Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:39, дипломная работа
Цель исследования - определить систему руководства игровой деятельностью детей, которая будет способствовать формированию опыта социального поведения детей в обществе сверстников.
ВВЕДЕНИЕ - 3 -
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ - 7 -
1.1. Значение игры для развития и становления личности ребенка - 7 -
дошкольного возраста - 7 -
1.2. Игра как средство формирования опыта нравственного - 13 -
поведения детей - 13 -
1.3. Критерии оценки социального поведения детей дошкольного возраста - 25 -
ГЛАВА 2. ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ - 31 -
2.1. Изучение уровня сформированности опыта социального поведения у старших дошкольников. - 32 -
2.2. Формирование опыта социального поведения детей в игре - 35 -
3.3. Результаты экспериментальной работы - 60 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 65 -
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - 67 -
ПРИЛОЖЕНИЕ - 70 -
Мы завершили проведение формирующего эксперимента в нашей группе. Каковы результаты предложенной нами системы по формированиюопыта социального поведения старших дошкольников, как изменился уровень организованности воспитанников?
Ответы на эти вопросы стали целью контрольного эксперимента, который мы провели в обеих группах.
Мы наблюдали поведение детей в течение 2-х недель в различных режимных моментах в произвольных и целенаправленно предложенных нами ситуациях. Причем условия уравнивались для детей обеих групп.
В обеих группах дети приобрели новые навыки, знания. умения. Значительно обогатился игровой опыт воспитанников. Но объектом нашего внимания в первую очередь было изучение уровня организованности детей в результате формирующего эксперимента. И здесь мы констатировали явную разницу между детьми контрольной и экспериментальной групп.
Подавляющее большинство детей экспериментальной группы знают нормы социального поведения, выраженные в правилах, обычных требованиях и выполняют их. Эти дети очень коммуникабельны, легко вступают в контакт со сверстниками.
Особенно ярко мы увидели это на двух мальчиках Мише Ш. и Сереже Н. В начале опытной работы эти дети были очень неуравновешенны, не умели и не желали считаться с другими детьми. Плохо знали правила, да и не желали руководствоваться нормами социального поведения. Мальчики были очень конфликтными. Но нам удалось выявить индивидуальные наклонности этих детей к строительным играм. И во время организации проведения этих игр Миша и Сережа стали главными организаторами и участниками. Их деятельность была успешной, и на фоне положительных эмоций, чувстве удовлетворения мальчики приобрели уверенность в своих силах, желание выполнять ту или иную работу. Мальчики научились выполнять необходимые требования и правила поведения. На предложение воспитателя научит других ребят так же хорошо делать постройки, очень охотно согласились, и здесь их отношения со сверстниками приобрели более сдержанный, дружелюбный характер. Есть еще вопросы, над которыми педагогу нужно поработать с этими детьми, но тем не менее уровень организованности Миши и Сережи поднялся, и мы отнесли этих детей к II группе.
Интересна характеристика Саши Э., которая к началу исследования по своим проявлениям была отнесена нами ко II группе. Девочка была очень застенчива, робка, медлительна, тяжело сходилась с детьми, болезненно реагировала на малейшую неудачу, хотя хорошо знала и выполняла все правила и требования, установленные в группе. Наблюдая за ребенком еще на стадии констатирующего эксперимента, мы отметили у девочки хорошо развитое чувство красивого, хороший вкус. Мы использовали эту особенность Саши и обратили на это внимание детей. (Саша стала непререкаемым авторитетом в играх "Семья", "Ателье мод", "День рождения любимой куклы", "Переезд на новую квартиру" и др.).
К концу экспериментальной работы мы отметили у девочки большую легкость во взаимоотношениях, повышение темпа деятельности, уверенность в своих силах, способность заинтересовать других детей. Мы отнесли умения поведения Саши 3. к 1 уровню показателей .
Некоторые дети, чьи умения отнесены нами ко II уровню социального поведения в начале опытной работы, остались на этом уровне и к ее окончанию.
Приведем характеристику Вадика. X. Мальчик способный, активный. Успевает все задания, поручения воспитателя выполнить вовремя и аккуратно. Поведение мальчика удовлетворяло нас во всех отношениях; при воспитателе он ведет себя хорошо, внимательно следит за всем, что показывает или рассказывает воспитатель. Трудовые поручения всегда выполняет охотно. С детьми в группе дружен, контактен. В отсутствии же воспитателя Вадик ведет себя иначе, хитрит, нарушает правила, грубит детям, иногда шалит. Мы должны отметить, что у Вадика отмечались некоторые изменения в развитии его активности и самостоятельности в лучшую сторону, но, однако не удалось преодолеть черты неискренности, показной вежливости, внимания, в отсутствии взрослых и без них.
Однако мы не можем не отметить устойчивое сохранение умений социального поведения Сережи А. на третьем уровне их показателей. Этот крупный, грузный ребенок, долгое время не принимал никакого участия в играх, занятиях, он плохо говорил, плохо двигался. Кстати, он пришел в детский сад в начале старшей группы. Ребенок был крайне несамостоятелен, обладал далеко не всеми культурно-гигиеническими навыками, свойственным данному возрасту.
К окончанию экспериментальной работы, благодаря большим усилиям педагогов удалось достичь определенных результатов. В играх со сверстниками Сережа также стал принимать некоторое участие, хотя игры его оставались примитивными по содержанию, постройки конструктивно элементарны. Темп выполнения действий несколько возрос. Ленивый, но добрый Сережа стал примыкать к играющим детям, и они охотно принимали его в игру.
Дети контрольной группы знают нормы социального поведения, но нередко нарушают их. При выполнении поручений некоторые дети испытывали затруднения следующего характера: сложности договариваться со сверстниками, поддерживать необходимый темп выполнения задания, неумение сосредоточиться на главном, неумение доводить начатое до конца, неумение выявить причины неудач. Невыполнение правил, конфликты в большей степени сопровождали детские взаимоотношения и взаимодействия в разных видах деятельности. Умения социального поведения характерны были практически тем же детям, которые проявляли их и в начале эксперимента. Разумеется, и в этой группе мы наблюдали рост уровня организованности, но не в такой степени качественно, да и количественно (количественный результат мы приводим ниже в сравнении двух групп).
Мы отслеживали успехи детей и на основании Таблицы 4 можем сделать выводы, что показатели воспитания социального поведения детей экспериментальной группы значительно выше его показателей в контрольной группе.
Таблица 3
Результаты обследования умений выполнять правила социального поведения детей экспериментальной и контрольной групп
по окончании исследования
Группа | Кол-во детей | Уровни сформированности умений взаимодействовать | ||
Высокий | Средний | Низкий | ||
Экспериментальная | 28 | 10 | 14 | 4 |
Контрольная | 28 | 6 | 14 | 8 |
Анализ полученных результатов делает очевидными значительный рост уровня организованности детей экспериментальной группы, тем более, что на начальном этапе исследования стартовые возможности детей обеих групп были практически одинаковыми. Это позволяет говорить об эффективности предложенной нами системы педагогической работы, направленной на формирование социального поведения старших дошкольников средствами игры.
С целью полного представления сравнительных показателей детей экспериментальной группы составлена Таблица 4, анализ которой позволяет определить достижения детей в результате преобразующего эксперимента и оценить роль игровой деятельности в становлении личности ребенка дошкольного возраста.
Таблица 4
Сравнительные результаты формирования умений социального поведения средствами игры детей экспериментальной группы
Вид эксперимента | Кол-во детей | Уровни сформированности умений взаимодействовать | ||
Высокий | Средний | Низкий | ||
Констатирующий | 28 | 4 | 8 | 16 |
Контрольный | 28 | 10 | 14 | 4 |
Основной задачей общественного дошкольного воспитания является всестороннее гармоничное развитие личности ребенка, его физическое и психическое совершенствование.
В свете решения этой ключевой задачи огромная роль принадлежит формированию социального поведения дошкольников. Дети должны освоить общие требования, правила, научится согласовывать свои желания и действия с другими детьми, уметь договариваться, сдерживать свои порывы и импульсивные побуждения. Особое значение организованность поведения приобретает на ступени старшего дошкольного возраста, когда дети готовятся к школе.
Анализ психолого-педагогической литературы, проведенная нами экспериментальная работа по формированию социального поведения старших дошкольников приводят нас к убеждению об огромной, незаменимой роли игры - как основной, ведущей деятельности дошкольного периода жизни, в развитии социального поведения, становлении высоких нравственных качеств детей этого возраста.
В своем исследовании мы представили систему педагогической работы, направленную на развитие организованности дошкольников средствами игры. На наш взгляд, именно такое содержание педагогической деятельности, направленное на нравственное воспитание детей дошкольного возраста, должно быть первостепенной задачей педагога детского сада. Ведь именно в этом возрасте игра, как необходимый компонент детства, помогает ребенку приобретать социальный опыт, решать основную цель дошкольной педагогики: формировать ребенка, удобного самому себе, своим близким и обществу, в целом. Именно в условиях игры ребенок учится управлять своим поведением, выполнять общепринятые и совместно созданные правила, взаимодействовать со сверстниками, избегая конфликтов или, попадая в них, приобретает умения проявлять свои чувства и испытывать на себе чувства других людей.
Наблюдая положительные изменения в поведении детей опытной группы, мы с удовлетворением можем говорить об эффективности предложенной системы работы и используемых методов и приемов педагогического взаимодействия с детьми старшего возраста.
Наша экспериментальная работа не является изолированным научным трудом. Мы не нарушили общего хода развития детей старшей группы, где проходила экспериментальная работа, и не оставляем интересной работы по формированию социального поведения. Впереди лето и подготовительная к школе группа. Мы думаем, что перед нами открываются новые горизонты и возможности в развитии очень важной стороны всестороннего развития детей дошкольников, организованности их поведения. И основными опорными точками для нас в решении этой проблемы будут: всемерное развитие игровой деятельности детей, обогащение их игрового опыта, создание разнообразной игровой развивающей среды.