1.Введение.
Актуальность
проблемы исследования воли в подростковом
возрасте определяется потребностями
целого ряда общественных институтов,
непосредственно включенных в процесс
формирования и воспитания членов общества.
Семья, школа, общество с каждым годом предъявляют к подрастающему
поколению все более высокие морально-этические,
социально-политические, идеологические
требования.
Трудно представить
себе, то количество внешних и внутренних
факторов, которые воздействуют на
подрастающего ребенка и каждый
раз изменяют мир его переживаний.
Далеко не все дети владеют своими мыслями,
чувствами и поступками.
Многие ученые,
исследующие психологию подросткового
возраста, обращают внимание на преобладание
у несовершеннолетних эмоциональной
сферы над волей, что проявляется, например, в эмоциональной
неустойчивости, раздражительности и
даже агрессивности. Поскольку жизненный
опыт подростков недостаточен, то им свойственно
стремление к самоутверждению, к показу
своей самостоятельности. В кругу своих
сверстников они часто стремятся утвердить
свое положение, показать себя людьми,
знающими жизнь. Такое утверждение связано
зачастую с подражанием асоциальным формам
поведения (неприятие воспитательных
мероприятий).
Для подростка
воля как черта характера стоит
на одном из первых мест. Волевые люди становятся
для него идеалом, на который он хотел
бы походить. Однако как раз про подростков
принято говорить, что воля у них слабая.
У детей этого
возраста очень ярко выражено стремление
подбирать аргументы в пользу
эмоционально более привлекательного поведения,
за счет поведения необходимого, требуемого.
Иначе говоря, у подростков сильные эмоции
гораздо чаще, чем у взрослых, блокируют
разумное решение.
Родители и
учителя оказывают влияние на
формирование личности подростка и
именно поэтому пристальное внимание
к вопросам формирования и воспитания
воли в подростковом возрасте - важное
условие эффективности индивидуального
подхода в учебно-воспитательной работе.
Центральное место
в работе занимает исследование особенностей
волевой регуляции детей подросткового возраста.
Работа базируется
на теоретических исследованиях
Е.П. Ильина, Б.Г. Ананьева, А.И. Высоцкого
и других.
Объект исследования:
Характеристика
подросткового возраста, как переходного,
критического, трудного, но и жизнеутверждающего, направленного в будущее.
Предмет исследования: волевые качества личности
подростка.
Задачи:
1. Произвести
анализ литературных источников,
освещающих вопросы психологии
воли.
2. Подобрать
психодиагностические методики
для изучения волевые качества
личности подростка.
Структура работы. Основными структурными элементами
работы являются: введение, две главы основной
части, заключение, библиографический
список использованной литературы.
2. Психологические особенности
воли.
2.1. Общее понятие о воле.
В связи
с всеобщим возрождением интереса к гуманитарным,
специфическим человеческим проблемам
психологии в последние годы наблюдается
повышенное внимание к воле. Когда
то, еще в 18 - 19 веке, эта проблема была одной
из центральных в психологических исследованиях.
В начале 20 века в связи с общим кризисным
положением в этой науке исследования
воли отошли на второй план. Эта проблема
оказалась самой трудной из тех, которые
необходимо было ставить и решать на новой
методологической основе. Но игнорировать
ее и полностью не замечать было невозможно,
так как воля относится к числу тех психических
явлений которая играет жизненно важную
роль.
По
этой причине в начале 20 века и
в последующие десятилетия исследования
воли продолжались, правда, не столь
широко и активно, как прежде,
но с использованием того же самонаблюдения
в качестве основного метода выявления
связанных с ней феноменов.
Однако
вследствие неудовлетворенности общим
состоянием исследований воли многие
ученые в первые десятилетия текущего
столетия стремились вообще отказаться
от этого понятия как от якобы ненаучного,
заменить его поведенческими характеристиками,
которые можно наблюдать и оценивать.
Так, в американской поведенческой психологии
вместо понятия воли стали употреблять
понятие «устойчивость поведения» - настойчивость
человека в осуществлении начатых поведенческих
актов, в преодолении возникающих на их
пути преград.
Еще
Аристотель ввел понятие воли в систему
категорий науки о душе для
того, чтобы объяснить, каким образом
поведение человека реализуется в соответствии
со знанием, которое само по себе лишено
побудительной силы. Воля у Аристотеля
выступала как фактор, наряду со стремлением
способный изменять ход поведения: инициировать
его, останавливать, менять направление
и темп.
Один
из существенных признаков
волевого акта заключается в том, что он
всегда связан с приложением усилий, принятием
решений и их реализацией. Воля предполагает
борьбу мотивов. По этому существенному
признаку волевое действие всегда можно
отделить от остальных. Волевое решение
обычно принимается в условиях конкурирующих,
разнонаправленных влечений, ни одно из
которых не в состоянии окончательно победить
без принятия волевого решения.
Воля
предполагает самоограничение, сдерживание
некоторых достаточно сильных влечений,
сознательное подчинение
их другим, более значимым и важным целям,
умение подавлять непосредственно возникающие
в данной ситуации желания и импульсы.
На высших уровнях своего проявления воля
предполагает опору на духовные цели и
нравственные ценности, на убеждения и
идеалы.
Еще
один признак волевого характера
действия или деятельности, регулируемой
волей, - это наличие продуманного плана
их осуществления. Действие, не имеющее
плана или не выполняемое по заранее намеченному
плану, нельзя считать волевым.
Волевое действие - это
сознательное, целенаправленное действие,
посредством которого человек осуществляет
стоящую перед ним цель, подчиняя свои
импульсы сознательному контролю и изменяя
окружающую действительность в соответствии
со своим замыслом.
Существенными признаками волевого
действия являются усиленное внимание
к такому действию и отсутствие непосредственного
удовольствия, получаемого в процессе
и в результате его выполнения. Имеется
в виду, что волевое действие обычно сопровождается
отсутствием эмоционального, а не морального
удовлетворения. Напротив, с успешным
совершением волевого акта обычно связано
как раз моральное удовлетворение от того,
что его удалось выполнить. У.Джемс по
этому поводу писал следующее: «Обширный
мир, окружающий нас со всех сторон, задает
нам всевозможные вопросы и испытывает
нас всеми возможными способами. Некоторые
из этих испытаний мы преодолеваем при
помощи нетрудных действий и на некоторые
вопросы отвечаем отчетливо сформулированными
словами. Но на самый глубочайший из всех
вопросов, которые когда-либо предлагаются
нам миром, не допускается другого ответа,
кроме немого сопротивления воли и сжимания
фибр нашего сердца, когда мы как бы говорим:
«Пусть так, а я все же буду делать вот
этак».1
Нередко
усилия воли направляются человеком не столько на то,
чтобы победить и овладеть обстоятельствами,
сколько на то, чтобы преодолеть самого
себя. Это особенно характерно для людей
импульсивного типа, неуравновешенных
и эмоционально возбудимых, когда им приходится
действовать вопреки своим природным
или характерологическим данным.
Ни
одна более или менее сложная
жизненная проблема человека не решается
без участия воли. Никто на Земле
никогда еще не добился выдающихся
успехов, не обладая выдающейся силой
воли. Человек в первую очередь
тем и отличается от всех остальных
живых существ, что у него, кроме сознания
и интеллекта, есть еще и воля, без которой
способности оставались бы пустым звуком.
2.2. Сущность воли.
Сущность воли
заключается в том, что она
представляет собой потребность
в преодолении препятствий. Как
всякая иная потребность, она может явиться
источником положительных или отрицательных
эмоций, обусловленных самим фактом преодоления
или не преодоления преграды. Вмешательство
воли не отменяет универсальности регулирующей
функции эмоций, поскольку воля вмешивается
в конкуренцию мотивов и опять же на уровне
эмоций: отрицательных (в случае не преодолеть
внутреннюю помеху) и положительных (в
случае победы над собой). Эта потребность
выступает как склонность к достижению
далеких целей, к овладению труднодостижимыми
предметами влечений.
Безвольный
человек предпочитает подчиняться
потребности в экономии сил, уступать
своей лени. Он находится во власти
эмоций, вызываемых доступностью желаемого.
Поэтому качество, противоположное
воле, есть внушаемость. Удовольствие
от преодоления препятствий и помех - наиболее
яркий показатель воли. Поэтому важно
чтобы каждый ребенок с ранних лет тренировал
свою волю в играх, в учении и труде. Индивидуальная
норма удовлетворения «рефлекса свободы»-
чрезвычайно важная черта характера.2
Действие, совершающееся
в условиях конфликта внутреннее противоречивых тенденций
- это волевое действие. Волевой акт начинается
с возникновения побуждения, выражающегося
в стремлении. По мере того как осознается
цель, на которое оно направлено, стремление
переходит в желание. Возникновение желания
предполагает известный опыт, посредством
которого человек узнает, какой предмет
способен удовлетворить его потребности.
У того, кто это не знает, желания быть
не может. Желание - это определенное стремление,
оно направлено на определенный предмет.
2.3. Свобода воли.
Свобода
- это возможность в любой момент
выбирать из имеющихся альтернатив
в соответствии со своими интересами,
желаниями и взглядами и нести
ответственность за свой выбор. Следует различать
нравственную свободу и вседозволенность.
Нравственная свобода ограничена свободой
других людей, она заканчивается там, где
начинается свобода других. Нравственный
свободный выбор не нарушает интересы
других людей. Вседозволенность же - это
безнравственная свобода, когда выбор
делается, не считаясь с интересами и свободой
окружающих, нарушая ее.
Следует
так же различать внешнюю и
внутреннюю свободу. Внешняя свобода
- это возможность жить и действовать
в соответствии со своими потребностями, интересами
и желаниями. Внутренняя свобода присуща
только тем людям, у которых сложились
твердые принципы и убеждения, позволяющие
им чувствовать независимость своего
духовного внутреннего мира от внешних
условий и обстоятельств. Всякое нарушение
или ограничение внешней свободы переживается
человеком. Внутренне не свободный человек
переживает такое нарушение более болезненно,
трагически, чем внутреннее свободный,
так как нарушение внешней свободы, как
правило, не затрагивает его внутренней
свободы.
Все люди в той или
иной мере испытывают потребность в расширении
своего естественного круга свободы, в
обретении еще большей свободы. При этом
возможны два варианта. В первом случае
человек, получивших от других часть их
свободы, использует свои расширенные
возможности для блага других людей. Во
втором - человек использует свою расширившуюся
свободу для самого себя, не заботясь о
тех, кто отдал ему часть своей свободы.
Первый вариант обычно возникает, если
человек получает большую свободу за счет
своего авторитета, таланта, образованности.
Второй же характерен, для людей, получивших
власть или большие деньги.
2.4. Волевые процессы.
Воля
выражается в способности человека
к сознательному регулированию
и активизации своего поведения.
Любое действие всегда в той или иной степени
сопряжено с психическим регулированием
- волевым процессом.
В
качестве источников волевого процесса
выступают потребности и интересы,
выражающиеся в стремлениях. В зависимости
от степени осознанности стремления
разделяются на влечения, желания, хотения.
Стремления в свою очередь выражаются
в постановке целей.
Влечение
- это стремление,
в котором осознается лишь недовольство
каким - то состоянием, но не осознается
цель его изменения, пути и средства ее
достижения. Когда возникает осознанная
связь между влечением, неосознанно выражающим
потребность, и предметом, которой способен
данную потребность удовлетворить, влечение
переходит в желание, оно как бы опредмечивается,
приобретая свой мотив. Такое опредмечивание
уже является предпосылкой возникновения
собственного волевого процесса, здесь
появляются возможности для организации
действия. По мере усиления желание переходит
в хотение. Хотение означает не только
знание цели, но и стремление к реализации,
уверенность в достижимости, направленность
на овладение предметом желания и соответствующими
средствами, убежденность в необходимости
этого.
Осознание
цели и ее выбор - различные звенья
в волевом процессе. Между ними возможен
период колебаний. Ойгензихт В.А писал
«Принятие решения есть выбор определенной
цели, побуждаемой мотивом».3
3. Основные направления и пути
развития воли у подростков.
3.1. Отрочество.
Отрочество, подростковый
возраст - период жизни человека от детства
до юности в традиционной классификации
(от 11-12 до 14-15 лет). В этот самый короткий
по астрономическому времени период подросток
проходит великий путь в своем развитии:
через внутренние конфликты с самим собой
и с другими, через внешние срывы и восхождения
он может обрести чувство личности. В современном
информационном обществе стремление подростка
к статусу взрослого - мечта малодоступная.
Поэтому в отрочестве подросток обретает
не чувство взрослости, а чувство возрастной
неполноценности. Подросток психологически
попадает в зависимость от предметного
мира как ценности человеческого бытия.
Живя в предметном мире с момента появления
на свет, осваивает его по функциональному
назначению и эстетической значимости,
подросток начинает фетишировать этот
мир. Благодаря тому, что он входит в подростковые
сообщества, которые представляют себя
через присущие времени и возрасту знаковые
системы, в состав которых подпадают и
определенные вещи, подросток превращается
в потребителя: потребление вещей становится
содержанием его жизни.