Развитие опосредованной и непосредственной памяти в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:28, дипломная работа

Описание работы

Цели исследования: 1) выявление особенностей непосредственной и опосредствованной памяти современных подростков; 2) сравнение полученных результатов с данными А.Н. Леонтьева 1920-х гг.

Содержание

Введение………………………………………………………………….........3
Глава 1. Развитие памяти как высшей психической функции…… …….….7
1.1. Понятие памяти……………………………...……..…………….….....7
1.2. Основные процессы памяти и ее виды…………………………….....8
1.3. История изучения памяти как психологического феномена….........12
1.4. Культурно-исторический подход к исследованию памяти в трудах Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева …………………………........................18
1.5. Развитие памяти в подростковом возрасте…… …………….….….. 21
1.6. Анализ методики А.Н.Леонтьева (1931)…………..……...…............22
1.6.1. Описание методики Леонтьева…………………………………….22
1.6.2. Основные результаты исследования А.Н. Леонтьева………..…..24
1.6.3. Критический анализ и модификация методики А.Н. Леонтьева...27
1.7. Метод репликации в психологических исследованиях.………….....30
Глава 2. Экспериментальное исследование опосредствованной и непосредственной памяти у школьников подросткового возраста ……......36
2.1. Цели и гипотезы исследования………... …………………………....36
2.2. Методика исследования…………. …………………………………..37
2.3. Результаты и их анализ………….. …………………………………..43
2.3.1.Особенности воспроизведения слов испытуемыми подросткового возраста……………………………………………………………………….43
2.3.2. Сравнение результатов воспроизведения слов подростками с испытуемыми других возрастов…………………………………………....56
2.3.3. Сравнение результатов воспроизведения слов подростками
с данными исследования А.Н. Леонтьева..…………………………...….....59
2.3.4. Изучение способов запоминания в подростковом возрасте……..64
2.4. Выводы…. …………………………………………………………….73
Заключение……. ………………………………………………………….....75
Библиография………………. ……………………………………………….78

Работа содержит 1 файл

РАЗВИТИЕ ОПОСРЕДОВАННОЙ И НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ПАМЯТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ.doc

— 944.00 Кб (Скачать)
 

Рис. 7. Средние результаты воспроизведения по возрастам

 

            На основании вышеприведенных таблицы и графика мы можем сделать вывод, что у испытуемых подросткового возраста уровень развития непосредственного запоминания выше, чем у испытуемых более младших возрастов. В отношении картинно-опосредствованного запоминания (2 серия) наблюдаются двоякие результаты: с одной стороны, у старших подростков (6-8 классов) этот способ запоминания равен по показателям или даже чуть менее эффективен по сравнению с данными по второй серии, полученными у младших школьников и младших подростков. С другой стороны, начиная с 6 класса, наблюдается увеличение показателей эффективности более сложного картинно-опосредствованного запоминания (3 серия) в отношении к другим, младшим возрастам. Вместе с тем, в целом, общая картина имеющихся данных не противоречит, а вполне согласуется с утверждением А.Н. Леонтьева о том, что младший школьный возраст – это возраст культурного приема, когда детьми осуществляется запоминание с использованием средств, дошкольникам этот способ еще не подвластен. Действительно, как видно по рисунку 7, по сравнению с детьми дошкольного возраста у первоклассников отмечается улучшение результатов по всем сериям, где используется запоминание с опорой на стимулы-средства (КОЗ1, КОЗ2, БОЗ). Для подросткового возраста, в свою очередь, становится характерным повышение показателей различных видов запоминания относительно младшего школьного возраста. Однако, говоря о подростках, стоит остановиться на данных, полученных в 4 серии при буквенно-опосредствованном запоминании. Наиболее высокие результаты воспроизведения слов по этой форме запоминания показали испытуемые – ученики 6 класса, в отличие от этого, результаты семи- и восьмиклассников оказались низкими, аналогичными показателям детей младшего возраста. Возможно, резкий скачок запоминания с опорой на букву в конце младшего школьного возраста с продолжением этой особенности в младшем подростковом возрасте объясняется тем, что этот способ привлекает детей нестандартностью его использования, в более старшем возрасте, он, наоборот, становится для школьников менее интересным и теряет свою эффективность.  Данное предположение находит свое подтверждение и в фактических данных, полученных нами в ходе бесед с подростками во время экспериментов. Если ученики 6 класса с готовностью и увлечением выполняли процедуру по запоминанию слов с помощью букв, то ученики 7 и 8 классов негативно отзывались о том, что на этот раз нужно запоминать слова с помощью букв, спрашивали, будут ли предоставлены картинки. То есть, мы приходим к выводу, что использование в качестве опосредующего материала букв у старших подростков является низким мотивирующими стимулом к участию в экспериментальной процедуре по запоминанию предъявляемых слов в четвертой серии. 

2.3.3. Сравнение результатов воспроизведения слов подростками

     с данными исследования А.Н. Леонтьева 

            В таблицах 12 и 13 приводятся показатели воспроизведения – средние  значения – в наших экспериментах разных годов и эксперименте А.Н. Леонтьева 1920-х гг.

Таблица 12 Средние значения по  показателю объема воспроизведения (ОВ) в группах испытуемых  подросткового возраста в исследованиях 2006-2007 учебного года (пилотажном; N=10), 2008-2009 учебного года (основном; N=19) в сравнении с показателями А.Н. Леонтьева 1920-х гг. (7-12, 10-14 и 12-16 лет)

     
    Показатели  воспроизведения
    Среднее значение по А. Н. Леонтьеву –

    7-12, 10-14, 12-16 лет

    Среднее значение, 2006-2007 гг.

    (7 класс, возраст  – 12-14 лет) 

    Среднее значение, 2008-2009 гг.

    (6 класс, возраст  – 11-13 лет)

    ОВ  в условии 

    НЗ

    6,26 / 7,25 / 7,88 8,1 6,7
    ОВ  в условии КОЗ1 12,41 / 12,4 / 13,1 12,6 12,7
    ОВ  в условии КОЗ2 8,53 / 10,68 / 11,94 12,2 10,7
    ОВ  в условии 

    БОЗ

    - 3,3 4,6
 

            Поскольку в данных А.Н. Леонтьева фигурируют так называемые «возрасты» - первый школьный возраст (учащиеся I –II классов, 7-12 лет и учащиеся II –IV классов, 10-14 лет), второй школьный возраст (учащиеся V-VI классов, 12-16 лет), то для нашего эксперимента 2007-2008 гг., участники которого «совпадают» с учащимися II-IV и V-VI классов по Леонтьеву,  приведем отдельную сравнительную таблицу современных данных и данных классического эксперимента (см. табл. 13).

Таблица 13 Средние значения по  показателю объема воспроизведения (ОВ) в группе испытуемых  подросткового возраста в исследовании 2007-2008 учебного года (N=17) в сравнении с показателями А.Н. Леонтьева 1920-х гг. (10-14 и 12-16 лет)

    Показатели  воспроизведения Среднее значение по А. Н. Леонтьеву –

    10-14, 12-16 лет

    Среднее значение, 2007-2008 гг.

    (8 класс, возраст  – 13-15 лет)

    ОВ  в условии 

    НЗ

    7,25 / 7,88 8,9
    ОВ  в условии КОЗ1 12,4 / 13,1 12,6
    ОВ  в условии КОЗ2 10,68 / 11,94 12
    ОВ  в условии 

    БОЗ

    - 5,3
 

            Сравнивая характеристики воспроизведения у современных подростков со школьниками 1920-х годов, можно сделать вывод, что, в целом, подростки в XXI веке воспроизводят больше слов в условии с непосредственным запоминанием, та же картина наблюдается  и  при картинно-опосредствованном запоминании (3 серия) - у испытуемых 7 и 8 класса. А при условии с опосредствованным запоминанием во второй серии наблюдается двоякая картина – с одной стороны, в начале XX века испытуемые – ученики 6 и 7 класса – запоминали лучше (если относить их к  первому школьному возрасту – 7-12 и 10-14 лет), с другой - несколько хуже (если они относятся ко второму школьному возрасту – 12-16 лет). В отношении 8 класса тенденция сходная – результаты получились лучше, если сопоставлять их с данными А.Н. Леонтьева для возраста 10-14 лет, и, наоборот, хуже, если соотносить показатели воспроизведения с данными для 12-16 лет. Напомним, что в книге А.Н. Леонтьева «Развитие памяти» таблицы данных представлены в общем виде – есть данные о эффективности запоминания и воспроизведения  подростков двух возрастных групп – «первый школьный возраст» и «второй школьный возраст». Поэтому, обратим внимание на то, что, к сожалению, мы не можем однозначно соотнести данные А.Н.Леонтьева и свои данные. Поэтому для сравнения результатов мы использовали показатели обеих групп.

            Опираясь на анализ статистически значимых различий, который  был приведен выше в таблице 8, мы объединили данные трех экспериментальных групп – 2006-2007, 2007-2008 и 2008-2009 годов в единую выборку и сравнили получившиеся результаты с наиболее близкой по возрастным рамками группой А.Н. Леонтьева: в нашем случае, это подростки 12-15 лет (6-8 классы), у А.Н. Леонтьева – 12-16 лет (учащиеся V-VI классов).  Такое сравнение позволит нам в наиболее общем виде изучить особенности запоминания подростков начала XXI века по сравнению с их ровесниками прошлого века (см. рис. 8). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 8. Сравнение кривой современной ситуации развития памяти в подростковом возрасте с кривой развития памяти 1920-х годов в условиях  непосредственного запоминания

и картинно-опосредствованного запоминания

 

            Согласно рис. 8, мы можем видеть, что, в среднем, только в условии с непосредственным запоминанием современные подростки показывают несколько лучшие результаты, чем подростки 20-х гг. прошлого века - в отношении опосредствованного запоминания эффективность запоминания оказывается меньшей. То есть, все-таки, не смотря на культурные, исторические, социальные изменения за последние около 100 лет, картинно-опосредствованные способы запоминания оказываются незначительно, но менее эффективными у подростков XXI века по сравнению с подростками прошлого столетия. Вместе с тем, показатели по непосредственному запоминанию, опять же незначительно, но возрастают по сравнению с показателями классического исследования, что, будем полагать, говорит о некотором  улучшении этого вида памяти у подростков в настоящее время.

            Заметим, что убедиться  в существенности различий в результатах нашего эксперимента и процедуры А.Н. Леонтьева не представляется возможным из-за отсутствия индивидуальных данных или показателей вариативности в работе А.Н. Леонтьева. Поэтому мы вынуждены ограничиться проверкой статистической значимости различий между условиями только в нашем эксперименте. В таблице 14 показаны результаты такой проверки с помощью t-теста для зависимых выборок.2

Таблица 14. Проверка значимости различий в среднем количестве

воспроизведенных  слов подростками для всех пар серий (t-тест для зависимых выборок) – в исследованиях различных годов

Год проведения Показатели  
НЗ-КОЗ1
 
НЗ-КОЗ2
 
НЗ-БОЗ
 
КОЗ1-КОЗ2
 
КОЗ1-БОЗ
 
КОЗ2-БОЗ
2006-2007 гг. t   -5,892 -7,235 4,199    1,000 14,294 13,202
p ,000 ,000 ,002 не значимо ,000 ,000
2007-2008 гг. t -3,628 -3,242 3,565 0,418 8,812 8,225
p ,001 ,003 ,001 не значимо ,000 ,000
2008-2009 гг. t -3,835 -3,486 -2,855 -3,008 -3,833 -3,832
p ,000 ,000 ,004 ,003 ,000 ,000
 

t – статистика критерия

p - уровень значимости критерия 

            Все пары различий, кроме  различий в КОЗ1 и КОЗ2, для исследований 2006-2007 и 2007-2008 гг., оказались существенными, что дает возможность предполагать, что у 14-летних испытуемых уже наблюдается достаточно эффективное владение картинным способом опосредствования, в том числе с использованием сложных способов связи «слово-картинка». При этом они хуже используют другой – буквенный – прием опосредствования. Этот способ помогает запоминанию, но с меньшей эффективностью, чем при других способах, а в некоторых случаях, надо полагать, этот прием мешает запоминанию, поскольку может вызывать у испытуемого лишние колебания и затруднения в поиске необходимой буквы.      

                                                                                                                            

     2.3.4. Изучение способов запоминания в подростковом возрасте 

            Помимо количественной оценки средних значений для серий с непосредственным и опосредствованным запоминанием, на основании комментариев подростков мы проанализировали особенности процессов запоминания испытуемых – участников эксперимента 2007-2008 гг. Обратим внимание, что в 2006-2007 гг. нами было проведено пробное пилотажное исследование,  особенности способов запоминания в котором мы здесь не приводим. Кроме этого, в исследовании 2008-2009 учебного года перед испытуемыми не ставилась задача объяснить запоминание (были опущены инструкция и требование к испытуемому, прокомментировать запоминание слов). Это было сделано нами с целью проверить и, возможно, снизить влияние данной процедуры на надежность получаемых нами данных – обоснование того, «как» подросток запоминает, могло способствовать усилению рефлексии в отношении процесса  запоминания и в дальнейшем «форсировать» результаты нашего эксперимента. Однако несмотря на такую коррекцию методической процедуры, показатели эксперимента 2008-2009 гг. оказались достаточно высокими (что можно наблюдать по таблице 6). Эти данные некоторым образом говорят в пользу нашей частной гипотезы 1 о том, что изменение условий исследования, а именно модификация его процедуры, не оказывает существенного влияния на продуктивность запоминания.

            Отметим, что, по сравнению  с нашим пилотажным исследованием, результаты исследования 2007-2008 гг. оказались более выраженными. Так, у испытуемого №17 О.Н. был отмечен наиболее высокий показатель по воспроизведению в первой серии – 11 слов. Анализ индивидуальной картины запоминания у О.Н. позволяет сделать выводы о том, что высокая продуктивность запоминания обусловливается установлением логических и образных связей для запоминаемых слов (см. протокол первой серии в Приложении 3). Этот принцип сохраняется и в отношении опосредствованного – картинного и буквенного – запоминания: например, за счет применения ярких и нередко оригинальных способов опосредствования у испытуемого №6 К.О. во второй серии наблюдается наивысший результат по репродукции – 15 слов, а у испытуемого №5 П.С. в четвертой серии отмечается также достаточно высокий показатель – 11 слов (см. протоколы соответствующих серий в Приложении 4).

Информация о работе Развитие опосредованной и непосредственной памяти в подростковом возрасте