Представления о дружбе в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 20:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить психологические особенности дружбы в подростковом возрасте.
Объект исследования – дружба как форма межличностных отношений.
Предмет исследования – система представлений подростков о дружбе.
Цель исследования – выявить понимание детей понятия дружба.
Гипотеза – дети в подростковом возрасте воспринимают дружбу как важный фактор дальнейшего развития в обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 Дружба как форма межличностных отношений. Общие психологические аспекты………………………………………………………….5
1.1 Психологические особенности подросткового возраста…………….5
1.2 Дружба как форма межличностных отношений………………………10
1.3 Дружба в подростковом возрасте…………………………………….14
ГЛАВА 2 Исследование представлений о дружбе в подростковом возрасте……………………………………………………………………………22
2.1 Организация исследования……………………………………………22
2.2 Анализ полученных данных…………………………………………..23
2.3 Рекомендации…………………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………28

Работа содержит 1 файл

Курсовая Психология.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Вятский  государственный гуманитарный университет»

 

факультет психологии

 

 

Кафедра общей и  специальной психологии

 

 

 

Курсовая работа по психологии

 

 

 

Представления о дружбе в подростковом возрасте

 

выполнил студент I курса

группы ПФК-11 очной формы обучения

Бабинцев Дмитрий Владимирович

Научный руководитель:

кандидат психологических  наук,

старший преподаватель  кафедры

общей и специальной психологии

Цветкова Н.В._________________

(подпись)

Оценка        _________________

Дата      «____» ____________ 2012 г.


 

 

 

 

киров

2012 

 

 

 

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ГЛАВА 1 Дружба как форма межличностных отношений. Общие психологические аспекты………………………………………………………….5

1.1 Психологические особенности подросткового возраста…………….5

1.2 Дружба как форма межличностных отношений………………………10

1.3 Дружба в подростковом возрасте…………………………………….14

ГЛАВА 2 Исследование представлений о дружбе в подростковом возрасте……………………………………………………………………………22

2.1 Организация исследования……………………………………………22

2.2 Анализ полученных  данных…………………………………………..23

2.3 Рекомендации…………………………………………………………..24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..26

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Дружба – бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах  и увлечениях.

Как известно, в любом  коллективе возникают избирательные  отношения: интимно-дружеские отношения складываются далеко не между всеми членами коллектива. То же самое мы наблюдаем и в коллективе подростков. Их отношения, безусловно индивидуально избирательны.

Каждый подросток  проходит через приобщение к коллективу сверстников с открытием для себя его значимости и важности. Однако выбор друга, сверстника для интимно-личностного общения всегда индивидуален. Задушевный друг очень нужен подростку. Поиск друга важный момент в его жизни. В поиске задушевного друга подросток пристально анализирует поступки и отношения людей, в дружбе формируются его общественный опыт, общественно ценные качества: уважение к человеку, чуткость, внимание, доброжелательность, коллективизм, готовность помочь в беде и т. п.

Отношение подростка  к другу становится все более и более взрослым: его уже не удовлетворяет просто «быть вместе» играть вместе, учиться вместе, даже иметь общие интересы. Он хочет большего: он уже предъявляет высокие человеческие требования к другу. Если перевести на «взрослый» язык мысли и чувства подростка, то они звучали бы так: «Мой друг должен понимать, сопереживать, сочувствовать, более того, быть как бы частицей моего я». 
Много сил тратит подросток на поиски друга. Эти поиски, расходясь кругами, как от брошенного в воду камня, обычно захватывают любой коллектив подростков; в постоянном неуловимом движении находятся группы, меняются отношения. Ребята ищут то, что соответствует их рождающимся идеалам, новым потребностям. В этих поисках возникают увлечения и разочарования, загораются и рушатся надежды. Подросток очень резко осуждает те качества, которые он считает не соответствующими нравственному кодексу.

Проблема – как понимают дети подросткового возраста понятие дружба?

Цель исследования – изучить психологические особенности дружбы в подростковом возрасте.

Объект  исследования – дружба как форма межличностных отношений.

Предмет исследования – система представлений подростков о дружбе.

Цель исследования – выявить понимание детей понятия дружба.

Гипотеза – дети в подростковом возрасте воспринимают дружбу как важный фактор дальнейшего развития в обществе.

Задачи:

  1. Провести теоретический анализ проблемы дружбы в подростковом возрасте.
  2. Провести исследование представлений о дружбе в подростковом возрасте.
  3. Составление рекомендаций.

Методы исследования – синтез полученной информации в рамках эмпирического исследования.

База  исследования -  группа из 19 детей подросткового возраста.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

    • Теоретический анализ, обобщение, классификация
    • Эмпирические: метод незаконченных предложений, контент – анализ.

 

 

 

 

 

Глава 1 Дружба как форма межличностных отношений. Общие психологические аспекты

1.1Психологические особенности подросткового возраста

 

Каждый возраст хорош  по-своему. И в то же время, в каждом возрасте есть свои особенности, есть свои сложности. Не исключением является и подростковый возраст.

Это самый долгий переходный период, который характеризуется  рядом физических изменений. В это  время происходит интенсивное развитие личности, ее второе рождение.

Подростковый возраст  — стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.

Психологические особенности  подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Что же он представляет собой?

Вот его проявления:

  1. чувствительность к оценке посторонних своей внешности;
  2. крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих;
  3. внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров.

Суть "подросткового комплекса" составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям, поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды.

Причина психологических  трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек - 13-15 лет.

Для подростков характерна полярность психики:

  • Целеустремленность, настойчивость и импульсивность,
  • Неустойчивость может смениться апатией, отсутствие стремлений и желаний что-либо делать,
  • Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;
  • Потребность в общении сменяется желанием уединиться;
  • Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
  • Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
  • Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.

Характерной чертой этого  возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать.

Стенли Холл назвал подростковый период периодом «бури и натиска». Так как в этот период в личности подростка сосуществуют прямо противоположные потребности и черты. Сегодня девочка-подросток скромно сидит со своими родственниками и рассуждает о добродетели. А уже завтра, изобразив на лице боевую раскраску и проколов ухо десятком сережек, пойдёт на ночную дискотеку, заявив, что «в жизни надо испытать все». Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости. Имеется в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе, живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к «маленькому». Многое он не делает сам, многое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и «наградить» (опять таки, по своему разумению – карманные деньги, поездка на море, поход в кино, новая вещь). Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты «псевдовзрослости» : курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город. Копируют любые отношения.

Хотя претензии на взрослость бывают нелепыми, а образцы  для подражания – не лучшими, в  принципе подростку полезно пройти через такую школу новых отношений. Ведь внешнее копирование взрослых отношений - это своеобразный перебор  ролей, игры, которые встречаются в жизни. То есть вариант подростковой социализации. Встречаются по-настоящему ценные варианты взрослости, благоприятные не только для близких, но и для личностного развития самого подростка. Это включение во вполне взрослую интеллектуальную деятельность, когда подросток интересуется определённой областью науки или искусства, глубоко занимаясь самообразованием. Или забота о семье, участие в решении как сложных, так и ежедневных проблем, помощь тем, кто в ней нуждается. Впрочем, лишь небольшая часть подростков достигает высокого уровня развития морального сознания и немногие способны принять на себя ответственность за благополучие других. Более распространённой в наше время является социальная инфантильность.

Внешний вид подростка  часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, - как трагедию.

Подростковый возраст - это период противоречий, притязаний на взрослость и признание, углубления самоанализа, развития самосознания, становления «Я-концепции», стремления к социальному и личностному самоопределению.

Самооценка подростка  прямо связана с процессом  социализации, адаптации и дезадаптации. В условиях, когда самооценка не находит опоры, в социуме, когда  его оценка другими постоянно  низка в сравнении с самооценкой, когда все время блокируется потребности в уважении, развивается резкое ощущение личностного дискомфорта.

Самооценка подростка  формируется, прежде всего, под влиянием результатов деятельности. Но все  дело в том, что оценку этих результатов всегда дают окружающие. Вот почему оценка окружающих определяет самооценку. Чувства к самому себе формируются и подкрепляются благодаря мнениям других. Если сверстники постоянно относятся к подростку с уважением, он начинает считать себя заслуживающим уважения. Если, наоборот, ребенком постоянно пренебрегают, заостряют внимание на его недостатках, ему ничего не остается, как заключить, что он недостоин уважения.

В результате формирования самоотношения и самопознания в подростковом возрасте происходит становление самооценки, т.е. можно говорить о том, что к старшему подростковому возрасту самооценка уже выступает как сформировавшийся компонент самосознания. Причем самооценка себя, как члена группы (класса, коллектива и т.д.) напрямую зависит от сложившихся межличностных отношений.

Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как  к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует  больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе  не желает, разве что на словах.

Стремление к самостоятельности  выражается в том, что контроль и  помощь отвергаются. Все чаще от подростка  можно слышать: "Я сам все  знаю!" (Это так напоминает малышовое "Я сам!"). И родителям придется только смириться и постараться  приучить своих чад отвечать за свои поступки. Это им пригодится по жизни. К сожалению, подобная "самостоятельность" - еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте. Появляются собственные вкусы и взгляды, оценки, линии поведения. Самое яркое - это появление пристрастия к музыке определенного типа.

Ведущей деятельностью  в этом возрасте является коммуникативная. Общаясь, в первую очередь, со своими сверстниками, подросток получает необходимые  знания о жизни.

Более всего особенности  личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками. Любой подросток мечтает о закадычном друге. Причем о таком, которому можно было бы доверять «на все 100», как самому себе, который будет предан и верен, несмотря ни на что. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Друг удовлетворяет потребность в самопонимании. Практически, Друг является аналогом психотерапевта. Дружат чаще всего с подростком того же пола, социального статуса, таких же способностей (правда, иногда друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам). Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А вкупе с подростковым максимализмом дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей.

Информация о работе Представления о дружбе в подростковом возрасте