Конфликты в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 14:03, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать сущность подростковых конфликтов и путей их решения.
Задачи курсовой:
1) Изучить внутренний мир подростка, характеристику его поведения;
2) Проанализировать причины конфликтов и агрессии подростков;
3) Выявить пути решения данной проблемы.

Содержание

Введение……………………………………………………….………3
ГЛАВА 1. Психологические особенности детей
подросткового возраста……………………………….…………..…5
1.1. Личностные особенности подростка…………………….5
1.2. Особенности поведения подростков………………...…..9
ГЛАВА 2. Анализ конфликтов детей в подростковом
возрасте…………………………………………………………...….13
2.1. Понятие, сущность и причины конфликтов…….…..…13
2.2. Виды конфликтов подростков…………………..………19
2.3. Способы разрешения и
предупреждения конфликтов…………………………………26
Заключение………………………………………………….…..……31
Список использованной литературы…….….…….……..………..33

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 174.68 Кб (Скачать)

Министерство образования  Российской Федерации

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая работа

тема: Конфликты в подростковом возрасте

 
 
 

Выполнил:

Проверил:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 

2004

 

 

 

 

 
СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………….………3

ГЛАВА 1. Психологические  особенности детей

подросткового возраста……………………………….…………..…5

1.1. Личностные особенности  подростка…………………….5

1.2. Особенности поведения  подростков………………...…..9

ГЛАВА 2. Анализ конфликтов детей  в подростковом

возрасте…………………………………………………………...….13

2.1. Понятие, сущность и  причины конфликтов…….…..…13

2.2. Виды конфликтов подростков…………………..………19

2.3. Способы разрешения  и

предупреждения конфликтов…………………………………26

Заключение………………………………………………….…..……31

Список использованной литературы…….….…….……..………..33

 

ВВЕДЕНИЕ

Подростковый период –  это этап онтогенеза, находящийся  между детством и взрослостью. Этот период называют и самым трудным  из возрастов человека, и вторым рождением, и сравнивают с новым  кораблем, выпущенным в открытый океан  без штурвала, рулевого и балласта.

Актуальность темы. Сегодня в психологии существует множество фундаментальных исследований, гипотез и теорий подросткового возраста. Учеными  уже выяснено, что  психологическое состояния этого периода связано с двумя «переломными» моментами: психофизиологическим – половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным – конец детства, вступление в мир взрослых.

В XX в.  подростковый период изучили с разных сторон, с точки зрения разных отраслей науки и разных теоретических концепций. И можно было бы предположить, что ничего секретного в мире подростка не осталось.

Но секретность этого  мира в том, что в этот период человек  открывает для себя свой внутренний мир, строятся его мировоззренческие  взгляды. Подросток идёт к познанию действительности во многом «от себя», через свои переживания. И эти  переживания кажутся ему уникальными, неповторимыми. Секретность – это ментальное ощущение ребенком того, что только у него происходит такое внутри. И подросток начинает тщательно охранять свой внутренний мир от посягательств других (особенно взрослых). Лишь такие же, как он (подростки) способны понять его переживания.

В настоящее время проблема конфликтов подростков актуальна, так  как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе. Тревожным  симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся  в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного  порядка, хулиганство, вандализм и  др.). Усилилось демонстративное  и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали  проявляться жестокость и агрессивность. Мы являемся свидетелями изменения  всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.

Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни. Это нормально и естественно. Говорят даже, что конфликт - это  двигатель развития. Назначение конфликта  состоит в том, чтобы через  его разрешение произошло снятие актуализировавшегося в нем противоречия. Для нашей действительности характерна смена негативного отношения  к конфликтам на позитивное.

Подростки образуют особую субкультуру  со своими нормами, установками, специфическими формами поведения, одеждой, языком, символическими атрибутами и ритуалами.

Степень разработанности проблемы. Данной проблемой занимались многие выдающиеся психологи и ученые, такие как Выгодский Л.С., Э. Эриксон, М.Кле, Ф.Ариес, А.Н. Леонтьев и др. Данная проблема затрагивает так же умы многих современных ученых, которые разрабатывают всевозможные методики по предотвращению конфликтов подростков и способствуют укреплению отношений детей с родителями и школой.

Объект исследования – дети подросткового возраста. Предмет исследования – методика разрешения конфликта в подростковом возрасте.

Цель курсовой работы – проанализировать сущность подростковых конфликтов и путей их решения.        

Задачи курсовой:

1) Изучить внутренний мир  подростка, характеристику его  поведения;

2) Проанализировать причины  конфликтов и агрессии подростков;

3) Выявить пути решения  данной проблемы.

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав и заключения.

ГЛАВА 1. Психологические особенности  детей подросткового возраста

1.1. Личностные особенности подростка

Переход к подростковому  возрасту характеризуется глубокими  изменениями условия, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Во всем этом намечается переход от детства  к взрослости. Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека.

Подростничество – это  самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Это самый ответственный период, поскольку здесь закладываются  основы нравственности, формируются  социальные установки, отношение к  себе, к людям, к обществу. Стабилизируются  черты характера и основные формы  межличностного поведения. Главные  мотивационные линии – самопознание, самовыражение, самоутверждение.

Детей данного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся  узнать что-то новое, чему-либо научиться.

В подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с  расширением знаний, с формированием  нужных умений и навыков, позволяющих  заниматься интересной работой, самостоятельным  творческим трудом. Учение добавляется  самообразованием, приобретая более  глубокий личностный смысл.

В психологии до настоящего времени ведутся дискуссии о  хронологических рамках подросткового  периода. Существует множество точек  зрения, я приведу некоторые из них.

Л.С. Выготский выделяет пубертатный  возраст 14-18 лет и два кризиса: кризис 13 и 17 лет. По Э. Эриксону подростковый возраст приходится на стадию идентичности (диффузии идентичности), которую человек  проходит с 15 до 20 лет. Л.Ф. Обухова говорит, что по современным данным подростковый период охватывает почти десятилетие  – от 11 до 20.

А.М. Прихожан указывает, что  это период длится с 10-11 до 16-17 лет, совпадая в современной российской школе  со временем обучения детей в V-XI классах.

Интересна точка зрения М.Кле: «Достижение пубертата знаменует  вступление в отрочество, универсальная  точка отсчета которого определяется биологическим созреванием…».[1] Однако использование биологических критериев провоцирует ряд затруднений:

1) хронологический возраст  является не очень точным индикатором  биологического возраста;

2) для девочки появление  первых менструаций является  показателем биологического созревания, а вот мужскую половую зрелость  определить сложнее.

Основная же проблема состоит, по мнению М.Кле, в определении конца  подросткового периода: «Отрочество  заканчивается с вхождением человека в мир взрослых, однако, по крайней  мере, в нашем обществе, достижение взрослого статуса не имеет точных, общепринятых критериев». Хоррокс утверждает, что конец подросткового возраста наступает тогда, когда «индивид достигает социальной и эмоциональной  зрелости и получает опыт, способность и желание принять на себя роль взрослого, выражающуюся в широком веере поступков – так, как она задана той культурой, в которой живет».

Можно заключить, что хронологические  рамки для этого периода имеют  условный, ориентировочный характер. Они  необходимы для отделения нормы от патологии (важно с медицинской точки зрение – запаздывание биологического начала, а с психологической - большая отсрочка конца подросткового периода), являются очень размытыми и сильно варьируются в зависимости от культурного контекста.

Здесь стоит упомянуть  о том, что согласно исследованиям  Ф.Ариеса, в доиндустриальной Европе отсутствовало различие детства  и отрочества. В XVIII в. не существовало никакого понятия для обозначения  возрастной категории, которую сейчас называют подростками. Этап детства  заканчивался вместе с половым созреванием, после которого большинство молодых  людей сразу вступали во взрослый мир.  Ариес считает «датой рождения» отрочества период 1900-х годов. С этого момента отрочество распространилось, растянулось во времени, оттесняя детство и зрелость. Глубокие социально-экономические преобразования, связанные с развитием капиталистической формацией, одним из последствий имели изменения в периодах онтогенеза. Ариес полагает, что на это изменение повлияли следующие социальные явления: создание  массовых школ, рост  числа средних и высших учебных заведений, и обязательная воинская обязанность. Таким образом, выделение подросткового возраста как промежуточного периода жизни человека от полового созревания до той поры, которая социально характеризуется как взрослость – продукт нового времени.  Вследствие акселерации половое созревание происходит в современных условиях несколькими годами раньше, чем в прошлом, в то время как психологическое и социальное взросление отсрочилось, увеличив промежуточный период между детством и взрослостью.      

 Особенности подросткового  периода, так же как его продолжительность,  детерминируются социальными институтами,  с помощью которых общество  обеспечивает переход от детского  состояния к взрослому.

Происходит формирование системы личностных ценностей, которые  определяют содержание деятельности подростка, сферу его общения, избирательность  отношения к людям, оценку этих людей  и самооценку.

В этом возрасте создаются  неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости, многих других полезных качеств личности.

Характерной особенностью подросткового  возраста является готовность и способность  ко многим различным видам общения, причем как в практическом плане (трудовые умения и навыки), так и  в теоретическом (умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями). Еще одной  чертой является склонность к экспериментированию. Подростки обнаруживают широкие  познавательные интересы, связанные  со стремлением все самостоятельно перепроверить, лично удостовериться в истинности.

Подростковый возраст  необходимо рассматривать не как  отдельно взятый этап, а в динамике развития, поскольку без знания закономерностей  развития ребенка в онтогенезе, противоречий, составляющих силу этого развития, невозможно выявить психические  особенности подростка. В основе такого исследования лежит деятельностный подход, рассматривающий развитие личности, как процесс движущей силой которого является, во-первых, разрешение внутренних противоречий, во-вторых, смена типов деятельности, обусловливающее перестройку сложившихся потребностей и зарождения новых. В процессе изучения отечественные психологи (Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) выяснили, что ведущий для подросткового возраста деятельностью является усвоение норм взаимоотношений, которые получает наиболее полное выражение в общественно полезной деятельности.[2]

Мышление подростка характеризуется  стремлением к широким обобщениям. Одновременно с этим складывается новое  отношение к учению. Подростков привлекают предметы и виды знаний, где они  смогут лучше узнать себя, проявить самостоятельность. Возникает особое познавательное отношение к самому себе, выступающие в виде желания  и умения анализировать и оценивать  собственные поступки, а также  способность вставать на точку зрения другого человека, видеть и воспринимать мир с других позиций, чем собственная.

Таким образом, изучение подросткового  периода – очень сложный, долгий и многоплановый процесс, который не завершен и по сей день. До сих пор нет однозначного понимания всех его особенностей, не прекращаются споры между психологами. 

 

1.2. Особенности поведения подростков

Подростковому периоду свойственны  определенные поведенческие модели и психологические особенности, а так же реакции на воздействия  окружающей социальной среды. Их описала  Личко А.Е. в книге «Психопатии  и акцентуации характера у  подростков».

Реакция эмансипации.       

 Эта реакция проявляется  стремлением высвободиться из-под  опеки, контроля, покровительства  старших- родных, учителей, воспитателей, наставников, старшего поколения  вообще. Реакция может распростра-няться  на установленные старшими порядки,  правила, законы, стандарты их  поведения и духовные ценности. Потребность высвободиться связана  с борьбой за самостоятельность,  за самоутверждение как личности.   

Реакция группирования со сверстниками.

Подросткам свойственно  группирование со сверстниками. Существует два типа подростковых групп по Личко[3]: Имеют жесткую иерархическую структуру (постоянный лидер, «анти лидер», «адъютант лидера» и так далее вниз по социальной лестнице, которую замыкает «шестерка») и стабильный состав, чаще всего охраняют свою территорию, обычно состоят из подростков мужского пола.

Наблюдается нечеткое распределение  ролей, нестабильный состав, отсутствие постоянного лидера и территории.  

Безусловно, есть и промежуточные, и иные типы подростковых групп, но они либо ещё не исследованы, либо информация о подобных исследованиях  не была мной найдена.      

 Общение со сверстниками  определено как ведущая деятельность  данного возрастного периода  отечественными психологами. Вследствие  чего создание групп является  проявлением потребности общения  с себе подобными.

Реакция увлечения – хобби-реакция.

Увлечения у подростков составляют категорию психических фено-менов, структурных  компонентов личности, располагаясь где-то между инстинктами и влечениями, с одной стороны, и наклонностями и интересами – с другой. В отличие от влечений, хобби не имеют непосредственной связи с инстинктами, со сферой безусловных рефлексов. В отличие же от интересов и наклонностей, увлечения всегда более эмоционально окрашены, хотя и не составляют главную трудовую направленность личности, не являются профессиональной деятельностью.

Личко А.Е. выделяет следующие  типы увлечений:

Интеллектуально-эстетические увлечения. Они характеризуются  глубоким интересом к любому делу (музыке, древней истории, радиотехнике и т.д.). Поглощенные увлекательным  для них делом, подростки иногда запускают учебу и другие дела.

Телесно - мануальные увлечения.  Эти типы увлечений разнооб-разны по виду деятельности (карате, умение водить машину, вышивать или плавать), но за ними стоит желание развиться в определенном физическом плане, овладеть какими-то умениями. Важен, прежде всего, результат, а не процесс как в предыдущем типе.

Информация о работе Конфликты в подростковом возрасте