Подростковый возраст

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:37, лекция

Описание работы

1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
3. Изучение нового материала
4. Итог урока

Работа содержит 1 файл

конспект подростки личность.doc

— 73.50 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки Российской федерации

ФГАО УВПО КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт педагогики и психологии

 

 

 

Конспект лекции по дисциплине «Возрастная психология»

На тему « Подростковый возраст»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила :

Студентка 4 курса

Ямалиева Альбина

Проверила:

Королева Наталья Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

Казань 2012

 

Конспект лекции

 

Выполнено: Ямалиевой А.Ф

Проверено: Королевой Н.С.

Аудитория: студенты пед. колледжа, 4 курс, 19 лет

Форма проведения: урок - изучение нового материала.

Предмет: Возрастная психология

Тема: Подростковый возраст. Развитие личностной сферы.

 

План лекции:

1.      Организационный момент

2.      Актуализация знаний

3.      Изучение нового материала

4.      Итог урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Организационный момент

 

Здравствуйте. Сегодня мы с Вами продолжим изучение подросткового возраста. На прошлом занятии Вы прошли познавательную сферу. Сегодня мы с вами рассмотрим развитие личности подростков. Но сначала давайте вспомним:

2.Актуализация знаний

-Как происходит развитие познавательных процессов в этом возрасте?

-Как вы думаете, как повлияет развитие познавательных процессов подростков на развитие личностной сферы?

( Студенты актуализируют знания из прошлого занятия)

Правильно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.      Ход и содержание лекции

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Эмоциональная сфера.

    После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Главная особенность подросткового возраста —личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.

       Подростковый возраст является одним из ключевых этапов в процессе становления эмоционально-волевой регуляции ребенка.

У подростков по сравнению со школьниками младших классов улучшается вербальное обозначение базовых эмоций страха и радости. Длина словаря синонимов, обозначающих эти эмоции, увеличивается до шести-семи слов Начиная с подросткового возраста знания об эмоциях становятся все более опосредованными отношениями к этим эмоциям .

Для эмоциональной сферы подростков характерны:

1) очень большая эмоциональная возбудимость, поэтому подростки отличаются вспыльчивостью, бурным проявлением своих чувств, страстностью: они горячо берутся за интересное дело, страстно отстаивают свои взгляды, готовы «взорваться» на малейшую несправедливость к себе и своим товарищам;

2) большая устойчивость эмоциональных переживаний по сравнению с младшими школьниками; в частности, подростки долго не забывают обиды;

3) повышенная готовность к ожиданию страха, проявляющая в тревожности. Повышение тревожности в старшем подростковом возрасте связано с появлением интимно-личностных отношений с человеком, вызывающим различные эмоции, в том числе в связи со страхом показаться смешным;

4) противоречивость чувств: часто подростки с жаром защищают своего товарища, хотя понимают, что тот достоин осуждения; обладая высокоразвитым чувством собственного достоинства, они могут заплакать от обиды, хотя и понимают, что плакать стыдно;

5) возникновение переживания не только по поводу оценки подростков другими, но и по поводу самооценки, которая появляется у них в результате роста их самосознания;

6) сильно развитое чувство принадлежности к группе, поэтому они острее и болезненнее переживают неодобрение товарищей, чем неодобрение взрослых или учителя; часто появляется страх быть отверженным группой;

7) предъявление высоких требований к дружбе, в основе которой лежит не совместная игра, как у младших школьников, а общность интересов, нравственных чувств; дружба у подростков более избирательна и интимна, более длительна; под влиянием дружбы изменяются и подростки, правда, не всегда в положительную сторону; распространена групповая дружба;

8)проявление гражданского чувства патриотизма.

9) Подросток лучше, чем младший школьник, может управлять выражением своих чувств. В определенных ситуациях школьной жизни (плохая отметка, выговор за плохое поведение) он может скрывать под маской безразличия тревогу, волнение, огорчение.

        Огромное значение в этом возрасте приобретает общение со сверстниками, которое становится острой потребностью подростка и связано с его многими переживаниями. Общение с товарищами — источник не только появления новых интересов, но и становления норм поведения. Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, новый опыт общения со сверстниками, как правило, ведут к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний. Подросток острее испытывает сочувствие при виде горя других людей, ему свойственно стремление бескорыстно отказаться от чего-то для него ценного ради блага другого человека.

Мотивационная сфера

Происходят коренные преобразования в строении мотивационно-личностной сферы подростка. Она приобретает иерархический характер, мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно принятого решения.

В процессе развития самосознания у подростков наблюдаются качественные изменения мотивов, которые характеризуются теперь большой устойчивостью. Многие интересы принимают характер стойкого увлечения.

          В подростковом возрасте существуют следующие виды мотиваций:

1)МОТИВАЦИЯ ОБЩЕНИЯ

-со сверстиниками

     Первостепенную значимость приобретают отношения со сверстниками,появляются такие эмоционально насыщенные формы взаимодействия, как дружба и любовь.

     Такое развитие процесса общения подростков решает многие задачи их социальной адаптации: освоение подростками гендерных ролей и соответствующего им поведения, освоение моделей взаимодействия с представителями противоположного пола, принятие социальных норм и ценностей и т. п.

С другой стороны, соответствие группе требует от подростков и определенной доли конформизма

-со взрослыми

      Одной из особенностей процесса общения в подростковом возрасте является то, что подростки предпочитают общаться со сверстниками больше, чем со взрослыми и родителями. Однако, как показывают некоторые данные, потребность в неформальном, нерегламентированном общении с родителями у подростков выявляется не меньше, чем в общении со сверстниками .      Неготовность, нежелание или даже неспособность родителей понять и принять всевозрастающее стремление детей к взрослости, самостоятельности и является, по-видимому, причиной неудовлетворенности подростков общением с родителями. С этим прежде всего и связано стремление подростков к общению с ровесниками, в большей степени отвечающими запросам и потребностям молодых людей.

2) МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проявления собственно познавательных интересов подростков, как правило, сильно расходятся. У одних они характеризуются неопределенностью, изменчивостью и ситуативностью. У других проявляются применительно к узкому кругу учебных предметов, у третьих — к большинству из них. Характерно преобладание ориентации не на получение знаний, а на оценку. Учебные мотивы старшеклассников все больше сплетаются с мотивами профессиональной ориентации и их необходимо рассматривать в совокупности.

 

3) МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

         Основой для адекватного профессионального выбора подростков является формирование у них познавательных интересов и профессиональной направленности.

   Помимо собственно интереса к определенной профессии, потребности в самоактуализации и самовыражении, выбор той или иной профессии молодым человеком зачастую определяется социальной престижностью данной профессии. Большое значение имеет также предполагаемый уровень зарплаты,творческий характер труда, возможность общения с людьми.

4) МОТИВАЦИЯ ПОДРОСТКОВОЙ И ЮНОШЕСКОЙ СЕКСУАЛЬНОСТИ

     Одной из важнейших особенностей этого периода является повышенный интерес к вопросам полового развития и к сексуальной сфере. На ранних этапах развития этот интерес в большей степени направлен на изучение подростками собственного тела, наблюдение за его изменениями и степенью соответствия общепринятым стандартам мужественности и женственности. Постепенно подростки начинают интересоваться и развитием других, особенно представителей противоположного пола. Они начинают осознавать свои развивающиеся сексуальные чувства и влечения, у них возрастает интерес к сексу как к эротическим ощущениям.

Обнаруживаются четко выраженные гендерные особенности мотивов сексуальной активности подростков. У парней ведущий мотив-любопытство, у девушек- нежные чувства.

          Очень часто движущей силой подростковой сексуальности является также не удовлетворение биологической нужды, а эмоциональные потребности подростков.

Другой особенностью мотивационной сферы подростков является возникновение потребностей и мотивов, обусловливающих различные поведенческие отклонения: наркоманию, алкоголизм, курение, преступное поведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие Я-концепции

Подростковый период очень важен в развитии Я-концепции ребенка, в формировании у него самооценки как основного регулятора поведения и деятельности, оказывающей непосредственное влияние на процесс дальнейшего самопознания, самовоспитания и в целом развития личности. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.

Подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям.

Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.

В самооценке подростка происходят следующие преобразования.

1.            Начиная с младшего подросткового возраста к старшему содержательный аспект самооценки подростков углубляется и переориентируется с учебной деятельности на взаимоотношения с товарищами и на свои физические качества.

2.            В связи с увеличением критичности подростка к себе его самооценка становится более адекватной: подросток способен констатировать как свои положительные, так и отрицательные качества.

3.            В самооценке становятся более выражены моральные качества, способности и воля.

4.            Происходит дальнейшая эмансипация самооценки от внешних оценок, но оценка значимых других оказывает огромное влияние на характер самооценки подростка.

5.            Влияние родителей на самооценку снижается и повышается влияние сверстников как референтной группы.

6.            Самооценка оказывает влияние на успешность деятельности и социально-психологический статус подростка в коллективе, регулирует процесс общения.

      Таким образом, в подростковом возрасте у молодых людей активно формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир.

В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние.

      Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.

Информация о работе Подростковый возраст