Психотехнологии развития памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 15:10, реферат

Описание работы

На протяжении многих столетий психика человека оставалась для исследователей «terra incognita». До прошлого века единственными методами ее познания были наблюдение, психоанализ и медитативные психотехники.
Только с началом технологической революции и изобретением персонального компьютера появились принципиально новые инструментальные средства исследования, анализа и коррекции неосознаваемых психических процессов – компьютерные психотехнологии.

Работа содержит 1 файл

психотехнологии развития памяти.docx

— 114.92 Кб (Скачать)
          «Психотехнологии — это кульминация всего, чем до сих пор занималось человечество.       Это гораздо серьезней, чем атомная бомба и космические полеты. Сейчас мы создали  только “каменный топор”, хотя и им уже можно делать   хирургическую операцию. Мы  получили инструментальные способы доступа к подсознанию и коррекции его определенных сфер.  
                                   А все остальное — уже частные приложения».                                                                             

                                                                                                        И.В.Смирнов

             

                                                                                                            

                                                               

                                                                                                                                                                                                               

ВВЕДЕНИЕ

     На  протяжении многих столетий психика человека оставалась для исследователей «terra incognita». До прошлого века единственными методами ее познания были наблюдение, психоанализ и медитативные психотехники.  
Только с началом технологической революции и изобретением персонального компьютера появились принципиально новые инструментальные средства исследования, анализа и коррекции неосознаваемых психических процессов –
компьютерные психотехнологии. Они позволили ученым не только завязать опосредованный диалог с подсознанием, но и разработать методы взаимодействия с ним.  
Первопроходцами в создании компьютерных психотехнологий стали российские ученые. Идейным вдохновителем и руководителем этих исследований был Игорь Викторович Смирнов (1951-2004). 
 
 
 
 
 

Память  и ее развитие

     Известно, что каждое наше переживание, впечатление  или движение составляют известный  след, который может сохраняться  достаточно длительное время, и при  соответствующих условиях проявляться  вновь и становиться предметом  сознания.

Таким образом, память- это сложный психический  процесс, состоящий из нескольких частных  процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет  ему накапливать, сохранять и  впоследствии использовать личный жизненный  опыт. Человеческая память - это не просто какая-то единая функция. В ней участвует  много различных процессов. Существуют три совершенно различных типа памяти: 1) как "непосредственный отпечаток" сенсорной информации; 2) кратковременная  память; 3) долговременная память.

Непосредственный  отпечаток сенсорной информации . Эта система удерживает довольно точную о полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика - 0,1-0,5 с. Закройте глаза, затем откройте их на мгновение  и закройте снова. Проследите за тем, как увиденная вами четкая, ясная  картина сохраняется некоторое  время, а затем медленно исчезает.

Кратковременная память удерживает материал иного типа. В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение  событий, которые произошли на сенсорном  уровне, а непосредственную интерпретацию  этих событий. Например, если при вас  произнесли какую-то фразу вы запомните  не столько составляющие ее звуки, сколько  слова. Обычно запоминается лишь 5-6 слов. Сделав сознательное усилие, вновь  и вновь повторяя материал, можно  удержать его в кратковременной  памяти на неопределенно долгое время. Непосредственные отпечатки сенсорной  памяти невозможно повторять, они сохраняются лишь несколько десятых долей секунды и продлить их нет возможности.

Долговременная  память . Существует явное и убедительное различие между памятью о только что случившемся событии и  событиях далекого прошлого. Долговременная память- наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Емкость  первых названных систем памяти очень  ограничена: первая состоит из нескольких десятых секунд, вторая - несколько  единиц хранения. Емкость же долговременной памяти практически безгранична. Все, что удерживается на протяжении более  чем несколько минут, должно находиться в системе долговременной памяти. Главный источник трудностей, связанных  с долговременной памятью -это проблема поиска информации.

В памяти выделяют три процесса: запоминание (ввод информации в память), сохранение ( удержание) и воспроизведение. Эти  процессы взаимосвязаны. Организация  запоминания влияет на сохранение. Качество сохранения определяет воспроизведение.

Процесс запоминания может протекать  как мгновенное запечатление - импритинг . Состояние импритинга у человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения. Вероятна его связь с  периодами сенситивного развития психических  функций. При многократном повторении одного и того же раздражителя происходит его запечатление без сознательной установки на это. Намерение сохранить  материал в памяти характеризует  произвольное запоминание.

Организованное  повторение материала с целью  его запоминания называется заучиванием. Значительный рост способности к заучиванию падает на возраст от 8 до 10 лет и особенно возрастает с 11 до 13 лет. С 13 лет наблюдается относительное снижение в темпах развития памяти. Новый рост начинается с 16 лет. В возрасте 20-25 лет память человека, занятого умственным трудом, достигает высшего уровня.

По механизму  выделяют логическое и механическое запоминание. По результату - дословное  и смысловое .

Сама  по себе направленность на запоминание  не дает должного эффекта. Ее отсутствие может быть компенсировано высокими формами интеллектуальной активности, даже если сама по себе эта деятельность и не была направлена на запоминание. И только сочетание этих двух составляющих создает прочную основу максимально  успешного заучивания, делает запоминание  продуктивным.

Лучше всего запоминается то, что возникает  в качестве препятствия, затруднения  в деятельности. Запоминание материала, данного в готовом виде, осуществляется с меньшим успехом, чем запоминание  материала, найденного самостоятельно, в ходе активной деятельности. То, что  запоминается хотя бы и непроизвольно, но в процессе активной интеллектуальной деятельности, сохраняется в памяти прочнее, чем то, что запоминалось произвольно.

Результат запоминания выше при опоре на наглядный, образный материал. Однако продуктивность запоминания при  опоре на слова с возрастом  увеличивается, чем при опоре  на картинки. Поэтому разница в  использовании тех и др. опор с  возрастом уменьшается. При самостоятельном  придумывании словесные опоры становятся более действенным средством  запоминания, чем готовые картинки.

В широком  смысле опорой запоминания может  быть все, с чем мы связываем то, что нами запоминается или что  само "всплывает" в нас как  связанное с ним. Смысловой опорой является некоторая точка, т.е. нечто  краткое, сжатое, служащее опорой какого-то более широкого содержания, замещающего  его собой. Наиболее развернутой  формой смысловых опорных пунктов  являются тезисы, как краткое выражение  основной мысли каждого раздела. Чаще в качестве опорного пункта выступают  заглавия разделов.

Материал  запоминается лучше и забывается меньше в тех случаях, когда опорные  пункты были выделены в процессе запоминания. Сила опорного пункта зависит от того, насколько глубоко и основательно мы осмысливаем благодаря ему  содержание раздела. Смысловой опорный  пункт- это опорный пункт понимания. Для нас наиболее важны не опорные  пункты, а та смысловая деятельность, которая необходима для выделения.

ПСИХОТЕХНОЛОГИИ 
 
Психотехнологии - это компьютерные технологии, позволяющие диагностировать, корректировать и управлять психическим и физическим состоянием человека, используя его семантическую память, то есть
подсознание.  
 
Термином «
подсознание» сегодня с легкостью оперируют политики, журналисты, домохозяйки. Но что в это понятие вкладывают специалисты? 
 
Под
сознание - область человеческой психики, отвечающая за обработку и хранение информации. Подсознание – это наша семантическая (смысловая) память, хранящая как генетическую, так и скоротечную информацию.  
С рождения в подсознании человека накапливается информация обо всем, что он видит, слышит, обоняет, ощущает, чувствует. Всё, что единожды попадает в память, остаётся в ней на всю оставшуюся жизнь. Подсознание можно сравнить с подводной частью айсберга, оно значительно больше сознания и скрыто от нас. На уровень сознания
мозг посредством психики поднимает только ту информацию, которой человек пользуется в

Методы психотехнологии существуют на стыке наук: психиатрии, психологии, нейрофизиологии, нейробиологии, математики, физики, информатики.  
С появлением первых компьютеров был создан завершенный технологический процесс. Сначала работали на
«Наири» – были такие огромные электронно-вычислительные машины. Потом на «Агатах» и ДВК. С развитием компьютерной техники совершенствовались и психотехнологии.  
Первоначально программированием занимался сам Смирнов. Но когда появились первые квалифицированные программисты, в частности на механико-математическом факультете МГУ, мы стали сотрудничать с ними. 
Методы используемые в психотехнологиях. 
Прежде всего это методы психозондирования и психокоррекции. 
Более уникальное творение, чем человеческий
мозг, сложно представить. Если бы мозг не был таким, какой есть, неизвестно, что представлял бы из себя человек, и был ли бы он вообще.  
Как у всякого органа, у головного
мозга есть свои функции. Основная функция мозга – психика.

Рис. из книги "Человек" / "Махаон, М., 2007 г. / 
 
Основные структуры
лимбической системы ("эмоционального мозга") - расположены под большими полушариями и регулируют функции внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, эмоций, памяти, сна, бодрствования и т. д. Некоторые из этих структур так же связаны с структурами, сохраняющими информацию о нашем прошлом (память). 
Мозолистое тело - сплетение нервных волокон является самой большой структурой, соединяющей правое и левое полушария ; 
таламус отвечает за перераспределение информации от органов чувств 
( кроме обоняния) к коре головного
мозга;  
гиппокамп участвует в механизмах формирования эмоций и консолидации памяти (в переходе кратковременной памяти в долговременную; 
миндалевидное тело участвует в формировании отрицательных и положительных эмоций, а его размер положительно коррелирует с агрессивным  поведением. 
Через
центральную и периферическую нервные системы мозг управляет всей деятельностью организма, осуществляя руководство всеми органами. Его работу можно сравнить с руслом реки. Если на реке образовался завал из деревьев и камней, она, в конце концов, обойдет его, но нормальное течение будет нарушено. Так и мозг. Сбои в работе мозга, проявляющиеся в виде различных психосоматических заболеваний, функциональных расстройств организма, депрессий, стрессов – это своеобразные «завалы». Психозондирование (психосемантический анализ) позволяет выявить скрытую в подсознании информацию, являющуюся их причиной. А психокоррекция «разбирает» эти «завалы», активизируя психические и физические возможности организма, которые тот не использует в своем обычном состоянии. 
Мы разработали несколько видов психокоррекции. Есть
психокоррекция превентивная, упреждающая. И есть интенсивная. Она используется для лечения либо тяжелой психиатрии, либо наркомании
Как выглядят эти методы в работе? 
Все чем мы занимаемся - основано на неосознаваемых компонентах. Психозондирование - это компьютерная программа, в основу которой положен метод кодирования речи с сохранением ее смыслового содержания. С помощью нее мы можем получить точные ответы на необходимые вопросы, а если надо, то и психологический портрет пациента.  
Выглядит это просто. Человек сидит перед монитором компьютера, на котором мелькают цифры. Все, что он делает - нажимает на клавишу.

Информация о работе Психотехнологии развития памяти