Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:39, дипломная работа
Цель исследования - определить систему руководства игровой деятельностью детей, которая будет способствовать формированию опыта социального поведения детей в обществе сверстников.
ВВЕДЕНИЕ - 3 -
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ - 7 -
1.1. Значение игры для развития и становления личности ребенка - 7 -
дошкольного возраста - 7 -
1.2. Игра как средство формирования опыта нравственного - 13 -
поведения детей - 13 -
1.3. Критерии оценки социального поведения детей дошкольного возраста - 25 -
ГЛАВА 2. ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ - 31 -
2.1. Изучение уровня сформированности опыта социального поведения у старших дошкольников. - 32 -
2.2. Формирование опыта социального поведения детей в игре - 35 -
3.3. Результаты экспериментальной работы - 60 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 65 -
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - 67 -
ПРИЛОЖЕНИЕ - 70 -
Мы хотим видеть наших детей счастливыми.
1. Агафонов А.П. Воспитание ребенка-дошкольника в игре. – М., 1998.
2. Азаров Ю.П. Игра и труд. - М., 1993.
3. Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. - Минск, 1994.
4. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1997.
5. Аркин Е.А. Дошкольный возраст. М., 1948.
6. Артемова П.В. Формирование общественной направленности ребенка-дошкольника в игре. – Киев, 1998.
7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М., 1998.
8. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. - М., 1997.
9. Булатов М.А. Тридцать три пирога. Игры, считалки, скороговорки, докучные сказки, загадки. - М., 1993.
10. Воспитание детей в игре /Сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М., 1993.
11. Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание. - М., 1998.
12. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу - с игрой. - М., 1991.
13. Гарднер Мартин. А ну-ка, догадайся! - М., 1994.
14. Геллер Е.М. Наш друг - игра. - Минск, 1997.
15. Гончаров Н.К. Вопросы педагогики. - М., 1990.
16. Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьева Е.В. Игра в дошкольном возрасте. М., 2002.
17. Егоров С.Ф., Лыков С.В., Волобуева Л.М. Введение в историю дошкольной педагогики / Под ред. С.Ф.Егорова. М.: издательский центр "Академия", 2001. – 320 с.
18. Жуковская P.M. Воспитание ребенка в игре. - М., 1963.
19. Игра дошкольника. /Под ред. Новоселовой С.А. – М., 1989.
20. Игры и игровые упражнения с детьми шестилетнего возраста. - Киев, 1987.
21. История дошкольной педагогики. - М., 1989.
22. История педагогики. - М., 1981.
23. Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников. М., 2004.
24. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. - М., 1985.
25. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2006.
26. Коменский Я.А. Материнская школа. - 1947.
27. Константинов Н.А., Смирнов В.З. История педагогики. - М., 1955.
28. Крупская Н.К. Дети - наше будущее. - М., 1984.
29. Крупская Н.К. Н.К. Крупская о дошкольном воспитании/ Педагогические сочинения. - Т.2. - М., 1959.
30. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников: учебн.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001.
31. Лордкипанидзе Д.О., Коменский Я.А. Педагогика. - М., 1970.
32. Лупарева Т.. Игра путешествие. Из опыта формирования навыков вычислений. – 1998.
33. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. - Т. IV., - М., 1957.
34. Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта. - М.,1958.
35. МакаренкоА.С. Игра. - М., 1957-1958г.
36. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М., 1992.
37. Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. - М., 1996.
38. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М., 1995.
39. На пороге школы/ Т.Н.Доронова, Т.И. Гризик, Л.Ф.Климанова и др.; Сост. Т.Н.Доронова. – М.,2003.
40. Никитин Б.П. Развивающие игры. - М., 1985 .
41. Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста. - М., 1990.
42. Программа развития и воспитания в детском саду. Детство\ В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, З.А. Михайлова, Л.М.Гурович. СПб.: "Детство-пресс", 2006.
43. Песталоцци И.. Избранные педагогические сочинения. - М., 1981.
44. Приходько Е.Г., Малышевич Т.В. Новая модель воспитательно- образовательной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения. – Краснодар, 2006.
45. Родари Д. Грамматика фантазии. - М., 1998.
46. Солнцева О.В. Особенности развития субъектной позиции старших дошкольников средствами игровой деятельности/ Воспитываем дошкольников. – РГПУ им. А.И.Герцена. – СПб, 2000.
47. Соловейчик С. Учение с увлечением. - М., 1976.
48. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1969.
49. Тупичкина Е.А. Игра стимулирует воображение и фантазию детей./ "Дошкольное воспитание", 2003, № 4.
50. Тупичкина Е.А. Играем с детьми в загадки. - /Дошкольное воспитание, 2006, №6
51. Усова А.Д. Роль игры в воспитании детей. – М., 1976.
52. Ушинский К.Д. Родное слово. Собрание сочинений. - М., Л., 1949. - Т.6.
53. Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. /Под ред. Нечаевой В.Н., Марковой Т.А., Жуковской Р.М. – М., - 1998.
54. Шильгови В.П. Начнем с игры. - М., 2006.
55. Шмаков С.А. Игра и дети. - М., 2003.
56. Щербакова Е.И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре. – М., 2004.
57. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 2003.
58. Яковлев В. Игры для детей. – М., 1989.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Содержание беседы о правилах поведения
с детьми экспериментальной и контрольной групп
в процессе исследования
Как ты понимаешь (думаешь):
что значит быть доброжелательным, чутким, проявлять отзывчивость?
почему надо быть доброжелательным, чутким, проявлять отзывчивость?
что значит играть дружно, быть справедливым?
почему нужно выполнять правила?
как нужно повести себя, если ты нечаянно кого-то толкнул, поступил неправильно?
как надо обратиться с просьбой?
как правильно привлечь к себе внимание, если ты хочешь сказать что-то или спросить?
что значит учитывать настроение сверстника в общении с ним?
Приложение 2
Сводный протокол № 2
наблюдений поведения в процессе разнообразных видов деятельности детей экспериментальной группы на начало исследования
№ | Имя и инициал фамилии ребенка | Критерии умений | Общий балл | Уров-нь | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||
1. | Марина А. | 5 | 5 | 5 | 5 | 3 | 3 | 5 | 5 | 5 | 5 | 46 | 1 |
2. | Катя А. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 20 | Ш |
3. | Антон Б. | 3 | 5 | 3 | 3 | 3 | 5 | 3 | 3 | 3 | 3 | 34 | П |
4. | Саша В. | 3 | 3 | 0 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | 5 | 17 | Ш |
5. | Марина В. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 30 | П |
6. | Петя В. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 0 | 3 | 3 | 3 | 3 | 18 | Ш |
7. | Марина В. | 5 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 3 | 3 | 3 | 3 | 20 | Ш |
8. | Гена Д. | 5 | 5 | 5 | 3 | 3 | 5 | 3 | 5 | 3 | 3 | 40 | 1 |
9. | Артем Ж. | 3 | 5 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 32 | П |
10. | Сережа И. | 3 | 3 | 0 | 0 | 3 | 0 | 0 | 0 | 3 | 3 | 15 | П |
11. | Артем И. | 5 | 3 | 3 | 3 | 3 | 5 | 3 | 3 | 3 | 3 | 34 | П |
12. | Кирилл К. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 3 | 3 | 5 | 5 | 5 | 46 | 1 |
13. | Костя К. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 30 | П |
14. | Лена К. | 0 | 3 | 0 | 3 | 3 | 0 | 0 | 3 | 3 | 3 | 18 | Ш |
15. | Лена М. | 3 | 0 | 0 | 0 | 5 | 0 | 3 | 3 | 3 | 0 | 17 | Ш |
16. | Катя Н. | 5 | 3 | 3 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 46 | 1 |
17. | Лена Н. | 3 | 0 | 3 | 3 | 3 | 0 | 3 | 3 | 3 | 3 | 16 | Ш |
18. | Марина П. | 3 | 3 | 5 | 3 | 3 | 5 | 3 | 3 | 3 | 5 | 36 | П |
19. | Катя П. | 5 | 3 | 0 | 0 | 3 | 3 | 3 | 3 | 0 | 0 | 20 | Ш |
20. | Андрей Р. | 3 | 0 | 0 | 3 | 3 | 3 | 0 | 0 | 3 | 3 | 18 | Ш |
21. | Саша С. | 5 | 3 | 3 | 3 | 5 | 3 | 3 | 3 | 3 | 5 | 36 | П |
22. | Наташа С. | 5 | 3 | 0 | 3 | 3 | 3 | 0 | 0 | 3 | 0 | 20 | Ш |
23. | Дима С. | 3 | 3 | 5 | 0 | 0 | 0 | 3 | 3 | 3 | 0 | 20 | Ш |
24. | Армен С. | 0 | 0 | 3 | 3 | 0 | 5 | 0 | 0 | 3 | 3 | 17 | Ш |
25. | Дима У. | 3 | 0 | 3 | 3 | 0 | 3 | 0 | 3 | 3 | 0 | 18 | Ш |
26. | Костя Ц. | 3 | 5 | 0 | 3 | 0 | 3 | 0 | 0 | 3 | 3 | 20 | Ш |
27. | Надя Э. | 3 | 3 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 5 | 3 | 17 | Ш |
28. | Андрей Я. | 3 | 0 | 3 | 0 | 5 | 3 | 3 | 3 | 0 | 0 | 20 | Ш |
Критерии умений социального поведения детей
Ребенок умеет:
1. с улыбкой обращаться с предложениями, вопросами, просьбами;
2. внимательно выслушивать ответ;
3. в вежливой форме отвечать на вопросы;
4. доброжелательно, достойно предлагать свою помощь при затруднениях;
5. учить других тому, что умеет сам;
6. предлагать и оказывать помощь
7. согласовывать свои действия с действиями сверстников;
8. спокойно высказывать свое мнение, вносить предложения;
9. соблюдать установленный порядок поведения в группе;
10. регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других детей;
Оценочные критерии умений социального поведения детей
5 баллов - компонент качества выражен полностью
3 балла - выражен частично
0 баллов - практически не выражен.
Уровни умений социального поведения детей
Высокий уровень – 50 - 40 баллов
Средний уровень – 36 - 21 балла
Низкий уровень – ниже 21 балла.
Сводный протокол № 2
наблюдений поведения в процессе разнообразных видов деятельности детей
экспериментальной группы по окончании исследования
№ | Имя и инициал фамилии ребенка | Критерии умений | Общий балл | Уров-нь | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||
1. | Марина А. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 50 | 1 |
2. | Катя А. | 5 | 0 | 3 | 5 | 3 | 5 | 3 | 5 | 3 | 3 | 35 | П |
3. | Антон Б. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 3 | 48 | 1 |
4. | Саша В. | 5 | 3 | 0 | 0 | 3 | 0 | 0 | 3 | 3 | 3 | 20 | Ш |
5. | Марина В. | 5 | 5 | 5 | 5 | 3 | 5 | 3 | 5 | 5 | 5 | 46 | 1 |
6. | Петя В. | 5 | 3 | 3 | 3 | 5 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 34 | П |
7. | Марина В. | 3 | 5 | 5 | 5 | 3 | 3 | 5 | 0 | 3 | 3 | 35 | П |
8. | Гена Д. | 5 | 5 | 5 | 3 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 48 | 1 |
9. | Артем Ж. | 5 | 3 | 3 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 46 | 1 |
10. | Сережа И. | 0 | 3 | 5 | 0 | 5 | 0 | 3 | 0 | 3 | 0 | 19 | Ш |
11. | Артем И. | 3 | 5 | 5 | 3 | 3 | 5 | 5 | 3 | 3 | 5 | 40 | 1 |
12. | Кирилл К. | 5 | 5 | 5 | 3 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 48 | 1 |
13. | Костя К. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 5 | 32 | П |
14. | Лена К. | 3 | 5 | 3 | 3 | 3 | 3 | 5 | 3 | 3 | 3 | 34 | П |
15. | Лена М. | 5 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 5 | 3 | 34 | П |
16. | Катя Н. | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 50 | 1 |
17. | Лена Н. | 3 | 3 | 0 | 0 | 5 | 0 | 0 | 3 | 3 | 3 | 20 | Ш |
18. | Марина П. | 5 | 3 | 5 | 3 | 0 | 3 | 3 | 5 | 3 | 5 | 35 | П |
19. | Катя П. | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 5 | 5 | 3 | 3 | 3 | 34 | П |
20. | Андрей Р. | 3 | 0 | 3 | 3 | 3 | 0 | 3 | 3 | 3 | 3 | 24 | П |
21. | Саша С. | 3 | 5 | 5 | 3 | 5 | 3 | 3 | 5 | 5 | 5 | 42 | 1 |
22. | Наташа С. | 3 | 5 | 3 | 3 | 0 | 5 | 3 | 3 | 3 | 0 | 28 | П |
23. | Дима С. | 5 | 3 | 5 | 5 | 3 | 5 | 3 | 5 | 5 | 5 | 44 | 1 |
24. | Армен С. | 0 | 3 | 5 | 3 | 3 | 3 | 5 | 5 | 5 | 0 | 32 | П |
25. | Дима У. | 0 | 3 | 3 | 3 | 5 | 5 | 3 | 3 | 5 | 5 | 35 | П |
26. | Костя Ц. | 5 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 5 | 3 | 3 | 34 | П |
27. | Надя Э. | 3 | 5 | 0 | 3 | 0 | 3 | 3 | 3 | 0 | 0 | 20 | Ш |
28. | Андрей Я. | 3 | 0 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 27 | П |
Приложение 3
Игры для детей старшего дошкольного возраста,
способствующие формированию социального поведения
Подвижные игры
№ | Название игры | Какие движения и качества |
---|---|---|
| Белки в лесу | Лазание, быстрота ориентировки |
| Быстрее по местам | Бег, внимание |
| Воробышки и автомобиль* | Бег, прыжки |
| Где купался, Иванушка* | Внимание, сообразительность |
| Где постучали* | Внимание, наблюдательность |
| Гуси-лебеди | Бег, ловля |
| Два мороза | Бег, ловля |
| Затейники (ровным кругом) | Бег, ловля |
| Заяц и волк | Бег, прыжки |
| Иван, Иван... | Ритмичность движений |
| Из-за леса, из-за гор... | Ритмичность движений |
| Караси и щука | Бег, ловля |
| Карусель* | Ходьба, бег по кругу |
| Кегли | Метание в цель |
| Колпачок и палочка | Ходьба по кругу, внимание |
| Кольцо на палочке | Координация движения руки, меткость |
| Космонавты | Быстрая ориентировка в пространстве, ловкость, воображение |
| Котята и щенята | Лазание, бег |
| Кошка и мышка | Бег, ловля |
| Краски |
|
| Кролики* | Пролезание и др. |
| Кто раньше дойдет до середины | Ловкость движения рук |
| Кто скорей | Прыжки |
| Кто скорей до флажка | Пролезание, бег |
| Медведи и пчелы | Лазание |
| Море волнуется | Ходьба, бег "змейкой", быстрая ориентировка |
| Мы, веселые ребята | Бег, ловля |
| Мыши в кладовой* | Бег с подлезанием |
| Найди, где спрятано* | Ходьба, внимание |
| Найди себе пару* | Бег, ориентировка в пространстве |
| Накинь кольцо | Метание |
| Не попадись | Прыжки, лазание |
| Охотник и зайцы* | Метание, метание в подвижную цель, бег, лазание |
| Пастух и стадо | Прыжки, ориентировка в пространстве |
| Передай мяч | Метание в подвижную цель |
| Перелет птиц | Лазание |
| Перепрыгнем ручеек | Прыжки |
| Пожарные | Лазание |
| Пробеги тихо | Легкий бег на носках |
| Пятнашки | Бег с увертыванием |