Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:39, дипломная работа
Цель исследования - определить систему руководства игровой деятельностью детей, которая будет способствовать формированию опыта социального поведения детей в обществе сверстников.
ВВЕДЕНИЕ - 3 -
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ - 7 -
1.1. Значение игры для развития и становления личности ребенка - 7 -
дошкольного возраста - 7 -
1.2. Игра как средство формирования опыта нравственного - 13 -
поведения детей - 13 -
1.3. Критерии оценки социального поведения детей дошкольного возраста - 25 -
ГЛАВА 2. ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ - 31 -
2.1. Изучение уровня сформированности опыта социального поведения у старших дошкольников. - 32 -
2.2. Формирование опыта социального поведения детей в игре - 35 -
3.3. Результаты экспериментальной работы - 60 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 65 -
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - 67 -
ПРИЛОЖЕНИЕ - 70 -
На основании вышеизложенного мы решили провести экспериментальную работу, с целью определения системы руководства игровой деятельностью детей, которая будет способствовать формированиюопыта социального поведения детей в коллективе.
Для реализации этой цели были намечены следующие задачи:
1. Определить содержание воспитательной работы, направленной на формированиеопыта социального поведения.
2. Определить методы руководства игрой, способствующие формированиюопыта социального поведения детей старшего дошкольного возраста.
Мы выдвинули следующую гипотезу исследования – исходя из того, что игра является мощным средством воспитания, мы предполагаем, что предложенная нами система педагогического руководства играми, созданная с учетом возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей и система разнообразных игр, позволит получить положительные результаты в формировании навыковопыта социального поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Приступая к исследованию, мы, прежде всего, считали необходимым изучить особенностиопыта социального поведения детей экспериментальной и контрольной групп на начало исследования. Каковы те достоинства и недостатки поведения, которые отмечаются у детей в обычных условиях их жизни и деятельности в детском саду. Это было целью констатирующего эксперимента.
Характеристика уровнейопыта социального поведения детей составлена на основе данных программы развития и воспитания детей в детском саду "Детство".
1 уровень – высокий. Дети знают нормыопыта социального поведения, выраженные в правилах, обычных требованиях, и выполняют их. Легко вступают в контакт с другими детьми. Стремятся выполнять общепринятые правила поведения без промедления, в энергичном темпе, доводят дело до конца, умеют действовать упорядочено. Выделяют в действии первоочередное и второстепенное, привлекают в помощь себе товарищей и сами приходят им на помощь, умеют убедить, заинтересовать перспективами участия в игре, труде. Чувствуют удовлетворение при хорошем четком выполнении работы или правил игры, беспокоятся при невыполнении. Устанавливают причины нарушения порядка, невыполнения правил.
2 уровень – средний. Дети знают нормыопыта социального поведения, но часто нарушают их. Не умеют объяснять, почему надо поступать так, а не иначе. При изменении условий организованность поведения снижается, выполняют правила, работу доводят до конца лишь в привычных условиях. Не выделяют главные и второстепенные части работы. Темп работы неровный, как положительное, так и отрицательное эмоциональное состояние вызывают колебания организованности.
3 уровень – низкий. Дети испытывают трудности в выполнении общих требований. Не только плохо знают правила, но, главное, не желают их выполнять. Для некоторых из них характерны проявления эгоизма, неуравновешенности, нервозности, неумения и нежелания считаться с другими детьми. Не знают нормопыта социального поведения или, зная правила и требования, не соотносят необходимость их выполнения по отношению к себе, часто нарушают правила и порядки, принятые в группе. Дети равнодушны к нарушению порядка, не замечают нарушений правил, не доводят работу до конца, не умеют участвовать в общей работе, плохо контактируют с товарищами, часто выходят из игры, обижаются при предъявлении требований.
Методика констатирующего эксперимента представлена двумя сериями диагностической деятельности.
В первой серии эксперимента изучались знания и представления детей о правилах поведения в процессе взаимодействия. Здесь ведущим методом диагностики была одна и та же индивидуальная беседа с каждым ребенком отдельно, содержание которой полностью включало вопросы, связанные с критериальными правилами взаимодействия (Приложение 1).
Во второй серии эксперимента изучались умения детей выполнять правила поведения в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ведущим методом этой серии были наблюдения взаимодействия детей, которые проводились в течение всего сентября в естественных жизненных ситуациях.
В процессе проводимых с детьми бесед и наблюдений велись протоколы, на основании которых были составлены таблицы 1 и 2, позволяющие интерпретировать результаты диагностики детских знаний и поведения.
Таблица 1
Результаты обследования знаний детей экспериментальной
и контрольной групп о правилахопыта социального поведения
на начало исследования
Группа | Кол-во детей | Уровни сформированности знаний о правилах взаимодействия | ||
Высокий | Средний | Низкий | ||
Экспериментальная | 28 | 10 | 11 | 7 |
Контрольная | 28 | 11 | 12 | 5 |
Таблица 2
Результаты обследования умений детей экспериментальной
и контрольной групп выполнять правилаопыта социального поведения
на начало исследования
Группа | Кол-во детей | Уровни сформированности умений взаимодействовать | ||
Высокий | Средний | Низкий | ||
Экспериментальная | 28 | 4 | 8 | 16 |
Контрольная | 28 | 4 | 9 | 15 |
Анализ таблиц дает основание характеризовать особенности знаний и уменийопыта социального поведения детей обеих групп таким образом. Показатели и знаний, и умений детей обеих групп находятся приблизительно на одинаковых уровнях. Показатели детских знаний несколько выше, чем показатели умений, что подтверждает результаты научных исследований о несоответствии детских знаний и суждений действиям в процессе практического поведения. Дети обеих групп находятся на недостаточно высоком уровне изучаемых характеристикопыта социального поведения.
Анализ характеристик детей экспериментальной и контрольной групп показал, что для части группы организованное поведение в его элементарных формах представляет определенные трудности, не все дети понимают порядок, режим, правила, по первому требованию они не выполняют предложенную работу в ровном, достаточно энергичном темпе.
Дети испытывают известные затруднения при выполнении работы. Их трудности объясняются тем, что они не знают правила поведения при взаимодействии в процессе деятельности или у них еще нет необходимых навыков их выполнения. Большинство детей испытывают удовольствие при хорошем выполнении дела, огорчаются при нарушении правил, невыполнении работы, однако не устанавливают причину этого.
К началу опытной работы было выяснено, что организованность детей в игре носит примитивный характер. Играют вдвоем, втроем в бытовые игры. Группы играющих детей относительно постоянны. Девочки устраиваются в игровом уголке или в домике на участке и играют в дочки-матери, в детский сад. Содержание игры повторяется: Марина – мама, Катя – дочка. Иногда роли девочек передаются куклам; кукол укладывают спать, кормят, катают в коляске. Стереотипный характер действий не требовал от детей договоренности, согласования: в основе игры лежал порядок чередования действий в строго установленной последовательности. Такая игра не содействует общему развитию - перед детьми не возникает никаких задач, которые требовали бы совместных усилий, преодоления трудности.
Исходя из того, что развитие общего замысла игры является важным условием формированияопыта социального поведения, мы поставили своей задачей организовывать игры детей опытной группы таким образом, чтобы в них возникла необходимость согласовывать действия в непривычных для них новых условиях, чтобы они вместе придумывали новое содержание игры и развивали его, чтобы игра направлялась по линии связи с трудом, где особенно необходимо согласовывать действия, проявлять организованность поведения. Это стало основной задачей формирующего эксперимента.
Мы стремились в нашей работе создать определенную систему действий, которая предполагает использование как традиционных методов организации игровой деятельности, так и наших авторских. Причем, последние необходимо было проверить более тщательно. К системе мы отнесли:
обновленное содержание игр, которое позволяло создавать новые комбинации детских взаимоотношений;
формирование нового отношения детей к правилам;
новые правила порядка, отличные от существовавших раннее;
изменение отношения взрослого к игре: оно направлялось на содействие детской игре и никак не претендовало на активность;
акцентированное поощрение детской самостоятельности;
использование новых подходов к игре;
создание развивающей игровой среды.
Мы видели, что на старом содержании игры трудно установить новые отношения, так как сложились стереотипные действия и отношения, которые преодолеваются труднее, чем складываются новые на новом содержании. Поэтому новое содержание игры нами всемерно поощрялось и вызывало большую заинтересованность детей.
Важным условием, содействующим развитию началопыта социального поведения детей средствами игры, являются правила, которые устанавливаются педагогом совместно с детьми и становятся для детей известной нормой поведения, а для педагога – критерием в оценке организованности детей и опорой в педагогическом руководстве игрой.
Так, введенное нами правило "Прежде чем начать игру, надо подумать, во что будешь играть" заставляло ребенка мобилизовать память, привлечь нужные представления, а для педагога, осуществляющего педагогическое руководство игрой, становилась яснее картина состояния игры в группе, видны отдельные дети, умеющие придумать, во что играть и как развернуть игру, и те, которые не умеют организовать деятельность самостоятельно и либо ждут совета старших, либо примыкают к более инициативным.
Другое правило "Подумай, с кем ты будешь играть" также было направлено нами на формирование целенаправленного,опыта социального поведения детей. Усвоение этого правила, как свидетельствует исследование Р.И. Жуковской, не только организует поведение детей, но и является важным условием складывания детских взаимоотношений: завершать игру с тем из товарищей, с кем ее начал.
В нашем исследовании мы придавали большое значение созданию правил, обусловленных содержанием игры, и видели их эффективное влияние на поведение детей.
Изменение характера поведения детей прослежено в играх: "Переезд на новую квартиру", "Автобус", "Магазин", в строительных играх.