Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:28, дипломная работа
Цели исследования: 1) выявление особенностей непосредственной и опосредствованной памяти современных подростков; 2) сравнение полученных результатов с данными А.Н. Леонтьева 1920-х гг.
Введение………………………………………………………………….........3
Глава 1. Развитие памяти как высшей психической функции…… …….….7
1.1. Понятие памяти……………………………...……..…………….….....7
1.2. Основные процессы памяти и ее виды…………………………….....8
1.3. История изучения памяти как психологического феномена….........12
1.4. Культурно-исторический подход к исследованию памяти в трудах Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева …………………………........................18
1.5. Развитие памяти в подростковом возрасте…… …………….….….. 21
1.6. Анализ методики А.Н.Леонтьева (1931)…………..……...…............22
1.6.1. Описание методики Леонтьева…………………………………….22
1.6.2. Основные результаты исследования А.Н. Леонтьева………..…..24
1.6.3. Критический анализ и модификация методики А.Н. Леонтьева...27
1.7. Метод репликации в психологических исследованиях.………….....30
Глава 2. Экспериментальное исследование опосредствованной и непосредственной памяти у школьников подросткового возраста ……......36
2.1. Цели и гипотезы исследования………... …………………………....36
2.2. Методика исследования…………. …………………………………..37
2.3. Результаты и их анализ………….. …………………………………..43
2.3.1.Особенности воспроизведения слов испытуемыми подросткового возраста……………………………………………………………………….43
2.3.2. Сравнение результатов воспроизведения слов подростками с испытуемыми других возрастов…………………………………………....56
2.3.3. Сравнение результатов воспроизведения слов подростками
с данными исследования А.Н. Леонтьева..…………………………...….....59
2.3.4. Изучение способов запоминания в подростковом возрасте……..64
2.4. Выводы…. …………………………………………………………….73
Заключение……. ………………………………………………………….....75
Библиография………………. ……………………………………………….78
Исходя из таблицы 17, мы можем сказать, что во второй серии более эффективными и часто используемыми оказались способы «Картинка - визуальный образ» и «Ситуативно-смысловая связь», менее - «Обобщение», «Ассоциация/ассоциативный ряд», самыми неэффективными и редко используемыми - «Включение в контекст собственной жизни» и «Неотрефлексированное средство». При картинно-опосредствованном запоминании, требующим установления более сложных взаимосвязей между картинкой и буквой (3 серия; см. табл. 18) данная тенденция в целом сохранилась, но несколько лучшей эффективностью и частотой использования, по сравнению со 2 серией, охарактеризовались способы «Включение в контекст собственной жизни» и «Ассоциация/ассоциативный ряд», тогда как способ «Обобщение» употреблялся реже, но был тоже эффективен. Данные результаты позволяют нам говорить о том, что опосредствованное запоминание у испытуемых подросткового возраста (7 класс, 12-14 лет) находится на достаточно высоком уровне развития: используя способы, требующие установления сложных, абстрактных и логических связей между словом и картинкой, подростки запоминают их, и эффективно воспроизводят.
Далее рассмотрим особенности
запоминания слов в четвертой серии
- при буквенно-опосредствованном запоминании
(таблица 19).
Таблица 19. Способы запоминания слов и их количество для 4 серии (буквенно-опосредствованное запоминание), в %
«Буква-обобщенный
символ» |
«Буква-образ» | «Ситуативно-смысловая связь» | «Обобщение» | «Неотреф-лексиров. средство» |
64,5 | 17,4 | 3,1 | 3,1 | 3,9 |
По результатам таблицы 19, при запоминании испытуемые наиболее часто «по принципу очевидности» выбирали одну из букв, которая входила в состав слова (способ – «Буква-обобщенный образ»), то есть, не используя более сложные абстрактные связи. Возможно, этот факт связан с непривычностью данного приема опосредствованного запоминания.
Для того, чтобы оценить
соотношение эффективности и частоты
использования представленных выше
способов запоминания при буквенно-опосредствованном
запоминании, обратимся к таблице 20.
Таблица 20 - Эффективность и частота использования
способов запоминания в 4 серии
Испыт. | «Буква-обобщенный
символ» |
«Буква-образ» | «Ситуат. -смысл. связь» | «Обобще-
ние» |
«Неотреф-лексиров. средство» |
1) З.Н. | 0:11 | 0:1 | 0:3 | ||
2) Б.К. | 3:10 | 2:2 | 0:3 | 1:2 | |
3) Т.А. | 3:14 | 0:1 | |||
4) К.П. | 4:11 | 0:3 | 1:1 | ||
5) П.С. | 2:8 | 6:6 | 1:1 | ||
6) К.О. | 4:11 | 2:3 | 0:1 | 0:1 | |
7) М.М. | 3:9 | 4:4 | 1:2 | ||
8) С.Р. | 1:13 | 1:1 | 0:1 | ||
9) А.Н. | 2:8 | 0:2 | 1:2 | 0:3 | |
10) Л.С. | 5:12 | 2:2 | 0:1 | ||
11) К.Д. | 5:14 | 0:1 | |||
12) Д.И. | 3:6 | 1:8 | 0:1 | ||
13) С.Д. | 4:12 | 1:2 | 0:1 | ||
14) И.А. | 3:13 | 1:2 | |||
15) В.С. | 4:12 | 2:3 | |||
16) С.А. | 2:10 | 2:3 | 2:2 | ||
17) О.Н. | 7:13 | 1:1 | 0:1 | 0:1 | |
Всего | 55:187 | 25:43 | 3:5 | 3:10 | 1:13 |
Согласно нашему
анализу, с точки зрения соотношения правильных
репродукций и общего количества случаев,
когда использовался тот или иной способ,
лучший результат показал не часто встречающийся
способ запоминания - «Буква-образ». Применяя
данный способ, испытуемые проявляли воображение,
творческий подход к запоминанию - трансформировали
привлекаемую к запоминанию какого-либо
слова букву, отождествляли ее с неким
образом, визуально напоминающем слово.
Напротив, способ, который испытуемые
использовали в этой серии в наибольшей
мере, «Буква-обобщенный символ», оказался
не столь эффективным - у одного испытуемого,
№1 З.Н. он, даже не получил положительных
репродукций. Еще менее эффективным и
реже используемым оказался способ запоминания
по принципу «ситуативно-смысловой связи»,
однако это можно объяснить сложностью
применения данного способа для опосредствования
с опорой на букву. При использовании «Обобщения»,
когда испытуемые обосновали запоминание
привлечением правил русского языка (который
в некоторых случаях встречался в нашем
эксперименте), эффективность также была
низкой. Отметим, что некоторые испытуемые
(№2 Б.К. и №9 А.Н.), которые не могли объяснить,
как они запомнили данное слово (способ
«Неотрефлексированное средство»), давали
более высокие результаты в репродукциях
для буквенно-опосредствованного запоминания,
чем для непосредственного. А это значит,
что наша частная гипотеза 2 о том, что
при использовании более сложного метода
опосредствования (буквенного), эффективность
запоминания может быть снижена по сравнению
с другими условиями запоминания (в этом
случае даже по сравнению с непосредственным
запоминанием) косвенно не находит своего
подтверждения.
2. 4.
Выводы
1. На основании сравнения данных, полученных нами в пилотажном исследовании 2006-2007 учебного года и в исследованиях 2007-2008, 2008-2009 годов, мы приходим к заключению, что наша частная гипотеза 1 о том, что условия проведения эксперимента (различные учебные заведения г. Москвы, порядок серий, изменения в стимульном материале) не оказывают значительного влияния на полученные результаты, находит свое частичное подтверждение. Это связано с тем, что дополнительное условие – влияние личности экспериментатора некоторым образом вносит различия в полученные данные.
2. Анализ результатов экспериментов разных лет, проведенных с испытуемыми подросткового возраста (6, 7, 8 классы), показал, что объем воспроизведения у подростков при картинно-опосредствованном условии запоминания был высоким, меньше всего подростки вспоминали слова при буквенно-опосредствованном условии запоминания. Условие с непосредственным запоминанием по объему воспроизведения занимает среднее положение.
3. По данным нашего исследования результаты по воспроизведению слов в условиях с непосредственным и картинно-опосредствованным запоминанием оказались в целом похожими на закономерность, описанную А.Н. Леонтьевым. В то же время современные подростки показывают более высокий уровень воспроизведения при непосредственном запоминании, чем испытуемые того же возраста конца 1920-х гг. А это указывает на частичное подтверждение нашей основной гипотезы о том, что уровень развития непосредственной и опосредствованной памяти как высшей психической функции у современных подростков выше, чем у подростков в 1920-е годы.
4. В сериях с картинно-опосредствованным запоминанием испытуемые показали достаточно высокие результаты по репродукции слов. Такие результаты могут свидетельствовать о способности подростков устанавливать различные, включая сложные, нетипичные логические, связи, при этом удерживая их в памяти для последующего воспроизведения.
5. Нами были условно выделены способы запоминания, которые испытуемые применяли в каждой серий. При непосредственном запоминании наиболее часто наблюдался способ «Привлечение внутреннего средства», что, согласно точке зрения А.Н. Леонтьева, соответствует особенностям памяти подростков. Как при КОЗ1, так и при КОЗ2 наиболее часто и эффективно использовался способ «Картинка-визуальный образ», а также способ «Ситуативно-смысловая связь». Такой результат позволяет сделать вывод, что в большинстве случаев испытуемые используют сложные образные и логические связи при опосредствованном запоминании.
6. В четвертой серии
испытуемые наиболее часто «по принципу
очевидности» выбирали одну из букв, которая
входила в состав слова, то есть, не используя
более сложные абстрактные связи. При
этом эффективность запоминания с использованием
такого способа была низкой. Напротив,
если подростки применяли активную творческую
деятельность для запоминания слов –
трансформировали букву, «превращали»
в ту, которая входит в состав слова, отождествляется
букву с каким-либо образом, визуально
напоминающим опосредуемое слово, то эффективность
запоминания значительно возрастала.
Тем не менее, в большинстве случаев показатели
буквенного приема запоминания по сравнению
с другими сериями оказываются самыми
низкими (подтверждение нашей частной
гипотезы 2). Это объясняется либо недостаточной
привычностью, либо общей недостаточной
эффективностью данного метода (способа)
опосредствования.
Заключение
В данной работе представлено исследование развития непосредственного и опосредствованного запоминания. Наше исследование было направлено на проведение частичной репликации методики А.Н.Леонтьева по изучению опосредствованной и непосредственной памяти у испытуемых подросткового возраста.
Выдвигались
Дополнительно мы проверяли частную гипотезу 2 о том, что при использовании более сложного метода (способа) опосредствования – буквенного – эффективность запоминания будет снижена по сравнению с другими условиями запоминания.
Для проверки гипотез проводилось экспериментальное исследование, включавшее четыре серии и три условия запоминания (непосредственное, картинно-опосредствованное – две серии и буквенно-опосредствованное запоминание). Испытуемыми были подростки - ученики 7 класса ГОУ СОШ СВАО г. Москвы (2007-2008 гг.), 8 класса ГОУ Лицея ЮАО г. Москвы (2008-2009 гг.), 6 класса ГОУ Центра Образования ЦАО г. Москвы (2008-2009 гг.).
Общее заключение относительно данных по исследованию состоит в том, что в целом методика экспериментов А.Н. Леонтьева является достаточно надежной и устойчивой к влиянию методических помех – условия проведения эксперимента не оказывают значительного влияния на его результаты. Однако место проведения исследования в сочетании с воздействием личности экспериментатора некоторым образом изменяют получившиеся данные по репродукциям слов.
Согласно нашим
результатам, показатели по воспроизведению
в условиях с непосредственным и картинно-опосредствованным
запоминанием в целом формируют закономерность,
аналогичную той, которая была описана
А.Н. Леонтьевым. В то же время современные
подростки показывают более высокие показатели
при непосредственном запоминании и последующем
воспроизведении, чем испытуемые сравнимого
возраста конца 1920-х гг., что можно интерпретировать
как частичное подтверждение основной
гипотезы о том, что у современных подростков
уровень развитие высших психических
функций, в частности непосредственной
памяти, является более высоким. Вместе
с тем неоднозначной является ситуация
с опосредствованным запоминанием - картинно-опосредствованное
запоминание современного подростка не
может быть охарактеризовано как более
высокое по сравнению со сверстниками
20-х годов прошлого века. Помимо этого,
оказалось, что плохо освоенный и сложный
прием опосредствования дает более низкие
результаты, чем остальные способы запоминания.
Исходя из наших данных, испытуемые подросткового
возраста могут использовать различные
способы буквенного опосредствования,
но, тем не менее, результативность запоминания
в этом условии, в целом, является низкой.
Возможно, этот факт связан с непривычностью
данного приема запоминания; либо причина
заключается в его низкой эффективности.
Для получения однозначного вывода требуется
продолжение исследование на более обширной
выборке. Выделенные нами предварительно
и условно способы запоминания, которые
использовались испытуемыми подросткового
возраста, требуют дальнейшего уточнения,
анализа и интерпретации.
Информация о работе Развитие опосредованной и непосредственной памяти в подростковом возрасте