Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у старших до-школьников опыта общественного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:39, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - определить систему руководства игровой деятельностью детей, которая будет способствовать формированию опыта социального поведения детей в обществе сверстников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ - 3 -
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ - 7 -
1.1. Значение игры для развития и становления личности ребенка - 7 -
дошкольного возраста - 7 -
1.2. Игра как средство формирования опыта нравственного - 13 -
поведения детей - 13 -
1.3. Критерии оценки социального поведения детей дошкольного возраста - 25 -
ГЛАВА 2. ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ - 31 -
2.1. Изучение уровня сформированности опыта социального поведения у старших дошкольников. - 32 -
2.2. Формирование опыта социального поведения детей в игре - 35 -
3.3. Результаты экспериментальной работы - 60 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 65 -
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - 67 -
ПРИЛОЖЕНИЕ - 70 -

Работа содержит 1 файл

игра социальное поведентие.doc

— 524.00 Кб (Скачать)

Мы хотим видеть наших детей счастливыми.

 


СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Агафонов А.П. Воспитание ребенка-дошкольника в игре. – М., 1998.

2.      Азаров Ю.П. Игра и труд. - М., 1993.

3.      Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. - Минск, 1994.

4.      Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1997.

5.      Аркин Е.А. Дошкольный возраст. М., 1948.

6.      Артемова П.В. Формирование общественной направленности ребенка-дошкольника в игре. – Киев, 1998.

7.      Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М., 1998.

8.      Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М., 1997.

9.      Булатов М.А. Тридцать три пирога. Игры, считалки, скороговорки, докучные сказки, загадки. - М., 1993.

10. Воспитание детей в игре /Сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М., 1993.

11. Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание. - М., 1998.

12. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу - с игрой. - М., 1991.

13. Гарднер Мартин.  А ну-ка, догадайся! - М., 1994.

14. Геллер Е.М. Наш друг - игра. - Минск, 1997.

15. Гончаров Н.К. Вопросы педагогики. - М., 1990.

16. Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьева Е.В. Игра в дошкольном возрасте. М., 2002.

17. Егоров С.Ф., Лыков С.В., Волобуева Л.М. Введение в историю дошкольной педагогики / Под ред. С.Ф.Егорова. М.: издательский центр "Академия", 2001. – 320 с.

18. Жуковская P.M. Воспитание ребенка в игре. - М., 1963.

19. Игра дошкольника. /Под ред. Новоселовой С.А. – М., 1989.

20. Игры и игровые упражнения с детьми шестилетнего возраста. - Киев, 1987.

21. История дошкольной педагогики. - М., 1989.

22. История педагогики. - М., 1981.

23. Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников. М., 2004.

24. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. - М., 1985.

25. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2006.

26. Коменский Я.А. Материнская школа. - 1947.

27. Константинов Н.А., Смирнов В.З. История педагогики. - М., 1955.

28. Крупская Н.К. Дети - наше будущее. - М., 1984.

29. Крупская Н.К. Н.К. Крупская о дошкольном воспитании/ Педагогические сочинения. - Т.2. - М., 1959.

30. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников: учебн.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001.

31. Лордкипанидзе Д.О., Коменский Я.А. Педагогика. - М., 1970.

32. Лупарева Т.. Игра путешествие. Из опыта формирования навыков вычислений. – 1998.

33. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. - Т. IV., - М., 1957.

34. Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта. - М.,1958.

35. МакаренкоА.С. Игра. - М., 1957-1958г.

36. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 1992.

37. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. - М., 1996.

38. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М., 1995.

39. На пороге школы/ Т.Н.Доронова, Т.И. Гризик, Л.Ф.Климанова и др.; Сост. Т.Н.Доронова. – М.,2003.

40. Никитин Б.П. Развивающие игры. - М., 1985 .

41. Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста. - М., 1990.

42. Программа развития и воспитания в детском саду. Детство\ В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, З.А. Михайлова, Л.М.Гурович. СПб.: "Детство-пресс", 2006.

43. Песталоцци И.. Избранные педагогические сочинения. - М., 1981.

44. Приходько Е.Г., Малышевич Т.В. Новая модель воспитательно- образовательной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения. – Краснодар, 2006.

45. Родари Д. Грамматика фантазии. - М., 1998.

46. Солнцева О.В. Особенности развития субъектной позиции старших дошкольников средствами игровой деятельности/ Воспитываем дошкольников. – РГПУ им. А.И.Герцена. – СПб, 2000.

47. Соловейчик С. Учение с увлечением. - М., 1976.

48. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1969.

49. Тупичкина Е.А. Игра стимулирует воображение и фантазию детей./ "Дошкольное воспитание", 2003, № 4.

50. Тупичкина Е.А. Играем с детьми в загадки. - /Дошкольное воспитание, 2006, №6

51. Усова А.Д. Роль игры в воспитании детей. – М., 1976.

52. Ушинский К.Д. Родное слово. Собрание сочинений. - М., Л., 1949. - Т.6.

53. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. /Под ред. Нечаевой В.Н., Марковой Т.А., Жуковской Р.М. – М., - 1998.

54. Шильгови В.П. Начнем с игры. - М., 2006.

55. Шмаков С.А. Игра и дети. - М., 2003.

56. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре. – М., 2004.

57. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 2003.

58. Яковлев В. Игры для детей. – М., 1989.


ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1

 

Содержание беседы о правилах поведения

с детьми экспериментальной и контрольной групп

в процессе исследования

Как ты понимаешь (думаешь):

      что значит быть доброжелательным, чутким, проявлять отзывчивость?

      почему надо быть доброжелательным, чутким, проявлять отзывчивость?

      что значит играть дружно, быть справедливым?

      почему нужно выполнять правила?

      как нужно повести себя, если ты нечаянно кого-то толкнул, поступил неправильно?

      как надо обратиться с просьбой?

      как правильно привлечь к себе внимание, если ты хочешь сказать что-то или спросить?

      что значит учитывать настроение сверс­тника в общении с ним?

 

    • Какие ты знаешь способы исправления своей неловкости и неосторожности?
    • Какими способами ты улаживаешь конфликты?
    • Как ты знакомишься? Какие способы знаешь?
    • Как ты включаешься в игру?
    • Как ведешь себя, когда кто-то предлагает с ним поиграть?
    • Как отказываешь, если тебе не очень хочется играть с кем-то или выполнить чью-то просьбу?


Приложение 2

Сводный протокол № 2

наблюдений поведения в процессе разнообразных видов деятельности детей экспериментальной группы на начало исследования

 

Имя и инициал фамилии

ребенка

Критерии умений

Общий

балл

Уров-нь

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.        

Марина А.

5

5

5

5

3

3

5

5

5

5

46

1

2.        

Катя А.

3

3

3

3

3

5

0

0

0

0

20

Ш

3.        

Антон Б.

3

5

3

3

3

5

3

3

3

3

34

П

4.        

Саша В.

3

3

0

3

0

0

0

0

3

5

17

Ш

5.        

Марина В.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

30

П

6.        

Петя В.

3

3

3

3

3

0

3

3

3

3

18

Ш

7.        

Марина В.

5

3

0

0

0

0

3

3

3

3

20

Ш

8.        

Гена Д.

5

5

5

3

3

5

3

5

3

3

40

1

9.        

Артем Ж.

3

5

3

3

3

3

3

3

3

3

32

П

10.    

Сережа И.

3

3

0

0

3

0

0

0

3

3

15

П

11.    

Артем И.

5

3

3

3

3

5

3

3

3

3

34

П

12.    

Кирилл К.

5

5

5

5

5

3

3

5

5

5

46

1

13.    

Костя К.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

30

П

14.    

Лена К.

0

3

0

3

3

0

0

3

3

3

18

Ш

15.    

Лена М.

3

0

0

0

5

0

3

3

3

0

17

Ш

16.    

Катя Н.

5

3

3

5

5

5

5

5

5

5

46

1

17.    

Лена Н.

3

0

3

3

3

0

3

3

3

3

16

Ш

18.    

Марина П.

3

3

5

3

3

5

3

3

3

5

36

П

19.    

Катя П.

5

3

0

0

3

3

3

3

0

0

20

Ш

20.    

Андрей Р.

3

0

0

3

3

3

0

0

3

3

18

Ш

21.    

Саша С.

5

3

3

3

5

3

3

3

3

5

36

П

22.    

Наташа С.

5

3

0

3

3

3

0

0

3

0

20

Ш

23.    

Дима С.

3

3

5

0

0

0

3

3

3

0

20

Ш

24.    

Армен С.

0

0

3

3

0

5

0

0

3

3

17

Ш

25.    

Дима У.

3

0

3

3

0

3

0

3

3

0

18

Ш

26.    

Костя Ц.

3

5

0

3

0

3

0

0

3

3

20

Ш

27.    

Надя Э.

3

3

3

0

0

0

0

0

5

3

17

Ш

28.    

Андрей Я.

3

0

3

0

5

3

3

3

0

0

20

Ш


Критерии умений социального поведения детей

Ребенок умеет:

1.       с улыбкой обращаться с предложениями, вопросами, просьбами;

2.       внимательно выслушивать ответ;

3.       в вежливой форме отвечать на вопросы;

4.       добро­желательно, достойно предлагать свою помощь при затруднениях;

5.       учить других тому, что умеет сам;

6.       предлагать и оказывать помощь

7.       согласовывать свои действия с действиями сверстников;

8.       спокойно высказывать свое мнение, вносить предло­жения;

9.       соблюдать установленный порядок поведения в группе;

10.   регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других детей;

  1. пользовать­ся способами мирного разрешения конфликтов.

 

Оценочные критерии умений социального поведения детей

 

5 баллов  - компонент качества выражен полностью

3 балла - выражен частично

0 баллов - практически не выражен. 

 

Уровни умений социального поведения детей

 

Высокий  уровень – 50 - 40 баллов

Средний уровень  – 36 - 21 балла

Низкий уровень    – ниже 21 балла.


Сводный протокол № 2

наблюдений поведения в процессе разнообразных видов деятельности детей

экспериментальной группы по окончании исследования

 

Имя и инициал фамилии

ребенка

Критерии умений

Общий

балл

Уров-нь

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.        

Марина А.

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

50

1

2.        

Катя А.

5

0

3

5

3

5

3

5

3

3

35

П

3.        

Антон Б.

5

5

5

5

5

5

5

5

5

3

48

1

4.        

Саша В.

5

3

0

0

3

0

0

3

3

3

20

Ш

5.        

Марина В.

5

5

5

5

3

5

3

5

5

5

46

1

6.        

Петя В.

5

3

3

3

5

3

3

3

3

3

34

П

7.        

Марина В.

3

5

5

5

3

3

5

0

3

3

35

П

8.        

Гена Д.

5

5

5

3

5

5

5

5

5

5

48

1

9.        

Артем Ж.

5

3

3

5

5

5

5

5

5

5

46

1

10.    

Сережа И.

0

3

5

0

5

0

3

0

3

0

19

Ш

11.    

Артем И.

3

5

5

3

3

5

5

3

3

5

40

1

12.    

Кирилл К.

5

5

5

3

5

5

5

5

5

5

48

1

13.    

Костя К.

3

3

3

3

3

3

3

3

3

5

32

П

14.    

Лена К.

3

5

3

3

3

3

5

3

3

3

34

П

15.    

Лена М.

5

3

3

3

3

3

3

3

5

3

34

П

16.    

Катя Н.

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

50

1

17.    

Лена Н.

3

3

0

0

5

0

0

3

3

3

20

Ш

18.    

Марина П.

5

3

5

3

0

3

3

5

3

5

35

П

19.    

Катя П.

3

3

3

3

3

5

5

3

3

3

34

П

20.    

Андрей Р.

3

0

3

3

3

0

3

3

3

3

24

П

21.    

Саша С.

3

5

5

3

5

3

3

5

5

5

42

1

22.    

Наташа С.

3

5

3

3

0

5

3

3

3

0

28

П

23.    

Дима С.

5

3

5

5

3

5

3

5

5

5

44

1

24.    

Армен С.

0

3

5

3

3

3

5

5

5

0

32

П

25.    

Дима У.

0

3

3

3

5

5

3

3

5

5

35

П

26.    

Костя Ц.

5

3

3

3

3

3

3

5

3

3

34

П

27.    

Надя Э.

3

5

0

3

0

3

3

3

0

0

20

Ш

28.    

Андрей Я.

3

0

3

3

3

3

3

3

3

3

27

П


Приложение 3

Игры для детей старшего дошкольного возраста,
способствующие формированию социального поведения

Подвижные игры

Название игры

Какие движения и качества
развиваются игрой

 

Белки в лесу

Лазание, быстрота ориентировки

 

Быстрее по местам

Бег, внимание

 

Воробышки и автомобиль*

Бег, прыжки

 

Где купался, Иванушка*

Внимание, сообразительность

 

Где постучали*

Внимание, наблюдательность

 

Гуси-лебеди

Бег, ловля

 

Два мороза

Бег, ловля

 

Затейники (ровным кругом)

Бег, ловля

 

Заяц и волк

Бег, прыжки

 

Иван, Иван...

Ритмичность движений

 

Из-за леса, из-за гор...

Ритмичность движений

 

Караси и щука

Бег, ловля

 

Карусель*

Ходьба, бег по кругу

 

Кегли

Метание в цель

 

Колпачок и палочка

Ходьба по кругу, внимание

 

Кольцо на палочке

Координация движения руки, меткость

 

Космонавты

Быстрая ориентировка в пространстве, ловкость, воображение

 

Котята и щенята

Лазание, бег

 

Кошка и мышка

Бег, ловля

 

Краски

 

 

Кролики*

Пролезание и др.

 

Кто раньше дойдет до середины

Ловкость движения рук

 

Кто скорей

Прыжки

 

Кто скорей до флажка

Пролезание, бег

 

Медведи и  пчелы

Лазание

 

Море волнуется

Ходьба, бег "змейкой", быстрая ориентировка

 

Мы, веселые ребята

Бег, ловля

 

Мыши в кладовой*

Бег с подлезанием

 

Найди, где спрятано*

Ходьба, внимание

 

Найди себе пару*

Бег, ориентировка в пространстве

 

Накинь кольцо

Метание

 

Не попадись

Прыжки, лазание

 

Охотник и зайцы*

Метание, метание в подвижную цель, бег, лазание

 

Пастух и стадо

Прыжки, ориентировка в пространстве

 

Передай мяч

Метание в подвижную цель

 

Перелет птиц

Лазание

 

Перепрыгнем ручеек

Прыжки

 

Пожарные

Лазание

 

Пробеги тихо

Легкий бег на носках

 

Пятнашки

Бег с увертыванием

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у старших до-школьников опыта общественного поведения