Игра как средство социализации дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:27, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: воспитательно - образовательный процесс в детском образовательном учреждении.
Предмет исследования: игра как средство социализации дошкольников.
Цель исследования: Обосновать, что игра является средством социализации для детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение стр. 3
Глава 1. Теоретическая основа игры
1.1. Из истории игры стр. 5
1.2. Значение игры в жизни дошкольников стр. 8
1.3. Понятие социализации личности стр. 11
1.4. Роль игры в социализации дошкольника стр. 12




Глава 2. Особенности организации игр в младших
группах детского сада
2.1. Виды игр в детских образовательных
учреждениях стр. 16
2.2. Особенности организации и руководства
сюжетно – ролевыми играми в младших
группах детского сада стр. 19

Заключение стр. 24
Список литературы стр. 25
Приложение

Работа содержит 1 файл

Игра как средство социализации дошкольников.doc

— 126.50 Кб (Скачать)
Введение                                                                             стр. 3 

Глава    1.    Теоретическая основа игры

           1.1. Из истории игры                                                                стр. 5

           1.2. Значение игры в жизни дошкольников         стр. 8

           1.3. Понятие социализации личности                           стр. 11

           1.4. Роль игры в социализации дошкольника        стр. 12 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава   2.    Особенности организации игр в младших

                  группах  детского сада 

           2.1. Виды игр в детских образовательных

                  учреждениях                                                     стр. 16

           2.2. Особенности организации и руководства

                  сюжетно – ролевыми играми в младших

                  группах детского сада                                     стр. 19

 

Заключение                                                                          стр. 24 

Список литературы                                                             стр. 25     

Приложение

   Оглавление 

   Введение 
 

   В разное время изучениями и исследованиями игры занимались следующие авторы: Ян Амос Коменский, К. Д. Ушинский, А. Н. Леонтьев, А. Б. Эльконин, А. А. Люблинская, Гайнц Либшер, Георг Клаус, Р. И. Жуковская, В. В. Давыдов, В. И. Устименко.

   Игра - это основной вид деятельности дошкольника, в которой он в воображаемых обстоятельствах отражает окружающую действительность. Игра является средством всестороннего развития детей. (А. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. Т. Баранов   «дошкольная педагогика» учебное пособие, М. , Academia 1997)

   Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации  жизни детей и их совместной деятельности. Игра в детском возрасте - норма, ребёнок должен играть даже если он делает самое серьёзное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой  чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.

   Игра-ведущий  вид деятельности дошкольников, поэтому  через игру можно воспитать любые  качества ребенка его умственного, нравственного, развития и воспитания. Именно в игре воспитанники обогащают друг друга новыми знаниями, развивают свою речь, обогащая словарь.

   Игра  является средством, в том числе  и социализации.

   Социализация-процесс  становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе и воспроизводство им социальных связей и социального опыта (словарь по социальной педагогике Л. В. Мардахаева М., academia 2002).  Исходя из этого, я выбрала тему работы:  « Игра как средство социализации дошкольников».

   Объект  исследования: воспитательно - образовательный процесс в детском образовательном учреждении.

   Предмет исследования: игра как средство социализации дошкольников.

   Цель исследования: Обосновать, что игра является средством социализации для детей дошкольного возраста.

   Задачи исследования:

   1. Изучить психолого – педагогическую  литературу по теме.

   2. Доказать, что игра является средством всестороннего воспитания

        дошкольников.

   3. Доказать, что игра является средством  социализации ребенка.

   4. Изучить особенности организации сюжетно-ролевых игр во второй

        младшей группе.

   Методы  исследования:

   1. Метод изучения психолого – педагогической литературы.

   2. Метод сравнения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                    Глава 1.    Теоретическая основа игры

                                              1.1. Из истории игры 
 
 

   В современной теории вопрос об историческом происхождении игры является одним  из главных, потому что проливает свет на её природу. Детская игра имеет многовековую историю. « Это могучее воспитательное средство, - писал К. Д. Ушинский, - выработанное самим человечеством и в котором поэтому выразилось неподдельно истинная потребность человеческой природы ».

     Первое толкование происхождения  игры дал Г. В. Плеханов в  работе « Письма без адреса  » (1912 год). Он обратился к детским  играм, рассматривая происхождение  искусства. Анализ содержания  игр детей разных народов ( в основном первобытных ) дал  ему возможность утверждать, что в истории человечества игра, как и искусство, возникла после труда и на его основе. В игре

   Находит свое отражение трудовая деятельность людей. «Игра-дитя труда, который предшествует ей во времени, » - писал Г. В. Плеханов. Подражая в игре деятельности взрослых, дети практически овладевают не очень сложными навыками трудовой деятельности родителей и всем тем, что связано в обычаях общества с этим трудом. В силу этого, считал Плеханов, игра « …составляет одну из связей, соединяющих различные поколения и служащих именно для передачи культурных приобретении из рода в род ».

     История развития игры рассматривается  в связи с развитием человеческого  общества и изменениям положения  ребёнка в системе общественных  отношении. Г. В. Плеханов обратил внимание на то, что игра социальна и по своему содержанию, поскольку дети отображают то, что видят вокруг, в том числе и труд взрослых.

       Появление на свет всё более  сложных орудий труда вызывает  необходимость в специальной  подготовке детей к трудовой деятельности. Взрослые создают для детей облегченные и уменьшенные в размерах разнообразные орудия труда (лук, копьё, удочки и т.д.). Возникают игры–упражнения.

     Последующее усложнение условий  и орудий труда меняют и  положение детей в обществе. Всё большее количество орудий труда не может быть создано в уменьшенном размере. Появляется изобретательная игрушка, сохраняющая лишь внешнее сходство с орудиями труда, с ней нельзя упражняться в тех или иных действиях, а можно лишь изображать эти действия. В это время и возникает сюжетно-ролевая игра, в которой дети удовлетворяют своё стремление  к совместной жизни со взрослыми. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят в основных чертах социальные отношения и трудовую  деятельность взрослых. Следовательно, ролевая игра возникает не под влиянием внутренних, врождённых инстинктов, а в результате вполне определённых социальных условий жизни ребёнка в обществе. Взрослые, в свою очередь, способствуют распространению детской игры с помощью специально-созданных игрушек, правил, игровой техники, которые передаются из поколения в поколение, превращая саму игру в часть культуры общества. И по сей день, высказываются взгляды на игру как деятельность, обусловленную биологическими причинами (инстинкты, влечения) и, следовательно, имеющую постоянный, неисторический характер. Непостоянность таких взглядов опровергают сами детские игры, которые отличаются по своему содержанию не только в зависимости от исторической эпохи, но и у детей, живущих в одно и тоже время, но в разных культурных, экономических, географических условиях.

     В ходе социально-исторического  развития человечества игра приобретает  всё большее значение для формирования  личности ребёнка. С её помощью  дети обладают опытом взаимодействия  с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества.

     В разные периоды жизни нашего  отечества дети играли в те  игры, которые отражали наиболее  важные события, факты. Так  в 30-е годы они играли в « панинцев», а уже в 60-е в « космонавтов». В 90-е годы девочки играют в жизнь куклы Барби, а мальчики изображают героев мультфильмов фантастического содержания.

     Таким образом, современная отечественная  теория игры базируется на  положениях об её историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              1.2. Значение игры в жизни дошкольников 
 

     В современной  педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника. Ведущие положение игры определяется не количеством времени, которое ребёнок ей посвещает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются основные виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.

    В игре находят выражение основные  потребности ребёнка-дошкольника.  Прежде  всего - это нравственное  воспитание. У дошкольников формируются  нравственные представления о  бережном отношении к окружающим  их предметам, игрушкам, как продуктам труда взрослых, о нормах посвещения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

    В работе с детьми младшего  возраста основным содержанием  игр является усвоение детьми  культурно-гигиенических навыков, культуры поведения, развития положительных игровых взаимоотношений.

    Использование игр в работе  с детьми более старшего возраста  решает несколько иные задачи. В центре внимания педагога-воспитание  у детей нравственных чувств и  отношений: уважения к людям, труду, любви к родине, родному краю, доброжелательности в общении с детьми и взрослыми, выражающейся в сочувствии, сопереживании, сострадании, бескорыстной помощи; потребности следовать правилам поведения.

     В недрах игры зарождаются и дифференцируются (выделяются) другие виды деятельности (труд, учение). Многие игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. У детей пробуждается интерес к людям разных профессий, появляется желание играть в игры с разными профессиями. Игра является хорошим средством воспитания трудолюбия, бережного отношения к продуктам труда. По мере развития игры ребёнок овладевает компонентами присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в трудовую деятельность. 

     В своё время А.С. Макаренко  высказал мысль о том, что  хорошая игра похожа на хорошую  работу: их роднят ответственность  за достижение цели, усилие мысли радость творчества, культура деятельности.

    Таким образом: В силу необходимости  выполнять правила, дети становятся  организованнее, учатся оценивать  себя и свои возможности, приобретают  сноровку, ловкость и многое другое, что облегчает формирование прочных навыков трудовой деятельности.

    Игрушки должны соответствовать  гигиеническим и эстетическим  требованиям: художественно оформлены.  Яркие, красивые игрушки привлекают  внимание детей, вызывают желание  играть с ними. Таким образом:  Эстетическая сторона участвует в понимании и оценке красоты предметов и явлений.

    Ребёнок-существо  растущее и  развивающееся. Движения - одно из  условий его полноценного роста  и развития. Потребность в активных  движениях удовлетворяется во  всех видах игр, особенно в  играх  подвижных. Игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребёнка.

     Умственная деятельность - находит своё отражение в потребности в приобретении новых знаний; умений рационально и самостоятельно использовать знания при решении умственных задач (находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, умозаключения.); проявлении смекалки, находчивости, настойчивости, наблюдательности. Игра (по мнению Н. К. Крупской) - это « серьёзная форма учения».

     Коммуникативная деятельность заключается  в желании обмениваться со  сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность. Играя, дети вступают в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности.

Информация о работе Игра как средство социализации дошкольников