Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:59, реферат
17.12.2009 18:52
Средний школьный возраст (от 9—11 до 14—15 лет) принято в психологии называтьотроческим, или подростковым. Отрочество — период жизни между детством и взрослостью. Однако уже это простое определение содержит проблему: если начало пубертатного периода может быть с достаточной четкостью определено с помощью биологических критериев, то этого нельзя сказать о его окончании. В европейской культуре достижение подростком статуса взрослого не институциализировано, поэтому верхняя граница возраста весьма подвижна и меняется в ходе истории, давая начало выделению таких возрастов, как юность и молодость.
Подростковый возраст |
Подросток - Психологические особенности возраста |
Автор: Alex |
17.12.2009 18:52 |
Средний школьный возраст (от 9—11 до 14—15
лет) принято в психологии называтьотроческим,
или подростковым. Отрочество — период
жизни между детством и взрослостью. Однако
уже это простое определение содержит
проблему: если начало пубертатного периода
может быть с достаточной четкостью определено
с помощью биологических критериев, то
этого нельзя сказать о его окончании.
В европейской культуре достижение подростком
статуса взрослого не институциализировано,
поэтому верхняя граница возраста весьма
подвижна и меняется в ходе истории, давая
начало выделению таких возрастов, как
юность и молодость.
Психоаналитик
П. Блос попытался решить проблему окончания
периода отрочества, выделив четыре психологических
критерия, позволяющих провести границу
между типичными структурами подросткового
и взрослого самосознания: 1) вторичный
процесс индивидуализации; 2) временная
протяженность самосознания (осознание
реальности времени, необходимость правильного
понимания своего прошлого и составления
планов на будущее); 3) формирование половой
принадлежности; 4) "Я"-концепция. 1) тормозящая
развитие взрослости (занятость школьной
учебой, отсутствие других постоянных
и социально значимых обязанностей, материальная
зависимость и родительская опека и т.п.);
Исследования
отроческого возраста,
проведенные в 70-80-х
гг. XX в. в Европе и
США, показали, что, например,
явные конфликты
с родителями достаточно
редки, поскольку
большинство подростков
тщательно их избегают,
пытаясь скрыть недозволенные
поступки. Группа сверстников
же выступает как особое
социальное пространство
— пространство приобретения
опыта и поддержки стремления
к эмансипации, а не
как место социально
отвергаемого поведения.
Большинству американских
и европейских подростков
не свойственна и поляризация
установок; их ценности
характеризуются высокой
конформностью по отношению
к доминирующим в обществе
стереотипам и родительским
мировоззренческим
позициям.
Ш.
Бюлер определяет
подростковый возраст
как период созревания, когда
человек становится
половозрелым. 1) теоретический тип — личность, все стремления которой направлены на объективное познание действительности; 2) эстетический тип — личность, для которой объективное познание чуждо; она стремится постигнуть единичный случай и "исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями"; 3) экономический тип — жизнью такого человека управляет идея пользы, стремление с "наименьшей затратой силы достигнуть наибольшего результата"; 4) социальный тип — "смысл жизни составляют любовь, общение и жизнь для других людей"; 5) политический тип — для такой личности характерно стремление к власти, господству и влиянию; 6) религиозный тип — такая личность соотносит "всякое единичное явление с общим смыслом жизни и мира". Источник: Сапогова Е.Е. "Психология развития человека" |
Характеристика подросткового возраста |
Подросток - Психологические особенности возраста |
Автор: Alex |
17.12.2009 19:03 |
Отрочество, подростковый
возраст - период жизни человека от детства
до юности в традиционной классификации
(от 11-12 до 14-15 лет). В этот самый короткий
по астрономическому времени период подросток
проходит великий путь в своем развитии:
через внутренние конфликты с самим собой
и с другими, через внешние срывы и восхождения
он может обрести чувство личности. Однако
раскрывающееся его сознанию общество
жестоко инициирует его. В современном информационном обществе стремление подростка к статусу взрослого - мечта малодоступная. Поэтому в отрочестве подросток обретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности. Подросток психологически попадает в зависимость от предметного мира как ценности человеческого бытия. Живя в предметном мире с момента появления на свет, сызмальства осваивая его по функциональному назначению и эстетической значимости, подросток начинает фетишировать этот мир. Благодаря тому, что он входит в подростковые сообщества, которые представляют себя через присущие времени и возрасту знаковые системы, в состав которых подпадают и определенные вещи, подросток превращается в потребителя: потребление вещей становится содержанием его жизни. Приобретая вещи в личное владение, он обретает ценность в собственных глазах и в глазах сверстников. Именно через присущие подростковой культуре вещи происходит регулирование отношений внутри возрастных групп. Для подростка становится значимым обладание определенным набором вещей, чтобы поддерживать свое чувство личности. Сегодня, когда
в России появляется тенденция вслед
за так называемыми развитыми
странами к превращению в общество
потребления, потребительские аппетиты
подростков несказанно возрастают. Источник: Мухина В.С. "Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество" |
ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСКОВОГО ВОЗРАСТА |
В жизни человека условно выделяют
следующие этапы:
Организм человека в разные возрастные периоды имеет характерные морфологические и функциональные особенности, которые отражают качество жизни. Детский возраст является фундаментальным периодом жизненного цикла человека, в течение которого закладывается потенциал здоровья и общая продолжительность жизни. По напряженности
различных процессов в По степени уделяемого внимания со стороны взрослых эти возраста существенно отличаются: если к новорожденным во многих семьях относятся трепетно, с любовью, выполняют рекомендации врача, следят за психо-моторным развитием, посещают врачей различных специальностей, то к сожалению, большинство подростков предоставлены сами себе, к врачу обращаются только в случае острых заболеваний, назначения не выполняют. Многие родители не обращают внимание на психо-эмоциональную сферу ребенка, не контролируют правильность выполнения врачебных рекомендаций и назначенного лечения. При отсутствии
своевременной коррекции Подростковый
возраст – один из критических
периодов в жизни человека. В это
время окончательно формируется
тип конституции (строение организма,
органов и систем), определяются
психо-характерологические Выражена неравномерность развития органов и систем: костный скелет растет быстрее мышц, сосудов, нервов, увеличение объема сердца отстает от объема тела, также отстает развитие артериальной сети. Основной обмен повышен, поэтому высока потребность в кислороде. Нарастает сила и выносливость дыхательной системы, но кислород расходуется не экономно, поэтому у подростков плохая адаптация к кислородному голоданию. Нестабильность гормональной, нервно-вегетативной регуляции, диспропорция в формировании органов и систем ведут к развитию функциональных нарушений в работе внутренних органов и систем организма, поэтому у подростков очень широко распространены пограничные соматические и психические состояния. Вот перечень наиболее часто встречающихся заболеваний у подростков:
Чтобы ребенок без потерь здоровья преодолел критический период его необходимо планомерно и последовательно готовить к вышеперечисленным изменениям в организме. Педиатрическая служба – единственное звено лечебных учреждений, которое несмотря на экономические и моральные потрясения жизни нашего общества сохранило лучшие традиции российского здравоохранения: бесплатность и доступность. Дети, декретированных возрастов, проходят диспансеризацию, что способствует раннему выявлению и профилактике заболеваний. К сожалению, далеко не все родители интересуются результатами профосмотров и выполняют рекомендации врачей. Часто на первом месте у родителей стоит учеба ребенка и собственная работа, «здоровье откладывается на потом». А «потом» порой бывает уже поздно и затратно по времени и средствам, ведь всем известно, что предупредить болезнь дешевле, чем её лечить. Можно привести много примеров из врачебной практики подобного отношения к состоянию здоровья детей, но мы предлагаем один. Во время профосмотра у девочки 14 лет было выявлено нарушение осанки. Рекомендовано: посетить врача лечебной физкультуры. Мама привела девочку к врачу с тем направлением только через 1,5 года, когда у ребенка появились боли в области спины. Диагноз при осмотре: сколиоз 1 степени. Чтобы отклонение в здоровье плавно не превратилось в хроническую болезнь, рекомендуем Вам, уважаемые родители, внимательно относиться к здоровью своих детей, особенно подростков и обращаться к врачам не только по поводу высокой температуры или сильных болей в животе, а при любой, даже кажущейся несущественной на Ваш взгляд проблеме |
Особенности
периода полового
созревания у мальчиков
У мальчиков, как уже упоминалось, половое созревание начинается приблизительно на два года позднее, чем у девочек — не раньше 11-летнего возраста (случаи более раннего начала крайне редки). У многих мальчиков период полового созревания наступает в 12,13, 14 и даже в 15 лет и крайне редко позже. Максимальная скорость роста у мальчиков наблюдается примерно в 14-летнем возрасте — с 13 до 15 лет они вырастают в год в среднем на 10 см. Они также быстро прибавляют в весе. Если раньше они увеличивались в весе ежегодно в среднем на 2 кг, то в период полового созревания—на З—5 кг и более. К 10—11 годам начинает расти половой член и семенники (яички). К 12—13 годам происходит видимое увеличение адамова яблока, находящегося на шее под подбородком, а также появляется волосяной покров в половой области. Половые органы продолжают увеличиваться в размерах (половой член, яичники, мошонка). К 14—16 годам начинают расти борода и усы, появляются волосы подмышками, слегка увеличиваются грудные железы, голос изменяется (мутируется), он становится более грубым и мужественным, проявляются первые спонтанные эякуляции (семяотделение во время сна). В конечной фазе полового созревания — к 16—18 годам завершается характерное для мужского пола покрытие волосами тела, половой области и лица (усы и борода). В семенной жидкости появляются зрелые сперматозоиды, а на коже лица часто появляются прыщи. Рост постепенно замедляется и прекращается. В период полового созревания у мальчиков также появляется ряд трудностей — различные физиологические отклонения, которые заслуживают особого внимания. Раннее наступление полового созревания нередко вызывает волнения и беспокойство у неподготовленного и недостаточно информированного об этом ребенка, а также родителей. Запоздание полового созревания также вносит нотки подавленности в поведение юноши, который видит, что его сверстники уже выросли и возмужали. Своевременное, проведенное в соответствующей форме половое воспитание предохраняет подрастающее поколение от излишних и тревожных переживаний. |
Рекомендуем: лучший металлодетектор |
Размер шрифта: A A A
Ещё вчера ваш малыш был маленьким, беспомощным и забавным. Но время летит очень и очень быстро – первая улыбка, первое слово, первый шаг и поход в садик. Спустя совсем немного времени – первый класс, первые пятёрки первые двойки. А недавно вы заметили, что с вашим ребёнком происходят странные изменения. Что это такое? Не стоит пугаться происходящим переменам – скорее всего, ваш ребёнок плавно вошёл в период полового созревания. Для того чтобы помочь ребёнку пережить этот непростой период в его жизни, родители должны иметь точное представление о том, что же такое половое созревание и как оно должно проходить в норме.
Не забывайте о том, что половое созревание мальчиков и девочек абсолютно разное. Половое созревание мальчиков и девочек начинается в разное время, протекает по разному и воспринимается детьми также абсолютно по разному. Например, раннее половое созревание у девочек – явление довольно частое, тогда как для мальчиков более характерна задержка полового созревания. Однако преждевременное половое созревание девочек не должно служить поводом для паники у родителей.
И у мальчиков, и у девочек половое созревание занимает около пяти лет. Как уже говорилось выше, сроки начала полового созревания очень индивидуальны и могут сильно колебаться как в одну сторону, так и в другую. Если родители отмечают значительные колебания, имеет смысл проконсультироваться с детским врачом. Врач наиболее адекватно способен оценить состояние физического развития ребёнка, а в случае необходимости он направит ребёнка на дополнительные обследования, которые помогут достоверно выяснить причины отклонения от нормы.
Однако серьёзные проблемы гормонального характера встречаются крайне и крайне редко. Практически всегда причиной отклонения является наследственный признак. Если хотя бы у одного у родителей в своё время также были отклонения в любую сторону, это на 50% повышает риск подобных отклонений и у детей. Особенно это касается роста ребёнка – если оба родителя невысокого роста, не стоит ждать интенсивного скачка роста у подростка.
Современная медицина установила рамки, в которые должно укладываться начало полового созревания мальчиков и девочек. Раннее половое созревание у девочек начинается с 8 лет, у мальчиков – с 10 лет, крайний срок начала полового созревания для девочек – 12 лет, а для мальчиков – 14 лет. Если родители испытывают какие – либо сомнения, они должны обратиться к врачу педиатру или эндокринологу. Ни в коем случае не высказывайте свои опасения или сомнения в присутствии ребёнка – это способно нанести ему довольно сильную психологическую травму, с которой потом вам придётся долго бороться. Помните о том, что психика подростков очень и очень уязвима.
Прежде чем говорить про период полового созревания у девочек, необходимо понимать, что вообще подразумевает под собой понятие «половое созревание». Половое созревание есть ни что иное, как период очень интенсивного роста ребёнка, длящийся примерно в течение двух лет, которые предшествуют наступлению половой зрелости девочки. Наступлением половой зрелости у девушки считается начало первой менструации.
Как уже неоднократно говорилось выше, нельзя точно назвать возраст, в котором начинается период полового созревания у девочек. Средний возраст начала полового созревания – примерно 11 лет, соответственно, первый менструальный цикл наступает примерно через два года, то есть в 13 лет. Однако в последнее время наблюдается тенденция, при которой раннее половое созревание становится всё более частым, и начинается в возрасте примерно 9 лет. В некоторых случаях, особенно если половое созревание матери было поздним, у девочки оно может начаться в 13 лет, соответственно первая менструация – в 15 лет. Изредка встречаются случаи, когда половое созревание начинается в 7 или в 15 лет, однако это явление носит патологический характер и нуждается в медицинской корректировке. В том случае, если преждевременное половое созревание девочек беспокоит родителей, они должны обратиться к врачу.
Если же отклонения не настолько кардинальные, они не должны пугать родителей. Чаще всего отклонения от средне статических цифр не сигнализируют о каких – либо сбоях в гормональном фоне ребёнка и сбоях в работе гормональных желез, а всего лишь говорят о наследственной предрасположенности ребёнка. Если вы не помните начала своего полового созревания, поговорите со своими родителями – они наверняка смогут развеять все ваши сомнения. Ни в коем случае не давайте ребёнку никаких гормональных препаратов, если только они не назначены лечащим врачом – это может нанести непоправимый вред здоровью ребёнка и даже, в будущем, привести к бесплодию девочки.
Итак, каковы же признаки полового созревания у девочек? Ниже описаны основные этапы полового созревания, характерные для девочек. В возрасте 7 – 8 лет малышка росла примерно на 7 сантиметров в год, а к 9 прибавка в росте составила всего около двух сантиметров, словно природа затормозила процесс роста. То же самое будет и в течение десятого года жизни – прибавка в росте не превысит 1 – 3 сантиметров. Но в течение 11 года жизни происходит мощнейший ростовой скачок – в течение последующих двух лет прибавка в росте за год будет составлять в среднем около 10 лет, также стремительно начнёт увеличиваться и её вес – вместо привычных 2 килограмм в год прибавка будет примерно по 6 килограмм в год. Однако внешне это никак не будет заметно, кроме того, что у девочки будет просто 2зверский» аппетит, потому что организму необходимо много питательных веществ для такого бурного скачка в росте.
В организме девочки начинают происходить значительные изменения. Ещё в самом начале полового созревания отмечается начало увеличения молочных желез, происходящее следующим образом: первым слегка увеличивается околососковый кружок и сосок, слегка выпячиваясь вперёд, а уже потом начинает видоизменяться сама молочная железа. В первый год после начало полового созревания молочная железа имеет вид конуса, но примерно за год до начала первого менструального цикла она принимает более округлую, привычную форму.
Сразу же после того, как начинается рост молочной железы, начинается и рост волос в подмышечных впадинах и в области промежности. Начинается видоизменение фигуры, которая приобретает более женственное очертание: у девочки постепенно начинают расширяться бёдра, очерчивается талия. Кроме того, в этот период кардинально меняется структура кожи и волос, под воздействием определённых гормонов, о которых пойдёт речь чуть позже.
Примерно в 13 лет у девочки наступает первая менструация. Помните о том, что становление менструального цикла – процесс очень долгий и может занимать значительное время – до одного года. Пока менструальный цикл не установлен, менструации могут быть крайне нерегулярными. Это абсолютно нормальное явление, которое не должно вызывать у родителей никакого опасения. С наступлением первого менструального цикла рост девочки значительно замедляется, она прибавит в росте не более 5 сантиметров.
На менструации мать девочки должна обратить особо пристальное внимание. Независимо от того, во сколько у девочки начался менструальный цикл – в 11 лет или в 15, это событие всегда вызывает у неё стрессовое состояние. А представьте себе, насколько более сильный стресс будет у той девочки, которая абсолютно ничего не знает о том, что происходит с её организмом? Девочка может впасть в панику и даже не сказать маме, что с ней происходит.
Именно поэтому мама просто обязана своевременно, ещё до наступления менструаций, психологически подготовить девочку к предстоящим физиологическим изменениям в её организме, научить пользоваться предметами гигиены и правилам поведения во время менструаций. Конечно же, девочка может узнать обо всём этом и из других источников, например от подруг. Но в таком случае не стоит удивляться, если и с новостью о своей первой менструации дочь пойдёт не к вам, а к подруге. Ни в коем случае недопустимо чересчур бурно реагировать на известие о наступлении у девочки менструации и не стоит прилюдно ставить в известность об этом родственников и друзей – это может сильно смутить девочку.