Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:39, дипломная работа
Цель исследования - определить систему руководства игровой деятельностью детей, которая будет способствовать формированию опыта социального поведения детей в обществе сверстников.
ВВЕДЕНИЕ - 3 -
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ - 7 -
1.1. Значение игры для развития и становления личности ребенка - 7 -
дошкольного возраста - 7 -
1.2. Игра как средство формирования опыта нравственного - 13 -
поведения детей - 13 -
1.3. Критерии оценки социального поведения детей дошкольного возраста - 25 -
ГЛАВА 2. ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ - 31 -
2.1. Изучение уровня сформированности опыта социального поведения у старших дошкольников. - 32 -
2.2. Формирование опыта социального поведения детей в игре - 35 -
3.3. Результаты экспериментальной работы - 60 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 65 -
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - 67 -
ПРИЛОЖЕНИЕ - 70 -
Несмотря на то, что общий фон взаимоотношений детей дошкольного возраста эмоционально положительный, в группах возникает большое количество конфликтов. Следовательно, проблему формирования детских взаимоотношений, а значит, детского поведения в процессе взаимодействий невозможно рассматривать вне организации содержательной деятельности, вне организации педагогического процесса в целом. Эффективному повышению уровня детского поведения способствуют, в первую очередь, средства, обеспечивающие содержательную игровую деятельность детей. Такая деятельность способствует росту и развитию социальных мотивов, нравственных чувств, коллективных интересов, являющихся основой детского поведения. На фоне разнообразной содержательной деятельности можно целенаправленнее формировать положительные взаимоотношения.
Потребность в совместных играх дети обычно начинают осознавать к четырем годам, что дает основание считать этот возраст наиболее благоприятным для формирования положительных взаимоотношений, а игровую деятельность в качестве основного средства влияния на стабилизацию детского поведения.
В дидактических и подвижных играх с правилами важное значение приобретают, правила и игровые действия, составляющие содержание игры. В этих играх поведение ребенка, его взаимоотношения со сверстниками диктуются правилами, установленными заранее.
В сюжетно-ролевой игре объективной основой детского поведения в процессе взаимодействий является содержание игры и роли, выбираемые детьми. Основное назначение роли, в совокупности с игровыми действиями, заключаются в ограничении социального опыта окружающих взрослых.
Ребенок получает удовлетворение в сюжетно-ролевой игре только в том случае, если действует в соответствии с правилами и выполняет их. Он легко подчиняется ролевому правилу, т.к. оно имеет внутреннее оправдание. В связи с этим нет особого процесса овладения правилом, т.е. превращения "внешнего правила во внутреннее", нет разрыва между нормами представлениями и моральными действиями. В игре у ребенка впервые возникает соподчинение мотивов, вот почему ее можно считать "школой произвольного поведения, овладения правилами организованного поведения" [51]. Но эти правила, внутренние по отношению к действительности, осознаны ребенком. Однако в игре подготавливается переход и к овладению внешними правилами, регулирующие реальные отношения между детьми.
Направляя игру, педагог учит детей простейшим нормам, правилам, которые становятся регулятором положительных отношений, помогают справедливо решать возникающие споры и повышают уровень детского поведения. Усвоение правил поведения в быту и особенно в играх ("играть надо дружно", "нельзя отбирать игрушку у товарища, если он с ней играет" и др.) является важнейшим условием укрепления нравственного поведения.
В процессе такой игры происходит развитие содержания игровой деятельности, средств ее осуществления, а также положительно изменяется нравственное поведение каждого ребенка с учетом общей игровой цели. Увлекательные по сюжету, богатые по содержанию игры вызывают желание объединиться, формируют интерес к совместным играм, заставляют использовать наиболее рациональные приемы для разрешения возникающих трудностей и устанавливать правильные взаимоотношения.
Очень важно, чтобы ребенок владел правилами поведения в совместной игре. Их смысл, значение лучше усваиваются в игровой ситуации. В процессе освоения правил поведения повышается активность и самостоятельность детей: они не только сами соблюдают правила, но и требуют их выполнения от товарищей. В результате правило становится средством, при помощи которого можно наладить совместную игру, договориться со сверстниками. Заинтересованность в этом процессе побуждает ребят предъявлять требования к тем участникам игры, которые их нарушают: не придерживаются очередности при распределении ролей, не уступают игрушку, не считаются с мнением товарищей, не принимают некоторых детей в игру и т.д.
Игра своим содержанием определяет степень организованности детей и уровень взаимоотношений. Поэтому при организации игры надо стремиться, чтобы в ней отражались наиболее положительные явления окружающей жизни. В отечественной педагогике данное положение рассматривается как один из ведущих принципов организации всей учебно-воспитательной работы: "Основной путь воспитания в игре, по словам А.Н. Усовой, это влияние на ее содержание, т.е., на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов" [51].
В содержании игры отражаются быт семьи и детского сада, труд людей разных профессий, явления общественной жизни, а главное – отношения между людьми. В педагогике, хотя это деление условно, сюжетно-ролевые игры делятся на бытовые, производственные, общественные.
Для детей дошкольного возраста более характерны игры на бытовые и несложные производственные темы. Задача воспитателя – помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений "самые яркие, такие которые могут послужить сюжетом хорошей игры... Единственно правильный путь управления игрой – создание интереса к тому или иному событию жизни, влияние на воображение и чувство детей". Содержание игры направляет чувства играющих, их поведения, отношение друг к другу [51].
Собственный опыт у ребенка дошкольного возраста жизни невелик; он лишь накапливает факты социальной жизни, а они вызывают первые обобщения и желания опробовать впечатление в игре. В связи с этим, возникает необходимость различными приемами педагогического руководства побуждать активность дошкольника содействовать расширению его личного опыта.
Уровень игровой деятельности определяет характер длительности общения детей, а следовательно и их взаимоотношения.
Взаимоотношения в игре определяются, прежде всего, количеством выделенных детьми ролей. Чем больше таких ролей, тем большее количество детей может объединяться в одной игре. Количество ролей, так же как и количество участников в одной игре определяется в свою очередь знаниями детей о явлениях окружающей жизни. Самостоятельно дошкольники не всегда выбирают интересные и ценные, в воспитательном отношении, игры. Осуществляя руководство игрой, педагог использует явления жизни для обогащения игры, а игровую деятельность – для того, чтобы ребенок глубже познал эту действительность. С этой же целью, педагог использует и детскую художественную литературу. Только при таком условии игровая деятельность позволит детям глубже познать действительность, проникнуть в мир социальных отношений окружающих людей.
Характер взаимоотношений детей зависит от формы организации игровой деятельности, взаимодействий в ней. Игры "рядом" индивидуальные и совместные выполняют различные функции в педагогическом процессе, различаясь, прежде всего, уровнем взаимодействий. Положительные взаимоотношения активнее строятся на высоком уровне взаимодействий, обусловленном содержанием игры, личными склонностями и интересами детей.
В отличие от индивидуальных, в совместных играх возникает процесс взаимодействия, который вызывает детей на то или иное общение, установление отношений друг с другом.
Характер взаимоотношений влияет на уровень воспитанности нравственных чувств детей – степень овладения нравственными представлениями, умениями, навыками, привычками и др.
Важным условием развития игр детей является накопление у детей знаний, умений и навыков, а на их основе становление и развитие познавательных и, прежде всего, игровых интересов. Систематичность в накоплении знаний обеспечивает планомерное развитие немногих, но разных по содержанию и форме характерных игр, что приводит к формированию глубоких, устойчивых интересов у целых групп детей. При этом усиливается желание играть вместе, в коллективах налаживаются хорошие взаимоотношения.
Непременными требованиями при организации педагогического процесса является установление связей между разными видами деятельности (учебной, игровой, трудовой), а также между различными видами занятий (экскурсии, наблюдения, чтение литературы, рисование, лепка, конструирование и др.). Эти связи реализуются путем применения таких методов педагогического руководства игровой деятельностью, которые одновременно способствуют формированию положительных взаимоотношений: это тематическое планирование некоторой части программного материала, игры-занятия, игры-драматизации и т.д.
Особое значение имеют игры-занятия организуемые с детьми и обеспечивающие формирование устойчивых чувств, общих интересов, взаимных привязанностей. В последние годы педагоги все чаще обращаются к играм-занятиям как к эффектному средству формирования взаимоотношений детей.
В работе по формированию положительных взаимоотношений детей главным является совершенствование педагогического процесса в целом и отдельных его компонентов: обучения, воспитания, организации жизни и деятельности детей, установление связей между различными занятиями, а также между обучением и игрой.
Дошкольная педагогика считает игру средством целенаправленного педагогического влияния на ребенка, важным средством воспитания. Игра не только способствует всестороннему развитию ребенка, но и удовлетворяет его в значительно большей мере, чем какая-либо другая деятельность. Поэтому игра занимает такое важное место в воспитательной системе.
Игры используются как одно из средств нравственного воспитания. Можно сказать, что игра является школой особого типа, в которой дети активно и творчески, на основе подражания усваивают разработанные обществом нормы поведения. Но речь идет не только о подражании. Игры, направленные взрослыми, учат детей правильно оценивать общественные явления, воспитывать определенное отношение к этим явлениям и положительные черты характера. Игра дает возможность ребенку активно включаться в дела взрослых.
Нужно дать детям возможность переживать в играх благородные чувства и побуждения, так как это оставляет в сознании детей глубокие следы, которые при постоянном закреплении в значительной мере определяют их отношение к людям, вещам, событиям и как элементы нравственного опыта ставится источником дальнейшего нравственного развития [39].
Педагог должен создать все условия для развития игры, вызвать у детей интерес к действительности, увлечь детей успехами коллективного труда, воспитывать у них чувство товарищества и дружеские отношения.
Игра является средством привития ребенку чувства коллективизма. Выполнение правил игры способствует тому, что коллектив детей укрепляется, игра становится более дружной. Усиливается контроль детского коллектива за отдельными участниками игры и способность самих детей сознательно регулировать свою деятельность в игре, координировать ее с деятельностью своих товарищей [36].
В неразрывной связи с воспитанием чувства коллективизма развивается умение сдерживать себя, способность преодолевать нежелательные проявления во время игры, подавить их, как того требуют общие интересы, общая цель игры. Стремление достичь поставленной цели имеет большое значение для развития воли, характера и дисциплины у ребенка.
В сознании ребенка игра оставляет глубокий след, который оказывает влияние на его отношение к людям, к вещам и событиям, и таким образом на формирование нравственных черт характера.
Игра в значительной мере влияет на умственное развитие детей. В игре ребенок легко, без принуждения, постоянно учится, как добиться поставленной цели, как действовать вместе с товарищами, познавать свойства вещей.
Сначала главной опорой его развития остается фантазия до тех пор, пока развивающийся разум не находит другой, более крепкой. Можно сказать, что в дошкольный период, развитие фантазии идет быстрым темпом и значительно опережает развитие объективного реального мышления, от которого детская фантазия в значительной мере не зависит. Игра помогает развитию творческой фантазии, которая очень нужна при дальнейшей учебе и работе. Постепенно, с ростом жизненного опыта у ребенка увеличиваются способность к наблюдению, он становится более разумным. Игры этого периода отличаются большим разнообразием содержания. В них наблюдается стремление достичь связи, последовательности и реализма, т.е. стремление достичь большего сближения с действительностью. Одновременно содержание и разнообразие сюжетов игр свидетельствует о широте детских знаний, умений и навыков, а также о степени развития познавательных процессов.
Отношения со сверстниками в процессе взаимодействия детей в группе детского сада имеет чрезвычайно большое значение в жизни каждого ребенка. Они в значительной мере определяют его самочувствие, настроение и душевное состояние, a также влияют на его последующее отношение к другим людям и способность взаимодействовать с ними. Так конфликты, стычки и драки со сверстниками делают пребывание в группе для многих детей эмоционально невыносимым, несмотря на хорошие взаимоотношения с воспитателем. Более слабые и миролюбивые дети подчас начинают испытывать просто страх.
Помимо таких чисто внешних проявлений враждебности и прямой агрессии, в более старших возрастах, когда дети начинают чаще и интенсивнее общаться между собой, возникают менее явные и видные взрослым, но тем не менее огорчительные и тягостные для детей феномены групповой жизни, как, например, нежелание принимать в игру, пренебрежительное отношение, низкий социальный статус. Последний выражается в том, что большая часть группы считает того или иного ребенка "самым плохим", "самым глупым", "самым неумелым". Известно, что некоторые дети не хотят идти в детский сад потому что "там дерутся", "там дразнятся" и т.п. Подобные явления чрезвычайно травмируют детей, порождая страх перед сверстниками или враждебное отношение к ним [30].