Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:39, дипломная работа
Цель исследования - определить систему руководства игровой деятельностью детей, которая будет способствовать формированию опыта социального поведения детей в обществе сверстников.
ВВЕДЕНИЕ - 3 -
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ - 7 -
1.1. Значение игры для развития и становления личности ребенка - 7 -
дошкольного возраста - 7 -
1.2. Игра как средство формирования опыта нравственного - 13 -
поведения детей - 13 -
1.3. Критерии оценки социального поведения детей дошкольного возраста - 25 -
ГЛАВА 2. ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ - 31 -
2.1. Изучение уровня сформированности опыта социального поведения у старших дошкольников. - 32 -
2.2. Формирование опыта социального поведения детей в игре - 35 -
3.3. Результаты экспериментальной работы - 60 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 65 -
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - 67 -
ПРИЛОЖЕНИЕ - 70 -
Дидактические игры
№ | Название игры | Цель использования |
---|---|---|
| 1. Игры с предметами | |
1. | Узнай, что изменилось?* | Развитие произвольного внимания, запоминания, активизация словаря |
2. | Кто быстрее соберет?* | Воспитание быстроты реакции на слово, дисциплинированности, выдержки; закрепление знаний об овощах и фруктах |
3. | Не ошибись | Упражнение в различении предметов по их качеству; воспитание наблюдательности, находчивости, правильной речи |
4. | Кто подойдет, пусть возьмет! | Воспитание умения находить наиболее характерные признаки предметов, грамматически правильной речи, наблюдательности, смекалки |
5. | К дереву – беги!* | Воспитание умения быстро ориентироваться в пространстве; закрепление знаний о деревьях |
| П. Настольно-печатные игры | |
6. | Парные картинки* | Воспитание наблюдательности, умения замечать сходство и различие в предметах; активизация словаря, речи |
7. | Лото* | Упражнение в правильном использовании обобщающих слов, воспитание сообразительности, быстроты реакции |
8. | Зоологическое домино | Закрепление знаний о диких и домашних животных; воспитание сообразительности, внимания |
9. | Что лишнее?* | Воспитание наблюдательности, умения доказать правильность своего суждения, чувства юмора |
10. | Когда это бывает?* | Воспитание умения припоминать, соотносить значения с изображением на картинках; закрепление знаний о частях суток |
11. | Мыши* | Воспитание речевой и двигательной активности, быстроты реакции на сигнал, согласованность действия |
12. | Воробушки и автомобиль* | Упражнение в правильном звукопроизношении; воспитание быстроты реакции на сигнал |
13. | Гуси* | Воспитание смелости, выдержки, согласованности действий, быстроты реакции на сигнал |
14. | Гуси-гуси* | Воспитание умения действовать по словесному сигналу, развитие диалогической речи, согласованности действий со словами стихотворения |
15. | Так бывает или нет?* | Развитие логического мышления; воспитание уметь замечать в суждениях; формирование чувств юмора |
16. | Зеркало* | Развитие речевой и двигательной активности |
17. | Каравай* | Упражнение в согласовании действий со словом; формирование представлений о величине предмета; активизация словаря движений |
18. | Коршун* | Упражнение в диалогической речи; развитие быстроты реакции на словесный сигнал, умение согласовывать действия |
19. | Карусель* | Упражнение в быстром и медленном темпе речи, согласовании слова с движениями |
20. | Зайка* | Развитие речевой и двигательной активности, умения действовать по сигналу |
21. | Какое время года?* | Воспитание уметь соотносить текст с картинкой о временах года, сообразительности, быстроты мышления |
| Ш. Словесные игры | |
22. | Отгадай-ка! | Упражнение в описании предметов по представлению; воспитание выдержки, находчивости, развитие связной речи |
23. | Магазин игрушек | Совершенствование умения описывать предмет, находить его существенные признаки, узнавать предмет по описанию |
24. | Радио | Воспитание внимательного отношения к сверстникам, наблюдательности, развитие речи, памяти |
25. | Что за птица? | Закрепление знаний о птицах, воспитание двигательной, умственной и речевой активности, согласованности действий, находчивости |
26. | Назови три предмета | Упражнение в группировке предметов |
27. | Птицы (звери, рыбы) | Упражнение в группировке животных, птиц и рыб; закрепление знаний о них; воспитание быстроты реакции на словесный сигнал |
28. | Кто больше назовет предметов? | Упражнение в классификации предметов по месту их производства; воспитание уважения к людям труда |
29. | А если бы... | Воспитание умения использовать знания в соответствии с обстоятельствами, находчивости, быстроты мышления |
30. | Испорченный телефон | Развитие слухового внимания |
31. | Летает – не летает | Закрепление знаний о предметах, воспитание внимания, выдержки |
32. | Краски | Закрепление знаний о цвете; воспитание выдержки, быстроты мышления, произвольного внимания |
33. | Кто ты? | Развитие слухового внимания, быстроты реакции на слово |
34. | И я | Воспитание сообразительности, выдержки, чувства юмора |
35. | Где мы были – не скажем | Развитие у детей способности имитировать трудовые действия; воспитание воображения, сообразительности, организованности |
36. | Фанты | Упражнения в правильном подборе слов, в умении логично задавать вопросы; воспитание выдержки, смекалки |
37. | Наоборот | Развитие быстроты мышления, находчивости; активизация словаря |
38. | Было – будет | Упражнение в правильном использовании слов о прошлом, настоящем и будущем времени |
39. | Кто больше знает? | Развитие памяти, находчивости, сообразительности; закрепление знаний о предметах |
40. | Найди рифму | Упражнение в подборе рифмующихся слов; воспитание желания играть словами; побуждение к творческим проявлениям |
41. | Так бывает или нет? | Развитие логического мышления и чувства юмора |
42. | Улица | Развитие умения действовать по правилам, ориентировки в пространстве |
Приложение 4
Наблюдение игровой деятельности дошкольников в результате исследования
Игра "Больница"
Маша: Давайте поиграем в докторов.
Саша: Можно в шоферов. Я буду работать на скорой помощи.
Катя: А что ты будешь делать?
Саша: Ездить к вам в больницу, привозить лекарства, таблетки разные.
Катя: И еще будешь возить больных. Ладно?
Маша: (садится за стол): Я хочу быть врачом. У меня мама – врач. (Маша подходит к Лене и шепчет ей на ухо).
Наташа (громко): Мы об этом знаем, конечно, ты - врач. Мы Леной хотим быть твоими помощницами. Мы будем медицинскими сестрами.
Катя (кивает головой): Тогда я буду больным. Сначала я буду болеть, а потом моя дочка. Вот она (показывает на рядом сидящую куклу).
Маша достает из шкафчика фонендоскоп и термометр, кладет их на стол, затем надевает белый колпак себе на голову.
Маша: Я врач, давайте начинать прием (Лена садится рядом с Катей).
Маша: Должна быть кнопка, чтобы вызвать больного.
Лена (подает ей кубик): Пусть это будет кнопка. Положи на стол и нажимай. А я буду говорить: «Больной, входите».
Маша: Надо сначала Сашу посадить на машину и попросить его привезти лекарства.
Саша: Я уже поехал (берет машинку и увозит ее).
Маша нажимает на кнопку.
Лена: Больной, входите.
Катя (садится на стул): Здравствуйте. Я заболела. У меня болит голова.
Маша (серьезно): Здравствуйте. На что жалуетесь? «Как животик, не болит ли голова?» (Смеется). Это я стишок вспомнила.
Катя (жалобно): Вот, животик болит и голова. Трудно ходить на работу.
Подходит Саша, он везет машину: «Би-би, я лекарства привез. Куда выгружать?»
Маша: Вот у нас больной, будем ее лечить этими лекарствами.
Саша берет бутылочку с лекарствами.
Маша ставит их на стол и обращается к Кате: Голова болит? На тебе вот эти таблетки (подает белую бумажку). А для животика вот эту микстуру (подает). Наш водитель привез.
Саша уходит.
Катя (берет бумажку и бутылочку): А как принимать лекарство: до еды или после компота? И что – сразу всю микстуру пить? Тогда животик пройдет и не будет болеть?
Маша (строго): Принимать после компота 2 таблетки в день. Мама мне говорила, а я забыла.
Катя (жестикулируя): Маша, спасибо, но у меня еще дочка заболела. Возле кабинета сидит и плачет…
Маша (берет термометр): Конечно, давайте дочку. Она маленькая?
Катя: Да, совсем маленькая. Еще не ходит, скоро будет ходить. А сейчас еще на руках. Выпишите ей тоже микстуру. (Уходит, берет куклу, возвращается, садится на стул. Кукла на коленях.)
Маша (смотрит на куклу, потом на лекарства): Вот это подойдет. Пусть принимает после еды, каждый день. До свиданья.
Лена (подает Кате листы бумаги): Вам не надо на работу ходить. Вот, я написала справку. Пейте лекарства и приходите завтра.
Маша: До свидания. Лечитесь.
Катя (встает и уходит): До свидания.