Развитие опосредованной и непосредственной памяти в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:28, дипломная работа

Описание работы

Цели исследования: 1) выявление особенностей непосредственной и опосредствованной памяти современных подростков; 2) сравнение полученных результатов с данными А.Н. Леонтьева 1920-х гг.

Содержание

Введение………………………………………………………………….........3
Глава 1. Развитие памяти как высшей психической функции…… …….….7
1.1. Понятие памяти……………………………...……..…………….….....7
1.2. Основные процессы памяти и ее виды…………………………….....8
1.3. История изучения памяти как психологического феномена….........12
1.4. Культурно-исторический подход к исследованию памяти в трудах Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева …………………………........................18
1.5. Развитие памяти в подростковом возрасте…… …………….….….. 21
1.6. Анализ методики А.Н.Леонтьева (1931)…………..……...…............22
1.6.1. Описание методики Леонтьева…………………………………….22
1.6.2. Основные результаты исследования А.Н. Леонтьева………..…..24
1.6.3. Критический анализ и модификация методики А.Н. Леонтьева...27
1.7. Метод репликации в психологических исследованиях.………….....30
Глава 2. Экспериментальное исследование опосредствованной и непосредственной памяти у школьников подросткового возраста ……......36
2.1. Цели и гипотезы исследования………... …………………………....36
2.2. Методика исследования…………. …………………………………..37
2.3. Результаты и их анализ………….. …………………………………..43
2.3.1.Особенности воспроизведения слов испытуемыми подросткового возраста……………………………………………………………………….43
2.3.2. Сравнение результатов воспроизведения слов подростками с испытуемыми других возрастов…………………………………………....56
2.3.3. Сравнение результатов воспроизведения слов подростками
с данными исследования А.Н. Леонтьева..…………………………...….....59
2.3.4. Изучение способов запоминания в подростковом возрасте……..64
2.4. Выводы…. …………………………………………………………….73
Заключение……. ………………………………………………………….....75
Библиография………………. ……………………………………………….78

Работа содержит 1 файл

РАЗВИТИЕ ОПОСРЕДОВАННОЙ И НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ПАМЯТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.doc

— 944.00 Кб (Скачать)

            Для изучения особенностей запоминания в подростковом возрасте во время воспроизведения испытуемым задавались вопросы о том, как они запоминали то или иное слово. Ответы отмечались в протоколах. Мы проанализировали данные, зафиксированные в протоколах 17 испытуемых, (ученики 7 класса ГОУ Лицея ЮВАО г. Москвы) и на основании этого выделили эмпирическим путем следующие способы запоминания:

               1 серия 

            1. «Повтор запоминаемого слова/по порядку». Во время запоминания испытуемый повторял слово или слова «про себя», иногда по порядку с целью запечатлеть их;

            2. «Привлечение  внешнего  средства» - использование для запоминания  различных объектов, находящихся рядом с испытуемым, вовне, например, предметов окружающей обстановки;

            3. «Привлечение внутреннего средства». Использование внутренних опор, испытуемый устанавливает ассоциация, логические связи в запоминаемом материале, применяет смысловое запоминание;

            4. «Неотрефлексированное средство» - испытуемый не знает, как он запоминал или не может сказать об этом, не может сформулировать, почему именно эта картинка помогла ему запомнить данное слово. При этом часто объяснения запоминания бывают такими: «Просто запомнил», «Не знаю».

            2 и 3 серия

            1. «Картинка - визуальный образ» - у испытуемого возникал образ, связанный с запоминаемым словом и картинкой, либо он ориентировался на визуальные характеристики изображения – на те предметы, которые нарисованы на картинке;

            2. «Обобщение». Для  запоминания используется слово  более высокого уровня – обобщающее  слово (обобщение по типу вид-род), либо испытуемый подбирает обобщающее слово, осуществляя  ситуативное обобщение;

            3. «Ситуативно-смысловая  связь». Изображенный на картинке  объект – агент или объект  действия (домысливание изображенного  на картинке до целостной ситуации; фиксация функционального назначения объекта). Ребенок может  давать определение предмету запоминания;

            4. «Включение в  контекст своей жизни». Испытуемый  приводит примеры из своей  жизни;

                    5. «Ассоциация/ассоциативный ряд» – использование пословиц, поговорок, крылатых выражений, слов из песен;

            6. «Неотрефлексированное  средство» – испытуемый не  знает, как он запоминал или  не может сказать об этом, не  может сформулировать, почему именно  эта картинка помогла ему запомнить. 

            4 серия

            1. «Буква-обобщенный символ» – испытуемый выбирает для запоминания первую букву или букву, которая входит в состав слова;

            2. «Буква-образ» –  буква отождествляется с каким-либо  образом, визуально напоминающем  запоминаемое слово; трансформация  буквы – «превращение» буквы  в ту, которая входит в состав слова;

            3. «Ситуативно-смысловая  связь». Буква соотносится с каким-то  объектом, он включается в ситуацию. Изображенный на картинке объект  – агент или объект действия; домысливание изображенного на  картинке до целостной ситуации; фиксация функционального назначения объекта;

            4. «Обобщение». Испытуемый  привлекает для запоминания правила  русского языка;

            5. «Неотрефлексированное  средство» – испытуемый не  знает, как он запоминал или  не может сказать об этом, не  может сформулировать, почему именно эта буква помогла ему запомнить слово.

            Выделенные способы  представлены ниже в таблицах 15, 17 и 20. На данном этапе научной работы в русле проблематики памяти мы не можем окончательно обосновать выбор  основания для разделения способов, и используем рабочие названия. Более подробно способы запоминания с ответами испытуемых приводятся в Приложении 6. 

Таблица 15. Способы запоминания слов и их количество для 1 серии (непосредственное запоминание), в %

«Повтор запоминаемого слова/по порядку» «Привлечение  внешнего средства»

 

«Привлечение  внутреннего средства» «Неотрефлексиро-ванное средство»
14,4 5,3 63,6 16,7

            На основании таблицы 15 можно сказать, что наиболее часто  наблюдался способ «Привлечение внутреннего средства», что согласуется с предположением А.Н. Леонтьева о том, что непосредственное запоминание приобретает в подростковом возрасте иной характер – становится опосредствованным, но с опорой на внутренние средства. Мы наблюдаем также большое количество случаев, когда испытуемые либо не могли объяснить, как они запоминали слово, либо просто стремились запомнить слово, не привлекая приемы опосредствования (способ «Неотрефлексированное средство»), а также высокий процент ответов, где запоминание характеризовалось как простое механическое – с повтором слов по порядку. Способ «Привлечение внешнего средства» был отмечен наименьшее количество раз – он проявлялся в использовании «внешних» опор для запоминания. Так, испытуемая №15 В.С. объясняла запоминание следующим образом: слово «пол» - «Здесь есть в кабинете»; слово «рука» - «У меня рука»; слово «книга» - «Есть в кабинете» (см. Приложение 6). Разумеется, наши испытуемые объясняли способы запоминания только для тех слов, которые репродуцировались ими – ведь вопрос о том, «как» происходило запоминание, задавался в наиболее общем виде – для изучения общей картины, соответственно комментарии чаще всего были для припомненных слов. Но, тем не менее, анализ имеющихся данных позволил нам проследить вышеперечисленные особенности и заключить: у испытуемых подросткового возраста в целом наблюдаются разнообразные и нередко сложные способы запоминания в первой серии, что говорит о хорошем уровне развития непосредственного запоминания в этом возрастном периоде.

            В таблице 16 представлены способы запоминания, которые испытуемые использовали во 2 и 3 сериях. 

Таблица 16. Способы запоминания слов и  их количество для 2 и 3 серий (опосредствованное  запоминание), в %

Способ КОЗ1 КОЗ2
«Картинка - визуальный образ» 37,9 34
«Ситуативно-смысловая  связь» 37,1 43,9
«Обобщение» 12,1 3,6
«Включение  в контекст собственной жизни» 4,3 4,3
«Ассоциация/

ассоциативный ряд»

10,9 11,5
«Неотрефлексированное средство» 1,6 3,6
 

            Согласно таблице  16 можно заметить, что, как при КОЗ1, так и при КОЗ2 наиболее часто использовался способы «Картинка-визуальный образ» и «Ситуативно-смысловая связь». Такой результат позволяет сделать вывод, что в большинстве случаев испытуемые подросткового возраста стремятся к установлению осмысленных и логических связей при опосредствованном запоминании, однако при этом большой популярностью пользуются запоминание с опорой на визуальные характеристики изображение – видимо, с подключением образной памяти, что также помогает запечатлеть предъявляемый материал. Однако о том, насколько эффективными были эти, а также остальные выделенные нами для 2 и 3 серии способы, по сравнению с частотой их употребления, мы можем делать выводы на основании таблиц 17 и 18. 

Таблица 17. Эффективность и частота использования

способов запоминания во 2 серии

Исп. «Картинка-визуальн. образ» «Ситуат.-смысл. связь» «Обобще-ние» «Вкл. в контекст собств. жизни» «Ассоци-ация/

ассоциа-тив. ряд»

«Неот-рефлек-сир.

ср-во»

1) З.Н. 8:8 6:6 1:1      
2) Б.К. 3:3 1:2 4:4 4:5   0:1
3)

Т. А.

8:10 2:5        
4)

К. П.

4:4 9:11     1:1  
5)

П. С.

7:7 4:4 3:3 0:1    
6)

К. О.

5:5 6:6 1:1 3:3    
7)

 М.М.

4:5 8:10     1:3  
8)

С. Р.

5:5 2:4 2:2 1:1 3:3  
9) А.Н.  2:2 7:7 3:3   1:1 2:2
10)

Л.С.

6:6 4:5 1:2 1:1   0:1
11) К. Д. 4:5 10:10        
12)

Д.И.

4:5 4:6 1:3   1:1  
13)

С.Д.

2:2 9:11 2:2      
14)

И.А.

3:5 6:7 1:1   1:1  
15)

В.С.

10:10 3:3 1:2   7:8  
16)

С. А.

7:8 4:5 2:2   5:5  
17)

О.Н.

6:7 3:3 5:5   5:5  
Всего 88:97 88:95 27:31 9:11 25:28 2:4
 

Таблица 18. Эффективность и частота использования

способов запоминания в 3 серии

Исп. «Картинка-визуальн. образ» «Ситуат.-смысл. связь» «Обобще-ние» «Вкл. в контекст собств. жизни» «Ассоци-ация/

ассоциа-тив. ряд»

«Неот-рефлек-сир.

ср-во»

1) З.Н. 1:2 4:5     2:3 2:5
2) Б.К.   6:7 3:3 5:5    
3)

Т.А.

2:7 6:8        
4)

К.П.

1:2 10:12     1:1  
5)

П.С.

6:6 6:7     2:2  
6)

К.О.

4:4 5:6 1:1 1:1 2:2 1:1
7)

М.М.

1:3 8:8 1:1   1:1 1:2
8) С.Р. 4:5 2:4 0:1   1:4 0:1
9) А.Н.  4:4 9:10   1:1    
10)

Л.С.

1:1 5:9 3:3   2:2  
11) К.Д. 3:4 4:6   1:1 3:4  
12)

Д.И.

9:10 2:2   1:2 1:1  
13)

С.Д.

5:5 8:9     1:1  
14)

И.А.

6:6 6:8     1:1  
15)

В.С.

11:11 2:3     1:1  
16)

С.А.

4:7 3:5     3:3  
17)

О.Н.

9:9 1:2   1:1 3:3  
Всего 71:79 87:103 7:9 10:11 24:29 4:9

Информация о работе Развитие опосредованной и непосредственной памяти в подростковом возрасте