Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:20, курсовая работа
Цель исследования – изучить психологические особенности дружбы в подростковом возрасте.
Объект исследования – дружба как форма межличностных отношений.
Предмет исследования – система представлений подростков о дружбе.
Цель исследования – выявить понимание детей понятия дружба.
Гипотеза – дети в подростковом возрасте воспринимают дружбу как важный фактор дальнейшего развития в обществе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 Дружба как форма межличностных отношений. Общие психологические аспекты………………………………………………………….5
1.1 Психологические особенности подросткового возраста…………….5
1.2 Дружба как форма межличностных отношений………………………10
1.3 Дружба в подростковом возрасте…………………………………….14
ГЛАВА 2 Исследование представлений о дружбе в подростковом возрасте……………………………………………………………………………22
2.1 Организация исследования……………………………………………22
2.2 Анализ полученных данных…………………………………………..23
2.3 Рекомендации…………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………28
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
государственное бюджетное
«Вятский государственный гуманитарный университет»
факультет психологии
Кафедра общей и специальной психологии
Курсовая работа по психологии
Представления о дружбе в подростковом возрасте
выполнил студент I курса группы ПФК-11 очной формы обучения Бабинцев Дмитрий Владимирович |
Научный руководитель: кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры общей и специальной психологии Цветкова Н.В._________________ (подпись) Оценка _________________ Дата «____» ____________ 2012 г. |
киров
2012
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1 Дружба как форма межличностных отношений.
Общие психологические аспекты………………………………………………………….
1.1 Психологические особенности подросткового возраста…………….5
1.2 Дружба как форма межличностных отношений………………………10
1.3 Дружба в подростковом возрасте…………………………………….14
ГЛАВА 2 Исследование представлений о дружбе
в подростковом возрасте…………………………………………………………
2.1 Организация исследования………………
2.2 Анализ полученных данных…………………………………………..23
2.3 Рекомендации………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………28
ВВЕДЕНИЕ
Дружба – бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.
Как известно, в любом коллективе возникают избирательные отношения: интимно-дружеские отношения складываются далеко не между всеми членами коллектива. То же самое мы наблюдаем и в коллективе подростков. Их отношения, безусловно индивидуально избирательны.
Каждый подросток проходит через приобщение к коллективу сверстников с открытием для себя его значимости и важности. Однако выбор друга, сверстника для интимно-личностного общения всегда индивидуален. Задушевный друг очень нужен подростку. Поиск друга важный момент в его жизни. В поиске задушевного друга подросток пристально анализирует поступки и отношения людей, в дружбе формируются его общественный опыт, общественно ценные качества: уважение к человеку, чуткость, внимание, доброжелательность, коллективизм, готовность помочь в беде и т. п.
Отношение подростка
к другу становится все более и более
взрослым: его уже не удовлетворяет просто
«быть вместе» играть вместе, учиться
вместе, даже иметь общие интересы. Он
хочет большего: он уже предъявляет высокие
человеческие требования к другу. Если
перевести на «взрослый» язык мысли и
чувства подростка, то они звучали бы так:
«Мой друг должен понимать, сопереживать,
сочувствовать, более того, быть как бы
частицей моего я».
Много сил тратит подросток на поиски
друга. Эти поиски, расходясь кругами,
как от брошенного в воду камня, обычно
захватывают любой коллектив подростков;
в постоянном неуловимом движении находятся
группы, меняются отношения. Ребята ищут
то, что соответствует их рождающимся
идеалам, новым потребностям. В этих поисках
возникают увлечения и разочарования,
загораются и рушатся надежды. Подросток
очень резко осуждает те качества, которые
он считает не соответствующими нравственному
кодексу.
Проблема – как понимают дети подросткового возраста понятие дружба?
Цель исследования – изучить психологические особенности дружбы в подростковом возрасте.
Объект исследования – дружба как форма межличностных отношений.
Предмет исследования – система представлений подростков о дружбе.
Цель исследования – выявить понимание детей понятия дружба.
Гипотеза – дети в подростковом возрасте воспринимают дружбу как важный фактор дальнейшего развития в обществе.
Задачи:
Методы исследования – синтез полученной информации в рамках эмпирического исследования.
База исследования - группа из 19 детей подросткового возраста.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Глава 1 Дружба как форма межличностных отношений. Общие психологические аспекты
1.1Психологические особенности подросткового возраста
Каждый возраст хорош по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст.
Это самый долгий переходный период, который характеризуется рядом физических изменений. В это время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.
Подростковый возраст — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.
Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Что же он представляет собой?
Вот его проявления:
Суть "подросткового комплекса" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды.
Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.
Для подростков характерна полярность психики:
Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.
Стенли Холл назвал подростковый период периодом «бури и натиска». Так как в этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Сегодня девочка-подросток скромно сидит со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что «в жизни надо испытать все». Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости. Имеется в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе, живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к «маленькому». Многое он не делает сам, многое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и «наградить» (опять таки, по своему разумению – карманные деньги, поездка на море, поход в кино, новая вещь). Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты «псевдовзрослости» : курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город. Копируют любые отношения.
Хотя претензии на
взрослость бывают нелепыми, а образцы
для подражания – не лучшими, в
принципе подростку полезно пройти
через такую школу новых
Внешний вид подростка часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, - как трагедию.
Подростковый возраст - это период противоречий, притязаний на взрослость и признание, углубления самоанализа, развития самосознания, становления «Я-концепции», стремления к социальному и личностному самоопределению.
Самооценка подростка прямо связана с процессом социализации, адаптации и дезадаптации. В условиях, когда самооценка не находит опоры, в социуме, когда его оценка другими постоянно низка в сравнении с самооценкой, когда все время блокируется потребности в уважении, развивается резкое ощущение личностного дискомфорта.
Самооценка подростка формируется, прежде всего, под влиянием результатов деятельности. Но все дело в том, что оценку этих результатов всегда дают окружающие. Вот почему оценка окружающих определяет самооценку. Чувства к самому себе формируются и подкрепляются благодаря мнениям других. Если сверстники постоянно относятся к подростку с уважением, он начинает считать себя заслуживающим уважения. Если, наоборот, ребенком постоянно пренебрегают, заостряют внимание на его недостатках, ему ничего не остается, как заключить, что он недостоин уважения.
В результате формирования самоотношения и самопознания в подростковом возрасте происходит становление самооценки, т.е. можно говорить о том, что к старшему подростковому возрасту самооценка уже выступает как сформировавшийся компонент самосознания. Причем самооценка себя, как члена группы (класса, коллектива и т.д.) напрямую зависит от сложившихся межличностных отношений.
Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах.
Стремление к
Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые знания о жизни.
Более всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о закадычном друге. Причем о таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, Друг является аналогом психотерапевта. Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам). Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А вкупе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей.
Информация о работе Представления о дружбе в подростковом возрасте