Развитие опосредованной и непосредственной памяти в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:28, дипломная работа

Описание работы

Цели исследования: 1) выявление особенностей непосредственной и опосредствованной памяти современных подростков; 2) сравнение полученных результатов с данными А.Н. Леонтьева 1920-х гг.

Содержание

Введение………………………………………………………………….........3
Глава 1. Развитие памяти как высшей психической функции…… …….….7
1.1. Понятие памяти……………………………...……..…………….….....7
1.2. Основные процессы памяти и ее виды…………………………….....8
1.3. История изучения памяти как психологического феномена….........12
1.4. Культурно-исторический подход к исследованию памяти в трудах Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева …………………………........................18
1.5. Развитие памяти в подростковом возрасте…… …………….….….. 21
1.6. Анализ методики А.Н.Леонтьева (1931)…………..……...…............22
1.6.1. Описание методики Леонтьева…………………………………….22
1.6.2. Основные результаты исследования А.Н. Леонтьева………..…..24
1.6.3. Критический анализ и модификация методики А.Н. Леонтьева...27
1.7. Метод репликации в психологических исследованиях.………….....30
Глава 2. Экспериментальное исследование опосредствованной и непосредственной памяти у школьников подросткового возраста ……......36
2.1. Цели и гипотезы исследования………... …………………………....36
2.2. Методика исследования…………. …………………………………..37
2.3. Результаты и их анализ………….. …………………………………..43
2.3.1.Особенности воспроизведения слов испытуемыми подросткового возраста……………………………………………………………………….43
2.3.2. Сравнение результатов воспроизведения слов подростками с испытуемыми других возрастов…………………………………………....56
2.3.3. Сравнение результатов воспроизведения слов подростками
с данными исследования А.Н. Леонтьева..…………………………...….....59
2.3.4. Изучение способов запоминания в подростковом возрасте……..64
2.4. Выводы…. …………………………………………………………….73
Заключение……. ………………………………………………………….....75
Библиография………………. ……………………………………………….78

Работа содержит 1 файл

РАЗВИТИЕ ОПОСРЕДОВАННОЙ И НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ПАМЯТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.doc

— 944.00 Кб (Скачать)
 

, где НЗ - непосредственное запоминание

КОЗ1 – картинно - опосредствованное  запоминание

КОЗ2 – картинно - опосредствованное запоминание (по предположению А.Н.Леонтьева,   более трудное)

БОЗ – условие с буквенно-опосредствованным  запоминанием слов.  

     В таблицах 2 и 3 представлены названия изображенных на карточках предметов, которые предлагались детям в условиях с картинно-опосредствованным способом запоминания (отсканированные картинки см. в Приложении 1). Буквы, которые предъявлялись в дополнительном условии с буквенным способом запоминания, приведены в Приложении 2.  

Таблица 2. Список названий картинок для условия опосредствованного запоминания

(2 серия)

1 диван 11 тетрадь 21 ключ
2 гриб 12 телеграфный столб 22 окно
3 корова 13 хлеб 23 лейка
4 умывальник 14 трамвай 24 дом
5 стол 15 стакан 25 щетка
6 земляника 16 настольная  лампа 26 географическая  карта
7 самолет 17 кошка 27 автомобиль
8 лопата 18 поле 28 постель
9 дерево 19 картина в раме 29 грабли
10 цветок 20 телега 30 ручка для перьев
 

Таблица 3. Список названий картинок для условия опосредствованного запоминания

(3 серия)

1 полотенце 11 расческа 21 детские штанишки
2 стул 12 тарелка 22 комната
3 чернильница 13 зеркало 23 носки и ботинки
4 велосипед 14 шариковые ручки 24 перочинный  нож
5 секундомер 15 поднос 25 гусь
6 глобус 16 дом 26 уличный фонарь
7 карандаш 17 фабричные трубы 27 лошадь
8 солнце 18 кувшин 28 петух
9 рюмка 19 забор 29 черная доска
10 обеденный

прибор

20 собака 30 рубашка
 

     Для проведения эксперимента использовались картинки из методического пособия, разработанного С. Я.  Рубинштейн [46]. В 2006-2007 учебном году были использованы картинки без изменений. Однако впоследствии (эксперименты 2007-2008 и 2008-2009 учебных годов) некоторые картинки – ключ, перьевая ручка, чернильница, булочная, детские штанишки фиолетовые, перья – были изменены, поскольку их аналоги из оригинала стимульного материала представляли собой устаревший в социо-культурном отношении вариант. В связи с этим для осуществления двух основных экспериментальных исследований нами предварительно была проведена экспертиза, в ходе которой каждому из семи экспертов, в число которых входили профессора, аспиранты и студенты университета МГППУ, предъявлялись три альтернативных изображения. Отобранные картинки соответствовали новому визуальному ряду и были выдержаны в единой стилистике стимульного материала.

     Процедура эксперимента

     Эксперимент проводился индивидуально с каждым испытуемым. Длительность процедуры по каждой серии составляла 7-15 минут. За каждую встречу проводилась одна серия, встречи осуществлялись с перерывом минимум в один день.

     Эксперимент включал фазу знакомства с испытуемым и установления контакта с ним, запись данных об испытуемом. В начале встречи экспериментатор говорил: «Здравствуй, меня зовут Софья Максимовна, а тебя? Скажи, сколько тебе лет? Как настроение? Сегодня я хочу посмотреть, насколько комфортно тебе учиться в классе. В особенности, хотелось бы посмотреть, как дети твоего возраста  запоминают информацию».

     Далее экспериментатор вводил инструкцию либо для непосредственного, либо для опосредствованного запоминания. Ниже приведены тексты этих инструкций.

     Инструкция  к условию с непосредственным запоминанием: «Я тебе буду говорить слова, а ты будешь внимательно слушать их молча, а потом я тебя попрошу повторить эти слова так, как ты их вспомнишь».

     Перед испытуемым на столе выкладывались 30 карточек.

     Подростку зачитывался список слов для непосредственного запоминания, список слов менялся в зависимости от условия. Слова читались однократно с интервалом примерно в 3 секунды между ними.

     Через 5-7 минут после запоминания испытуемому предлагалось воспроизвести слова. Затем задавался вопрос: «Как ты запоминал слова?».1

     В перерывах между запоминанием и  воспроизведением испытуемому говорилось следующее: «Молодец. А сейчас мы с тобой немного отвлечемся. Скажи, пожалуйста,…».

     Далее проходила клиническая беседа с  ребенком на соответствующую тему.

     При первой встрече тема беседы – «Что такое память?».

     При второй встрече тема беседы – «Помнил ли испытуемый особенности памяти в более ранних возрастах».

     При третьей встрече тема беседы – «Что влияет на развитие памяти?»

     При четвертой встрече тема беседы – «Общее впечатление от всех встреч. Повторно – что такое память?».

     В условии с картинно-опосредствованным  запоминанием перед испытуемым в случайном порядке, но стройными рядами выкладывались карточки с картинками для опосредствования.

     Сначала у испытуемого спрашивалось, все  ли изображения на картинках ему  знакомы. Если подростку какие-то картинки были непонятны, то ему объяснялось, что это за картинка.

       Инструкция для  условия с опосредствованным запоминанием: «Я буду называть тебе разные слова. Твоя задача – их запомнить. Когда я назову слово, посмотри на картинки и отложи такую картинку,  которая поможет тебе запомнить слово, которое я называю» (формулировка почти буквально воспроизводит инструкцию в опытах А.Н. Леонтьева). Кроме того, подростка спрашивали: «Скажи, что ты сейчас будешь делать?».

     Если  подросток понимал, что требуется инструкцией, и выражал стремление продолжить работу, то экспериментатор приступал к основной пробе.

       В протоколе фиксировалась каждая  картинка, отобранная испытуемым, а  также, в соответствующих графах, различные речевые реакции подростка. Примеры протоколов с испытуемыми см. в Приложениях 3-5.

     После выбора последней картинки экспериментатор забирал у испытуемого отложенные им картинки. В перерывах между запоминанием и воспроизведением подростку говорились следующие слова: «Молодец. А сейчас мы с тобой немного отвлечемся…». Далее (эксперименты 2006-2007, 2007-2008 гг.) проходила клиническая беседа на соответствующую номеру встречи тему.

       Через 5-7 минут после запоминания  испытуемому предлагалось воспроизвести слова:  экспериментатор предъявлял картинки по очереди, одну за другой, предлагая испытуемому назвать соответствующее данной карточке слово (желательно, в том же порядке, в каком предъявлялись тестовые слова).

       «Сейчас постарайся вспомнить слово, которое ты запоминал, откладывая эту картинку».

       Правильные ответы отмечались  в протоколе в графе «Точная репродукция» знаком «+», ошибочные ответы записывались в графе «Ошибочная репродукция/комментарии». Затем экспериментатор забирал карточки, располагал их в первоначальном порядке и, предъявляя их по очереди одну за другой испытуемому, задавал вопрос:

       «Почему ты выбрал для того, чтобы запомнить слово… эту картинку, а не какую-нибудь другую?»

     Ответы  испытуемого фиксировались в  графе протокола «Комментарии испытуемого (объяснение запоминания)».

Инструкция  для условия с буквенно-опосредствованным запоминанием была следующей: «Когда я назову слово, посмотри на карточки, выбери и отложи такую карточку, которая поможет тебе припомнить слово. Мы недавно выполняли похожее задание, только здесь будут другие слова и другие карточки. Тебе понятно, что нужно будет делать? Тогда начнем».

       После выбора последней картинки  экспериментатор забирал у испытуемого  отложенные им картинки. В перерывах  между запоминанием и воспроизведением  испытуемому говорились следующие слова: «Молодец. А сейчас мы с тобой немного отвлечемся». Далее проходила клиническая беседа (эксперименты 2006-2007, 2007-2008 гг.).

     Через 5-7 минут после запоминания испытуемому предлагалось воспроизвести слова:  экспериментатор предъявлял картинки по очереди, одну за другой, предлагая испытуемому назвать соответствующее данной карточке слово (желательно, в том же порядке, в каком предъявлялись тестовые слова). Все данные фиксировались в протоколе в соответствующих графах.

     «Сейчас постарайся вспомнить слово, которое  ты запоминал, откладывая эту карточку».

       Когда испытуемый называл последнее слово, экспериментатор забирал карточки, располагал их в первоначальном порядке и, предъявляя их по очереди одну за другой испытуемому, задавал ему вопрос:

       «Почему ты выбрал для того, чтобы запомнить слово… эту  карточку, а не какую-нибудь другую?».

     После окончания данного условия испытуемого  благодарили и прощались с ним.

         Ответы испытуемых вносились в протокол эксперимента. Регистрировались выбранные ими карточки и, как правильное, так и ошибочное воспроизведения слов, подлежащих запоминанию. 

2. 3. Результаты и их анализ

2.3.1. Особенности воспроизведения  слов испытуемыми подросткового возраста 
 

           В нашем исследовании частная гипотеза 1 заключается в предположении, что условия эксперимента – место  его проведения (различные учебные заведения города Москвы) и изменения самой методики (смена стимульного материала, порядка следования серий, сокращение инструкций) не оказывают значительного влияния на полученные результаты. Для проверки данной гипотезы осуществим сравнительный анализ результатов экспериментов 2006-2007, 2007-2008 и 2008-2009 учебных годов, используя пакеты компьютерных программ EXCEL и SPSS.

           Рассмотрим результаты нашего первого, пилотажного исследования в таблице 4 и на рисунке 2. 

Таблица 4. Индивидуальные показатели воспроизведения слов подростками во всех сериях (7 класс, 2006-2007 год)

Информация о работе Развитие опосредованной и непосредственной памяти в подростковом возрасте