Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:05, доклад
Цели сюжетно-ролевые игры:
- научится взаимодействовать с другими детьми в игре;
- учат ребенка согласовывать свои действия с другими участниками игры, примерять на себя различные личностные качества, а так же находить выходы из различных ситуаций.
- направлена на развитие социальных отношений людей
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Шевелевский детский сад»
Сюжетно-ролевые игры в условиях детского сада.
Составил: ВОСПИТАТЕЛЬ КУЛТАЕВА О.А. 2013г.
Цели сюжетно-ролевые игры:
- научится взаимодействовать с другими детьми в игре;
- учат ребенка согласовывать свои действия с другими участниками игры, примерять на себя различные личностные качества, а так же находить выходы из различных ситуаций.
- направлена на развитие социальных отношений людей
-развивать межличнпстные отношения;
- воспитывать ребёнка творческой и самостоятельной личностью
Сюжетно-ролевые игры выполняют целый ряд функций:
Что такое сюжетно-ролевые игры?
Сюжетно-ролевые игры – это игры, в которых дети «одевают» на себя роль, передавая ее характер, и действуют по определенному заданному сюжету или же сами создают его. То есть это в некотором роде театральное представление. Дети вживаются в свою роль и ведут себя так, как видят своего персонажа со стороны.
Изначально сюжетно-ролевая
игра проявляется в обычном
На этом этапе в сюжетно-ролевую игру добавляется диалог действующих лиц.
Далее идет усложнение игры за счет появления сюжета – объединение нескольких ситуаций. Например, сюжетом может быть поездка на природу – сначала ребенок соберет необходимые вещи, после сядет в транспорт, на месте распакует свои сумки, может взять удочку и порыбачить, или что-то еще в подобном духе. Дети начинают договариваться о правилах игры – развивается деловое общение. В 4-5 лет дети не только обыгрывают повседневные ситуации, но и добавляют в игру сюжеты из сказок, мультфильмов, книг.
Дети постарше легко включаются в сюжетно-ролевую игру, проявление творчества и самостоятельности в сюжетно-ролевых играх показывает уровень развития мышления ребенка.
Сюжетно-ролевая игра имеет две линии – сюжетную и ролевую. Рассмотрим сюжетную линию .В два-три года ребенок вдруг начинает вести себя странно. Он вдруг раскладывает разные предметы перед собой на стуле или на столе, начинает по очереди ими манипулировать, что-то бормотать себе под нос. Ребенок может играть сервизом в шкафу, мамиными и папиными вещами, может даже начать озвучивать картинки в книжке. Родители обычно не обращают внимания на такую деятельность ребенка, что в ней может быть полезного? Однако это и есть игра. Первая составляющая сюжетно-ролевой игры – режиссерская.
Действительно, действия ребенка
чрезвычайно похожи на действия режиссера.
Во-первых, сам ребенок уже сочиняет
сюжет. Сначала это простой, примитивный
сценарий, но в будущем он обрастает
множеством усложняющих деталей. Родители
удивляются талантам малыша – такой
маленький, а сам придумывает
сюжет, но это очень хороший признак,
который должен быть свойственен
всем детям, – развитие самостоятельности.
Все, что сейчас он делает – он делает
сам, без помощи. Когда-нибудь каждый
человек приходит к самостоятельности,
пусть так рано начнутся первые ее
проявления. Второй схожей чертой игры
ребенка и режиссера в данном
случае является то, что ребенок
сам решает, кто кем будет. Каждый
предмет может стать домиком,
человеком, животным и т.д. Ребенок
тем самым учится переносить свойства
одного предмета на другой. Третьим
важным сходством является то, что
малыш сам сочиняет мизансцены. Он
может долгое время возиться с
мелкими предметами только потому,
что составляет из них фон для
будущего действия. Ну и, наконец, ребенок
в такой игре исполняет все
роли сам или, по крайней мере, становится
диктором, повествующим о том, что
происходит. Значение такой игры огромно.
Все эти моменты имеют огромное
значение и для общего психического
развития ребенка, и для развития
игровой деятельности. Ребенок-режиссер
приобретает необходимое
Следующая составляющая сюжетно-ролевой игры - образно-ролевая. Практически каждый ребенок в определенном возрасте вдруг превращается в кого-то - в животных, во взрослых, даже в машины.
Следует отметить, что образно-ролевая игра играет важное значение для самостоятельной психологической реабилитации. Игра позволяет ребенку отвлечься, переключиться от проблем, например, в общении со сверстниками. Когда ребенок научился самостоятельно придумывать сюжет (т.е., другими словами, овладел режиссерской игрой) и получил опыт ролевого поведения (поиграл в образно-ролевую игру, попробовал перевоплощаться), то возникает основа для развития сюжетно-ролевой игры. Что малыш приобретает в этой игре? Прежде всего, как отмечал Д.Б. Эльконин, ребенок в этой игре отражает отношения, специфические для общества, в котором он живет. В сюжетно-ролевой игре основное внимание ребенка направлено на социальные отношения людей. Именно поэтому ребенок и начинает обыгрывать знакомые темы — магазин, больница, школа, транспорт — и многие другие. И если раньше эти игры были очень богаты по содержанию, то теперь они больше похожи на схемы, чем на красочные описания тех или иных событий. Это произошло в первую очередь потому, что большинство ребят не знакомы или плохо знакомы с различными сторонами жизни. Усложнилось производство; труд взрослых, раньше такой понятный и доступный детям, оказался для них за семью печатями. Многие дошкольники не знают, чем занимаются их родители, кто они по профессии. И если раньше первое, что обыгрывали дети, был труд их родителей, а естественное желание быть "как мама" или "как папа" воплощалось в исполнении профессий, то теперь малыши вынуждены свести все к "семейному быту". И так сложилось, что основной игрой детей стала игра в "дочки-матери". Конечно, ничего плохого в этом нет, однако все богатство сюжетов и взаимоотношений между людьми сводится лишь к семейным сценам, а остальные стороны действительности и отношения внутри них оказываются вне поля зрения ребенка. Это, безусловно, обедняет игру и плохо сказывается на развитии воображения. Что же можно сделать в этой ситуации? Выход есть. Если раньше дети не нуждались в специальной работе по ознакомлению их с окружающим, то теперь обстоятельства изменились и от взрослых требуются дополнительные усилия.
Сюжетно-ролевая игра - это модель взрослого общества, но связи между детьми в ней серьезные. Роль у младших дошкольников зачастую получает тот, у кого в данный момент находится необходимый с точки зрения детей для нее атрибут. И тогда получаются ситуации, когда на машине едут два шофера или на кухне готовят сразу две мамы. У детей среднего дошкольного возраста роли формируются уже до начала игры. Все ссоры из-за ролей. У старших дошкольников игра начинается с договора, с совместного планирования, кто кем будет играть, а основные вопросы теперь уже "Бывает так или нет?". Так, дети учатся общественным связям в процессе игры. Заметно сглаживается процесс социализации, дети постепенно вливаются в коллектив. В сущности, тенденция к тому, что в наше время далеко не все родители отдают детей в садик, потому и пугающая, что молодое поколение испытывает значительные сложности с общением, находясь как бы в изоляции до самой школы.
Когда ребенок наблюдает
за окружающими, у него появляется желание
активно включиться в действия вместе
со взрослыми или как взрослые. Собственно
говоря, это и есть пролог и главный мотив
сюжетно-ролевой игры, основными элементами
которой являются игровой замысел, сюжет,
игровые действия и роли.
Когда же возникает
сюжетно-ролевая игра? Сюжетно-отобразительная
игра появляется у малыша к концу второго
— началу третьего года жизни. Ребенок
переносит знакомые сюжеты в игру и передает
смысловые связи между предметами: он
кормит куклу, укачивает ее, как это делает
с ним мама, катает в коляске и т.д. Вы замечали,
что малыш любит повторять одни и те же
действия? Много раз снимать с куклы платье
и надевать его, купать игрушки, сооружать
бесконечные дорожки и т.д. Таким образом,
ребенок приобретает общественно-исторический
опыт. В определенный момент в действие
включается предмет-заместитель. Это происходит
тогда, когда ребенок оказывается в состоянии
наделять практически любой предмет необходимой
по ходу развития игрового замысла ролью
(простая палочка может стать ложкой, веслом,
указкой и даже человеком). Появление предмета-заместителя
— очень хороший показатель психического
развития, поскольку помогает малышу в
дальнейшем легче усваивать различные
символы.
Принять на себя роль — значит поставить
себя на место другого и, опять-таки, приобщиться
к заманчивому взрослому миру. Попробуйте
в игре задать малышу вопрос “ты кто?”.
Если он ответит “космонавт”, “шофер”
и др., то он принял роль. Сюжетно-отобразительная
игра — не пустая забава, она становится
основой для возникновения сюжетно-ролевой
игры, ведущей деятельности в дошкольном
возрасте (3-6 лет).
К четвертому году жизни для ребенка интересным
становится не только отражение окружающей
действительности, но и взаимодействия
людей. Сюжетно-ролевые игры детей старшего
дошкольного возраста отображают путешествия,
обыгрывают сюжеты сказок, мультфильмов.
В это же время появляются многотемные
сюжеты, то есть объединение нескольких
сюжетов в один. Например, в игре “дочки-матери”
куклы посещают детский сад, болеют, ходят
в магазин, на почту, ездят отдыхать и т.д.
Важно направлять
игру детей, не разрушая ее, сохранять
самодеятельный и творческий характер
игры, непосредственность переживаний,
веру в правду игры. С детьми пяти-шести
лет используйте косвенные методы, например,
наводящие вопросы, совет, подсказки, введение
дополнительных персонажей, ролей. Например,
в игре в “Магазин” можно спросить, почему
нет тех или иных продуктов, как лучше
упаковать, расположить товар, какие открыть
отделы, как организовать доставку продуктов
людям и т.д.
По мнению специалистов, достаточно поиграть
с ребенком всего 15—20 минут в день. С детьми
четырех-пяти лет можно играть реже —
1—2 раза в неделю. Можно сформировать
игровые навыки у ребенка во время прогулок,
семейных праздников, повседневных домашних
дел. Мама косвенно “руководит” игрой
ребенка во время выполнения своих дел,
например, когда она гладит белье или моет
посуду. Можно предложить трехлетней девочке
постирать кукле платье или носовые платочки;
пока мама печет пирожки, дочке можно предложить
“печь” их из пластилина для своих кукол.
А потом устроить “настоящее” чаепитие
или новоселье. Конечно, хорошо бы найти
время для игры в выходные дни.
Сюжетно-ролевая игра обязательно сама
придет в жизнь вашего ребенка. Но то, насколько
она будет богатой и разнообразной, и как
много сложных жизненных коллизий преодолеет
ваш малыш, играя, — в значительной степени
зависит от вас. Не забывайте, что сюжетно-ролевая
игра — очень мощное средство успешной
социализации и овладения навыками решения
самых непредвиденных ситуаций. Недаром
же лучшие менеджеры мира прибегают в
своей работе к аналогу детской сюжетно-ролевой
игры, по-взрослому именуемой ими “деловой”.
В детский сад сюжетно-ролевые игры пришли сами собой, так как это естественная форма поведения детей. Игра для малышей – не просто баловство .
Сюжетно-ролевая игра дает возможность ребенку попробовать себя во взрослых ролях, проявить творческий подход в нестандартных жизненных ситуациях, заставляет решать разнообразные задачи, возникающие по ходу «живого» сюжета игры. Сюжетно-ролевые игры в детском саду представляют собой соревнование в решении задач взаимодействия людей. Детям приходится, примеряя на себя разные роли, учиться выстраивать отношения как можно более правильно, рационально, логически мыслить и правильно реагировать на ситуацию.
Игры в детском саду
Правильно построенные сюжетно-ролевые игры в детском саду позволяют воспитателю наблюдать и делать выводы, возможно – посоветовать маме, на что обратить внимание.
Если сюжетно-ролевую игру для ребенка не организовать – он все равно будет играть в нее сам. Некоторые мамы удивляются и даже негодуют, видя, что их ребенок дома «разговаривает сам с собой», причем, очень увлеченно. Но это вполне нормально – ребенок играет. И чем меньше он наигрался в детском саду – тем больше будет создавать игровые ситуации в своем воображении. Все потому, что человек живет в обществе, и, как только получает определенное социальное умение – ему нужно его реализовать и развить. А сделать это пока проще всего в игре. Таким образом, игра стимулирует ускорение развития человечка.
Информация о работе Сюжетно-ролевые игры в условиях детского сада