Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2011 в 15:10, реферат
На протяжении многих столетий психика человека оставалась для исследователей «terra incognita». До прошлого века единственными методами ее познания были наблюдение, психоанализ и медитативные психотехники.
Только с началом технологической революции и изобретением персонального компьютера появились принципиально новые инструментальные средства исследования, анализа и коррекции неосознаваемых психических процессов – компьютерные психотехнологии.
«Психотехнологии
— это кульминация всего,
чем до сих пор занималось
человечество.
Это гораздо серьезней,
чем атомная бомба и
космические полеты.
Сейчас мы создали
только “каменный топор”,
хотя и им уже можно
делать хирургическую
операцию. Мы получили
инструментальные способы
доступа к подсознанию
и коррекции его определенных
сфер. А все остальное — уже частные приложения». |
ВВЕДЕНИЕ
На
протяжении многих столетий психика
человека оставалась для исследователей
«terra incognita». До прошлого века единственными
методами ее познания были наблюдение,
психоанализ и медитативные психотехники.
Только с началом технологической революции
и изобретением персонального компьютера
появились принципиально новые инструментальные
средства исследования, анализа и коррекции
неосознаваемых психических процессов
– компьютерные
психотехнологии.
Они позволили ученым не только завязать
опосредованный диалог с подсознанием, но и разработать
методы взаимодействия с ним.
Первопроходцами в создании компьютерных
психотехнологий стали российские ученые.
Идейным вдохновителем и руководителем
этих исследований был Игорь Викторович
Смирнов (1951-2004).
Память и ее развитие
Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют известный след, который может сохраняться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.
Таким образом, память- это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт. Человеческая память - это не просто какая-то единая функция. В ней участвует много различных процессов. Существуют три совершенно различных типа памяти: 1) как "непосредственный отпечаток" сенсорной информации; 2) кратковременная память; 3) долговременная память.
Непосредственный отпечаток сенсорной информации . Эта система удерживает довольно точную о полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения картины очень невелика - 0,1-0,5 с. Закройте глаза, затем откройте их на мгновение и закройте снова. Проследите за тем, как увиденная вами четкая, ясная картина сохраняется некоторое время, а затем медленно исчезает.
Кратковременная память удерживает материал иного типа. В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Например, если при вас произнесли какую-то фразу вы запомните не столько составляющие ее звуки, сколько слова. Обычно запоминается лишь 5-6 слов. Сделав сознательное усилие, вновь и вновь повторяя материал, можно удержать его в кратковременной памяти на неопределенно долгое время. Непосредственные отпечатки сенсорной памяти невозможно повторять, они сохраняются лишь несколько десятых долей секунды и продлить их нет возможности.
Долговременная память . Существует явное и убедительное различие между памятью о только что случившемся событии и событиях далекого прошлого. Долговременная память- наиболее важная и наиболее сложная из систем памяти. Емкость первых названных систем памяти очень ограничена: первая состоит из нескольких десятых секунд, вторая - несколько единиц хранения. Емкость же долговременной памяти практически безгранична. Все, что удерживается на протяжении более чем несколько минут, должно находиться в системе долговременной памяти. Главный источник трудностей, связанных с долговременной памятью -это проблема поиска информации.
В памяти выделяют три процесса: запоминание (ввод информации в память), сохранение ( удержание) и воспроизведение. Эти процессы взаимосвязаны. Организация запоминания влияет на сохранение. Качество сохранения определяет воспроизведение.
Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление - импритинг . Состояние импритинга у человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения. Вероятна его связь с периодами сенситивного развития психических функций. При многократном повторении одного и того же раздражителя происходит его запечатление без сознательной установки на это. Намерение сохранить материал в памяти характеризует произвольное запоминание.
Организованное повторение материала с целью его запоминания называется заучиванием. Значительный рост способности к заучиванию падает на возраст от 8 до 10 лет и особенно возрастает с 11 до 13 лет. С 13 лет наблюдается относительное снижение в темпах развития памяти. Новый рост начинается с 16 лет. В возрасте 20-25 лет память человека, занятого умственным трудом, достигает высшего уровня.
По механизму выделяют логическое и механическое запоминание. По результату - дословное и смысловое .
Сама по себе направленность на запоминание не дает должного эффекта. Ее отсутствие может быть компенсировано высокими формами интеллектуальной активности, даже если сама по себе эта деятельность и не была направлена на запоминание. И только сочетание этих двух составляющих создает прочную основу максимально успешного заучивания, делает запоминание продуктивным.
Лучше всего запоминается то, что возникает в качестве препятствия, затруднения в деятельности. Запоминание материала, данного в готовом виде, осуществляется с меньшим успехом, чем запоминание материала, найденного самостоятельно, в ходе активной деятельности. То, что запоминается хотя бы и непроизвольно, но в процессе активной интеллектуальной деятельности, сохраняется в памяти прочнее, чем то, что запоминалось произвольно.
Результат запоминания выше при опоре на наглядный, образный материал. Однако продуктивность запоминания при опоре на слова с возрастом увеличивается, чем при опоре на картинки. Поэтому разница в использовании тех и др. опор с возрастом уменьшается. При самостоятельном придумывании словесные опоры становятся более действенным средством запоминания, чем готовые картинки.
В широком смысле опорой запоминания может быть все, с чем мы связываем то, что нами запоминается или что само "всплывает" в нас как связанное с ним. Смысловой опорой является некоторая точка, т.е. нечто краткое, сжатое, служащее опорой какого-то более широкого содержания, замещающего его собой. Наиболее развернутой формой смысловых опорных пунктов являются тезисы, как краткое выражение основной мысли каждого раздела. Чаще в качестве опорного пункта выступают заглавия разделов.
Материал
запоминается лучше и забывается
меньше в тех случаях, когда опорные
пункты были выделены в процессе запоминания.
Сила опорного пункта зависит от того,
насколько глубоко и
ПСИХОТЕХНОЛОГИИ
Психотехнологии - это компьютерные технологии,
позволяющие диагностировать, корректировать
и управлять психическим и физическим
состоянием человека, используя его семантическую
память, то есть подсознание.
Термином «подсознание» сегодня с легкостью
оперируют политики, журналисты, домохозяйки.
Но что в это понятие вкладывают специалисты?
Подсознание - область человеческой
психики, отвечающая за обработку и хранение
информации. Подсознание – это наша семантическая
(смысловая) память, хранящая как генетическую,
так и скоротечную информацию.
С рождения в подсознании человека накапливается
информация обо всем, что он видит, слышит,
обоняет, ощущает, чувствует. Всё, что единожды
попадает в память, остаётся в ней на всю
оставшуюся жизнь. Подсознание можно сравнить
с подводной частью айсберга, оно значительно
больше сознания и скрыто от нас. На уровень
сознания мозг посредством психики
поднимает только ту информацию, которой
человек пользуется в
Методы психотехнологии существуют на стыке
наук: психиатрии, психологии, нейрофизиологии,
нейробиологии, математики, физики, информатики.
С появлением первых компьютеров был создан
завершенный технологический процесс.
Сначала работали на «Наири»
– были такие огромные электронно-вычислительные
машины. Потом на «Агатах» и ДВК.
С развитием компьютерной техники совершенствовались
и психотехнологии.
Первоначально программированием занимался
сам Смирнов. Но когда появились первые
квалифицированные программисты, в частности
на механико-математическом факультете
МГУ, мы стали сотрудничать с ними.
Методы
используемые в психотехнологиях.
Прежде всего
это методы психозондирования и психокоррекции.
Более уникальное творение, чем человеческий мозг,
сложно представить. Если бы мозг
не был таким, какой есть, неизвестно, что
представлял бы из себя человек, и был
ли бы он вообще.
Как у всякого органа, у головного мозга
есть свои функции. Основная функция мозга
– психика.
Рис. из книги "Человек"
/ "Махаон, М., 2007 г. /
Основные структуры лимбической
системы
("эмоционального мозга") - расположены
под большими полушариями и регулируют
функции внутренних органов, обоняния,
инстинктивного поведения, эмоций, памяти,
сна, бодрствования и т. д. Некоторые из
этих структур так же связаны с структурами,
сохраняющими информацию о нашем прошлом
(память).
Мозолистое
тело - сплетение
нервных волокон является самой большой
структурой, соединяющей правое и левое
полушария ;
таламус отвечает за перераспределение
информации от органов чувств
( кроме обоняния) к коре головного мозга;
гиппокамп участвует в механизмах
формирования эмоций и консолидации памяти
(в переходе кратковременной памяти в
долговременную;
миндалевидное
тело участвует
в формировании отрицательных и положительных
эмоций, а его размер положительно коррелирует
с агрессивным поведением.
Через центральную и периферическую нервные системы мозг
управляет всей деятельностью организма,
осуществляя руководство всеми органами.
Его работу можно сравнить с руслом реки.
Если на реке образовался завал из деревьев
и камней, она, в конце концов, обойдет
его, но нормальное течение будет нарушено.
Так и мозг. Сбои в работе мозга,
проявляющиеся в виде различных психосоматических заболеваний, функциональных
расстройств организма, депрессий, стрессов
– это своеобразные «завалы». Психозондирование
(психосемантический анализ) позволяет
выявить скрытую в подсознании информацию,
являющуюся их причиной. А психокоррекция «разбирает» эти «завалы»,
активизируя психические и физические возможности организма, которые
тот не использует в своем обычном состоянии.
Мы разработали несколько видов психокоррекции.
Есть психокоррекция превентивная, упреждающая.
И есть интенсивная. Она используется
для лечения либо тяжелой психиатрии, либо наркомании.
Как выглядят эти методы в работе?
Все чем мы занимаемся - основано на неосознаваемых
компонентах. Психозондирование - это
компьютерная программа, в основу которой
положен метод кодирования речи с сохранением
ее смыслового содержания. С помощью нее
мы можем получить точные ответы на необходимые
вопросы, а если надо, то и психологический
портрет пациента.
Выглядит это просто. Человек сидит перед
монитором компьютера, на котором мелькают
цифры. Все, что он делает - нажимает на
клавишу.