Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 12:21, реферат
Социальная активность, нравственность, реализация способностей личности- главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпов реформ школьной жизни. Одной из проблем стоящих перед педагогами, является психолого-педагогический дуализм в отношении развивающейся личности – обучение и воспитание не всегда основывается на знаниях о психологии развития ребенка и формировании его личности.
Социальная
активность, нравственность, реализация
способностей личности- главные
задачи образования,
Развитие психологической
Смысловая память основана на понимании, т.е. на деятельности мышления и связана с развитием языка. В процессе смыслового запоминания в первую очередь создаются пригодные для запоминания связи, т.е. крупные структурные единицы припоминания, так называемые мнемические опоры, что и позволяет преодолевать ограничения кратковременного запоминания.
Связи, используемые для запоминания, носят вспомогательный характер, они служат средством, помогающим, что-либо вспомнить. Наиболее эффективными будут мнемические опоры, отражающие главные мысли какого-либо материала. Они и представляют собой укрупненные смысловые единицы. Для детей со слаборазвитой памятью основные пути ее компенсации лежат в развитии смысловой памяти: умение обобщать материал, выделять в нем главные мысли.
Эффективная обучающая методика по созданию мнемических опор разработана К. П. Мальцевой (1958г.). Эта методика получившая название «Смысловые единицы» может быть использована для детей 1-го класса.
Методика
заключается в том, что перед
учеником ставят задачи
Обучающая методика « Смысловые единицы».
Часть 1. Обучение созданию мнемических опор.
Инструкция испытуемому: « Сейчас мы с тобой будем учиться запоминать текст. Сначала надо прочитать рассказ, а потом выделить главные мысли этого рассказа. Для этого нужно несколько раз задать два вопроса к тексту: о ком (или о чем) говориться в начале текста, и что об этом говориться. И так будем работать до конца текста. Все ли тебе ясно?»
Для чтения и последующей работы дается, например, рассказ «Зайчьи лапы».
После чтения
рассказа задаются вопросы. На
первом занятии, если ребенок
испытывает какие-либо
Э. О ком говорится в начале рассказа?
У. О дедушке.
Э. Что говорится о дедушке?
У. Что он попал в зайчонка.
Э. О ком говорится дальше?
У. О дедушке.
Э. Что о нем говорится?
У. Дедушка попал в лесной пожар.
И т. д.
Общие правила выделения мнемических опор.
Непроизвольная
память в жизни человека
Исследование развития
Развитию
детей первого класса
Мышление
ребенка находится в
К моменту
поступления в школу у ребенка
6-7 лет уже должно быть
Таким образом,
на этом возрастном этапе у
ребенка развиваются разные
Что такое
сформированное наглядно-
Ребенок
с высоким уровнем развития
наглядно-действенного
Для наглядно-образного мышления характерно умение решать задачу прежде всего в плане представления и лишь затем - на конкретной предметной основе. Логическое мышление предполагает наличие у ребенка способности к выполнению основных логических операций: обобщения, анализа, сравнения, классификации.
Дети, приходя в школу с разным уровнем общего психологического развития, поэтому у них могут не только отсутствовать зачатки логического и наглядно-образного мышления, но и может быть недостаточно развито мышление, наглядно-действенное, формирование которого к моменту поступления в школу в норме должно быть завершено.
Что же делать, если у ребенка не сформировано наглядно-действенное мышление? Самым эффективным способом его развития является предметно-орудийная деятельность, которая наиболее полно воплощается в деятельность конструирования. Поэтому желательно, чтобы в классе был набор самых конструкторов (деревянных, пластмассовых и других).
Развитию
этого этапа мышления
Упражнения со спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них так, чтобы получить другую фигуру).
Развитию наглядно-образного мышления способствуют следующие виды заданий: рисование, прохождение лабиринтов, вышеописанная работа с конструкторами, но уже по наглядному образцу, а по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать.
Неоценимую
помощь в развитии логического
мышления окажет такое
Упражнение
«четвертый лишний»: задание