Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 14:03, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать сущность подростковых конфликтов и путей их решения.
Задачи курсовой:
1) Изучить внутренний мир подростка, характеристику его поведения;
2) Проанализировать причины конфликтов и агрессии подростков;
3) Выявить пути решения данной проблемы.
Введение……………………………………………………….………3
ГЛАВА 1. Психологические особенности детей
подросткового возраста……………………………….…………..…5
1.1. Личностные особенности подростка…………………….5
1.2. Особенности поведения подростков………………...…..9
ГЛАВА 2. Анализ конфликтов детей в подростковом
возрасте…………………………………………………………...….13
2.1. Понятие, сущность и причины конфликтов…….…..…13
2.2. Виды конфликтов подростков…………………..………19
2.3. Способы разрешения и
предупреждения конфликтов…………………………………26
Заключение………………………………………………….…..……31
Список использованной литературы…….….…….……..………..33
Министерство образования Российской Федерации
Курсовая работа
тема: Конфликты в подростковом возрасте
Выполнил:
Проверил:
Москва
2004
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………….
ГЛАВА 1. Психологические особенности детей
подросткового возраста……………………………….…………..…5
1.1. Личностные особенности подростка…………………….5
1.2. Особенности поведения подростков………………...…..9
ГЛАВА 2. Анализ конфликтов детей в подростковом
возрасте…………………………………………………………
2.1. Понятие, сущность и причины конфликтов…….…..…13
2.2. Виды конфликтов подростков…………
2.3. Способы разрешения и
предупреждения конфликтов……………
Заключение………………………………………………….
Список использованной литературы…….….…….……..………..33
ВВЕДЕНИЕ
Подростковый период – это этап онтогенеза, находящийся между детством и взрослостью. Этот период называют и самым трудным из возрастов человека, и вторым рождением, и сравнивают с новым кораблем, выпущенным в открытый океан без штурвала, рулевого и балласта.
Актуальность темы. Сегодня в психологии существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. Учеными уже выяснено, что психологическое состояния этого периода связано с двумя «переломными» моментами: психофизиологическим – половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным – конец детства, вступление в мир взрослых.
В XX в. подростковый период изучили с разных сторон, с точки зрения разных отраслей науки и разных теоретических концепций. И можно было бы предположить, что ничего секретного в мире подростка не осталось.
Но секретность этого мира в том, что в этот период человек открывает для себя свой внутренний мир, строятся его мировоззренческие взгляды. Подросток идёт к познанию действительности во многом «от себя», через свои переживания. И эти переживания кажутся ему уникальными, неповторимыми. Секретность – это ментальное ощущение ребенком того, что только у него происходит такое внутри. И подросток начинает тщательно охранять свой внутренний мир от посягательств других (особенно взрослых). Лишь такие же, как он (подростки) способны понять его переживания.
В настоящее время проблема
конфликтов подростков актуальна, так
как мы сталкиваемся с ней каждый
день на улице, в школе. Тревожным
симптомом является рост числа несовершеннолетних
с девиантным поведением, проявляющихся
в асоциальных действиях (алкоголизм,
наркомания, нарушение общественного
порядка, хулиганство, вандализм и
др.). Усилилось демонстративное
и вызывающее по отношению к взрослым,
поведение. В крайних формах стали
проявляться жестокость и агрессивность.
Мы являемся свидетелями изменения
всей социальной структуры общества,
интенсивных процессов
Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни. Это нормально и естественно. Говорят даже, что конфликт - это двигатель развития. Назначение конфликта состоит в том, чтобы через его разрешение произошло снятие актуализировавшегося в нем противоречия. Для нашей действительности характерна смена негативного отношения к конфликтам на позитивное.
Подростки образуют особую субкультуру со своими нормами, установками, специфическими формами поведения, одеждой, языком, символическими атрибутами и ритуалами.
Степень разработанности проблемы. Данн
Объект исследования – дети подросткового возраста. Предмет исследования – методика разрешения конфликта в подростковом возрасте.
Цель курсовой работы – проанализировать сущность подростковых конфликтов и путей их решения.
Задачи курсовой:
1) Изучить внутренний мир подростка, характеристику его поведения;
2) Проанализировать причины
конфликтов и агрессии
3) Выявить пути решения данной проблемы.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения.
ГЛАВА 1. Психологические особенности детей подросткового возраста
1.1. Личностные особенности
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условия, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от детства к взрослости. Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека.
Подростничество – это
самый трудный и сложный из
всех детских возрастов, представляющий
собой период становления личности.
Это самый ответственный
Детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научиться.
В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с расширением знаний, с формированием нужных умений и навыков, позволяющих заниматься интересной работой, самостоятельным творческим трудом. Учение добавляется самообразованием, приобретая более глубокий личностный смысл.
В психологии до настоящего времени ведутся дискуссии о хронологических рамках подросткового периода. Существует множество точек зрения, я приведу некоторые из них.
Л.С. Выготский выделяет пубертатный возраст 14-18 лет и два кризиса: кризис 13 и 17 лет. По Э. Эриксону подростковый возраст приходится на стадию идентичности (диффузии идентичности), которую человек проходит с 15 до 20 лет. Л.Ф. Обухова говорит, что по современным данным подростковый период охватывает почти десятилетие – от 11 до 20.
А.М. Прихожан указывает, что это период длится с 10-11 до 16-17 лет, совпадая в современной российской школе со временем обучения детей в V-XI классах.
Интересна точка зрения М.Кле:
«Достижение пубертата
1) хронологический возраст
является не очень точным
2) для девочки появление
первых менструаций является
показателем биологического
Основная же проблема состоит,
по мнению М.Кле, в определении конца
подросткового периода: «Отрочество
заканчивается с вхождением человека
в мир взрослых, однако, по крайней
мере, в нашем обществе, достижение
взрослого статуса не имеет точных,
общепринятых критериев». Хоррокс утверждает,
что конец подросткового
Можно заключить, что хронологические рамки для этого периода имеют условный, ориентировочный характер. Они необходимы для отделения нормы от патологии (важно с медицинской точки зрение – запаздывание биологического начала, а с психологической - большая отсрочка конца подросткового периода), являются очень размытыми и сильно варьируются в зависимости от культурного контекста.
Здесь стоит упомянуть о том, что согласно исследованиям Ф.Ариеса, в доиндустриальной Европе отсутствовало различие детства и отрочества. В XVIII в. не существовало никакого понятия для обозначения возрастной категории, которую сейчас называют подростками. Этап детства заканчивался вместе с половым созреванием, после которого большинство молодых людей сразу вступали во взрослый мир. Ариес считает «датой рождения» отрочества период 1900-х годов. С этого момента отрочество распространилось, растянулось во времени, оттесняя детство и зрелость. Глубокие социально-экономические преобразования, связанные с развитием капиталистической формацией, одним из последствий имели изменения в периодах онтогенеза. Ариес полагает, что на это изменение повлияли следующие социальные явления: создание массовых школ, рост числа средних и высших учебных заведений, и обязательная воинская обязанность. Таким образом, выделение подросткового возраста как промежуточного периода жизни человека от полового созревания до той поры, которая социально характеризуется как взрослость – продукт нового времени. Вследствие акселерации половое созревание происходит в современных условиях несколькими годами раньше, чем в прошлом, в то время как психологическое и социальное взросление отсрочилось, увеличив промежуточный период между детством и взрослостью.
Особенности подросткового
периода, так же как его
Происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность отношения к людям, оценку этих людей и самооценку.
В этом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости, многих других полезных качеств личности.
Характерной особенностью подросткового возраста является готовность и способность ко многим различным видам общения, причем как в практическом плане (трудовые умения и навыки), так и в теоретическом (умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями). Еще одной чертой является склонность к экспериментированию. Подростки обнаруживают широкие познавательные интересы, связанные со стремлением все самостоятельно перепроверить, лично удостовериться в истинности.
Подростковый возраст необходимо рассматривать не как отдельно взятый этап, а в динамике развития, поскольку без знания закономерностей развития ребенка в онтогенезе, противоречий, составляющих силу этого развития, невозможно выявить психические особенности подростка. В основе такого исследования лежит деятельностный подход, рассматривающий развитие личности, как процесс движущей силой которого является, во-первых, разрешение внутренних противоречий, во-вторых, смена типов деятельности, обусловливающее перестройку сложившихся потребностей и зарождения новых. В процессе изучения отечественные психологи (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) выяснили, что ведущий для подросткового возраста деятельностью является усвоение норм взаимоотношений, которые получает наиболее полное выражение в общественно полезной деятельности.[2]
Мышление подростка
Таким образом, изучение подросткового периода – очень сложный, долгий и многоплановый процесс, который не завершен и по сей день. До сих пор нет однозначного понимания всех его особенностей, не прекращаются споры между психологами.
1.2. Особенности поведения
Подростковому периоду свойственны определенные поведенческие модели и психологические особенности, а так же реакции на воздействия окружающей социальной среды. Их описала Личко А.Е. в книге «Психопатии и акцентуации характера у подростков».
Реакция эмансипации.
Эта реакция проявляется
стремлением высвободиться из-
Реакция группирования со сверстниками.
Подросткам свойственно группирование со сверстниками. Существует два типа подростковых групп по Личко[3]: Имеют жесткую иерархическую структуру (постоянный лидер, «анти лидер», «адъютант лидера» и так далее вниз по социальной лестнице, которую замыкает «шестерка») и стабильный состав, чаще всего охраняют свою территорию, обычно состоят из подростков мужского пола.
Наблюдается нечеткое распределение ролей, нестабильный состав, отсутствие постоянного лидера и территории.
Безусловно, есть и промежуточные, и иные типы подростковых групп, но они либо ещё не исследованы, либо информация о подобных исследованиях не была мной найдена.
Общение со сверстниками
определено как ведущая
Реакция увлечения – хобби-реакция.
Увлечения у подростков составляют
категорию психических фено-
Личко А.Е. выделяет следующие типы увлечений:
Интеллектуально-эстетические увлечения. Они характеризуются глубоким интересом к любому делу (музыке, древней истории, радиотехнике и т.д.). Поглощенные увлекательным для них делом, подростки иногда запускают учебу и другие дела.
Телесно - мануальные увлечения. Эти типы увлечений разнооб-разны по виду деятельности (карате, умение водить машину, вышивать или плавать), но за ними стоит желание развиться в определенном физическом плане, овладеть какими-то умениями. Важен, прежде всего, результат, а не процесс как в предыдущем типе.