Развитие психологической памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:21, реферат

Описание работы

Социальная активность, нравственность, реализация способностей личности- главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпов реформ школьной жизни. Одной из проблем стоящих перед педагогами, является психолого-педагогический дуализм в отношении развивающейся личности – обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности.

Работа содержит 1 файл

Социальная активность.doc

— 37.00 Кб (Скачать)

  Социальная  активность, нравственность, реализация  способностей личности- главные  задачи образования, успешность  решения которых во многом  зависит от направления и темпов  реформ школьной жизни. Одной  из проблем стоящих перед педагогами, является психолого-педагогический дуализм в отношении развивающейся личности – обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности.

                   Развитие психологической памяти.

  Смысловая  память основана на понимании, т.е. на деятельности мышления и связана с развитием языка. В процессе смыслового запоминания в первую очередь создаются пригодные для запоминания связи, т.е.  крупные структурные единицы припоминания, так называемые мнемические опоры, что и позволяет преодолевать ограничения кратковременного запоминания.  

Связи, используемые для запоминания, носят вспомогательный характер, они служат средством, помогающим, что-либо вспомнить. Наиболее эффективными будут мнемические опоры, отражающие главные мысли какого-либо материала. Они и представляют собой укрупненные смысловые единицы. Для детей со  слаборазвитой памятью основные пути ее компенсации лежат в развитии смысловой памяти: умение обобщать материал, выделять в нем главные мысли.

  Эффективная  обучающая методика по созданию мнемических опор разработана К. П. Мальцевой (1958г.). Эта методика получившая название «Смысловые единицы» может быть использована для детей 1-го класса.

  Методика  заключается в том, что перед  учеником ставят задачи выделить главное в тексте (создать мнемические опоры) и указывают путь анализа текста. Чтобы вычленить главное, ученик должен последовательно отвечать на два вопроса: «О ком (или о чем) говорится в этой части?» и « Что говорится (сообщается) об этом?» Ответ на первый вопрос позволяет выделить главное в той части, к которой он относится, а второй подтверждает правильность этого выделения.                                         Обучающая методика имеет две части. Первая часть – выделение смысловых опор, вторая часть методики – составление и использование плана как смысловой опоры деятельности школьника.

  Обучающая  методика « Смысловые единицы».

  Часть 1. Обучение  созданию мнемических опор.

Инструкция испытуемому: « Сейчас мы с тобой будем учиться  запоминать текст. Сначала надо прочитать рассказ, а потом выделить главные мысли этого рассказа. Для этого нужно несколько раз задать два вопроса к тексту:  о ком (или о чем) говориться в начале текста, и что об этом говориться. И так будем работать до конца текста. Все ли тебе ясно?»

  Для чтения  и последующей работы дается, например, рассказ «Зайчьи лапы».

  После чтения  рассказа задаются вопросы. На  первом занятии, если ребенок  испытывает какие-либо затруднения,  вопросы могут задаваться экспериментатором  или же сразу самим учеником.

  Э. О ком  говорится в начале рассказа?

  У. О дедушке.

  Э. Что  говорится о дедушке?

  У. Что  он попал в зайчонка.

  Э. О ком  говорится дальше?

  У. О дедушке. 

  Э. Что  о нем говорится?

  У. Дедушка  попал в лесной пожар.

И т. д.

        Общие правила выделения мнемических опор.

  1. Текст предварительно не разбивается на части.
  2. Главные мысли  выделяются по ходу чтения материала.
  3. Части формируются сами собой вокруг главных мыслей.
  4. Главные мысли текста должны иметь единую смысловую связь – «ручеек».
  5. Правильно выделенные основные мысли должны составить короткий рассказ.
  6. Если какое-то записанное предложение не соответствует остальным, значит, выделена не главная мысль и нужно вернуться к этому месту в тексте.
  7. Мнемические опорные пункты (главные мысли) должны представлять собой развернутые, самостоятельные или  взятые из текста предложения.
 

  Непроизвольная  память в жизни человека занимает  основное место. В реальной  жизни мы не так часто ставим  перед собой цель запомнить.  Однако то, что имеет какой-то смысл для нас, оказывает эмоциональное воздействие, вызывает интерес, запоминается легко и просто. Особое значение имеет для ребят первого класса непроизвольное запоминание. Лучше всего для этого подходит чтение стихотворений. После чтения проводится беседа с детьми, пересказ.

            Исследование развития мышления  детей.

  Развитию  детей первого класса принадлежит  особая роль. С началом обучения  мышление выдвигается в центр  психологического развития ребенка  и становится определяющим в системе других психологических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.

  Мышление  ребенка находится в переломном  этапе развития. В этот период  совершается переход от наглядно-образного  к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально-логические, рассуждения детям еще не доступны.

  К моменту  поступления в школу у ребенка  6-7 лет уже должно быть сформировано наглядно-действенное мышление, которое является необходимым базисным образованием для развития мышления наглядно-образного, составляет основу успешного обучения в начальной школе. Кроме того, у детей этого возраста должны быть элементы логического мышления.

  Таким образом,  на этом возрастном этапе у  ребенка развиваются разные виды  мышления, способствующие успешному  овладению учебной программой.

  Что такое  сформированное наглядно-действенное  мышление?

  Ребенок  с высоким уровнем развития  наглядно-действенного мышления  хорошо справляется с любыми  видами продуктивной деятельности, где для решения поставленной  задачи требуется умение работать по наглядному образцу, соотносить размеры и формы предметов (блоков конструктора).

  Для наглядно-образного мышления характерно умение решать задачу прежде всего в плане представления и лишь затем - на конкретной предметной основе. Логическое мышление предполагает наличие у ребенка способности к выполнению основных логических операций: обобщения, анализа, сравнения, классификации.

  Дети, приходя в школу с разным уровнем общего психологического развития, поэтому у них могут не только отсутствовать зачатки логического и наглядно-образного мышления, но и может быть недостаточно развито мышление, наглядно-действенное, формирование которого к моменту поступления в школу в норме должно быть завершено.

  Что же  делать, если у ребенка не сформировано наглядно-действенное мышление? Самым эффективным способом его развития является предметно-орудийная деятельность, которая наиболее полно воплощается в деятельность конструирования. Поэтому желательно, чтобы в классе был набор самых конструкторов (деревянных, пластмассовых и других).

   Развитию  этого этапа мышления способствуют  следующие упражнения:

Упражнения со спичками (выложить фигуру из определенного  числа спичек, перенести одну из них так, чтобы получить другую фигуру).

   Развитию  наглядно-образного мышления способствуют следующие виды заданий: рисование, прохождение лабиринтов, вышеописанная работа с конструкторами, но уже по наглядному образцу, а по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать.

  Неоценимую  помощь в развитии логического  мышления окажет такое упражнение:

  Упражнение  «четвертый лишний»: задание предполагает  исключение одного предмета, не  имеющего некоторого признака общего для остальных трех (для этого упражнения удобно использовать карточки лото).

 

 

 

 

 

   

 

 

Информация о работе Развитие психологической памяти