Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:28, дипломная работа
Цели исследования: 1) выявление особенностей непосредственной и опосредствованной памяти современных подростков; 2) сравнение полученных результатов с данными А.Н. Леонтьева 1920-х гг.
Введение………………………………………………………………….........3
Глава 1. Развитие памяти как высшей психической функции…… …….….7
1.1. Понятие памяти……………………………...……..…………….….....7
1.2. Основные процессы памяти и ее виды…………………………….....8
1.3. История изучения памяти как психологического феномена….........12
1.4. Культурно-исторический подход к исследованию памяти в трудах Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева …………………………........................18
1.5. Развитие памяти в подростковом возрасте…… …………….….….. 21
1.6. Анализ методики А.Н.Леонтьева (1931)…………..……...…............22
1.6.1. Описание методики Леонтьева…………………………………….22
1.6.2. Основные результаты исследования А.Н. Леонтьева………..…..24
1.6.3. Критический анализ и модификация методики А.Н. Леонтьева...27
1.7. Метод репликации в психологических исследованиях.………….....30
Глава 2. Экспериментальное исследование опосредствованной и непосредственной памяти у школьников подросткового возраста ……......36
2.1. Цели и гипотезы исследования………... …………………………....36
2.2. Методика исследования…………. …………………………………..37
2.3. Результаты и их анализ………….. …………………………………..43
2.3.1.Особенности воспроизведения слов испытуемыми подросткового возраста……………………………………………………………………….43
2.3.2. Сравнение результатов воспроизведения слов подростками с испытуемыми других возрастов…………………………………………....56
2.3.3. Сравнение результатов воспроизведения слов подростками
с данными исследования А.Н. Леонтьева..…………………………...….....59
2.3.4. Изучение способов запоминания в подростковом возрасте……..64
2.4. Выводы…. …………………………………………………………….73
Заключение……. ………………………………………………………….....75
Библиография………………. ……………………………………………….78
Рис. 7. Средние результаты воспроизведения по возрастам
На основании вышеприведенных
таблицы и графика мы можем сделать вывод,
что у испытуемых подросткового возраста
уровень развития непосредственного запоминания
выше, чем у испытуемых более младших возрастов.
В отношении картинно-опосредствованного
запоминания (2 серия) наблюдаются двоякие
результаты: с одной стороны, у старших
подростков (6-8 классов) этот способ запоминания
равен по показателям или даже чуть менее
эффективен по сравнению с данными по
второй серии, полученными у младших школьников
и младших подростков. С другой стороны,
начиная с 6 класса, наблюдается увеличение
показателей эффективности более сложного
картинно-опосредствованного запоминания
(3 серия) в отношении к другим, младшим
возрастам. Вместе с тем, в целом, общая
картина имеющихся данных не противоречит,
а вполне согласуется с утверждением А.Н.
Леонтьева о том, что младший школьный
возраст – это возраст культурного приема,
когда детьми осуществляется запоминание
с использованием средств, дошкольникам
этот способ еще не подвластен. Действительно,
как видно по рисунку 7, по сравнению с
детьми дошкольного возраста у первоклассников
отмечается улучшение результатов по
всем сериям, где используется запоминание
с опорой на стимулы-средства (КОЗ1, КОЗ2,
БОЗ). Для подросткового возраста, в свою
очередь, становится характерным повышение
показателей различных видов запоминания
относительно младшего школьного возраста.
Однако, говоря о подростках, стоит остановиться
на данных, полученных в 4 серии при буквенно-опосредствованном
запоминании. Наиболее высокие результаты
воспроизведения слов по этой форме запоминания
показали испытуемые – ученики 6 класса,
в отличие от этого, результаты семи- и
восьмиклассников оказались низкими,
аналогичными показателям детей младшего
возраста. Возможно, резкий скачок запоминания
с опорой на букву в конце младшего школьного
возраста с продолжением этой особенности
в младшем подростковом возрасте объясняется
тем, что этот способ привлекает детей
нестандартностью его использования,
в более старшем возрасте, он, наоборот,
становится для школьников менее интересным
и теряет свою эффективность. Данное
предположение находит свое подтверждение
и в фактических данных, полученных нами
в ходе бесед с подростками во время экспериментов.
Если ученики 6 класса с готовностью и
увлечением выполняли процедуру по запоминанию
слов с помощью букв, то ученики 7 и 8 классов
негативно отзывались о том, что на этот
раз нужно запоминать слова с помощью
букв, спрашивали, будут ли предоставлены
картинки. То есть, мы приходим к выводу,
что использование в качестве опосредующего
материала букв у старших подростков является
низким мотивирующими стимулом к участию
в экспериментальной процедуре по запоминанию
предъявляемых слов в четвертой серии.
2.3.3. Сравнение результатов воспроизведения слов подростками
с
данными исследования
А.Н. Леонтьева
В таблицах 12 и 13 приводятся показатели воспроизведения – средние значения – в наших экспериментах разных годов и эксперименте А.Н. Леонтьева 1920-х гг.
Таблица 12 Средние значения по показателю объема воспроизведения (ОВ) в группах испытуемых подросткового возраста в исследованиях 2006-2007 учебного года (пилотажном; N=10), 2008-2009 учебного года (основном; N=19) в сравнении с показателями А.Н. Леонтьева 1920-х гг. (7-12, 10-14 и 12-16 лет)
Показатели воспроизведения |
Среднее значение
по А. Н. Леонтьеву –
7-12, 10-14, 12-16 лет |
Среднее значение,
2006-2007 гг.
(7 класс, возраст – 12-14 лет) |
Среднее значение,
2008-2009 гг.
(6 класс, возраст – 11-13 лет) |
ОВ
в условии
НЗ |
6,26 / 7,25 / 7,88 | 8,1 | 6,7 |
ОВ в условии КОЗ1 | 12,41 / 12,4 / 13,1 | 12,6 | 12,7 |
ОВ в условии КОЗ2 | 8,53 / 10,68 / 11,94 | 12,2 | 10,7 |
ОВ
в условии
БОЗ |
- | 3,3 | 4,6 |
Поскольку в данных А.Н. Леонтьева фигурируют так называемые «возрасты» - первый школьный возраст (учащиеся I –II классов, 7-12 лет и учащиеся II –IV классов, 10-14 лет), второй школьный возраст (учащиеся V-VI классов, 12-16 лет), то для нашего эксперимента 2007-2008 гг., участники которого «совпадают» с учащимися II-IV и V-VI классов по Леонтьеву, приведем отдельную сравнительную таблицу современных данных и данных классического эксперимента (см. табл. 13).
Таблица 13 Средние значения по показателю объема воспроизведения (ОВ) в группе испытуемых подросткового возраста в исследовании 2007-2008 учебного года (N=17) в сравнении с показателями А.Н. Леонтьева 1920-х гг. (10-14 и 12-16 лет)
Показатели воспроизведения | Среднее значение
по А. Н. Леонтьеву –
10-14, 12-16 лет |
Среднее значение,
2007-2008 гг.
(8 класс, возраст – 13-15 лет) |
ОВ
в условии
НЗ |
7,25 / 7,88 | 8,9 |
ОВ в условии КОЗ1 | 12,4 / 13,1 | 12,6 |
ОВ в условии КОЗ2 | 10,68 / 11,94 | 12 |
ОВ
в условии
БОЗ |
- | 5,3 |
Сравнивая характеристики воспроизведения у современных подростков со школьниками 1920-х годов, можно сделать вывод, что, в целом, подростки в XXI веке воспроизводят больше слов в условии с непосредственным запоминанием, та же картина наблюдается и при картинно-опосредствованном запоминании (3 серия) - у испытуемых 7 и 8 класса. А при условии с опосредствованным запоминанием во второй серии наблюдается двоякая картина – с одной стороны, в начале XX века испытуемые – ученики 6 и 7 класса – запоминали лучше (если относить их к первому школьному возрасту – 7-12 и 10-14 лет), с другой - несколько хуже (если они относятся ко второму школьному возрасту – 12-16 лет). В отношении 8 класса тенденция сходная – результаты получились лучше, если сопоставлять их с данными А.Н. Леонтьева для возраста 10-14 лет, и, наоборот, хуже, если соотносить показатели воспроизведения с данными для 12-16 лет. Напомним, что в книге А.Н. Леонтьева «Развитие памяти» таблицы данных представлены в общем виде – есть данные о эффективности запоминания и воспроизведения подростков двух возрастных групп – «первый школьный возраст» и «второй школьный возраст». Поэтому, обратим внимание на то, что, к сожалению, мы не можем однозначно соотнести данные А.Н.Леонтьева и свои данные. Поэтому для сравнения результатов мы использовали показатели обеих групп.
Опираясь на анализ
статистически значимых различий, который
был приведен выше в таблице 8, мы
объединили данные трех экспериментальных
групп – 2006-2007, 2007-2008 и 2008-2009 годов в единую
выборку и сравнили получившиеся результаты
с наиболее близкой по возрастным рамками
группой А.Н. Леонтьева: в нашем случае,
это подростки 12-15 лет (6-8 классы), у А.Н.
Леонтьева – 12-16 лет (учащиеся V-VI классов).
Такое сравнение позволит нам в наиболее
общем виде изучить особенности запоминания
подростков начала XXI века по сравнению
с их ровесниками прошлого века (см. рис.
8).
Рис. 8. Сравнение кривой современной ситуации развития памяти в подростковом возрасте с кривой развития памяти 1920-х годов в условиях непосредственного запоминания
и картинно-опосредствованного запоминания
Согласно рис. 8, мы можем видеть, что, в среднем, только в условии с непосредственным запоминанием современные подростки показывают несколько лучшие результаты, чем подростки 20-х гг. прошлого века - в отношении опосредствованного запоминания эффективность запоминания оказывается меньшей. То есть, все-таки, не смотря на культурные, исторические, социальные изменения за последние около 100 лет, картинно-опосредствованные способы запоминания оказываются незначительно, но менее эффективными у подростков XXI века по сравнению с подростками прошлого столетия. Вместе с тем, показатели по непосредственному запоминанию, опять же незначительно, но возрастают по сравнению с показателями классического исследования, что, будем полагать, говорит о некотором улучшении этого вида памяти у подростков в настоящее время.
Заметим, что убедиться в существенности различий в результатах нашего эксперимента и процедуры А.Н. Леонтьева не представляется возможным из-за отсутствия индивидуальных данных или показателей вариативности в работе А.Н. Леонтьева. Поэтому мы вынуждены ограничиться проверкой статистической значимости различий между условиями только в нашем эксперименте. В таблице 14 показаны результаты такой проверки с помощью t-теста для зависимых выборок.2
Таблица 14. Проверка значимости различий в среднем количестве
воспроизведенных слов подростками для всех пар серий (t-тест для зависимых выборок) – в исследованиях различных годов
Год проведения | Показатели | НЗ-КОЗ1 |
НЗ-КОЗ2 |
НЗ-БОЗ |
КОЗ1-КОЗ2 |
КОЗ1-БОЗ |
КОЗ2-БОЗ |
2006-2007 гг. | t | -5,892 | -7,235 | 4,199 | 1,000 | 14,294 | 13,202 |
p | ,000 | ,000 | ,002 | не значимо | ,000 | ,000 | |
2007-2008 гг. | t | -3,628 | -3,242 | 3,565 | 0,418 | 8,812 | 8,225 |
p | ,001 | ,003 | ,001 | не значимо | ,000 | ,000 | |
2008-2009 гг. | t | -3,835 | -3,486 | -2,855 | -3,008 | -3,833 | -3,832 |
p | ,000 | ,000 | ,004 | ,003 | ,000 | ,000 |
t – статистика критерия
p - уровень
значимости критерия
Все пары различий, кроме различий в КОЗ1 и КОЗ2, для исследований 2006-2007 и 2007-2008 гг., оказались существенными, что дает возможность предполагать, что у 14-летних испытуемых уже наблюдается достаточно эффективное владение картинным способом опосредствования, в том числе с использованием сложных способов связи «слово-картинка». При этом они хуже используют другой – буквенный – прием опосредствования. Этот способ помогает запоминанию, но с меньшей эффективностью, чем при других способах, а в некоторых случаях, надо полагать, этот прием мешает запоминанию, поскольку может вызывать у испытуемого лишние колебания и затруднения в поиске необходимой буквы.
2.3.4.
Изучение способов запоминания
в подростковом возрасте
Помимо
Отметим, что, по сравнению с нашим пилотажным исследованием, результаты исследования 2007-2008 гг. оказались более выраженными. Так, у испытуемого №17 О.Н. был отмечен наиболее высокий показатель по воспроизведению в первой серии – 11 слов. Анализ индивидуальной картины запоминания у О.Н. позволяет сделать выводы о том, что высокая продуктивность запоминания обусловливается установлением логических и образных связей для запоминаемых слов (см. протокол первой серии в Приложении 3). Этот принцип сохраняется и в отношении опосредствованного – картинного и буквенного – запоминания: например, за счет применения ярких и нередко оригинальных способов опосредствования у испытуемого №6 К.О. во второй серии наблюдается наивысший результат по репродукции – 15 слов, а у испытуемого №5 П.С. в четвертой серии отмечается также достаточно высокий показатель – 11 слов (см. протоколы соответствующих серий в Приложении 4).
Информация о работе Развитие опосредованной и непосредственной памяти в подростковом возрасте