Методы развития различных видов памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Изучение законов человеческой памяти составляет одну из центральных, наиболее существенных глав психологической науки. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое. Значение памяти в жизни человека огромно: без нее была бы невозможна никакая деятельность.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…….2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ………………………………………………………..…5
1.1 Общие представления о памяти………………………………...5
1.2 Формирование памяти у детей дошкольного возраста……….9
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ..13
2.1 Методы диагностики памяти……………………………………13
ГЛАВА 3.ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………..24
3.1 Руководство развитием памяти…………………………………..24
3.2 Методы развития различных видов памяти у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………...38
ПРИЛОЖЕНИЕ №1…………………………………………………..44
ПРИЛОЖЕНИЕ №2………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курс.Развитие различных видов памяти.docx

— 4.18 Мб (Скачать)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)

 

Специальность - Педагогическое образование

Специализация - Дошкольное образование

 

Гречишкина Инна Юрьевна

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

Методы  развития различных видов памяти

 

 

 

 

 

 

УФА 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…….2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ………………………………………………………..…5

1.1    Общие представления о памяти………………………………...5

1.2    Формирование памяти у детей дошкольного возраста……….9

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ..13

  2.1 Методы диагностики памяти……………………………………13

ГЛАВА 3.ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ……………………………………………..24

3.1 Руководство развитием памяти…………………………………..24

3.2 Методы развития различных видов памяти у детей дошкольного возраста………………………………………………………………………27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………...38

ПРИЛОЖЕНИЕ №1…………………………………………………..44

ПРИЛОЖЕНИЕ №2…………………………………………………..40

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Изучение  законов человеческой памяти составляет одну из центральных, наиболее существенных глав психологической науки. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое. Значение памяти в жизни человека огромно: без нее была бы невозможна никакая деятельность.

У ребенка  дошкольного возраста еще не полностью  сформировалась память, ее типы и особенности. Актуальность темы, выбранной для исследования, представляется очевидной в условиях нарастающего информационного бума, разработки и внедрения различных развивающих программ, определенной умственной акселерацией современных детей.

Проблема  развития памяти актуальна для детей  дошкольного возраста. Практический интерес к данной проблеме определяется потребностью развития памяти ребенка.

Несмотря  на существенные достижения отечественных (Мухиной В., Овчаровой Р.В., Битяновой Р., Астаханова Р.) и зарубежных (З. Фрейд, Вирджиния, Сатар, Винникот) исследователей в области интеллектуальной сферы, необходимо отметить ряд необходимых вопросов, которые требуют дальнейшей теоретической и экспериментальной проработки: недостаточно изучены индивидуальные особенности развития памяти; невыяснены теоретические основания для разработки программы: коррекции, формированию, развитию памяти детей дошкольного возраста.

Педагогика органически связана  с психологией, которая изучает  закономерности развития психики человека. В свою очередь, педагогика исследует, как надо организовать воспитание и  обучение, чтобы способствовать эффективному изменению психических процессов, поведения детей. Все педагогические проблемы имеют психологическое обоснование. Так, проблема умственного воспитания опирается на теорию познавательных процессов и умственного развития; закономерности воспитания раскрываются с учетом психологической теории личности. Итоги педагогической деятельности подводятся на основе психологических показателей. Например, о результатах обучения судят по объему знаний, их прочности, образности, обобщенности, по степени сформированности умственной деятельности. Воспитанность детей определяется по таким показателям, как мотивы поступков, мера их осознанности, уровень самостоятельности и т. п. Решение любого вопроса в сфере обучения и воспитания требует психолого-педагогического подхода.

Таким образом, исследование различных видов памяти дошкольников одна из важных психолого-педагогических проблем. Это определило выбор темы: «Методы развития различных видов памяти дошкольников».

  Цель исследования сводится к изучению методик развития различных видов памяти

 На основе выявленных противоречий и поставленной цели была сформулирована  гипотеза исследования:  комплексное использование методов психологического воздействия способствует развитию различных видов памяти в дошкольном возрасте. В соответствии с целью были определены задачи:

- рассмотреть  психические особенности развития  детей дошкольного возраста;

- описать характеристику памяти  как познавательного процесса;

- ознакомиться с особенностями  развития и формирования памяти  в дошкольном возрасте;

- изучить методики диагностики  памяти детей дошкольного возраста;

- охарактеризовать методы и  приемы развития памяти детей  дошкольного возраста;

- подобрать игры, упражнения по  развитию памяти детей дошкольного  возраста;

Объектом  исследования является процесс развития памяти.

Предмет исследования: методы развития памяти.

Практическая значимость исследования: в настоящей работе рассмотрены вопросы, касающиеся общих вопросов функционирования памяти, а приведены практические рекомендации по тренировке и развитию различных видов памяти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ПАМЯТИ

       1.1. Общие представления о памяти.

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, её совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

«Без памяти, - писал С.Л.Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».[9,55]

            Под памятью в психологии понимаются процессы запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки человеком разнообразной информации. Память – важнейшая психическая функция, лежащая в основе обучения.

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. У дочеловеческих организмов есть только два вида памяти: генетическая и механическая. Первая проявляется в передаче генетическим путём из поколения в поколение жизненно необходимых биологических, психологических и поведенческих свойств. Вторая выступает в форме способности к научению, к приобретению жизненного опыта.

У человека есть три вида памяти, гораздо  более мощных и продуктивных, чем  у животных: произвольная, логическая и опосредованная.

Существует несколько оснований  для классификации видов человеческой памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала, другое – по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала анализатору. В первом случае выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память. Во втором случае говорят о двигательной, зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, эмоциональной и других. Рассмотрим и дадим краткое определение основным из названных видов памяти.

Мгновенная, или иконическая, память связана с удержанием точной и полной картины только что воспринятого органами чувств, без какой бы то ни было переработки полученной информации. Мгновенная память представляет собой полное остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов. Это – память-образ.

Кратковременная память представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщённый образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала. Кратковременную память характеризует такой показатель, как объём.

Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определённого, заранее заданного срока. Срок хранения сведений в этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти. Этот вид памяти по длительности хранения информации и своим свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной.

Долговременная – это память, способна хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Более того, многократное  систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает её следы в долговременной памяти. Последняя предполагает способность человека в любой нужный момент припомнить то, что когда-то было им запомнено. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому её функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.

Генетическую память можно определить как такую, в которой информация хранится в генотипе, передаётся и воспроизводится по наследству. Генетическая память у человека – единственная, на которую мы не можем оказывать влияние через обучение и воспитание.

Зрительная память связана с сохранением зрительных образов. В связи с этим данный вид памяти предполагает развитую у человека способность к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит.

Слуховая память – это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых. Особую разновидность речевой памяти составляет словесно-логическая, которая тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Данный вид памяти характеризуется тем, что человек, обладающей ею, быстро и точно может запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста и т.п.

Двигательная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений.

Эмоциональная память – это память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти, но особенно проявляется в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания материала: то, что у человека вызывает эмоциональные переживания. Запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Осязательная, обонятельная, вкусовая и другие виды памяти особой роли в жизни человека не играют, и их возможности по сравнению со зрительной, слуховой, двигательной и эмоциональной памятью ограничены. Их роль в основном сводится к удовлетворению биологических потребностей, связанных с безопасностью и самосохранением организма.

По характеру участия воли в  процессах запоминания и воспроизведения  материала память делят на  непроизвольную и произвольную. В первом случае имеют в виду такое запоминание и воспроизведение, которое происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки им перед собой специальной мнемической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение). Во втором случае такая задача обязательно присутствует, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

Процессы памяти тесным образом  связаны с особенностями личности человека, его эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они  определяют то, что и как человек  запоминает, хранит, припоминает. Запоминание  также зависит от отношения личности к запоминаемому материалу. Отношение  определяет избирательный характер памяти.

Таким образом, существует несколько оснований  для классификации видов человеческой памяти: одно из них – деление  памяти по времени сохранения материала, другое – по преобладающему в процессах  запоминания, сохранения и воспроизведения  материала анализатору. [7,88]

 

 

1.2. Формирование памяти у детей дошкольного возраста

Обратимся теперь к вопросу о развитии памяти, т.е. о тех типичных изменениях, которые  в ней происходят по мере социализации индивида. С раннего детства процесс  развития памяти ребёнка идёт по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и  замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приёмов и средств. В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное. [5,54]

Дошкольное детство – возраст  наиболее благоприятный для развития памяти. В самом деле, как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребёнок не запоминает с такой лёгкостью самый разнообразный материал. В самом деле, если нам трудно или почти невозможно припомнить что-либо из событий раннего детства, то обсуждаемый возраст уже оставляет много ярких воспоминаний. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей.[14,35]

У младших дошкольников память непроизвольна. Ребёнок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Ребёнок быстро запоминает стихотворения, особенно совершенные по форме: в них важны звучность, ритмичность  и смежные формы. Запоминаются сказки, рассказы, диалоги из фильмов, когда ребёнок сопереживает их героям. На протяжении дошкольного возраста повышается эффективность непроизвольного запоминания. Причём, чем более осмысленный материал запоминает ребёнок, тем запоминание лучше. Смысловая память развивается наряду с механической, поэтому нельзя считать, что у дошкольников, с большей точностью повторяющих чужой текст, преобладает механическая память.

Информация о работе Методы развития различных видов памяти