Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у старших до-школьников опыта общественного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:39, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - определить систему руководства игровой деятельностью детей, которая будет способствовать формированию опыта социального поведения детей в обществе сверстников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ - 3 -
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ - 7 -
1.1. Значение игры для развития и становления личности ребенка - 7 -
дошкольного возраста - 7 -
1.2. Игра как средство формирования опыта нравственного - 13 -
поведения детей - 13 -
1.3. Критерии оценки социального поведения детей дошкольного возраста - 25 -
ГЛАВА 2. ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ - 31 -
2.1. Изучение уровня сформированности опыта социального поведения у старших дошкольников. - 32 -
2.2. Формирование опыта социального поведения детей в игре - 35 -
3.3. Результаты экспериментальной работы - 60 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 65 -
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - 67 -
ПРИЛОЖЕНИЕ - 70 -

Работа содержит 1 файл

игра социальное поведентие.doc

— 524.00 Кб (Скачать)

Дидактические игры

 

Название игры

Цель использования

 

1. Игры с предметами

1.                   

Узнай, что изменилось?*

Развитие произвольного внимания, запоминания, активизация словаря

2.                   

Кто быстрее соберет?*

Воспитание быстроты реакции на слово, дисциплинированности, выдержки; закрепление знаний об овощах и фруктах

3.                   

Не ошибись

Упражнение в различении предметов по их качеству; воспитание наблюдательности, находчивости, правильной речи

4.                   

Кто подойдет, пусть возьмет!

Воспитание умения находить наиболее характерные признаки предметов, грамматически правильной речи, наблюдательности, смекалки

5.                   

К дереву – беги!*

Воспитание умения быстро ориентироваться в пространстве; закрепление знаний о деревьях

 

П. Настольно-печатные игры

6.                   

Парные картинки*

Воспитание наблюдательности, умения замечать сходство и различие в предметах; активизация словаря, речи

7.                   

Лото*

Упражнение в правильном использовании обобщающих слов, воспитание сообразительности, быстроты реакции

8.                   

Зоологическое домино

Закрепление знаний о диких и домашних животных; воспитание сообразительности, внимания

9.                   

Что лишнее?*

Воспитание наблюдательности, умения доказать правильность своего суждения, чувства юмора

10.                

Когда это бывает?*

Воспитание умения припоминать, соотносить значения с изображением на картинках; закрепление знаний о частях суток

11.                

Мыши*

Воспитание речевой и двигательной активности, быстроты реакции на сигнал, согласованность действия

12.                

Воробушки и автомобиль*

Упражнение в правильном звукопроизношении; воспитание быстроты реакции на сигнал

13.                

Гуси*

Воспитание смелости, выдержки, согласованности действий, быстроты реакции на сигнал

14.                

Гуси-гуси*

Воспитание умения действовать по словесному сигналу, развитие диалогической речи, согласованности действий со словами стихотворения

15.                

Так бывает или нет?*

Развитие логического мышления; воспитание уметь замечать в суждениях; формирование чувств юмора

16.                

Зеркало*

Развитие речевой и двигательной активности

17.                

Каравай*

Упражнение в согласовании действий со словом; формирование представлений о величине предмета; активизация словаря движений

18.                

Коршун*

Упражнение в диалогической речи; развитие быстроты реакции на словесный сигнал, умение согласовывать действия

19.                

Карусель*

Упражнение в быстром и медленном темпе речи, согласовании слова с движениями

20.                

Зайка*

Развитие речевой и двигательной активности, умения действовать по сигналу

21.                

Какое время года?*

Воспитание уметь соотносить текст с картинкой о временах года, сообразительности, быстроты мышления

 

Ш. Словесные игры

22.                

Отгадай-ка!

Упражнение в описании предметов по представлению; воспитание выдержки, находчивости, развитие связной речи

23.                

Магазин игрушек

Совершенствование умения описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию

24.                

Радио

Воспитание внимательного отношения к сверстникам, наблюдательности, развитие речи, памяти

25.                

Что за птица?

Закрепление знаний о птицах, воспитание двигательной, умственной и речевой активности, согласованности действий, находчивости

26.                

Назови три предмета

Упражнение в группировке предметов

27.                

Птицы (звери, рыбы)

Упражнение в группировке животных, птиц и рыб; закрепление знаний о них; воспитание быстроты реакции на словесный сигнал

28.                

Кто больше назовет предметов?

Упражнение в классификации предметов по месту их производства; воспитание уважения к людям труда

29.                

А если бы...

Воспитание умения использовать знания в соответствии с обстоятельствами, находчивости, быстроты мышления

30.                

Испорченный телефон

Развитие слухового внимания

31.                

Летает – не летает

Закрепление знаний о предметах, воспитание внимания, выдержки

 

 

32.                

Краски

Закрепление знаний о цвете; воспитание выдержки, быстроты мышления, произвольного внимания

33.                

Кто ты?

Развитие слухового внимания, быстроты реакции на слово

34.                

И я

Воспитание сообразительности, выдержки, чувства юмора

35.                

Где мы были – не скажем

Развитие у детей способности имитировать трудовые действия; воспитание воображения, сообразительности, организованности

36.                

Фанты

Упражнения в правильном подборе слов, в умении логично задавать вопросы; воспитание выдержки, смекалки

37.                

Наоборот

Развитие быстроты мышления, находчивости; активизация словаря

38.                

Было – будет

Упражнение в правильном использовании слов о прошлом, настоящем и будущем времени

39.                

Кто больше знает?

Развитие памяти, находчивости, сообразительности; закрепление знаний о предметах

40.                

Найди рифму

Упражнение в подборе рифмующихся слов; воспитание желания играть словами; побуждение к творческим проявлениям

41.                

Так бывает или нет?

Развитие логического мышления и чувства юмора

42.                

Улица

Развитие умения действовать по правилам, ориентировки в пространстве

 

    • - игры, адресованные детям 4-5 лет, но с усложнением используемые
      в старшей группе.

 


Приложение 4

Наблюдение игровой деятельности дошкольников в результате исследования

Игра "Больница"

 

Маша: Давайте поиграем в докторов.

Саша: Можно в шоферов. Я буду работать на скорой помощи.

Катя: А что ты будешь делать?

Саша: Ездить к вам в больницу, привозить лекарства, таблетки разные.

Катя: И еще будешь возить больных. Ладно?

Маша: (садится за стол): Я хочу быть врачом. У меня мама – врач. (Маша подходит к Лене и шепчет ей на ухо).

Наташа (громко): Мы об этом знаем, конечно, ты - врач. Мы  Леной хотим быть твоими помощницами. Мы будем медицинскими сестрами.

Катя (кивает головой): Тогда я буду больным. Сначала я буду болеть, а потом моя дочка. Вот она (показывает на рядом сидящую куклу).

Маша достает из шкафчика фонендоскоп и термометр, кладет их на стол, затем надевает белый колпак себе на голову.

Маша: Я врач, давайте начинать прием (Лена садится рядом с Катей).

Маша: Должна быть кнопка, чтобы вызвать больного.

Лена (подает ей кубик): Пусть это будет кнопка. Положи на стол и нажимай. А я буду говорить: «Больной, входите».

Маша: Надо сначала Сашу посадить на машину и попросить его привезти лекарства.

Саша: Я уже поехал (берет машинку и увозит ее).

Маша нажимает на кнопку.

Лена: Больной, входите.

Катя (садится на стул): Здравствуйте. Я заболела. У меня болит голова.

Маша (серьезно): Здравствуйте. На что жалуетесь? «Как животик, не болит ли голова?» (Смеется). Это я стишок вспомнила.

Катя (жалобно): Вот, животик болит и голова. Трудно ходить на работу.

Подходит Саша, он везет машину: «Би-би, я лекарства привез. Куда выгружать?»

Маша: Вот у нас больной, будем ее лечить этими лекарствами.

Саша берет бутылочку с лекарствами.

Маша ставит их на стол и обращается к Кате: Голова болит? На тебе вот эти таблетки (подает белую бумажку). А для животика вот эту микстуру (подает). Наш водитель привез.

Саша уходит.

Катя (берет бумажку и бутылочку): А как принимать лекарство: до еды или после компота? И что – сразу всю микстуру пить? Тогда животик пройдет и не будет болеть?

Маша (строго): Принимать после компота 2 таблетки в день. Мама мне говорила, а я забыла.

Катя (жестикулируя): Маша, спасибо, но у меня еще дочка заболела. Возле кабинета сидит и плачет…

Маша (берет термометр): Конечно, давайте дочку. Она маленькая?

Катя: Да, совсем маленькая. Еще не ходит, скоро будет ходить. А сейчас еще на руках. Выпишите ей тоже микстуру. (Уходит, берет куклу, возвращается, садится на стул. Кукла на коленях.)

Маша (смотрит на куклу, потом на лекарства): Вот это подойдет. Пусть принимает после еды, каждый день. До свиданья.

Лена (подает Кате листы бумаги): Вам не надо на работу ходить. Вот, я написала справку. Пейте лекарства и приходите завтра.

Маша: До свидания. Лечитесь.

Катя (встает и уходит): До свидания.



Информация о работе Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у старших до-школьников опыта общественного поведения