиями М. Мид, доказавшей несостоятельность представлений о неизбежности подросткового кризиса изучением взросления девочек-подростков на о. Самоа. Она обнаружила существование гармоничного, бесконфликтного перехода от детства к взрослости и подробно описала условия жизни, особенности воспитания, обряды инициации и отношения детей с окружающими. В исследованиях антропологов было опровергнуто обязательное наличие эдипова комплекса у мальчиков, который 3. Фрейд считал базой подросткового кризиса. 
К. Левин поставил отрочество в контекст социальной психологии: подросток, вышедший из мира детей и не дошедший до мира взрослых, оказывается между социальными группами, "неприкаянным", что порождает особую подростковую субкультуру. 
Немецкий философ и психолог Э. Шпрангер в книге "Психология юношеского возраста" разработал культурно-историческую концепцию подросткового возраста, считая его возрастом врастания в культуру. Он считал, что психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи. 
Э. Шпрангер описал 3 типа развития в отрочестве.

  • Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое "Я".
  • Второй тип развития — плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.
  • Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины. 
    Главные новообразования возраста, по Э. Шпрангеру, — 
    открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности, а также чувство любви.

Ш. Бюлер определяет подростковый возраст  как период созревания, когда человек становится половозрелым. 
Основная его характеристика — то, что Ш. Бюлер называет психической пубертатностъю, Допубертатный период она считает детством, а заключительную часть пубертатного периода — юностью. Психическая пубертатность связана с вызреванием особой биологической потребности — потребности в дополнении, которая выводит подростка из состояния самоудовлетворенности и спокойствия и побуждает к поискам сближения с существом другого пола. 
Ш. Бюлер отличает психическую пубертатность от телесной (физической), которая приходится в среднем у мальчиков на период между 14—16 годами, у девочек — между 13-15 годами. С ростом культуры период психической пубертатности удлиняется по сравнению с периодом физической, что и является причиной многих трудностей в эти годы. 
Превращение подростка в юношу проявляется в изменении основной установки по отношению к окружающему миру: за негативной фазой жизнеотрицания, присущей пубертатной стадии, следует фаза жизнеутверждения, характерная для юношества. 
Основные черты негативной фазы: повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойство, легкая возбудимость, а также "физическое и душевное недомогание", которые находят свое выражение в драчливости и капризности. Подростки неудовлетворены собой, и эта неудовлетворенность переносится на окружающий мир, иногда приводя их к мысли о самоубийстве. К этому присоединяется и ряд новых внутренних влечений к тайному, запрещенному, необычному, к тому, что выходит за пределы привычной и упорядоченной повседневной жизни. Непослушание, занятие запрещенными делами обладают в это время особенно притягательной силой. Подросток чувствует себя одиноким, чужим и непонятым в окружающей его жизни взрослых и сверстников. К этому присоединяются разочарования. Обычные способы поведения — "пассивная меланхолия" и "агрессивная самозащита". Следствие всех этих явлений — общее снижение работоспособности, изоляция от окружающих или активно враждебное отношение к ним и различного рода асоциальные поступки. 
Окончание фазы связано с завершением телесного созревания. Позитивный период начинается с того, что перед подростком открываются новые источники радости, к которым он до этого времени не был восприимчив: "переживание природы", сознательное переживание прекрасного, любовь. 
Э. Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. По его мнению, в формировании личности важно то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь. 
Им описано 6 типов ценностей и соответственно типов личности, которые заметны уже в подростковом возрасте:

1) теоретический тип — личность, все стремления которой направлены на объективное познание действительности;

2) эстетический тип — личность, для которой объективное познание чуждо; она стремится постигнуть единичный случай и "исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями";

3) экономический тип — жизнью такого человека управляет идея пользы, стремление с "наименьшей затратой силы достигнуть наибольшего результата";

4) социальный тип — "смысл жизни составляют любовь, общение и жизнь для других людей";

5) политический тип — для такой личности характерно стремление к власти, господству и влиянию;

6) религиозный тип — такая личность соотносит "всякое единичное явление с общим смыслом жизни и мира".

 
Переходный возраст, по Э. Штерну, характеризуется не только особой направленностью мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особым образом действий. Он называет его "серьезной игрой" и описывает как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого. Примерами таких игр могут служить игры любовного характера (кокетство, флирт, петтинг, мечтательное поклонение), выбор профессии и подготовка к ней, занятия спортом и участие в юношеских организациях. 
Л. С. Выготский центральным и специфическим новообразованием отрочества считал чувство взрослости — возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится им быть и считаться. Своеобразие заключается и в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но полноценной взрослости еще нет, хотя появляется потребность в признании ее окружающими. 
Основой чувства взрослости является как осознание физиологических сдвигов в собственном организме, так и субъективное переживание социальных изменений (в частности, в отношениях с родителями). Чувство взрослости выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям, миру и определяет содержание его социальной активности, особенности внутренней жизни. Специфическая социальная активность подростка состоит в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей и образцов поведения взрослых, что определяет новые сферы его интересов. 
Наиболее яркими интересами (доминантами) подростка Л. С. Выготский считал "эгоцентрическую доминанту" (интерес к собственной личности), "доминанту дали" (установку на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние), "доминанту усилия" (тягу к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях), "доминанту романтики" (стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму). 
Особое внимание он обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в нем — овладение процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения подростка. По словам Л. С. Выготского, функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте. 
Воображение подростка "уходит в сферу фантазии", которая обращается в интимную сферу, скрываемую от других, являющуюся формой мышления исключительно для самого себя. Он прячет свои фантазии как сокровеннейшую тайну. 
Л. С. Выготский указал еще на два новообразования подросткового возраста — развитие рефлексии и на ее основе развитие 
самосознания.

Источник: Сапогова Е.Е. "Психология развития человека"

Характеристика  подросткового возраста
Подросток - Психологические особенности возраста
Автор: Alex   
17.12.2009 19:03
Отрочество, подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Однако раскрывающееся его сознанию общество жестоко инициирует его. 
В современном информационном обществе стремление подростка к статусу взрослого - мечта малодоступная. Поэтому в отрочестве подросток обретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности. Подросток психологически попадает в зависимость от предметного мира как ценности человеческого бытия. Живя в предметном мире с момента появления на свет, сызмальства осваивая его по функциональному назначению и эстетической значимости, подросток начинает фетишировать этот мир. Благодаря тому, что он входит в подростковые сообщества, которые представляют себя через присущие времени и возрасту знаковые системы, в состав которых подпадают и определенные вещи, подросток превращается в потребителя: потребление вещей становится содержанием его жизни. Приобретая вещи в личное владение, он обретает ценность в собственных глазах и в глазах сверстников. Именно через присущие подростковой культуре вещи происходит регулирование отношений внутри возрастных групп. Для подростка становится значимым обладание определенным набором вещей, чтобы поддерживать свое чувство личности.

Сегодня, когда  в России появляется тенденция вслед  за так называемыми развитыми  странами к превращению в общество потребления, потребительские аппетиты подростков несказанно возрастают. 
Конечно, вещи - среда обитания, условие духовного и физического развития, желанная и необходимая собственность. Однако общество потребления предлагает вниманию подростка выбор и регулярное обновление массы вещей, которые не могут принять участия в его развитии и вовсе не обязательны для его благополучного бытия. 
Современный подросток подпадает в большой мере под внушающее воздействие побуждающей рекламы, порабощающей вещной потребности, подавляющее воздействие даров (не только данайцы были опасны своими дарами); под знаковые манипулирования сознанием через так называемые жестуальные предметы (традиционные, ценные и др. и тому подобные трансформации мира вещей. 
В современном мире вещи могут стать растлителем подростков по многим причинам: 1) став основной ценностью, побуждающей мотивацию и представления о полноте жизни; 2) став фетишем, превращающим в раба вещей; 3) поставив в зависимость от дарителей и побуждая тем самым к зависти и агрессии. 
Современный "отроческий бизнес" не только не решает проблемы "Подросток в мире вещей", но по-своему порабощает подростка. 

 
Отрочество - период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои 
отношения с семьей.Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме - в стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение. Негативизм - первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного "Я". 
Стремление осознать и развить свою уникальность, пробуждающееся чувство личности требуют от отрока обособления от семейного "Мы", доселе поддерживающего в нем чувство защищенности традициями и эмоциональной направленностью на него. Однако реально находиться наедине со своим "Я" подросток еще не может. Он еще не способен глубоко и объективно оценивать самого себя; он не способен в одиночестве предстать перед миром людей как уникальная личность, которой он стремится стать. Его потерянное "Я" стремится к "Мы". Но на этот раз это "Мы" ("Мы - группа", У.Г.Самнер) составляют сверстники. 
Отрочество - это период, когда подросток начинает ценить свои 
отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому. Стремление идентифицироваться с себе подобными порождает столь ценимую в общечеловеческой культуре потребность в друге. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей в отрочестве. Именно через дружбу отрок усваивает черты высокого взаимодействия людей: сотрудничество, взаимопомощь, взаимовыручка, риск ради другого и т.п. Дружба дает также возможность через доверительные отношения глубже познать другого и самого себя. При этом именно в отрочестве человек начинает постигать, как глубоко (а иногда и непоправимо для дружбы) ранит измена, выражающаяся в разглашении доверительных откровений или в обращении этих откровений против самого друга в ситуации запальчивых споров, выяснении отношений, ссор. Дружба, таким образом, не только учит прекрасным порывам и служению другому, но и сложным рефлексиям на другого не только в момент доверительного общения, но и в проекции будущего. 
Дружба в отрочестве, так же как и общение в группе, благодаря стремлению подростков к взаимной идентификации повышает конформность во взаимоотношениях. Если отроки в семье негативисты, то в среде сверстников они нередко конформисты. Правда, этот конформизм группового общения может весьма быстро перемениться на взаимный негативизм, но все-таки конформизм преобладает. 
Отрочество при всей сложности психологических взаимодействий с другими людьми (взрослыми и сверстниками) имеет глубинную привлекательность своей направленностью на созидание. Именно в отрочестве подросток нацелен на поиск новых, продуктивных форм общения - со сверстниками, со своими кумирами, с теми, кого любит и уважает. Стремление к созиданию проявляется и в сфере осваиваемых идей и знаний. 
До инерции детства большая часть подростков остро реагирует на свои восприятия, память, речь, мышление и старается придать им блеск и глубину; они переживают радость от приобщения к познанию; моральные ценности, качества личности (самостоятельность, смелость, воля) также становятся для них объектом самовоспитания. Интенсивно умственно работая и столь же интенсивно бездельничая, подросток постепенно осознает себя как личность. 
Отроки стремятся переосмыслить то, что они сделали предметом своего интеллектуального постижения и, прочувствовав, выдать и утвердить это как продукт своего собственного мышления. 
Отрочество благодаря потребности познать себя ( 
идентификация с собственным "Я") и стремлению открыть через постоянные рефлексии свою ускользающую сущность лишает подростка спокойной душевной жизни. Тем более что именно в отрочестве диапазон полярных чувств чрезвычайно велик. У подростка пылкие чувства, подчас ничто не может остановить его в стремлении к избранной цели: для него не существует в этот миг ни нравственных препон, ни страха перед людьми и даже перед лицом смерти. Глаза его исторгают пламень страсти, взгляд непреклонен. Кроме собственной цели- весь мир ничто. Но уходит порыв. Расточительство душевной и физической энергии не проходит даром - вот он уже впал в оцепенение, он вял и бездействен. Глаза его потухли, взгляд пуст. Он опустошен и, кажется, ничто не придаст ему сил. Но еще чуть-чуть - и он вновь охвачен страстью новой цели. 
Однако рефлексии на себя и других открывают в отрочестве глубины своего несовершенства - и подросток уходит в состояниепсихологического кризиса. Субъективно это тяжелые переживания. Но кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами таких глубин, о которых он даже не подозревал в детстве. Подросток через собственные душевные муки обогащает сферу своих чувств и мыслей, он проходит трудную школу идентификации с собой и с другими, впервые овладевая опытом целенаправленного обособления. Все это помогает ему отстаивать свое право быть личностью.

Источник: Мухина В.С. "Возрастная психология: феноменология  развития, детство, отрочество"

ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСКОВОГО ВОЗРАСТА
В жизни человека условно выделяют следующие этапы:
  • Период новорожденности;
  • Период раннего возраста;
  • Дошкольный период;
  • Период младшего школьного возраста;
  • Подростковый период;
  • Юношеский период;
  • Период зрелости;
  • Период пожилого возраста;
  • Старческий период (период глубокой старости).

Организм человека в разные возрастные периоды имеет характерные морфологические и функциональные особенности, которые отражают качество жизни.

Детский возраст является фундаментальным  периодом жизненного цикла человека, в течение которого закладывается  потенциал здоровья и общая продолжительность жизни.

По напряженности  различных процессов в организме  первое место занимает период новорожденности. Из-за незрелости многих органов и  систем ребенок становится уязвимым для инфекций, перегреваний, переохлаждений, нарушений вскармливания и полностью зависимым от матери. Второе место занимает подростковый возраст.

По степени  уделяемого внимания со стороны взрослых эти возраста существенно отличаются: если к новорожденным во многих семьях относятся трепетно, с любовью, выполняют рекомендации врача, следят за психо-моторным развитием, посещают врачей различных специальностей, то к сожалению, большинство подростков предоставлены сами себе, к врачу обращаются только в случае острых заболеваний, назначения не выполняют. Многие родители не обращают внимание на психо-эмоциональную сферу ребенка, не контролируют правильность выполнения врачебных рекомендаций и назначенного лечения.

При отсутствии своевременной коррекции имеющихся  отклонений в здоровье, по данным литературы, среди подростков растет число хронических заболеваний, течение которых часто приводит к инвалидизации, нарушению репродуктивной функции, развитию отклонений психофизического характера. В результате около 60% подросткового населения имеют те или иные ограничения по выбору профессии.

Подростковый  возраст – один из критических  периодов в жизни человека. В это  время окончательно формируется  тип конституции (строение организма, органов и систем), определяются психо-характерологические особенности  личности, стереотипы поведения. В вегетативном отделе центральной нервной системы активизируется симпатический отдел, что обуславливает слабость тормозных процессов, повышенную активность, стремительность. В организме происходит бурная гормональная перестройка, идет активация гипоталамуса, гипофиза, бурно растет скелет, увеличивается мышечная масса, ускоряются темпы полового созревания.

Выражена  неравномерность развития органов  и систем: костный скелет растет быстрее мышц, сосудов, нервов, увеличение объема сердца отстает от объема тела, также отстает развитие артериальной сети. Основной обмен повышен, поэтому высока потребность в кислороде. Нарастает сила и выносливость дыхательной системы, но кислород расходуется не экономно, поэтому у подростков плохая адаптация к кислородному голоданию. Нестабильность гормональной, нервно-вегетативной регуляции, диспропорция в формировании органов и систем ведут к развитию функциональных нарушений в работе внутренних органов и систем организма, поэтому у подростков очень широко распространены пограничные соматические и психические состояния. Вот перечень наиболее часто встречающихся заболеваний у подростков:

  • Вегето-сосудистая дистония;
  • Болезни костно - мышечной системы ( сколиозы, нестабильность шейного отдела позвоночника и т.п.);
  • Нарушения полового созревания ( преждевременное половое развитие, замедленное половое развитие и др.);
  • Функциональные нарушения внутренних органов: дискинезии желчевыводящих путей, кардиопатии, обморочные состояния);
  • Инфекции, передающиеся половым путем ( гонорея, сифилис, трихомониаз, СПИД и т.п.);
  • Туберкулез;
  • Патологические пристрастия (алкоголизм, табакокурения, наркомания);

Чтобы ребенок без потерь здоровья преодолел  критический период его необходимо планомерно и последовательно готовить к вышеперечисленным изменениям в организме.

Педиатрическая  служба – единственное звено лечебных учреждений, которое несмотря на экономические  и моральные потрясения жизни  нашего общества сохранило лучшие традиции российского здравоохранения: бесплатность и доступность. Дети, декретированных возрастов, проходят диспансеризацию, что способствует раннему выявлению и профилактике заболеваний.

К сожалению, далеко не все родители интересуются результатами профосмотров и выполняют  рекомендации врачей. Часто на первом месте у родителей стоит учеба ребенка и собственная работа, «здоровье откладывается на потом». А «потом» порой бывает уже поздно и затратно по времени и средствам, ведь всем известно, что предупредить болезнь дешевле, чем её лечить.

Можно привести много примеров из врачебной практики подобного отношения к состоянию здоровья детей, но мы предлагаем один.

Во время  профосмотра у девочки 14 лет было выявлено нарушение осанки. Рекомендовано: посетить врача лечебной физкультуры. Мама привела девочку к врачу  с тем направлением только через 1,5 года, когда у ребенка появились боли в области спины. Диагноз при осмотре: сколиоз 1 степени.

Чтобы отклонение в здоровье плавно не превратилось в хроническую болезнь, рекомендуем  Вам, уважаемые родители, внимательно  относиться к здоровью своих детей, особенно подростков и обращаться к врачам не только по поводу высокой температуры или сильных болей в животе, а при любой, даже кажущейся несущественной на Ваш взгляд проблеме

Особенности периода полового созревания у мальчиков

У мальчиков, как  уже упоминалось, половое созревание начинается приблизительно на два года позднее, чем у девочек — не раньше 11-летнего возраста (случаи более раннего начала крайне редки). У многих мальчиков период полового созревания наступает в 12,13, 14 и даже в 15 лет и крайне редко позже. Максимальная скорость роста у мальчиков наблюдается примерно в 14-летнем возрасте — с 13 до 15 лет они вырастают в год в среднем на 10 см. Они также быстро прибавляют в весе. Если раньше они увеличивались в весе ежегодно в среднем на 2 кг, то в период полового созревания—на З—5 кг и более. К 10—11 годам начинает расти половой член и семенники (яички). К 12—13 годам происходит видимое увеличение адамова яблока, находящегося на шее под подбородком, а также появляется волосяной покров в половой области. Половые органы продолжают увеличиваться в размерах (половой член, яичники, мошонка). К 14—16 годам начинают расти борода и усы, появляются волосы подмышками, слегка увеличиваются грудные железы, голос изменяется (мутируется), он становится более грубым и мужественным, проявляются первые спонтанные эякуляции (семяотделение во время сна). В конечной фазе полового созревания — к 16—18 годам завершается характерное для мужского пола покрытие волосами тела, половой области и лица (усы и борода). В семенной жидкости появляются зрелые сперматозоиды, а на коже лица часто появляются прыщи. Рост постепенно замедляется и прекращается. В период полового созревания у мальчиков также появляется ряд трудностей — различные физиологические отклонения, которые заслуживают особого внимания. Раннее наступление полового созревания нередко вызывает волнения и беспокойство у неподготовленного и недостаточно информированного об этом ребенка, а также родителей. Запоздание полового созревания также вносит нотки подавленности в поведение юноши, который видит, что его сверстники уже выросли и возмужали. Своевременное, проведенное в соответствующей форме половое воспитание предохраняет подрастающее поколение от излишних и тревожных переживаний.

Рекомендуем: лучший металлодетектор
 

 

ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ МАЛЬЧИКОВ  И ДЕВОЧЕК

 

Размер шрифта: A A A

 

Ещё вчера ваш малыш был маленьким, беспомощным и забавным. Но время летит очень и очень быстро – первая улыбка, первое слово, первый шаг и поход в садик. Спустя совсем немного времени – первый класс, первые пятёрки первые двойки. А недавно вы заметили, что с вашим ребёнком происходят странные изменения. Что это такое? Не стоит пугаться происходящим переменам – скорее всего, ваш ребёнок плавно вошёл в период полового созревания. Для того чтобы помочь ребёнку пережить этот непростой период в его жизни, родители должны иметь точное представление о том, что же такое половое созревание и как оно должно проходить в норме.

Не забывайте о том, что половое созревание мальчиков и девочек абсолютно разное. Половое созревание мальчиков и девочек начинается в разное время, протекает по разному и воспринимается детьми также абсолютно по разному. Например, раннее половое созревание у девочек – явление довольно частое, тогда как для мальчиков более характерна задержка полового созревания. Однако преждевременное половое созревание девочек не должно служить поводом для паники у родителей.

И у мальчиков, и у девочек половое созревание занимает около пяти лет. Как уже  говорилось выше, сроки начала полового созревания очень индивидуальны  и могут сильно колебаться как  в одну сторону, так и в другую. Если родители отмечают значительные колебания, имеет смысл проконсультироваться с детским врачом. Врач наиболее адекватно способен оценить состояние физического развития ребёнка, а в случае необходимости он направит ребёнка на дополнительные обследования, которые помогут достоверно выяснить причины отклонения от нормы.

Однако серьёзные  проблемы гормонального характера  встречаются крайне и крайне редко. Практически всегда причиной отклонения является наследственный признак. Если хотя бы у одного у родителей в своё время также были отклонения в любую сторону, это на 50% повышает риск подобных отклонений и у детей. Особенно это касается роста ребёнка – если оба родителя невысокого роста, не стоит ждать интенсивного скачка роста у подростка.

Современная медицина установила рамки, в которые должно укладываться начало полового созревания мальчиков и девочек. Раннее половое созревание у девочек начинается с 8 лет, у мальчиков – с 10 лет, крайний срок начала полового созревания для девочек – 12 лет, а для мальчиков – 14 лет. Если родители испытывают какие – либо сомнения, они должны обратиться к врачу педиатру или эндокринологу. Ни в коем случае не высказывайте свои опасения или сомнения в присутствии ребёнка – это способно нанести ему довольно сильную психологическую травму, с которой потом вам придётся долго бороться. Помните о том, что психика подростков очень и очень уязвима.

Период полового созревания у девочек

Прежде чем  говорить про период полового созревания у девочек, необходимо понимать, что  вообще подразумевает под собой  понятие «половое созревание». Половое  созревание есть ни что иное, как  период очень интенсивного роста  ребёнка, длящийся примерно в течение двух лет, которые предшествуют наступлению половой зрелости девочки. Наступлением половой зрелости у девушки считается начало первой менструации.

Как уже неоднократно говорилось выше, нельзя точно назвать  возраст, в котором начинается период полового созревания у девочек. Средний возраст начала полового созревания – примерно 11 лет, соответственно, первый менструальный цикл наступает примерно через два года, то есть в 13 лет. Однако в последнее время наблюдается тенденция, при которой раннее половое созревание становится всё более частым, и начинается в возрасте примерно 9 лет. В некоторых случаях, особенно если половое созревание матери было поздним, у девочки оно может начаться в 13 лет, соответственно первая менструация – в 15 лет. Изредка встречаются случаи, когда половое созревание начинается в 7 или в 15 лет, однако это явление носит патологический характер и нуждается в медицинской корректировке. В том случае, если преждевременное половое созревание девочек беспокоит родителей, они должны обратиться к врачу.

Если же отклонения не настолько кардинальные, они не должны пугать родителей. Чаще всего  отклонения от средне статических цифр не сигнализируют о каких –  либо сбоях в гормональном фоне ребёнка  и сбоях в работе гормональных желез, а всего лишь говорят о наследственной предрасположенности ребёнка. Если вы не помните начала своего полового созревания, поговорите со своими родителями – они наверняка смогут развеять все ваши сомнения. Ни в коем случае не давайте ребёнку никаких гормональных препаратов, если только они не назначены лечащим врачом – это может нанести непоправимый вред здоровью ребёнка и даже, в будущем, привести к бесплодию девочки.

Итак, каковы же признаки полового созревания у  девочек? Ниже описаны основные этапы  полового созревания, характерные для девочек. В возрасте 7 – 8 лет малышка росла примерно на 7 сантиметров в год, а к 9 прибавка в росте составила всего около двух сантиметров, словно природа затормозила процесс роста. То же самое будет и в течение десятого года жизни – прибавка в росте не превысит 1 – 3 сантиметров. Но в течение 11 года жизни происходит мощнейший ростовой скачок – в течение последующих двух лет прибавка в росте за год будет составлять в среднем около 10 лет, также стремительно начнёт увеличиваться и её вес – вместо привычных 2 килограмм в год прибавка будет примерно по 6 килограмм в год. Однако внешне это никак не будет заметно, кроме того, что у девочки будет просто 2зверский» аппетит, потому что организму необходимо много питательных веществ для такого бурного скачка в росте.

В организме  девочки начинают происходить значительные изменения. Ещё в самом начале полового созревания отмечается начало увеличения молочных желез, происходящее следующим образом: первым слегка увеличивается  околососковый кружок и сосок, слегка выпячиваясь вперёд, а уже потом начинает видоизменяться сама молочная железа. В первый год после начало полового созревания молочная железа имеет вид конуса, но примерно за год до начала первого менструального цикла она принимает более округлую, привычную форму.

Сразу же после  того, как начинается рост молочной железы, начинается и рост волос  в подмышечных впадинах и в  области промежности. Начинается видоизменение  фигуры, которая приобретает более  женственное очертание: у девочки  постепенно начинают расширяться бёдра, очерчивается талия. Кроме того, в этот период кардинально меняется структура кожи и волос, под воздействием определённых гормонов, о которых пойдёт речь чуть позже.

Примерно  в 13 лет у девочки наступает  первая менструация. Помните о том, что становление менструального цикла – процесс очень долгий и может занимать значительное время – до одного года. Пока менструальный цикл не установлен, менструации могут быть крайне нерегулярными. Это абсолютно нормальное явление, которое не должно вызывать у родителей никакого опасения. С наступлением первого менструального цикла рост девочки значительно замедляется, она прибавит в росте не более 5 сантиметров.

На менструации  мать девочки должна обратить особо  пристальное внимание. Независимо от того, во сколько у девочки начался менструальный цикл – в 11 лет или в 15, это событие всегда вызывает у неё стрессовое состояние. А представьте себе, насколько более сильный стресс будет у той девочки, которая абсолютно ничего не знает о том, что происходит с её организмом? Девочка может впасть в панику и даже не сказать маме, что с ней происходит.

Именно поэтому  мама просто обязана своевременно, ещё до наступления менструаций, психологически подготовить девочку  к предстоящим физиологическим  изменениям в её организме, научить пользоваться предметами гигиены и правилам поведения во время менструаций. Конечно же, девочка может узнать обо всём этом и из других источников, например от подруг. Но в таком случае не стоит удивляться, если и с новостью о своей первой менструации дочь пойдёт не к вам, а к подруге. Ни в коем случае недопустимо чересчур бурно реагировать на известие о наступлении у девочки менструации и не стоит прилюдно ставить в известность об этом родственников и друзей – это может сильно смутить девочку.

Информация о работе Подростковый возраст