Развитие речи в раннем возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 12:47, контрольная работа

Описание работы

Для развития речи большое значение имеет психофизическое развитие ребёнка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, мышления, памяти, воображения), а также его физическое состояние. Отрицательное влияние на формирование речи оказывают различные заболевания – диспепсии, хронические пневмонии, хронический тонзиллит, аденоиды и др.

Содержание

Введение

Этапы развития детской речи

Автономная речь
Усвоение и понимание ребёнком слов
Освоение грамматического строя предложений
Овладение активной речью


Рецензия на статью

Выводы

Заключение

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

                   ЧУО « Женский институт Энвила»

Кафедра психологии

      
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по дисциплине

Возрастная  психология 

Тема: «Развитие речи в раннем возрасте». 

Вариант  № 6 
 
 
 

                                                     Булавкинной Анны Константиновны

                                                 Студентки 3 курса группы Пс 303

                                   Заочной формы обучения

                                                      Тел. (дом.) 298 – 42 – 07

                                ( моб.) 8-029-567-86-05 
 
 
 
 

                                               План работы: 

 

    Введение

    Этапы развития детской речи

  1. Автономная речь
  2. Усвоение и понимание ребёнком слов
  3. Освоение грамматического строя предложений
  4. Овладение активной речью
 

    Рецензия  на статью

    Выводы

    Заключение  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение

  За кризисом первого года жизни приходит стабильное раннее детство. Оно охватывает возраст от 1 до 3 лет и заканчивается кризисом 3 лет.

  Уровень современных научных знаний о ребёнке раннего возраста позволяет судить с точки зрения уникальности этого периода. Этот период характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем, что деятельность ребёнка становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними, обобщает по сходным признакам. Язык усваивается с поразительной быстротой. Особенно после того, как дети начинают произносить свои первые слова. За 2,5 года раннего детства речь ребёнка развивается от примитивных называний до осознанного выражения мысли, беглой речи, состоящей из грамматически правильных предложений.

  Было бы ошибкой предполагать, что всё это приходит к ребёнку спонтанно, само собой. Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка.

  Для  нормального становления речи  необходимо, чтобы кора головного  мозга достигла определённой  зрелости и органы чувств ребёнка  – слух, зрение, обоняние, осязание – были также достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Всё это в значительной степени зависит от окружающей среды (социальной, речевой). Если ребёнок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается и его физическое, и психическое развитие.

  Для развития речи большое значение имеет психофизическое развитие ребёнка – состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, мышления, памяти, воображения), а также его физическое состояние. Отрицательное влияние на формирование речи оказывают различные заболевания – диспепсии, хронические пневмонии, хронический тонзиллит, аденоиды и др. Они ослабляют организм ребёнка, снижают его психическую активность, подчас приводят к психофизическому инфантилизму и астенизации.

  Основной проводник ребёнка в мире речевой культуры – взрослый, от которого зависит организация содержательных детских взаимоотношений. От того, как общаются, о чём разговаривают с детьми взрослые, какие отношения между ними, зависит и речевое развитие ребёнка, и его внутренний мир, познавательные способности, представления о себе и окружающих людях. Речь развивается по подражанию, поэтому большую роль в формировании её в этот период играет чёткая, неторопливая речь взрослых, окружающих ребёнка. Предметы надо называть правильно, не искажая слова, не имитируя речь детей.

  Речь – уникальное и универсальное средство многих видов деятельности ребёнка (общения, игры, рисования, конструирования, восприятия художественной литературы и др.). Невозможно развивать речь ребёнка, не включая её в ту или иную деятельность.

  Необходимо  учитывать, что речь каждого  ребёнка своеобразна и неповторима  как по способу выражения мыслей, умению использовать имеющиеся у него в запасе речевые средства, так и в плане оформления высказываний. Поэтому, как отмечает О. С. Ушакова, в системе взаимоотношений «взрослый – ребёнок» очень важно понимание и принятие взрослым индивидуальных особенностей личности ребёнка, что включает в себя и бережное отношение к его индивидуальным речевым проявлениям.

  Формирование  начальных этапов речевого развития  находится в зависимости от  пола детей (как правило, девочки  начинают говорить несколько раньше мальчиков).

  Задачами первых лет жизни являются, во-первых, расширение понимания речи взрослых и, во-вторых, формирование активного словаря ребёнка. Это важно, потому что в процессе речевого общения ребёнок, как и взрослый, обогащает свои знания не только путём индивидуального практического опыта, но и путём общественного опыта, накопленного многими поколениями. Как считают психологи, ребёнок присваивает общественно-исторический опыт человечества, «застывший» в предметах материальной и духовной культуры, а речь, родной язык относятся к элементам духовной культуры. Речь человека представляет собой психологическую функцию, нормальное развитие которой имеет огромное значение для будущей жизни ребенка. Поэтому так важно адекватное научное представление о сущности речи и ходе ее развития.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  

  Овладение  речью – одна из самых сложных  и таинственных проблем детской  психологии. До сих пор остаётся непонятным и недостаточно изученным, как маленький ребёнок, не умеющий ни на чём сосредоточится, не владеющий интеллектуальными операциями, всего за 1-2 года практически овладевает такой сложной знаковой системой, как язык. В предложенной ниже контрольной работе мы выясним, как в современной науке рассматривается этот вопрос и поэтапно рассмотрим каждый из периодов развития детской речи в раннем возрасте.

    Младенческий период является довербальным, подготовительным в развитии речи. На этом этапе речь заменяют другие, невербальные средства – мимика, жесты, позы, вокализация. На третьем году жизни ребёнок в основном усваивает человеческий язык и начинает общаться при помощи речи. Между этими двумя периодами существует особый этап, когда ребёнок начинает говорить на каком-то своём языке. Этот этап в психологии называют автономной детской речью.

   Автономную речь ребёнка составляют искажённые слова, произведённые им самим от настоящих слов. Не обладая ещё в полной мере фонематическим слухом и не владея звуковой артикуляцией, ребёнок невольно изменяет звуковую форму слова. Так, «молоко» он произносит «моко», «голова» как «гова» и т. д. [7,с.53-54];

    Эти особенности речи ребенка внутренне связаны с тем, что его мышление, наряду с которым формируется и речь, еще имеет характер наглядных, практически действенных интеллектуальных операций. Обобщенные представления, возникающие в процессе интеллектуальной деятельности ребенка, уже оформляются и закрепляются в его сознании в конкретных словах языка. Эти слова сами включаются в мышление ребенка на данном этапе только в наглядном, практическом процессе. В этот период мыслить вне наглядной ситуации ребенок не может. [3, с. 108];

    В общении со взрослыми при правильном речевом воспитании автономная речь быстро исчезает. Обычно, общаясь с малышом, взрослые требуют от него чёткого произнесения слов, что влияет на развитие фонематического слуха и артикуляции. Но, быстрый переход на уровень речевого развития возможен только в благоприятных условиях – в первую очередь, при полноценном общении ребенка со взрослыми. Если общение со взрослыми недостаточно или, наоборот, близкие исполняют все желания ребенка, ориентируясь на его автономную речь, освоение речи замедляется. Наблюдается задержка речевого развития и в тех случаях, когда растут близнецы, интенсивно общающиеся друг с другом на общем детском языке. [1,с.188]; [5,с.122];

    В первой половине второго года жизни особое внимание уделяется формированию понимания речи взрослого. В этот период ребёнок осваивает слова, обозначающие предметы и действия с ними, овладевает смысловой стороной речи. Особую роль играет чувственный опыт, возникающий при непосредственном контакте с предметами обихода, игрушками, при совместных действиях со взрослым и т. п. Ребёнок начинает понимать, на что направлены усилия взрослого, знакомящего его с таким заманчивым окружающим миром. Он слышит названия предметов, характеристику их свойств, относящихся к цвету, форме, величине, соотношению частей, действия с ними и многое другое. Расширяется запас понятий, связанных с простейшими бытовыми ситуациями. Ребёнок должен знать своё имя, имена близких людей, средств передвижения (коляска, машина). Его следует учить понимать слова, обозначающие части тела человека(руки, ноги, голова, рот, глаза, уши), бытовые процессы (умываться, одеваться, есть, пить, спать, идти гулять) и т. д. Необходимо учить понимать слова, а затем и простые предложения, с которыми взрослый обращается к ребёнку, передавая смысловые отношения между предметом и действием, предметом и его свойством. Необходимо учить обобщать предметы по существенным признакам. В становлении активной речи большую роль играет формирование способности подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам, воспроизводить некоторые интонации (удивление, радость, неудовольствие и т. д.). Таким образом, речевая задача, которая заключается передача своего замысла словами, ставится перед ребёнком именно взрослым.  Наряду с расширением словаря и уточнением произношения слов в раннем детстве происходит усвоение грамматического строя родного языка.

    По данным А. А. Люблинской, особое значение при понимании речи имеет вычленение ребенком самих действий с предметами и обозначение взрослыми этих действий в словах. Ребенок способен понять поручение и инструкцию взрослого, что является одним из важнейших условий формирования «делового» общения взрослого и ребенка, а также позволяет руководить поведением ребенка при помощи речи. Поводом для действий ребенка является уже словесное обращение, чего не наблюдалось в период доречевого общения. [5,с.99];

   Во второй половине второго года жизни ребёнок интенсивно овладевает активной речью. Чувственный опыт, накопленный ранее, постепенно переводится в речевой план. Взрослый обязан больше внимания уделять развитию активной речи. В начале малыша побуждают произносить те слова, которые он не только понимает, но и наиболее часто использует: названия предметов, действий с ними, их качества и т. д. Взрослый даёт образец построения фразы из слов, которыми владеет ребёнок. Таким образом, он учиться пользоваться словами для выражения желаний и налаживания взаимоотношений с окружающими, правильно называть некоторые трудовые действия. Необходимо так строить фразу, обращённую к ребёнку, чтобы он приобретал навык понимать, а затем и строить из 2-3 слов, используя предлоги и наречия, наиболее часто употребляемые в повседневной жизни (например, «Лёша сидит на стуле»; «Молоко в чашке» и т. д.). [1,с.189];

  Одним из приёмов активизации речи ребёнка второго года жизни является приём поручений. После того как ребёнок выполнил конкретное поручение, необходимо спрашивать: «Что ты принёс? Куда положил? Что у тебя в руках?» и т. д. Этим взрослый варьирует приёмы развития речи детей раннего возраста. Необходимо сделать режимные моменты и все виды самостоятельной деятельности детей содержательными, развивающими, а следовательно, результативными для развития активной речи.  

    В раннем возрасте возникает и описательная речь ребенка. Появление ее связано с расширением круга общения преддошкольника, его представлений, с ростом его самостоятельности. Ситуативная, свернутая речь уже не может обеспечить полного взаимопонимания, когда, например, ребенок хочет рассказать воспитателю о событиях, происшедших в семье или во дворе, в которых педагог не принимал участия. Жесты, мимика, так широко используемые в ситуативной речи, в этом случае ребенку не могут существенно помочь. Возникшее противоречие между потребностью в общении, взаимопонимании и ограниченностью имеющихся средств для этого ведет к возникновению описательной, развернутой речи. Важная роль в ее формировании принадлежит взрослому, который знакомит ребенка с примерами такой речи. Ее эталонами (сказки, рассказы и т. д.). [5,с.99];

Информация о работе Развитие речи в раннем возрасте