Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:17, курсовая работа
Цель данной работы — рассмотреть особенности развития самосознания подростков.
Задачи:
1) изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2) изучение особенностей структурных компонентов самосознания подростков;
3) Исследовать условия и факторы, влияющие на формирование и развитие самосознания;
4) обобщить полученные результаты и сформулировать основные выводы.
Введение
I. Теоретическое исследование основ развития самосознания
1. Самосознание личности
2. Развитие Я-концепции в подростковом возрасте
3. Особенности личности подростка
4. Роль социальных факторов в развитии самосознания подростков
II. Эмпирическое исследование основ развития самосознания в подростковом возрасте
Заключение
Список литературы
Приложение 1. Правила заполнение теста
Приложение 2. Бланки теста
ФИЛИАЛ
негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образца
СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО
ГУМАНИТАРНОГО ИНСТИТУТА В Г.
по Возрастной психологии
Тема: Развитие самосознания в подростковом возрасте
Выполнил
Студентка:
Факультет: Психологии
Курс: 3
Проверил:
2009 г.
Содержание
Введение 3
I. Теоретическое исследование основ развития самосознания 6
II. Эмпирическое исследование основ развития самосознания в подростковом возрасте 25
Заключение 31
Список литературы 34
Приложение 1. Правила заполнение теста
Приложение 2. Бланки теста
Введение
Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новообразования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.
Подростковый возраст — период онтогенеза, являющийся переходным между детством и взрослостью. Ему отводится период от 11 - 12 до 16 - 17 лет. Относится к числу кризисных возрастов, критических периодов онтогенеза.
Подростковый возраст характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны развития. Биологически он относится к предпубертатному и пубертатному периодам, т. е. этапу полового созревания и непосредственно предшествующему ему времени интенсивного, неравномерного развития и роста организма. Это определяет неравномерность и значительную индивидуальную вариантность темпов развития (временные различия у мальчиков и девочек, акселерация и ретардация), оказывает существенное влияние на психофизиологические особенности, функциональные состояния подростка (повышенная возбудимость, импульсивность), вызывает половое влечение (часто неосознанное) и связанные с этим новые переживания, потребности, интересы.
Центральным фактором психологического развития подросткового возраста, его важнейшим новообразованием является становление нового уровня самосознания, изменение Я-концепции (Л. И. Божович, И. С. Кон, Э. Эриксон и др.), определяющиеся стремлением понять себя, свои возможности и особенности, как объединяющие подростка с другими людьми, группами людей, так и отличающие его от них, делающие его уникальным и неповторимым. С этим связаны резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки. Указанное новообразование определяет ведущие потребности подросткового возраста в самоутверждении и общении со сверстниками. Последнее, рассматривается также как ведущая деятельность в этом возрасте (Д. Б. Эльконин). Согласно другой точке зрения ведущей в этот период является просоциальная деятельность, определяемая потребностью подростка занять определенное место в жизни общества, оценить самого себя в системе я и мое участие в жизни общества (Д. И. Фельдштейн).
Подростковый возраст считается либо временем перехода к взрослости, (с этим связано, напр., представление Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой о чувстве взрослости как основном новообразовании данного периода), либо самостоятельной относительно независимой фазой. Последняя точка зрения в настоящее время преобладает. Он (часто вместе с ранним юношеским) рассматривается как особая социально-психологическая и демографическая группа со своими установками, специфическими нормами поведения и т. п., которые образуют особую подростковую субкультуру. Чувство принадлежности к особой подростковой общности и к определенной ее группе, часто отличающейся не только интересами и формами поведения досуга, но и одеждой, языком и т. п., имеет существенное значение для развития личности подростка. Нормы и ценности группы выступают для него как его собственные, влияя на нравственное развитие. Определенное расхождение между нормами группы и нормами мира взрослых выражает важнейшую потребность подростка в самостоятельности, личностной автономии. Вместе с тем в подростковом возрасте важна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства подростка со взрослым с точки зрения прав. При этом подростки продолжают ждать от взрослых помощи, защиты и т. п. Указанная противоречивость, подчиненность нормам группы делает этот возраст особо опасным из-за возможности возникновения различных форм девиантного и делинквентного, противоправного поведения.
Объектом данного исследования является процесс развития самосознания старших подростков.
Предмет исследования — структурные компоненты самосознания.
Цель данной работы — рассмотреть особенности развития самосознания подростков.
Задачи:
1) изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
2) изучение особенностей структурных компонентов самосознания подростков;
3) Исследовать условия и факторы, влияющие на формирование и развитие самосознания;
4) обобщить полученные результаты и сформулировать основные выводы.
Исследования будут
проводиться посредством
Исследования будут проводиться на базе МОУ "Средняя школа № 13" г.Кимры с подростками в возрасте 13 — 14 лет
Теоретическое исследование основ развития самосознания подростков
Понятие самосознания
Самосознание — важное звено личности. Его определяют как сознательное когнитивное восприятие и оценку индивидом самого себя, мысли и мнения о себе. Самосознание — отношение личности к себе.
В истории философии и психологии изложены различные точки зрения относительно самосознания личности, его структурных компонентов, которые представлены в работах А.В. Петровского, Е.Т. Соколовой, И.И. Чесноковой и др.
А.В. Петровский определяет самосознание как компонент Я-концепции, включающий образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости.
Лишь благодаря самосознанию мы осознаем несоответствие свойств нашей личности социально-нравственным требованиям, предъявляемым нам; мы осознаем также несоответствие наших физических и психических возможностей нашим стремлениям. Основными функциями самосознания считаются: развитие и совершенствование своей личности в соответствии с социально-нравственными требованиями общества и сознательное использование психологических закономерностей своей личности для наиболее успешного преобразования природы и общества.
Л.Д. Столяренко, выделяя критерии самосознания, определил и его структурные компоненты в виде:
осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего Я;
осознание своих реальных и желаемых качеств (реальное Я и идеальное Я);
познавательные когнитивные представления о себе; эмоциональное, чувственное представление о себе.
Психологический анализ самосознания, как считает И.И.Чеснокова, обязательно включает вопрос о структуре самосознания. В качестве одного из возможных вариантов структуры она предлагает понимание самосознания как единства трех компонентов: самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования поведения личности.
Личностный подход к изучению особенностей самосознания разрабатывался Е.Т.Соколовой. По ее мнению самосознание является сложным динамическим единством знания и отношения, интеллектуального и аффективного. В связи с этим, она считает, что в структуре самосознания необходимо различать 3 компонента — когнитивный (образ физического Я), аффективный (эмоционально-ценностное отношение, самооценка) и поведенческий, которые имеют относительно независимую логику развития, однако тесно взаимосвязаны.
При формировании самосознания человек, в первую очередь, начинает осознавать, что он отдельный индивид, отличающийся от других особенностями своей личности. Это понимание начинает формироваться еще в раннем детстве.
Психологи считают, что полное развитие личной идентичности невозможно до достижения подростком стадии формальных операций в своем развитии. Согласно Пиаже, эта стадия наступает после 12 лет, когда подросток становится способным провести анализ решения логических задач как конкретного, так и абстрактного содержания. Подростки могут систематически обдумывать все возможности, строить планы на будущее или вспоминать прошлое, рассуждать по аналогии и т. д. То есть именно на этой стадии становится возможным размышление о себе. Подростки собирают информацию о себе: мнения других людей, сами делают выводы о своих способностях, о своей привлекательности. Опираясь на эту информацию, подростки формируют представления о себе, а затем проверяют через взаимодействие с другими людьми. Подростки ориентируются на свои идеалы (или идеалы других людей) и часто сравнивают себя с ними.
Подростковый возраст — это не только период физического становления, но и этап когнитивного развития, важной функцией которого является построение теории самого себя.
Очень важно, чтобы у ребенка сформировалась адекватная Я-концепция. Выделяют 6 различных Я:
Психологический словарь определяет самосознание как осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям, выражающимся также в эмоционально – смысловой оценке своих субъективных возможностей, выступающих в качестве основания целесообразных действий и поступков.
В основе самосознания — способность человека отличать себя от своей собственной жизнедеятельности, возникающая в общении при формировании первичных способов человеческой жизнедеятельности. Отношение к своему бытию, опосредованное совместной (в общении осуществляемой) деятельностью, способствует формированию определённого представления о себе самом как о способном на общественно значимые поступки и действия. Представления о себе (субъективный образ своего Я) складывается под влиянием оценочного отношения других людей при соотнесении мотивов, целей и результатов своих поступков и действий с канонами и социальными нормами поведения, принятыми в обществе. "Образ Я" — непременное условие каждого акта целеполагания. Представление о цели и путях её достижения есть одновременно и представление о своих будущих действиях, о формирующихся в этих действиях способностях — о себе, уже добившемся своей цели, так или иначе изменившемся. При этом человек может и завышать, и занижать свои возможности; в первом случае он относит себя к тем, кто обладает нужными и престижными способностями, во втором — к тем, у которых этих способностей нет.
С.Л.Рубинштейн пишет, что проблема психологического изучения личности завершается раскрытием её самосознания. Он считал, что развитие самосознания проходит ряд ступеней: от наивного неведения в отношении самого себя до всё более углублённого самопознания, соединяющегося затем со всё более определённой и иногда резко колеблющейся самооценкой. С.Л. Рубинштейн высказал суждение о трёхкомпонентной структуре самосознания: переживаемое отношение к себе, отношение к другому человеку и воспринимаемое (или ожидаемое) отношение другого.
Самосознание в психической деятельности человека выступает как сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование — понятие собственного "Я".
Образование отношений формирующегося человека к самому себе является наиболее поздним по сравнению с другими свойствами. Во всех видах деятельности и поведения эти отношения следуют за отношением к ситуации, предмету и средствам деятельности, к другим людям. Лишь пройдя через многие объекты отношений, сознание становится само объектом самосознания. Требуется накопление опыта множества подобных осознаний себя субъектом поведения для того, чтобы отношения к себе превратились в свойство, называемое рефлексивностью. Однако именно эти свойства завершают структуру личности и обеспечивают ее целостность. Они наиболее тесно связаны с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, установками; выполняя функцию самопознания, самоконтроля, саморегуляции и самоорганизации личности.
Информация о работе Развитие самосознания в подростковом возрасте