Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 14:16, курсовая работа
Цель исследования – в теоретическом и практическом плане рассматривать вопросы использования игр на уроках иностранного языка.
Цель работы предусматривает решение следующих задач:
- теоретически обосновать игру как специальный вид деятельности;
- определить значение игры как средство повышения эффективности обучения иностранному языку;
- разработать систематизацию игр на уроках иностранного языка.
Актуальность исследования -необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования, обусловленная социальными переменами происходящие в обществе. Вопросы повышения качества обучения всегда является одной из главных проблем. Большинство преподавателей , пришли к общему мнению что, игра создает на уроке нарушение дисциплины и учебного процесса. Но в этом случае все зависит от самого учителя, а игра остается как средство побуждения интереса к изучаемому языку и стимулирования учащихся. Недостаточность исследований в использовании игр на уроках обусловили выбор темы «Игра как средство развития интереса учащихся к учебной деятельности».
Объект исследования является процесс обучения иностранного языка в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – использование некоторых игр и игровых технологий на уроках иностранного языка, которые развивают все аспекты языка, а также, умения и навыки учащихся.
Превосходство игры над другими средствами обучения обнаруживается в том, что она способна обеспечить не только индивидуальную, но и парную, групповую, коллективную форму работы на уроках иностранного языка, что позволяет каждому обучаемому максимально и эффективно использовать учебное время. Главным же при этом является то, что она дает возможность успешно решать основную задачу – обучение общению на иностранном языке посредством общения.
Гипотеза исследования: если использовать различные игры и игровые технологий в процессе обучения иностранному языку, то можно активизировать все познавательные процессы учащихся, развиваются внимание, память, мышление, творческие способности учащихся. Обучающие игры помогают преодолеть языковой и психологические барьеры.
Цель исследования – в теоретическом и практическом плане рассматривать вопросы использования игр на уроках иностранного языка.
Цель работы предусматривает решение следующих задач:
- теоретически обосновать игру как специальный вид деятельности;
- определить значение игры как средство повышения эффективности обучения иностранному языку;
- разработать систематизацию игр на уроках иностранного языка.
Успешное решение поставленной цели и задач потребовали обращения автора к методам исследования. Были использованы методы изучения научной литературы, наблюдения и использования различных игр на практике.
Практическая значимость исследования – использование различных игр и игровых технологий на практике на уроках иностранного языка.
Курсовая работа структурно состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1.ЗНАЧЕНИЕ
И МЕСТО ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ
ЯЗЫКУ
1.1 Игра как специальный вид деятельности. Природа игры
Не приходится доказывать огромную роль игры в жизни ребенка. Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. Особенно четко понятие о роли и природе игры сформулировала Н. К. Крупская: « Для ребят дошкольного возраста, - указывала она, - игра имеет исключительное значение: игра для них учеба, игра для них – труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра – потребность растущего организма»[7, 7].
Условием и стимулом для активизации мыслительной деятельности обучающихся служит учебная задача. Преподаватель, являясь субъектом процесса обучения, вводит ее (задачу) в систему обучения посредством творческого задания, используемого в учебном процессе для формирования и развития различных, в том числе и интеллектуальных, умений учащихся. Система творческих заданий может составить основу системы учебных игр.
В психологической концепции игровой деятельности ( А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин) игра определяется как деятельность, предмет и мотив которой лежат в самом процессе ее осуществления. Игра обеспечивает деятельностный характер усвоения знаний, навыков и умений.
Учебной мы будем называть игру, используемую в учебном процессе в качестве задания, содержащего учебную задачу ( проблему, проблемную ситуацию), решение которой обеспечит достижение определенной учебной цели. Под системой будет пониматься иерархическая совокупность игр, различающихся между собой по содержанию, сложности, формам и методам воздействия на учащихся с целью формирования у них определенных навыков и умений.
Учебная игра как вид деятельности, направленный на усвоение и применение конкретных знаний, умений и навыков, является средством обучения, основной педагогический смысл и назначение которого – научить действовать. Обеспечивая динамичность и продуктивность мышления, оперативность памяти в процессе умственной и познавательной деятельности, учебная игра становится средством интеллектуального развития.
Игра – традиционный, признанный метод обучения и воспитания. Это уникальное средство ненасильственного обучения детей. Игра соответствует естественным потребностям и желаниям ребенка, а потому с ее помощью он будет учиться с удовольствием. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются внимание, память, мышление, творческие способности. Обучающие игры помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологические барьеры. Их использование всегда дает хорошие результаты, повышает интерес к предмету, позволяет сконцентрировать внимание на главном – овладение речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры [9,46].
Являясь одним из способов организации учебно-познавательной деятельности, игровая задача требует от учащихся интенсивной работы мысли, направленной на поиск путей и средств ее решения. Используя игру на учебных занятиях, преподаватель формирует и развивает у обучающихся навыки и умения находить необходимую информацию, преобразовывать ее, вырабатывать на ее основе планы и решения как стереотипных, так и нестереотипных ситуациях.
Учебная игра является средством целенаправленного управления преподавателем умственной деятельностью учащихся, а также средством формирования таких познавательных структур, которые обеспечивают ее участникам возможность самостоятельно регулировать свою мыслительную деятельность. А это значит, что учебная игра может выступать как средство педагогической эвристики.
Опыт показывает, что ученики проявляют к играм повышенный интерес, так как в ходе игры создаются условия, способствующие непроизвольному усвоению изучаемого материала, развитию их творческих способностей и активности. Кроме того, необычность формы проведения занятий, ее нешаблонный, нестандартный характер способствуют поддержанию интереса к изучаемому предмету.
Наиболее активно учебная игра используется на занятиях по иностранному языку, что объясняется особенностями данного предмета, главная цель которого – обучение языку как средству общения. Игра помогает обеспечить взаимное общение всех участников и мотивирует речевую деятельность. Применение ее способствует коммуникативно-деятельностному характеру обучения, психологической направленности уроков на развитие речемыслительной деятельности учащихся средствами изучаемого языка, оптимизации интеллектуальной активности учащихся в учебном процессе, комплексности обучения, интенсификации его и развитию групповых форм работы. Очевидно, что формирование речевых навыков и умений должно идти в условиях, максимально приближенных к тем, какие могут встретиться при естественной коммуникации, а сам процесс обучения должен строиться на решении системы коммуникативных задач посредством языкового материала. Средством педагогического управления учебной деятельностью являются коммуникативные задания.[10,20]
Идея поиска какого-то одного, универсального метода, способность решить весь комплекс учебных задач является утопичной. Необходимо разработать неотдельные методы обучения, но их систему, органически вписав ее в традиционную систему обучения. Игра не противостоит традиционному типу обучения, не противоречит современным педагогическим теориям и в будущем может стать одной из форм интегрированного обучения, в котором должны объединиться все типы обучения. Все лучшее, что, было, есть и будет в теории и технологии обучения.
1.2 Значение игры как средства повышения эффективности обучения иностранному языку
Основные возражения против применения игры на уроках в школе сводятся к следующему:
Как отсюда видно, К. Д. Ушинский выступал против превращения в игру всего урока, всего обучения. Но он горячо отстаивал применение на уроках игры, как средства развития внимания, памяти и.т.п., как одного из средств повышения интереса к изучению того или иного предмета. Мы считаем такую постановку вопроса совершенно правильной.
Что касается второго возражения, то наблюдения уроков и беседа с учителями показывают, что плохая дисциплина во время игр отмечается у учителей, недостаточно продумавших методику игры. Продуманная методика игры со стороны учителя, способствует хорошей дисциплине [7,126].
Итак, игру можно применять на уроках. Положительный ответ на вопрос о целесообразности применения игр на уроках иностранного языка дает сама жизнь, практика работы школы. Более того, оказалось, что правильно проведенная игра – ценное средство повышения эффективности обучения иностранному языку.
Вполне можно согласиться с Е. А. Степановой, которая утверждает что «любого учителя не нужно убеждать в том, что игра – это мощный стимул к овладению языком, что она ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, там внимание и воображение, там работает мышление» [12,67].
В чем выражается повышение эффективности урока с помощью игры?
1.Правильно запланированные и организованные игры вызывают и поддерживают у учащихся интерес к изучению иностранного языка. Предвкушая радость игры ребята с удовольствием ожидают урока иностранного языка. Однако нельзя чрезмерно увлекаться играми. Необходимо, чередовать их с самыми разнообразными формами работы и приемами. Иначе игра станет чем-то обыденным и интерес к ней и, следовательно, к изучению иностранного языка, резко падает. Нельзя все обучение строить на интересе, так как многое учащимся придется брать усилием воли. Необходимо сочетать то и другое.Не все игры в данной мере вызывают интерес. Игры с ярко выраженным «элементом игры» вызывают большой интерес.
Постепенное введение в учебный процесс элементов нового (примеров, форм работы) приводит в движение основу непроизвольного внимания учащихся – интерес и способствует поддержанию интереса к изучению иностранного языка. Вызывая чрезмерный интерес к самому ходу игры, последняя грозит превратиться в самоцель, в игру развлечение. Чтобы этого не случилось, надо заранее детально продумать организацию игры так. Чтобы вызванные ходом, формой игры интерес. Внимание были направлены на практическое овладение языком. Следовательно, игра должна быть педагогически целенаправленной. Она должна не самоцелью, а средством обучения иностранному языку.
2.Игра вызывает непроизвольное внимание даже там, где в обычных условиях учителю приходится довольствоваться произвольным вниманием, прибегая иной раз к дисциплинарным мерам. Правильно проведенная игра способствует не ухудшению, а наоборот, улучшению дисциплины. Это объясняется тем, что игра возбуждает интерес и непроизвольное внимание, а также требует сознательного подчинения дисциплине, честного выполнения правил. А интерес, внимание и сознательная дисциплина – залог прочности знаний.
3.Когда проводится интересная игра, у учащихся появляется желание изучать, запоминать иностранный язык, практически овладевать им. Это один из ключей для борьбы с бесстрастностью, пассивностью учащихся.
Для всех, и особенно отстающих, учеников игра – стимул к овладению языком.
4.Игры, особенно с ярко выраженным «элементом игры», вызывают исключительную активность учащихся. Это отмечают все учителя. Правда, активность учащихся, особенно в энергичных классах, может перерасти в нарушение дисциплины. Учитель должен пересекать такие поползновения. Поэтому игра требует от него такого напряжения. Какого не наблюдается при любой иной форме работы. Задача учителя – направить активность учащихся по нужному ему руслу – на достижение поставленной цели: усвоение языкового материала и практическое овладение языком. Для этого надо заранее глубоко, детально продумать, условия игры не замедляя темпа урока, уделять должное внимание исправлению языковых ошибок, требовать от учащихся исключительно внимательного отношения к языку.
5.Игра, хотя и на короткий промежуток времени, способствует созданию «языковой среды» на уроке или вне его. Ребенок отличает игру от действительности. Не понимая, что игра – не настоящая жизнь, ребенок искренне переживает свою роль. Он мысленно переносится из стен школы в окружающую его жизнь и воображает, что принимает в ней активное участие. Так ученик может перевоплотиться в переводчика, в гида, в туриста, в ученика, беседующего с иностранцем на всемирном фестивале молодежи и.т.д. Это доставляет детям истинное удовольствие и в то же время помогает учителю создать на уроке «языковую среду», т.е. условия, приближающиеся к тем, в которых люди беседуют на иностранном языке в естественной обстановке. А это является сейчас одной из самых насущных задач, стоящих перед преподаванием иностранного языка в средней школе.