Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 13:28, дипломная работа
Цели исследования: 1) выявление особенностей непосредственной и опосредствованной памяти современных подростков; 2) сравнение полученных результатов с данными А.Н. Леонтьева 1920-х гг.
Введение………………………………………………………………….........3
Глава 1. Развитие памяти как высшей психической функции…… …….….7
1.1. Понятие памяти……………………………...……..…………….….....7
1.2. Основные процессы памяти и ее виды…………………………….....8
1.3. История изучения памяти как психологического феномена….........12
1.4. Культурно-исторический подход к исследованию памяти в трудах Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева …………………………........................18
1.5. Развитие памяти в подростковом возрасте…… …………….….….. 21
1.6. Анализ методики А.Н.Леонтьева (1931)…………..……...…............22
1.6.1. Описание методики Леонтьева…………………………………….22
1.6.2. Основные результаты исследования А.Н. Леонтьева………..…..24
1.6.3. Критический анализ и модификация методики А.Н. Леонтьева...27
1.7. Метод репликации в психологических исследованиях.………….....30
Глава 2. Экспериментальное исследование опосредствованной и непосредственной памяти у школьников подросткового возраста ……......36
2.1. Цели и гипотезы исследования………... …………………………....36
2.2. Методика исследования…………. …………………………………..37
2.3. Результаты и их анализ………….. …………………………………..43
2.3.1.Особенности воспроизведения слов испытуемыми подросткового возраста……………………………………………………………………….43
2.3.2. Сравнение результатов воспроизведения слов подростками с испытуемыми других возрастов…………………………………………....56
2.3.3. Сравнение результатов воспроизведения слов подростками
с данными исследования А.Н. Леонтьева..…………………………...….....59
2.3.4. Изучение способов запоминания в подростковом возрасте……..64
2.4. Выводы…. …………………………………………………………….73
Заключение……. ………………………………………………………….....75
Библиография………………. ……………………………………………….78
Поскольку мы наблюдаем
достаточно широкий разброс данных наших
экспериментов, полученных в течение трех
лет, то, с целью проверки значимости различий
между полученными результатами, нами
был проведен статистический анализ показателей
2006-2007, 2007-2008 и 2008-2009 гг. Предварительно
приведем сводную таблицу средних показателей
запоминания у наших испытуемых (см. табл.
7).
Таблица 7. Средние значения по показателям Возраст и Объем воспроизведения в группах испытуемых подросткового возраста в исследованиях 2006-2007 учебного года (N=10), 2007-2008 учебного года (N=17), 2008-2009 учебного года (N=19)
Год проведения | Возраст | Серия 1 (НЗ) | Серия 2 (КОЗ1) | Серия 3 (КОЗ2) | Серия 4 (БОЗ) |
Пилотажное исследование 2006-2007 г. | 13 | 8,1 | 12,6 | 12,2 | 3,3 |
Исследование 2007-2008 гг. | 14,1 | 8,9 | 12,9 | 11,8 | 5,7 |
Исследование 2008-2009 гг. | 11,9 | 6,7 | 12,7 | 10,7 | 4,6 |
Однако сравнить эти данные и сделать выводы о том, есть ли изменения в объеме воспроизведения, мы не можем по ряду причин: во-первых – процедура исследования в обоих случаях разная; во-вторых – количество испытуемых различно. Поэтому мы приводим эти данные только как иллюстрацию результатов проведенных нами пилотажного исследования (2006-2007 учебный год) и двух последующих, основных исследований (2007-2008 и 2008-2009 учебные годы).
Таблица 8. Сравнение показателей запоминания в группах подростков (2006-2007, 2007-2008, 2008-2009 учебные года)
Ранги
Серия | Год | N (объем выборки) | Средний ранг |
1 серия (НЗ) | 2008-2009 год –
6 класс |
19 | 19,58 |
2006-2007 год –
7 класс |
10 | 28,60 | |
2007-2008 год –
8 класс |
17 | 24,88 | |
Всего | 46 | ||
2 серия (КОЗ1) | 2008-2009 год –
6 класс |
19 | 23,16 |
2006-2007 год –
7 класс |
10 | 22,00 | |
2007-2008 год –
8 класс |
17 | 24,76 | |
Всего | 46 | ||
3 серия (КОЗ2) | 2008-2009 год –
6 класс |
19 | 19,92 |
2006-2007 год –
7 класс |
10 | 25,00 | |
2007-2008 год –
8 класс |
17 | 26,62 | |
Всего | 46 | ||
4 серия (БОЗ) | 2008-2009 год –
6 класс |
19 | 22,79 |
2006-2007 год –
7 класс |
10 | 16,00 | |
2007-2008 год –
8 класс |
17 | 28,71 | |
Всего | 46 |
Статистики критерия (a,b)
1 серия (НЗ) | 2 серия (КОЗ1) | 3 серия (КОЗ2) | 4 серия (БОЗ) | |
Хи-квадрат | 3,329 | ,299 | 2,470 | 5,815 |
ст.св. | 2 | 2 | 2 | 2 |
Асимпт. знч. | ,189 | ,861 | ,291 | ,055 |
a Критерий Краскела-Уоллеса
b Группирующая переменная: Год
Ни в одной из серий нами не были выявлены статистически значимые различия, а это значит, что существенной разницы в результатах 2006-2007-го, 2007-2008-го и 2008-2009 годов нет. Поэтому мы можем заключить, что условия проведения эксперимента (различные учебные заведения г. Москвы, порядок серий, изменения в стимульном материале) не имеют значимого влияния на эффективность воспроизведения слов в исследуемых нами выборках – то есть, на данном этапе анализа наша частная гипотеза 1 находит свое подтверждение. Кроме того, отсутствие статистически значимых различий позволяет нам сделать вывод о том, что, в целом, наша выборка является относительно гомогенной по своему составу, а, значит, при последующем сравнении наших данных с результатами классического исследования мы имеем основания объединить наши показатели по нескольким классам в единую группу (выборку) по аналогии с тем, как это делал А.Н. Леонтьев.
Далее мы продолжим проверять частную гипотезу 1, но уже о том, что место осуществления эксперимента, в сочетании с личностью экспериментатора, проводящего исследование, также не оказывают значительного влияния на полученные результаты. Для этого мы использовали данные, полученные Петуховой Н. - 6 класс ГОУ СОШ ВАО г. Москвы [38]. Данные Петуховой представлены в таблице 9 и рис. 6.
Таблица 9. Индивидуальные показатели воспроизведения слов
подростками во всех сериях (данные Петуховой Н.)
Ф. И. | Серия 1 (НЗ) | Серия 2 (КОЗ1) | Серия 3 (КОЗ2) | Серия 4 (БОЗ) |
А. А. | 6 | 11 | 10 | 9 |
Б. В. | 7 | 11 | 15 | 10 |
С. Б. | 7 | 14 | 13 | 9 |
И. Г. | 7 | 11 | 12 | 3 |
А. Т. | 9 | 10 | 10 | 11 |
А. Г. | 7 | 12 | 10 | 10 |
Г. Г. | 8 | 11 | 12 | 10 |
Н. Д. | 7 | 13 | 14 | 10 |
Л. К. | 7 | 14 | 10 | 13 |
К. К. | 8 | 13 | 10 | 13 |
Н. А. | 6 | 11 | 9 | 11 |
Н. П. | 8 | 14 | 12 | 14 |
Н. К. | 7 | 10 | 12 | 6 |
В. Л. | 6 | 11 | 10 | 6 |
В. Л. | 8 | 12 | 12 | 8 |
В. М. | 7 | 10 | 12 | 5 |
А. П. | 8 | 15 | 13 | 12 |
А. С. | 5 | 11 | 14 | 12 |
Н. С. | 8 | 13 | 13 | 10 |
К. М. | 10 | 13 | 13 | 8 |
Среднее значение | 7,3 | 12 | 11,8 | 9,5 |
Рис. 6. Индивидуальные показатели воспроизведения слов
подростками во всех сериях (данные Петуховой Н.)
Согласно исследованию
Петуховой Н., подростки, учащиеся шестого
класса, наиболее эффективно запоминают
слова при картинно-опосредствованном
запоминании (вторая серия). Вместе с тем,
можно наблюдать достаточно широкий разброс
результатов воспроизведения слов – в
некоторых случаях испытуемые в буквенно-опосредствованном
запоминании показывали более высокие
результаты, нежели чем при непосредственном
запоминании, в первой серии. Проведем
анализ значимости различий между данными,
полученными нами в шестом классе (эксперимент
2008-2009 гг.) и результатами шестиклассников,
представленными Петуховой Н. (см. табл.
10).
Таблица 10. Сравнительный анализ значимости различий в эксперименте 2008-2009 гг. (6 класс - ГОУ Центр образования ЦАО
г. Москвы) и эксперименте Петуховой Н. (6 класс - ГОУ СОШ ВАО г. Москвы)
Ранги
Экспериментатор | N | Средний ранг | |
НЗ | 6 класс | 19 | 26,92 |
7 класс | 10 | 40,60 | |
8 класс | 17 | 35,35 | |
6 класс (Петухова Н.) | 20 | 34,63 | |
Всего | 66 | ||
КОЗ1 | 6 класс | 19 | 35,50 |
7 класс | 10 | 34,35 | |
8 класс | 17 | 38,03 | |
6 класс (Петухова Н.) | 20 | 27,33 | |
Всего | 66 | ||
КОЗ2 | 6 класс | 19 | 28,32 |
7 класс | 10 | 36,60 | |
8 класс | 17 | 37,88 | |
6 класс (Петухова Н.) | 20 | 33,15 | |
Всего | 66 | ||
БОЗ | 6 класс | 19 | 24,82 |
7 класс | 10 | 16,75 | |
8 класс | 17 | 32,41 | |
6 класс (Петухова Н.) | 20 | 51,05 | |
Всего | 66 |
Статистики
критерия(a,b)
НЗ | КОЗ1 | КОЗ2 | БОЗ | |
Хи-квадрат | 3,958 | 3,359 | 2,617 | 28,498 |
ст.св. | 3 | 3 | 3 | 3 |
Асимпт. знч. | ,266 | ,340 | ,454 | ,000 |
a Критерий Краскела-Уоллеса
b Группирующая
переменная: Экспериментатор
Статистический
2.3.2.
Сравнение результатов
воспроизведения слов
подростками с испытуемыми
других возрастов
Вслед за А.Н. Леонтьевым нами было осуществлено сравнение результатов непосредственного и опосредствованного запоминания у испытуемых разных возрастных групп. Мы рассматривали данные, полученные в наших экспериментах 2006-2007, 2007-2008, 2008-2009 гг., и показатели, полученные в результате параллельных исследований памяти у дошкольников, младших школьников и подростков.
Соединив данные,
полученные в исследованиях на выборках
испытуемых разного возраста (средние
значения по воспроизведению слов),
представим результаты в едином табличном
виде (см. табл. 11), а также рассмотрим все
имеющиеся у нас показатели в графическом
виде (см. рис. 7).
Таблица 11. Средние показатели воспроизведения слов по всем возрастам
Возраст | 1 серия
(НОЗ) |
2 серия
(КОЗ 1) |
3 серия
(КОЗ 2) |
4 серия
(БОЗ) |
5-6 лет (данные Н.Федякиной) | 2,9 | 7 | 5,3 | 2,7 |
6-7 лет (данные И. Пильник) | 6 | 7,55 | 6,45 | 3,8 |
6-7 лет, 1 класс (данные А.Федоровой) | 4,8 | 11,1 | 10,9 | 5,7 |
7-8 лет, 2 класс (данные Н.Хозиной) | 6,2 | 13,2 | 11,7 | 4,6 |
8-9 лет, 3 класс (данные В. Родной) | 6,5 | 10,45 | 9,45 | 9,35 |
9-10 лет, 4 класс (данные С.Мячиной) | 4,15 | 12,5 | 10,6 | 7,25 |
11-13 лет, 6 класс (данные С.Бирюк) | 7,3 | 12 | 11,8 | 9,5 |
12-14 лет, 7 класс (данные С.Бирюк) | 8,1 | 12,6 | 12,2 | 3,3 |
13-15 лет, 8 класс (данные С.Бирюк) | 8,9 | 12,6 | 12 | 5,3 |
Информация о работе Развитие опосредованной и непосредственной памяти в подростковом возрасте