Сюжетно-ролевая игра

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 11:35, реферат

Описание работы

С одной стороны, в игре проявляется культура поведения, воспитанная у
детей вне игры. С другой стороны, увлекательное содержание детских игр
способствует развитию дружеских чувств, сплачивает детей. Такое единство
игровых и реальных взаимоотношений помогает создать нравственную
направленность поведения детей.

Работа содержит 1 файл

аааааа.docx

— 26.47 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

Существует  два взаимосвязанных пути формирования детского коллектива:

 

• через игровой  образ;

 

• через выполнение принятых в группе норм поведения.

 

С одной стороны, в игре проявляется культура поведения, воспитанная у

детей вне игры. С другой стороны, увлекательное содержание детских игр

способствует развитию дружеских  чувств, сплачивает детей. Такое единство

игровых и реальных взаимоотношений  помогает создать нравственную

направленность поведения  детей.

 

Рекомендации  возможности сюжетно-ролевой игры в обучении детей

старшего дошкольного  возраста конструктивному разрешению конфликтов

 

• С первых дней пребывания ребёнка в детском  саду важно расположить его

к воспитателю, товарищам, облегчить  переход к новым условиям жизни.

 

• В групповой  комнате должно быть достаточно игрушек, чтобы ребёнок

имел возможность выбрать  самую для него привлекательную.

• Воспитателю  необходимо выяснить (при помощи наблюдений), во что

любит играть каждый ребёнок, как каждый из детей относится  к сверстникам,

кто из детей умеет играть вместе.

 

• Необходимо создавать условия для индивидуальных игр, а также для “игр

рядом”. С этой целью воспитатель  должен сам играть с детьми.

 

Организация детского коллектива в игре и предпосылка  успеха работы, и

один из её результатов. Чтобы  поддерживать и развивать интересы детей, их

активность, самостоятельность, целенаправленность, необходима организация

детского коллектива, а  сформированность, наличие перечисленных  выше качеств

помогают установлению дружеских  взаимоотношений, приобретению навыков

коллективных действий. Высокий  уровень игрового творчества, богатое

содержание игр, сплочённый общими интересами коллектив - всё это

достигается благодаря длительной вдумчивой работе педагогов.

 

В психолого-педагогических работах детские игры объективно различают

по двум параметрам:

 

1. по центральному  элементу их структуры - сюжетно-ролевые  и игры с

правилами (Л. С. Выготский, Жан  Пиаже, д. Б. Эльконин, и др.);

 

2. по форме  организации - регламентируемые  воспитателем и

самостоятельные игры детей (Л. А. Венгер, А. П. Усова и др.).

 

Самодеятельный  характер игровой деятельности детей  заключается в том,

что они воспроизводят  те или иные явления, действия, отношения  активно и

своеобраэно. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей,

понимания и осмысления ими  тех или иных фактов, явлений, связей, наличием

или отсутствием опыта  и непосредственностью чувств.

 

Творческий  характер игровой деятельности проявляется  в том, что ребенок

как бы перевоплощается в  того, кого он изображает, и в том, что, веря в правду

игры, создает особую игровую  жизнь и искренне радуется или  огорчается по

ходу игры. Активный интерес  к явлениям жизни, людям, животным, потребность

в общественно значимой деятельцости ребенка удовлетворяет через игровые

действия.

В развитии и  обогащении самодеятельности детей, творческого

воспроизведения и отражения  фактов и явлений окружающей жизни  огромная

роль принадлежит воображению. Hменно силою воображения создаются

ситуация игры, образы, воспроизводимые  в ней, возможность сочетать реальное,

обычное с вымышленным, что и придает детской игре привлекательность,

которая присуща только ей.

 

В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей

не только о вещах, предметах  и явлениях, но и правилах. и нормах поведения и

общения, учатся строить свои взаимоотношения, познают азы общения  с

окружающей действительностью. Чтобы выполнить в игре ту или  иную роль,

ребенок должен свое представление  перевести в игровые действия. Иногда

знания и представления  о труде людей, о конкретных действиях,

взаимоотношениях оказываются недостаточными, и возникает необходимость их

пополнения. Потребность  в новых знаниях выражается в  вопросах детей.

Воспитатель отвечает на них, прислушивается к разговорам во время  игры,

помогает играющим устанавливать взаимопонимание, договоренность.

 

Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся  у детей знания и

представления, но и является своеобразной формой активной познавательной

деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают

новыми знаниями, учатся различать  добро и зло, учатся следовать  нормам

морали, соотносить свои мысли, взгляды, побуждения с окружающей жизнью,

приобретают и формируют  у себя навыки адекватного и социально  приемлемого

поведения, развивают и  укрепляют человечески важные качества своей

личности.

 

Роль воспитателя  в игре бывает разной: он может быть прямым участником

игры, советчиком, помопщиком и т.д. но во всех случаях воспитатель

внимательно относясь к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их

инициативы и самостоятельности, влияет на содержание игр, создает условия

для их развертывания, для  развития детской изобретательности, творчества. Он

помогает детям устанавливать  взаимоотношения дружбы и взаимопомощи. В играх педагог изучает каждого  ребенка, его интересы, желания, индивидуальные

особенности, следит за его  переживаниями, с тем, чтобы найти  правильные пути

и средства воспитания.

 

Основные  причины:

 

- недостаточная инициативность ребенка в установлении контактов со

сверстниками;

 

-отсутствие  навыков общения;

 

- неумение согласовывать свои возможности и стремления с правилами

игры, мотивами других игроков.

 

Анцупов А.Я. выделяет семь основных причин возникновения  конфликтов в

игре:

 

1. «Разрушение игры» сюда входят такие действия детей, которые

прерывают или затрудняют процесс игры, например, разрушение игровых

построек, игровой обстановки, а также воображаемой игровой  ситуации.

 

2. «По поводу выбора общей темы игры» в этих случаях спор возникает из-

за того, в какую именно совместную игру собираются играть дети.

 

3. «По поводу состава участников игры» здесь решается вопрос о том, кто

именно будет играть в  данную игру, т. е. кого включить в игру, а кого

исключить.

 

4. «Из-за ролей» данные конфликты возникают главным образом в силу

разногласий между детьми о том, кто будет выполнять  наиболее

привлекательную или, наоборот, малопривлекательную роль.

 

5. «Из-за игрушек» сюда отнесены споры из-за обладания игрушками,

игровыми предметами и  атрибутами.

 

б. «По поводу сюжета игры» в этих случаях дети спорят из-за того, каким

образом должна проходить  игра, какие в ней будут игровые  ситуации, персонажи

и каковы будут действия тех  или иных персонажей.

 

7. «По поводу правильности игровых действий» это споры о том, правильно

или неправильно действует  тот или иной ребенок в игре.

Выделенные  нами причины позволяют рассматривать  два наиболее

распространенных в среде  дошкольников типа конфликтов: операционный и

мотивационный. Первый из них  носит внешний, ситуативный характер. Дети

приходят в детский  сад с неодинаковым эмоциональным  мироощущением,

неодинаковыми притязаниями, с различными умениями и способностями.

Каждый по-своему отвечает на ожидания воспитателя и сверстников. При

совместных игровых действиях  могут возникнуть противоречия между

объективными возможностями  ребенка в игре и требованиями остальных

участников. Они обычно разрешаются  детьми путем самостоятельного

установления норм справедливости. Внешние конфликты полезны, так  как

позволяют ребенку самому искать выход из проблемной ситуации и выступают в

качестве регулятора полноценных отношений детей. Внутренний,

мотивационный, конфликт вызывается противоречиями, связанными не с

организационной частью деятельности, а с самой деятельностью, с

несовпадением мотивов игры ребенка и сверстников. Такие  столкновения не

могут преодолеваться детьми без помощи взрослых. В этих ситуациях

необходима педагогическая коррекция конфликтного поведения  дошкольников в

рамках игрового взаимодействия. Воспитательная функция игры состоит в

восстановлении атмосферы доверия в коллективе и в обучении каждого ребенка

способам общения со сверстниками путем создания социально значимой

мотивации, в устранении препятствий  в межличностных отношениях детей  и

достижении взаимопонимания. Следовательно, можно говорить о

терапевтическом и дидактическом аспектах игр. Первый проявляется в

изменении отношения ребенка к себе и другим, нормализации его

психологического самочувствия. Если терапевтические игры ставят своей  целью

устранение аффективных  препятствий в межличностных  отношениях, то

обучающие - достижение более  адекватной социальной адаптации детей.

Научение конструктивному  поведению в конфликте не имеет  возрастных границ.

Дети достаточно рано начинают понимать причины и природу конфликта, объяснять свою позицию в нем. В связи с этим целесообразно обращаться к

таким играм, которые связаны  с обсуждением конфликтных ситуаций.

 

1. Внутри игровой деятельности уже в младшем дошкольном возрасте

складываются межличностные  отношения достаточно жесткой и ригидной

структуры. Поэтому необходимым  условием коррекции детского конфликтного

поведения является переориентация негативизма (или равнодушия), возможная

лишь при включении  ребенка в специальную систему  игровых отношений, какой

в данном случае являлась разработанная  программа игротерапии.

 

2. Неблагополучие межличностных отношений, внутренний эмоциональный

дискомфорт, переживаемый ребенком, может нарушить его полноценное

развитие, поскольку взаимодействие со сверстниками непосредственно

определяет формирование собственно психологических структур личности:

 

эмоций, мотивов, самосознания, личностной активности и инициативы.

 

З. Налаживание положительных отношений со сверстниками часто

осложняется длительным неблагополучием  ребенка в детском коллективе. Это

означает, что необходима ранняя диагностика латентных конфликтов.

 

4. Переориентация эгоистических мотивов и противопоставление им

общественно полезных, поддержка индивидуальных специфических

потребностей стабилизирует  взаимоотношения детей, расширяет  сферу игрового

общения.

 

5. Игровая терапия способствует социализации дошкольников, поскольку

владение способами общения - важное условие налаживания конструктивного

взаимодействия между  детьми.

 

В. Я. Зедгенидзе предлагает использовать творческий подход при

разрешении конфликта: превратить конфликтную ситуацию в проблемную, а

саму проблему — в возможность  открыть для себя и для других нечто новое. При

этом является необходимым развитие у детей эмпатии, навыков общения.

Воспитатель придерживается определенной стратегии в конфликте  между

детьми — это программа  и план действий, направленные на реализацию

поставленной цели — разрешить  конфликт с учетом интересов каждого  ребенка, превращает возникшую проблему в возможность открыть для себя и для других

нечто новое.

 

А. А. Рояк для коррекции детских конфликтов предлагает использовать

приемы психолого- педагогических воздействий, направленных на обогащение

собственно игровой стороны  деятельности и на исправление соответствующих

способов сотрудничества и поведения.

 

А. А. Рояк предлагает следующую последовательность в работе с детьми:

 

• привлечь внимание детей  к сюжетам игр, содержанию игровых  действий и их

последовательности

 

путем специально организуемых наблюдений за деятельностью сверстников;

 

• научить детей сосредотачиваться  на своей деятельности, использовать по

назначению игровой материал, производить целенаправленные игровые

действия, последовательно  воплощать замысел сюжетной

 

игры;

 

• переориентировать недоброжелательное отношение сверстников к ребенку

(использование системы  положительных оценок);

 

Главным в  целенаправленной воспитательной деятельности педагога на

ступени старшего дошкольного  возраста, продолжает оставаться организация

жизни и деятельности ребенка, соответствующая опыту содержательного

общения, формированию доброжелательного  отношения к сверстникам и

окружающим, творческой активности и познавательной деятельности.

 

Игра одно из наиболее эффективных средств  формирования культуры

поведения. Она, как способ познания окружающего мира, дает ребенку  в яркой,

доступной и интересной форме  представления о том, как принято  себя вести в

той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими

манерами. Нельзя забывать о  дисциплинирующем значении игры, так  как

соблюдение установленной  дисциплины является важным условием вьполнеяия

этикетного правила. для этих целей используют самые разнообразные виды игр.

Таким образом, можно заключить, что сюжетно-ролевая  игра - ведущее

средство воспитания дружного коллектива детей в дошкольном возрасте,

важнейшая форма организации  их жизни.

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра