Сюжетно-ролевая игра дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 02:39, курсовая работа

Описание работы

Игра – особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни, так, А.С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу». Этим и обусловлена актуальность изучения данного вопроса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Основное содержание сюжетно-ролевых игр…………………….6
1.1. Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность дошкольника………..6
1.2. Структурные компоненты сюжетно- ролевой игры……………………12
1.3. Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания дошкольника………17
Глава 2. Особенности развития сюжетно-ролевых игр дошкольников……………………………………………………………….…19
2.1. Становление сюжетно-ролевой игры дошкольников…………………....19
2.2. Основные направления развития сюжетных игр детей среднего и старшего дошкольного возраста…………………………………………….…21
2.3. Уровни развития сюжетно- ролевой игры………………………………..23
2.3. Развитие познавательной и исследовательской активности у дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры…………………………...27
Глава 3. Диагностика сюжетно-ролевой игры у дошкольников………..29
Заключение……………………………………………………………………...34
Список использованной литературы………………………………………..36

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 70.84 Кб (Скачать)
 

Содержание……………………………………………………………………...2

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Основное содержание сюжетно-ролевых игр…………………….6

    1. Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность дошкольника………..6
    2. Структурные компоненты сюжетно- ролевой игры……………………12
    3. Сюжетно-ролевая игра как средство воспитания дошкольника………17

Глава 2.  Особенности развития сюжетно-ролевых игр дошкольников……………………………………………………………….…19

2.1. Становление сюжетно-ролевой игры  дошкольников…………………....19

2.2.  Основные направления развития сюжетных игр детей среднего и старшего дошкольного возраста…………………………………………….…21

2.3. Уровни развития  сюжетно- ролевой игры………………………………..23

2.3. Развитие познавательной и исследовательской активности у дошкольников в процессе сюжетно-ролевой игры…………………………...27

Глава 3. Диагностика сюжетно-ролевой игры у дошкольников………..29

Заключение……………………………………………………………………...34

Список  использованной литературы………………………………………..36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     Игра  как основной вид деятельности детей  дошкольного возраста является ведущим  средством их воспитания. В игре дети получают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически усваивают моральные нормы и правила, приобщаются к жизни окружающих взрослых, имеют возможность проявить большую, чем в какой-либо другой деятельности, активность, самостоятельность. Особое место занимают сюжетно-ролевые игры. В этих играх дошкольники воспроизводят все то, что видят вокруг себя. Ведущим мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать окружающую действительность. Формирование устойчивых познавательных интересов возможно лишь путем расширения детских представлений об окружающей жизни, о труде взрослых, которым дети подражают в своих играх.

     Игра  – особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ  на общественную потребность в подготовке подрастающего  поколения к жизни, так, А.С. Макаренко  писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в  игре, таков во многом он будет в  работе, когда вырастет. Поэтому  воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история  отдельного человека как деятеля  или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном  переходе ее в работу».  Этим и  обусловлена актуальность изучения данного вопроса.

     Знакомство  ребенка с окружающим миром начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме  соприкасаются с предметами и  явлениями окружающего мира. Все  привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Взрослый становится проводником  в мир вещей, предметов, явлений  и событий.

     Ознакомление  дошкольников с окружающим миром  – это средство образования в  их сознании реалистических знаний о  мире, основанных на чувственном опыте  и воспитание правильного отношения  к нему. Знакомство с окружающим миром является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю  жизнь.

     Как показывает практика, воспитатели старших  групп главным образом разучивают с детьми готовые сюжеты игры, предусмотренные  программой. Воспитатели стремятся  охватить игрой по заданному сюжету всю группу. Дети не хотят играть самостоятельно в «разученные» игры, но по предложению педагога они их воспроизводят. Это объясняется  отсутствием у детей интереса к сюжетам игр.

       Всё это даёт основание для  более глубокого изучения данной  проблемы в теоретическом плане  и подводит к необходимости  определения проблемы, объекта, предмета  исследования, постановки цели и  задач. 

     Цель исследования: выявить особенности сюжетно-ролевых игр дошкольников.

     Объект исследования: сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста, старшей группы.

     Предмет исследования: обогащение представлений об окружающем мире, как условие развития сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста старшей группы.

     В соответствии с целью, объектом и  предметом были определены следующие  задачи:

  • изучить работы и научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, педагогов;
  • выявить особенности развития сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста;
  • проанализировать особенности сюжетно-ролевых игр у дошкольников.
  • Провести исследование по данной проблеме.

     Специфика объекта и предмета исследования определили необходимость использования  разнообразных методов исследования:

    • теоретический анализ педагогической, психологической литературы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования;
    • наблюдение за процессом сюжетно-ролевой игры дошкольников старшей группы;
    • психолого-педагогический эксперимент.

     На  протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности. 

       Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов (Л.С. Выготский, Д.Б Эльконин, А.В. Запорожец) и педагогов (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова, Н.Я Михайленко).

     Сюжетно-ролевая  игра возникает на границе раннего  и дошкольного возрастов и  достигает своего расцвета в середине дошкольного детства.   
В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребёнка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребёнок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребёнком в игре. 

 

Глава 1. Основное содержание сюжетно-ролевых  игр.

    1. . Сюжетно-ролевая игра – ведущая деятельность дошкольника.

   Одним из основных факторов развития личности человека является деятельность. Каждому этапу психического развития человека соответствует определенный тип ведущей деятельности, которая на данной стадии развития оказывает самое решающее влияние на изменения в его психических процессах и психологических особенностях личности.1 Ведущим видом деятельности в период дошкольного детства является игра. В связи с этим основным направлением педагогической работы, как в массовых, так и в специальных дошкольных учреждениях является руководство игрой. Существует целый ряд игр: дидактические, подвижные, игры-драматизации, строительно-конструктивные, музыкальные игры-забавы и творческие сюжетно-ролевые. Им принадлежит особая роль в развитии личности ребенка, поэтому в дальнейшем, говоря об игре, будем иметь в виду этот вид игр. Сюжетно-ролевая игра формируется в процессе жизни ребенка, в ходе его общения с окружающими людьми. Как деятельность сюжетно-ролевая игра представляет собой сложное образование, состоящее из следующих компонентов: целевого, потребностно - мотивационного, содержательного, операционного, результативного.  Игра протекает как осмысленная, целенаправленная деятельность, в ходе которой ребенок ставит и реализует значимую для себя цель (приготовить обед кукле-дочке, вылечить мишку и т.п.). При этом цели не являются постоянными, и по мере роста и развития ребенка они изменяются, перестают быть подражательными и становятся более глубоко мотивированными. Содержанием детских игр является жизнь, деятельность и отношения взрослых людей. Активно действуя, ребенок воспроизводит действия определенных персонажей, связанные с каким-либо сюжетом ("Семья", "Магазин", "Доктор" и т.д.). Чем больше возможностей для активного действия, тем привлекательнее становится игра. Поэтому понятно, что для ребенка интереснее быть продавцом, чем покупателем, шофером, чем пассажиром и т.п. Для развертывания игры, воспроизведения игровых действий и отношений ребенок должен овладеть необходимыми знаниями, которые он применяет в процессе игры. Вместе с тем игра является средством для обогащения и уточнения различных представлений, создает условия для упражнений в способах поведения в определенных жизненных ситуациях. Она способствует формированию произвольности в поведении. Игра учит ребенка соблюдать определенные ролевые правила поведения, подчинять свои желания и интересы требованиям роли, например, если ребенок играет роль матроса, то он должен выполнять команды того, кто исполняет роль капитана. Несмотря на то, что игра по своему характеру отражательная деятельность, в ее процессе происходит творческая переработка ребенком действительности. В играх детей нет точного и бездумного копирования действительности. Каждый ребенок вносит в свои игры собственные выдумки, фантазии. Поэтому в играх детей самым удивительным образом переплетается реальность и вымысел, и чем больше таких возможностей в игре, тем игра становится более интересной и привлекательной, доставляет ребенку большее удовлетворение. Операционную сторону игры составляют игровые действия, характер которых определяется содержанием отражаемой действительности. Уровень развития игровых действий является своеобразной степенью развития игры ребенка. Развитие игровых действий осуществляется поэтапно. Задолго до возникновения игры уже в младенческом возрасте у ребенка появляются ознакомительные манипуляторные действия, когда он действует с окружающими предметами и игрушками любым образом (стучит, сосет, бросает и т.п.). После того как с помощью взрослого дети знакомятся с отдельными свойствами игрушек (мяч катится, палка стучит, с ее помощью можно что-то достать, катать мяч и т.п.), формируются отобразительные предметно-игровые действия, в которых сначала они используют физические свойства игрушек (катают мяч, бросают его, стучат погремушками, собирают мелкие предметы в большие, высыпают их и т.п.), а затем и социальное их назначение (катают коляску, машину, везут на них что-то). В дальнейшем, овладев действиями с предметами в соответствии с их функциональным назначением и получив конкретные представления о деятельности людей, ребенок начинает отображать их в своих играх (кормит куклу, лечит куклу, мишку, строит дом и т.п.). Такие игры носят пока сюжетно - отобразительный характер, однако к концу преддошкольного детства складываются предпосылки к возникновению уже сюжетно-ролевой игры, когда ребенок начинает выделять роль и обозначать ее словом. Игровые действия с сюжетно-образными игрушками носят развернутый характер. Они реалистичны, детализированы, напоминают практические действия с предметами. Постепенно в сюжетно-ролевой игре действия с игрушками свертываются, становятся более обобщенными и условными. Часть игрушек может быть заменена игрушками-заместителями или воображаемыми предметами (ребенок берет воображаемое яблоко, пьет из воображаемой чашки). Он понимает условность своей деятельности и фиксирует это в словах (это "понарошку", "как будто" и т.п.). К концу дошкольного возраста сюжетно-ролевая игра достигает высшего уровня развития, когда ведущими являются ролевые действия, отражающие отношения, возникающие между людьми в процессе их общения и деятельности. Игровые действия становятся достаточно условными, обобщенными. Многие из них превращаются в жест в сторону игрушки или обозначаются словами без выполнения ("Дочка поспала", "Кукла поела" и т.п.). Для развертывания ролевой игры не требуется большого количества игрушек. Ребенка уже не столько увлекает процесс действия с ними, сколько общение со сверстниками, реализация реальных и игровых ролевых отношений.

Основным  результатом игры ребенка являются удовлетворенность, радость и удовольствие, полученные от самого процесса игры. Наряду с этим существует и второй, скрытый от ребенка результат - это обогащение и закрепление представлений детей о жизни, деятельности и отношениях людей, а также формирующиеся товарищеские отношения между детьми, система личностных качеств; разнообразные познавательные интересы и умственные способности. По своему характеру подлинная игра является коллективной деятельностью. Развертывание даже самого простого сюжета требует участия не менее двух человек. В ходе игры все ее участники находятся в отношениях сотрудничества, взаимодействия. При этом такие отношения различаются по своему характеру. С одной стороны, это реальные отношения, существующие между участниками игры (Машей, Таней, Мишей и т.п.), с другой - условные ролевые отношения (врач - медсестра - больной и т.п.). Соотношение между проявлениями их в игре может служить хорошим показателем уровня развития игры у детей. Там, где реальные отношения практически не проявляются, дети всецело поглощены выполнением определенных ролей и действуют в воображаемой ситуации, можно говорить о высоком уровне сформированности игры. Как уже отмечалось, в процессе жизни ребенка игра претерпевает существенные изменения, прежде чем достигает высшего уровня развития к концу дошкольного возраста. Существенным образом меняются все компоненты игровой деятельности. Однако спонтанно, вне развивающего влияния взрослых ребенок не может овладеть игрой на оптимальном для него уровне. В связи с этим встает вопрос о руководстве игровой деятельностью у дошкольников. Его решение осуществляется на основе знаний о протекании развития игры в онтогенезе, которое раскрывается во многих исследованиях. Появление сюжетно-ролевых игр обусловлено, как известно, рядом факторов. У ребенка должны быть сформированы представления об окружающем мире, разнообразные предметно-игровые действия. Действия детей постепенно приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, реально отражающую действия взрослых. Эта цепочка, состоящая из двух-трех действий, многократно повторяется. Основным их содержанием, как и в предметной игре, являются разнообразные действия с предметами. Игра протекает в форме индивидуальной игры или игры "рядом". Совместные игры реализуются, в основном, при участии взрослого. Дальнейшее формирование игры связано с развитием сюжета. Более сложный сюжет, включающий два-три звена из двух-трех действий, возникает тогда, когда взрослый подбирает для детей игрушки, вызывающие разнообразные, связанные между собой действия. Это обусловлено тем, что на данном этапе развития игры в центре ее находится предмет и действия с ним. Значительный скачок в игре связан с появлением роли. Вначале она присутствует как бы в скрытом виде: ребенок, действуя определенным образом, не называет еще себя именем взрослого. Затем свою роль в игре обозначает словом (мама, врач, продавец и т.п.), но только после того, как совершил ряд соответствующих действий. Уже в самом начале игры ребенок берет на себя роль, обозначает ее словом и начинает действовать в соответствии с ней. Содержание этих игр также составляют разнообразные действия с предметами. Первые сюжетно-ролевые игры остаются играми "рядом". Дети чаще всего осуществляют действия независимо друг от друга. Обогащение ролевых действий в играх отдельных детей приводит постепенно к появлению совместной игры, объединению вначале двух-трех детей, а затем их большого количества. Эти объединения являются кратковременными и быстро распадаются. В процессе дальнейшего развития сюжетно - ролевой игры основным ее содержанием остаются действия с предметами, они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов с партнерами по игре. Роли четко обозначаются и распределяются до начала игры. Игрушки и предметы подбираются в соответствии с ролью. Игра чаще всего протекает как совместная, но иногда взаимодействие сменяется параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, но соотнесенных с ролью. Сюжеты становятся более разнообразными: отражают быт и труд взрослых. На самом высоком уровне развития содержание сюжетно-ролевой игры составляет отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Игровые объединения становятся устойчивыми и строятся на основе интереса детей к одним и тем же играм или на основе личных симпатий и привязанностей. В игре четко выделяется подготовительный этап, на котором происходит распределение ролей, подбор игрового материала, а иногда и его изготовление. Количество вовлеченных в игру детей увеличивается до пяти-шести. Огромное значение игры для развития всех психики и личности ребёнка даёт основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей. В творческих играх отражаются впечатления детей об окружающей жизни, глубина понимания ими тех или иных жизненных явлений. Содержание творческих игр придумывают сами дети. Свобода, самостоятельность, самоорганизация и творчество детей в этой группе игр проявляется с особой полнотой.  Разнообразные жизненные впечатления не копируются, они перерабатываются детьми, одни из них заменяются другими и т.д. Живое воображение, характерное для любой творческой деятельности, проявляется в создании игрового замысла, построения сюжета, отборе изобразительных средств, материала, игрушек и т.д. Характеризуя игру С.Л.Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строиться на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.2  Таким образом, в сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточнятся, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом. Рассмотрим подробно, структурные компоненты сюжетно-ролевой игры.

    1. Структурные компоненты сюжетно - ролевой игры.

  Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берёт на себя ребёнок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человек ("Я-космнавт", "Я-мама", "Я-доктор"), но, что самое главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя и этим как бы отождествляет себя с ним. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает в себе связь ребёнка с миром взрослых. Наиболее характерным моментом роли является то, что она невозможна без практического игрового действия. Роль всадника, доктора или шофёра невозможно выполнять только в уме, без реальных, практических игровых действий. Принято различать сюжет и содержание игры. Сюжет игры - это та область действительности, которая воспроизводится детьми в игре (больница, семья, война, магазин и пр.). Сюжеты игр отражают конкретные условия жизни ребёнка. Они изменяются в зависимости от этих конкретных условий, вместе с расширением кругозора ребёнка и его знакомством с окружающим. Основным источником ролевых игр является знакомство ребёнка с жизнью и деятельностью взрослых. Если дети, плохо знакомы с окружающим миром людей, они играют мало, их игры однообразны и ограничены. В последнее время воспитатели и психологи отмечают снижение уровня ролевых игр у дошкольников. Дети играют меньше, чем 20-30 лет назад, их ролевые игры более примитивны и однообразны. Это, по-видимому, связано с тем, что дети всё более отдаляются от взрослых, они не видят и не понимают деятельности взрослых, плохо знакомы с их трудовыми и личными отношениями. В результате, несмотря на обилие игрушек, им не во что играть. В то же время замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в своих играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов и брать на себя роли телевизионных героев. Это говорит о том, что наши дошкольники, проводящие слишком много времени у телевизора, лучше знакомы с жизнью и отношениями иностранных героев фильмом, чем окружающих их реальных взрослых. Однако, это не меняет сути игры: при всём многообразии сюжетов, за ними скрывается принципиально одно и то же содержание - деятельность людей, их поступки и отношения. Содержание игры - это то, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального момента в человеческих отношениях. Конкретный характер тех отношений между людьми, которые дети воссоздают в игре, может быть различным и зависит от отношений реальных взрослых, окружающих ребёнка. Одна и та же по своему сюжету игра (например в семью) может иметь совершенно разное содержание: одна "мама" будет бить и ругать своих "детей", другая - краситься перед зеркалом и торопиться в гости, третья - постоянно стирать и готовить, четвёртая - читать детям книжки и заниматься с ними и пр. Все эти варианты отражают то, что "вливается" в ребёнка из окружающей жизни. То, что делает мама со своей дочкой, дочка будет проделывать со своей куклой (или подружкой по игре). Человеческие отношения и условия, в которых живёт ребёнок, определяют не только сюжеты, но прежде всего содержание детских игр. Таким образом, игра возникает из условий жизни ребёнка и отражает, воспроизводит эти условия. Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Сюжет представляет собой отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих. При этом его игровые действия (крутить руль автомашины, готовить обед,  учить рисовать учеников и т.д.) – одно из основных средств реализации сюжета. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые (игры в семью, детский сад), производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д.),  общественные (игры в празднование Дня рождения города, в библиотеку, школу и т.д.).

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра дошкольника