Введение
Впечатления,
которые человек получает об
окружающем мире, оставляют определенный
след, сохраняются, закрепляются, а
при необходимости и возможности
– воспроизводятся. Эти процессы
называются памятью.
Память лежит
в основе способностей человека,
является условием научения, приобретения
знаний, формирования умений и
навыков. Без памяти невозможно
нормальное функционирование ни
личности, ни общества. Благодаря
своей памяти, ее совершенствованию,
человек выделился из животного
царства и достиг тех высот,
на которых он сейчас находится.
Память можно
определить как способность к
получению, хранению и воспроизведению
жизненного опыта. Разнообразные
инстинкты, врожденные и приобретенные
механизмы поведения есть ни
что иное, как запечатленный, передаваемый
по наследству или приобретаемый
в процессе индивидуальной жизни
опыт. Без постоянного обновления
такого опыта, его воспроизводства
в подходящих условиях живые
организмы не смогли бы адаптироваться
к текущим быстро меняющимся
событиям жизни. Не помня о
том, что с ним было, организм
просто не смог бы совершенствоваться
дальше, так как то, что он приобретает,
не с чем было бы сравнивать,
и оно бы безвозвратно утрачивалось.
Развитие основных
познавательных процессов ребенка
в дошкольном и младшем школьном
детстве может идти стихийно
и управляемо, организованно и
неорганизованно, и уровень интеллекта
ребенка существенно зависит
от того, насколько продуманным
было обучение ребенка в семье
и в образовательных учреждениях.
В младшем школьном
возрасте запоминание и воспроизведение
в естественных условиях развития
памяти, т.е. без специального
обучения мнемическим функциям,
являются преимущественно непроизвольными.
Хотя к моменту поступления
в школу происходит постепенный
переход от непроизвольного к
произвольному запоминанию и
воспроизведению материала.
Возможности для
улучшения и развития памяти
ребенка в младшем школьном
возрасте очень широкие. Ее
совершенствование у детей может
идти сразу по нескольким направлениям.
Под влиянием
новых видов деятельности, которыми
овладевает школьник, новых требований,
предъявляемых ему взрослыми,
перед ребенком возникают особые
задачи – сосредоточить и удержать
на чем-то внимание, запомнить
материал и потом его воспроизвести,
построить замысел игры, рисунка
и т.п. Чтобы иметь возможность
разрешить эти задачи, ребенок
пользуется теми или иными
способами, которые он усваивает
от взрослых. Тогда и начинают
формироваться специальные действия
внимания, памяти, воображения, благодаря
которым они приобретают произвольный,
преднамеренный характер.
Целью данной
курсовой работы является изучение
особенностей развития памяти
у детей младшего школьного
возраста.
При этом решаются
следующие задачи:
·
Изучить теоретические вопросы
формирования и развития памяти как
в целом, так и у детей младшего
школьного возраста;
·
Провести диагностику процессов
памяти у детей младшего школьного
возраста;
·
Разработать методические рекомендации
по развитию процессов памяти у детей
младшего школьного возраста.
Предметом исследования
является процесс развития памяти.
Глава 1. Память как
психический процесс
Понятие памяти, ее процессы
Память – процессы
организации и сохранения прошлого
опыта, позволяющие его повторное
использование в деятельности
или возвращение в сферу сознания.
Память связывает прошлое субъекта
с его настоящим и будущим
и является важнейшей познавательной
функцией, лежащей в основе развития
и обучения.
Память есть
у всех живых существ, но
наиболее высокого уровня своего
развития она достигает у человека.
Такими мнемическими возможностями,
которыми обладает он, не располагает
никакое другое живое существо
в мире. У дочеловеческих организмов
есть только два вида памяти:
генетическая и механическая. Первая
проявляется в передаче генетическим
путем из поколения в поколение
жизненно необходимых биологических,
психологических и поведенческих
свойств. Вторая выступает в
форме способности к научению,
к приобретению жизненного опыта,
который иначе, как в самом
организме, нигде сохраняться
не может и исчезает вместе
с его уходом из жизни. Возможности
для запоминания у животных
ограничены их органическим устройством,
они могут помнить и воспроизводить
лишь то, что непосредственно
может быть приобретено методом
условнорефлекторного, оперативного
или викарного научения, без использования
каких бы то ни было мнемических
средств.
У человека
есть речь как мощное средство
запоминания, способ хранения
информации в виде текстов
и разного рода технических
записей. Ему нет необходимости
полагаться только на свои
органические возможности, так
как главные средства совершенствования
памяти и хранения необходимой
информации находятся вне его
и одновременно в его руках:
он в состоянии совершенствовать
эти средства практически бесконечно,
не меняя своей собственной
природы.
Память лежит
в основе любого психического
явления. Без ее включения в
акт познания ощущения и восприятия
будут переживаться как впервые
появившиеся, ориентировка в мире
и его познание станут невозможными.
Личность, ее отношения, навыки, привычки,
надежды, желания и притязания
– существуют благодаря памяти.
Распад следов памяти равноценен
распаду личности: человек превращается
в живой автомат, способный
лишь реагировать на стимулы,
действующие в данный момент.
Выделяют следующие
процессы памяти:
1. Запечатление
начинается на стадии мгновенной
памяти, углубляется во время
передачи информации в кратковременную
память и укрепляется в долговременной
памяти (где происходит анализ
и идентификация информации).
2. Хранение
– накопление материала в памяти.
Хранение по-разному осуществляется
в эпизодической (автобиографической)
и семантической памяти. В эпизодической
памяти хранится информация о
различных событиях нашей жизни.
Семантическая память содержит
правила, лежащие в основе языка
и различных мыслительных действий.
Здесь хранятся структуры, свойственные
данной культуре. Семантическая
память служит своего рода
каркасом для событий текущей
жизни, которые хранятся в эпизодической
памяти.
В памяти информация
может быть организована следующим
образом:
Пространственная
организация, лежащая в основе
построения «когнитивных карт»
(позволяет установить связи и
«опорные точки» в физическом
пространстве);
Ассоциативная
организация – группировка элементов
с какими-либо общими признаками;
Иерархическая
организация (каждый элемент информации
относится к определенному уровню
в зависимости от того, какой
категории – более общей или
более частной – он соответствует).
3. Воспроизведение
(извлечение). Информация всегда
воспроизводится на основе той
структуры, в составе которой
она запоминалась. Извлечение информации
может осуществляться двумя путями:
узнаванием и воспоминанием.
Поскольку очень
важную роль в извлечении информации
из памяти играет контекст, человеку
всегда легче узнать какую-то
информацию, чем вспомнить. Именно
узнавание, а не воспоминание
считают более чувствительным
показателем фактического объема
усвоенного материала.
4. Забывание
– процесс, необходимый для
эффективной работы памяти. С
помощью забывания человек поднимается
над бесчисленным количеством
конкретных деталей и облегчает
себе возможность обобщения. Забыванием
трудно управлять.
На забывание
влияют следующие факторы:
·
Возраст
·
Характер информации и степень ее
использования
·
Интерференция – проактивная, связанная
с событиями, происходящими до запоминания
материала; ретроактивная, связанная
с событиями, происходящими после
запоминания материала
·
Подавление – активное, по Фрейду, забывание,
торможение следов памяти на уровне сознания
и вытеснение их в область бессознательного.
Виды памяти.
Существует несколько
оснований для классификации
видов человеческой памяти:
1. Классификация
видов памяти по продолжительности
сохранения и закрепления материала.
А. Мгновенная
память – гипотетическая подсистема
памяти, обеспечивающая удержание
в течение очень короткого
времени (обычно менее одной
секунды) продуктов сенсорной
переработки информации, поступающей
в органы чувств. В зависимости
от вида стимулов различаются:
-
память иконическая – зрение;
-
память эхоическая – слух и
др.
Предполагается,
что в мгновенной памяти удерживаются
физические признаки информации;
это отличает ее от памяти
кратковременной и долговременной,
с их соответственно вербально-акустическим
и семантическим кодированием. Это
отличие имеет условный характер,
ибо сохранение физических (перцептивных)
признаков может быть долговременным,
а выделение семантических характеристик
возможно уже на относительно
ранних этапах обработки материала.
Б. Кратковременная
память – подсистема памяти, обеспечивающая
оперативное удержание и преобразование
данных, поступающих от органов
чувств и из памяти долговременной.
Физиологически связывается с
биоэлектрическими контурами колебаний
в нервной системе.
Необходимое условие
перехода материала из памяти
мгновенной в память кратковременную
– обращение на него внимания.
Центральную роль
при кратковременном удержании
данных играют процессы внутреннего
называния и активного повторения
материала, обычно – в форме
скрытого проговаривания. Выделяются
два вида повторения:
-
относительно механического (акустико-артикуляционного)
характера, не приводящее к
заметным преобразованиям материала;
этот вид повторения позволяет
удерживать информацию на уровне
памяти кратковременной, но недостаточен
для ее перевода в долговременную;
-
сопровождающееся включением удерживаемого
материала в систему ассоциативных
связей; при этом виде повторения
возможно долговременное запоминание.
В кратковременной
памяти может храниться лишь
ограниченное количество информации
– не более 7+- 2 единиц материала.
Однако эти ограничения не
препятствуют запоминанию больших
объемов осмысленного перцептивного
материала (пейзажи, лица, произведения
изобразительного искусства и
пр.).
В. Оперативная
память – отличается от кратковременной
памяти тем, что непосредственно
включена в регулирование деятельности
для удержания ее промежуточных
результатов. Предполагает восприятие
объектов в момент совершения
действий, краткосрочного удержания
в памяти образа и всей ситуации,
а также их изменений. При
это данные памяти, идущие от
восприятия, соответственно решаемой
задаче дополняются данными, хранящимися
в памяти долговременной.
Г. Долговременная
память – подсистема памяти, обеспечивающая
продолжительное (от часов до
десятилетий) удержание знаний, сохранение
умений и навыков; ей свойственен
огромный объем сохраняемой информации.
Физиологически связывается с
изменением структуры белка рибонуклеиновых
кислот.
Основным механизмом
ввода данных в долговременную
память и их фиксации обычно
считается повторение, осуществляемое
на уровне памяти кратковременной.
Но чисто механическое повторение
не приводит к устойчивому
запоминанию. Решающее значение
имеет осмысленная интерпретация
нового материала, установление
связей между ним и уже известным.
При этом может теряться внешняя,
поверхностная форма запоминаемого
сообщения, но смысл его удерживается
длительное время.
Поскольку объем
хранящихся в долговременной
памяти сведений огромен, успешный
поиск информации возможен лишь
при условии ее высокой организованности.
По экспериментальным данным, в
ней одновременно существует
несколько форм организации знаний.
Одна из них – организация
семантической информации в иерархические
структуры по принципу выделения
более абстрактных (родовых) и
более специфических (видовых)
понятий. Другая форма организации,
характерная для житейских категорий
– это группировка отдельных
понятий вокруг одного или
нескольких типичных представителей
категории прототипов.