Тренеровка и развитие памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 09:45, доклад

Описание работы

Память — это психический процесс, включающий в себя: а) запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыслей и т. д.; б) сохранение в памяти того, что было запомнено; в) воспроизведение запомненного; г) узнавание при повторном восприятии тех объектов, которые имели место в прошлом опыте. Обычно различаются четыре вида памяти.

Работа содержит 1 файл

Тренировка памяти.doc

— 45.50 Кб (Скачать)

Министерство  науки и образования  Российской Федерации

Югорский  Государственный  Университет

Гуманитарный  институт 
 
 
 
 

Доклад  по дисциплине: " Психология и педагогика"

на  тему: " Тренеровка и развитие памяти" 
 
 
 
 
 

                                                                                                                       
 
 
 
 

                                                                                                                    Выполнил студент

                                                                                                                     1 курса группы 3ю00б

                                                                                                                     Хасбулатов Шамиль Алевович

                                                                                                                     Проверил преподаватель

                                                                                                                     Соловьёва Марина Николаевна 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                       г. Ханты-Мансийск

2010г 
Тренировка памяти

Иван  Дмитриевич Ладанов, доктор психологических  наук, профессор, Российский государственный  педагогический университет им А.И.Герцена.

    Память  — это психический процесс, включающий в себя: а) запоминание предметов, явлений, лиц, действий, мыслей и т. д.; б) сохранение в памяти того, что  было запомнено; в) воспроизведение  запомненного; г) узнавание при повторном  восприятии тех объектов, которые имели место в прошлом опыте. Обычно различаются четыре вида памяти.

    • Наглядно-образная память проявляется в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых и двигательных образов. Это может быть зрительное представление объектов наблюдения, собеседника, участка местности, здания, а также движения, процесса общения и т. д. В состав наглядно-образной памяти входят слуховые представления. Они проявляются в том, что человек как бы слышит голос интересующего лица, звук и шум мотора нужной ему автомашины, гул соответствующего участка города. Наглядно-образная память имеет большое значение в рабочей, учебной и творческой деятельности человека.
    • Словесно-логическая память выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. Этот вид памяти тесно связан с речью. Например, объект наблюдения можно не только запечатлеть в наглядном образе, но и запомнить его характерологическую сущность. Такое запоминание возможно лишь в словесной форме.
    • Двигательная память зависит от сочетаний кинестетических ощущений, от возбуждения и торможения соответствующих проводящих путей и нервных клеток. Возникнув, двигательный образ оказывает влияние на группу мышц, работа которых связана с этим образом.
    • Эмоциональная память — это память на эмоциональные состояния, имеющие место в прошлом. Так, в памяти могут всплыть приятные воспоминания о хорошо выполненном действии, и от этого оно отчетливо, в деталях, прочно запечатляется в нервной системе человека. И наоборот, неприятные воспоминания постепенно вытесняют подробности неуверенно выполненного действия. Яркие эмоциональные переживания быстро запоминаются и легко воспроизводятся. В этом одна из причин того, что интересный материал лучше удерживается в памяти, чем неинтересный, так как интерес всегда имеет более или менее выраженную эмоциональную окрашенность.

    Различают также долговременную и кратковременную (оперативную) память.

    Кратковременная память удерживает информацию в виде неполного отражения событий. Это  происходит, например, при взгляде  на скопление каких-либо объектов, лиц, цифровых знаков и т. д. Долговременная память служит для запоминания информации надолго. Все, что удерживается на протяжении более нескольких минут, находится в системе долговременной памяти. Весь приобретенный жизненный опыт составляет ее часть. Считают, что экспериментальная психология занимается в основном проблемами введения материала в долговременную память, его хранения и воспроизведения. Важнейшим процессом здесь выступает запоминание.

    Известные в психологии приемы запоминания  делятся на логические (смысловые) и механические.

    Логическое  запоминание направлено на смысл  запоминаемой информации. При этом предлагается усиленная работа мышления. Механическое запоминание связано  с формой воспринимаемой информации: слова, звуки, образы. Смысловое содержание воспринимаемого материала в процессе запоминания хотя полностью и не теряет своего значения, но как бы отходит на второй план. Это заучивание текста стихотворения, движений, номеров телефонов. В практической деятельности нередко трудно провести грань между логическим и механическим запоминанием. Это хорошо видно на самом распространенном приеме запоминания — повторении.

    Повторение  известно с древности. Давно бытует крылатое выражение: «Повторение —  мать учения». Действительно, процесс  обучения насыщен приемами повторения. Однако следует помнить, что в процессе повторения механизмы памяти работают не сами по себе, а в системе личности. Запоминает не память, а личность, человек. Для человека характерно то, что он целенаправлен в своей деятельности. И чем значимее для него цель, тем большую активность он проявляет в повторении.

    Повторение  — самый распространенный метод  запоминания. Здесь нужно знать  следующие правила:

    большой по объему материал нужно делить на части соответственно его смысловому значению и заучивать по частям, после чего повторять в целом;

    число повторений должно быть больше того, что  оказалось достаточным для первого  полного воспроизведения заучиваемого материала;

    повторение  информации должно начинаться не позднее, чем через час после запоминания (наблюдения и специальные исследования показывают, что через час в  памяти человека остается не менее 50% запомненного, а через день эта цифра доходит  до 30-35%).

    В самом процессе восприятия информации, т. е. когда работает только кратковременная (оперативная) память, следует активнее включить свою внутреннюю речь. Предположим, вам надо запомнить ряд цифр из плана (документа). При этом необходимо удержать информацию более, чем на несколько секунд. Без повторения здесь никто не обходится. Это закон запоминания. Процесс повторения как бы подхватывает слабый, стирающийся след сигнала (информации) и освежает его, закрепляет в памяти. Таким образом, чтобы запомнить большой по объему материал, его надо повторять.

    Большую роль при запоминании материала  играет установка на запоминание. Как  показывает практика и экспериментальные  исследования, люди, которые воспринимают материал лишь для записи, значительно  быстрее забывают его в сравнении с теми, кто этот же материал запоминает с установкой «запомнить навсегда». Особое значение имеет здесь важность материала. Если человек ясно сознает, что запоминаемый материал ему нужен, то установка на прочное запоминание формируется легко и свободно. Отсюда следует вывод: запоминаемая информация должна классифицироваться по степени важности.

    Известно, что память у всех различна. Это  связано с индивидуально-психологическими и возрастными особенностями  людей. На основании подъемов и спадов уровней интеллектуальных функций замечаются подъемы и спады в памяти.

    Так, возраст 18-25 лет отличается высоким  развитием мышления и памяти и  относительно низким уровнем внимания. Для людей 26-29-летнего возраста характерны низкое развитие мышления и памяти и высокое развитие внимания. К 30-33 годам отмечается улучшение всех интеллектуальных функций, в том числе и памяти. В дальнейшем у многих наблюдается заметный спад в этих функциях. И это вызывает у людей стрессовые переживания. Однако если люди вовлечены в активную деятельность, то этого спада может практически и не быть. Если по роду деятельности человеку приходится постоянно что-то запоминать, то память не только не деградирует, а наоборот, развивается.

    На  основании исследований психологов и обобщения жизненного опыта можно сказать, что укрепление памяти связано с воспитанием воли, внимания, наблюдательности, применением осмысленных приемов заучивания. Самое благотворное влияние на развитие памяти имеет изучение иностранных языков. 

 

Развитие памяти

    Чтобы совершенствовать и развивать память, вы можете использовать следующие приемы:

    1. Повторение заученного. Руководитель  должен периодически освежать  в памяти все запомненное (перечитывать, продумывать, перелистывать и  т. д.).

    2. Целенаправленные упражнения. Путем специальных упражнений можно развить все виды памяти. Здесь можно предложить: заучивание цифрового материала, заучивание текстов прозы и стихов, запоминание образов. В последнем случае можно рекомендовать метод известного русского художника Айвазовского.

    К примеру, на прогулке вы залюбовались поразившим вас пейзажем. Чтобы запечатлеть  его в памяти, надо взглянуть на пейзаж внимательно несколько раз  подряд, закрывая и открывая глаза  и сравнивая при этом то, что  вы видите, с тем, что вы представляете, когда ваши глаза закрыты. При известной тренировке зрительное впечатление будет становиться все полнее и ярче. При мгновенной оценке обстановки или когда вам понадобится в считанные секунды запомнить большой объем зрительной информации, навыки запоминания, приобретенные этим методом, очень пригодятся.

    3. Тренировка наблюдательности. Чтобы  запомнить виденное, надо развивать  наблюдательность. Наблюдательность  способствует улучшению непроизвольного  запоминания. Для этой цели  можно рекомендовать регулярные  упражнения по обдумыванию того, что имело место за день, неделю, месяц и т. д.

    4. Гигиена памяти. Память является  важнейшей функцией интеллекта. Можно вполне уверенно сказать:  есть память есть человек, нет  памяти — нет человека. Поэтому  каждый человек должен соблюдать гигиену памяти. В этом отношении можно рекомендовать следующее:

    при утомлении и переутомлении нельзя постоянно «взбадривать» себя тонизирующими  напитками (чай, кофе, курение, алкоголь). Вред этих взбадриваний заключается  в том, что, избавляя себя от чувства усталости, человек не снимает утомления и переутомления;

    при интенсивных занятиях умственного  характера (чтение, письмо, составление  документов, подготовка к важным мероприятиям) целесообразно через 40-45 минут делать небольшие разминки; не более, чем через два часа желательны перерывы в работе на 10-15 минут; необходима научная организация рабочего дня; крайне важен полноценный сон;

    существенное  значение для памяти имеет правильное питание; людям, занятым активным умственным трудом, рекомендуется ритмичное питание не реже 3-х раз в день при обязательном употреблении жиров и сахара;

    благотворное  влияние на развитие всех интеллектуальных функций, том числе и памяти, имеют  хорошие, человеческие взаимоотношения  в семье и на службе.  

Информация о работе Тренеровка и развитие памяти