Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 19:30, лекция
Цель: сформировать представление учащихся о взаимосвязи строения, свойств и применения веществ в ходе составления характеристики азотной кислоты.
Цель: сформировать представление учащихся о взаимосвязи строения, свойств и применения веществ в ходе составления характеристики азотной кислоты.
Задачи:
Тип учебного занятия (по М.И. Махмутову): урок совершенствования ЗУН (с включением лабораторной работы).
Форма проведения: урок с включением коллективных, парных, индивидуальных форм организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся.
Продолжительность учебного занятия: 45 минут.
Использование педагогических технологий:
Оборудование:
Содержательная основа учебного занятия
Ценностное отношение |
Знания |
Способы действий | ||
Опорные |
Новые |
Опорные |
Новые | |
– уровень жизни определяется
условиями (жизнь как ценность); |
– состав кислот; |
– азотная кислота –
окислитель (причём по N+5); |
– называть, объяснять признаки
кислот; |
– проводить эксперимент
самостоятельно; |
Логика рассуждения:
1. Многообразие неорганических
соединений. Кислоты – один из
классов неорганических
2. Азотная кислота. Общие с другими кислотами
свойства. (От общих знаний – к частному
конкретному веществу.)
3. Специфические свойства азотной кислоты.
(Исключение из общего правила).
4. Применение азотной кислоты. Первая
медицинская помощь при кислотном химическом
ожоге. (Знание химических азов во имя
сохранения собственного здоровья).
Структура урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся | |
I. (3') |
Организация и мотивация деятельности учащихся на совершенствование ЗУН через актуализацию знаний о многообразии неорганических соединений, особенностях кислот. 1. На доске (или на табличках) написаны слова «духи», «замок», «орган», «мука». Учитель не произносит вслух эти слова. Просит учеников объяснить причину объединения этих слов в одну группу. 2. Я Вам пожелаю давать
ответы однозначные, а не Час пришёл, настало время, |
До начала урока учеников, обладающих высоким уровнем аналитического мышления, учитель объединяет в пары. |
II. (11')
Выполнение + проверка по эталону
Приёмы «Мозговой штурм», «Знаю – узнал» |
Организация работы учащихся по актуализации знаний о кислотах при выполнении заданий в парах и индивидуальных заданий с целью контроля ЗУН или подготовки сообщения для следующего этапа урока 1. Прочтение задач 1 модуля урока.(Приложение 1) |
Повторяют знания о кислотах в ходе выполнения индивидуальных заданий и заданий в парах с последующей самопроверкой и проверкой по эталону ответа. 1. Знакомство с задачами 1 модуля
урока, принятие задачи. (Приложение 1) А) проверка ЗУН при выполнении
индивидуального тестового Б) подготовка сообщения для следующего этапа урока в ходе работы в парах (повышенный уровень сложности):«Характеристика азотной кислоты. 1-й вариант» (Приложение 3) В) подготовка сообщения для следующего этапа урока в ходе работы в парах (высокий уровень сложности):«Химический кислотный ожог. 2-й вариант» (Приложение 4) Г) подготовка сообщения для следующего этапа урока в ходе работы в парах (высокий уровень сложности):«Особенные химические свойства азотной кислоты. 3-й вариант» (Приложение 5) |
III. (1') |
Организация учащихся для выполнения оздоровительной гимнастики для глаз.(5-8 мин.) |
Выполняют оздоровительную гимнастику для глаз. |
IV. (21')
Проверка гипотезы в ходе л/о Связь свойств кислоты и применения
Проверка гипотезы в ходе демонстрации опыта |
Организация работы
учащихся по совершенствованию ЗУН
при изучении азотной кислоты
как кислородсодержащего 1. Обращается к ученику, представителю Бюро химических находок, с просьбой зачитать информацию «Знаете ли Вы, что»(про азотную кислоту), просит остальных учеников назвать вещество, которому посвящены факты. (Приложение 6) |
Совершенствуют ЗУН при изучении азотной кислоты, отчёт учащихся о работе в парах при подготовке по заданию учителя. 1. Ученик, представитель
Бюро химических находок, |
2. Формулирует тему урока: «Азотная
кислота HNO3 – «взрывоопасная царская
особа». |
2. Записывают дату
в схему-кластер. (Приложение 7) | |
4. Выполнить задания модуля
урока «3-1.кислота» (Приложени Г) организация познавательной деятельности учащихся для проверки предположений и закрепления практических навыков при выполнении лабораторной работы. |
4. Работают с пунктом «3-1. кислота» модуля урока. А) Дают определение понятия
«кислота», перечисляют способы
обнаружения кислот с помощью
индикаторов. Г) Выполняют лабораторный
опыт по описанию физических свойств
азотной кислоты, по взаимодействию
азотной кислоты с | |
5. Выполнить задания модуля
урока «3-2. особа» (Приложение 1) Учитель демонстрирует опыт: HNO3 + Сu. |
5. Работают с пунктом «3-2. особа» модуля урока. А) Высказывают предположения, что в реакции азотной кислоты с металлами выделяется водород и образуется соль – нитрат. Это можно проверить на опыте. Ученики наблюдают и делают
вывод, что кислота не выделяет водород,
а появляется другой газ. | |
6. Выполнить задания модуля
урока «3-4. царская» (Приложение 1) |
6. Работают с пунктом
«3-3. царская» модуля урока. | |
7. Выполнить задания модуля урока «3-5. взрывоопасная»(Приложение 1) А) Объяснить смысл слова «взрывоопасная» в теме урока, используя информацию «Знаете ли Вы…» (Приложение 6 или слайд 10) |
7. Работают с пунктом «3-5. взрывоопасная» модуля урока. А) Ученики пары 3-го варианта
поясняют причину выбора такого названия
кислоты, исходя из информации «Знаете
ли Вы…» (Приложение 6; Презентация, слайд 10) | |
V. (5') |
Организация работы учащихся по формулированию вывода, оценке правильности рисунка. А) Вывод: Какие особенности азотной кислоты позволяют награждать её эпитетами «особая» и «взрывоопасная»? Б) Какую неточность допустил учитель на рисунке «разложение азотной кислоты»(Приложение 9; Презентация, слайд 10) В) Общий вывод: Расшифровать тему урока исходя из полученных знаний. |
Формулируют вывод, пользуясь схемой-кластером. Сравнивают уравнение реакции разложения кислоты и рисунок (Приложение 9; Презентация, слайд 10) |
VI. (3') |
(Cлайд 11) Домашнее задание: § 27 (с.156-157), закончить и выучить записи
в кластере. |
Просматривают д/з с целью его понимания, указывают в дневнике «см. модуль урока» (Cлайд 11). Сдают классные работы учителю для дополнительной проверки. |
VII. (1') |
Мотивирует учащихся на новую
встречу. (Слайд 12) |