Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 09:47, реферат
Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов. Во-первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Эффективным средством решения этой задачи являются учебные игры. Во-вторых, одной из наиболее важных проблем преподавания является обучение устной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального обучения, что повышает мотивацию к изучению материала. Вовлечение учащихся в устную коммуникацию может быть успешно осуществлено в процессе игровой деятельности.
Введение
История возникновения игры.
Ролевые игры и их функция.
Структура ролевой игры и её организация.
Примеры ролевых игр.
Заключение
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
КАЗАНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-
КАФЕДРА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПЕДАГОГИКИ
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ: «РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
В ОБУЧЕНИИ»
Выполнил студент группы 54-301
Баев А.Р.
Проверил
Чернухина М.Е.
Казань 2011
Содержание
Введение
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Одной из актуальных проблем современной методики преподавания является организация обучения учащихся разных возрастов с помощью игр.
Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов. Во-первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Эффективным средством решения этой задачи являются учебные игры. Во-вторых, одной из наиболее важных проблем преподавания является обучение устной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального обучения, что повышает мотивацию к изучению материала. Вовлечение учащихся в устную коммуникацию может быть успешно осуществлено в процессе игровой деятельности.
С самого раннего возраста игра является одним из основных занятий ребенка. Через игру дети знакомятся с окружающим их миром, получают новые навыки и знания. Они как маленькие зрители в большом театре смотрят широко распахнутыми глазами на захватывающее представление под названием «Жизнь» и впитывают все, что происходит вокруг них. А потом в игре со своими сверстниками раскрываются их «актерские» таланты. В игре ребенок учится общаться, он растет и развивается.
Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.
С возрастом интерес к игре не пропадает. Это надо учитывать при обучении учащихся. [1; 25].
Игра
как одна из форм игровой деятельности
дает возможность создать и сплотить
коллектив. Игра дает умение ориентироваться
в реальных жизненных ситуациях, проигрывая
их неоднократно в вымышленном мире. Игра
дает психологическую устойчивость. Игра,
являясь простым и близким человеку способом
познания окружающей действительности,
должна быть наиболее естественным и доступным
путём к овладению теми или иными знаниями,
умениями, навыками. Существующая необходимость
в правильном построении, организации
и применения игры в процессе обучения
и воспитания требует более тщательного
и детального изучения. Игра - это уникальный
феномен общечеловеческой культуры, её
исток и вершина.
Ролевая
игра помогает создать атмосферу общения,
она объединяет учащихся, создает между
ними новые эмоционально-коммуникативные
отношения, основанные на взаимодействии.
Еще одна из функций ролевой игры - релаксационная.
Всем известно, что большую часть времени
учащиеся проводят на занятиях сидя за
партой, при этом они испытывают большую
эмоциональную и физическую нагрузку.
И игра помогает снять напряжение, связанное
с интенсивным обучением на занятиях.
В игре осуществляется психологический
тренинг, корректируются различные проявления
личности. В связи с этим объектом исследования
работы послужила ролевая игра как форма
взаимодействия учащихся.
Предметом
исследования - методика использования
игры на занятиях.
Цель
данной работы заключается в освещении
вопроса о значении игр и их использовании
на занятиях.
Задачи:
- Познать
роль игры в учебном процессе.
- Рассмотреть
каково реально место игры
в учебном процессе.
- Дать
определение понятию игра и
рассмотреть различные виды
1.
История возникновения
игры
Термин «игра» на различных языках соответствует понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. По М.Ф. Стронину, игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих [16; 3].
Игра представляет собой небольшую ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры - ситуация реальной жизни. Несмотря на четкие условия игры и ограниченность используемого языкового материала, в ней обязательно есть элемент неожиданности. Услышав неожиданный вопрос, учащийся немедленно начинает думать, как же на него ответить. Поэтому для игры характерна спонтанность речи. Речевое общение, включающее в себя не только собственно речь, но и жест, мимику и т.д., имеет целенаправленность и носит обязательный характер.
Д.Б. Эльконин
в своих работах рассматривает
историю возникновения ролевой игры
[4; 59]. По его мнению, невозможно точно определить
исторический момент, когда впервые возникает
ролевая игра. Он может быть различным
у разных народов в зависимости от условий
их существований и форм перехода на более
высокую ступень развития. На ранних этапах
развития человеческого общества, когда
производительные силы находились еще
на примитивном уровне и общество не могло
прокормить своих детей, а орудия труда
позволяли непосредственно, без всякой
специальной подготовки включать своих
детей в труд взрослых, не было ни специальных
упражнений в овладении орудиями труда,
ни ролевой игры. Дети входили в жизнь
взрослых, овладевали орудиями труда и
всеми отношениями, принимая непосредственное
участие в труде взрослых. На более высокой
ступени развития включение детей в наиболее
важные области трудовой деятельности
требовало специальной подготовки, которая
проходила на уменьшенных по своим формам
орудиях. Это и было так называемой ролевой
игрой.
Таким образом, можно сформулировать важнейшее для теории ролевой игры положение: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-либо внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиями жизни ребенка в обществе [12; 167].
2.
Ролевые игры и
их функции
Игра активизирует
стремление учащихся к контакту друг с
другом и учителем, создает условия равенства
в речевом партнерстве, разрушает традиционный
барьер между учителем и учеником. Ролевые
игры дают возможность робким, неуверенным
в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать
барьер неуверенности.
В играх
учащиеся овладевают такими элементами
общения, как умение начать беседу, поддержать
ее, прервать собеседника, в нужный момент
согласиться с его мнением или опровергнуть
его. Практически все время в ролевой игре
отведено на речевую практику, при этом
не только говорящий, но и слушающий максимально
активен, так как он должен понять и запомнить
реплику партнера, соотнести ее с ситуацией,
правильно отреагировать на нее. Игры
положительно влияют на формирование
познавательных интересов учащихся, способствуют
осознанному освоению материала. В условиях
обучения устного материала ролевая игра
- это прежде всего речевая деятельность,
игровая и учебная одновременно. С точки
зрения учащихся ролевая игра - это игровая
деятельность, в процессе которой они
выступают в определенных ролях. Учебный
характер игры учащимися не осознается.
Ролевая игра управляема, ее учебный характер
четко осознается учителем [5; 156].
В учебных
условиях не просто вызвать мотив
к высказыванию. Трудность заключается
в следующем: учитель должен обрисовать
ситуацию таким образом, чтобы возникла
атмосфера общения, которая, в свою очередь,
вызывает у учащихся внутреннюю потребность
в выражении мыслей. В условиях иноязычного
общения важно, чтобы учащиеся смогли
выразить то, что им хочется сказать. Ролевая
игра строится на межличностных отношениях,
которые реализуются в процессе общения.
Являясь моделью межличностного общения,
ролевая игра вызывает потребность в общении
на иностранном языке, и в этом смысле
она выполняет мотивационно-побудительную
функцию.
Ролевую
игру можно отнести к обучающим
играм, поскольку она в значительной степени
определяет выбор языковых средств, способствует
развитию речевых навыков и умений, позволяет
моделировать общение учащихся в различных
речевых ситуациях. Ролевая игра представляет
собой упражнение для овладения навыками
и умениями диалогической речи в условиях
межличностного общения. В этом плане
ролевая игра обеспечивает обучающую
функцию.
Ролевая
игра формирует у учащихся способность
сыграть роль другого человека, увидеть
себя с позиции партнера по общению. Она
ориентирует учащихся на планирование
собственного речевого поведения и поведения
собеседника, развивает умение контролировать
свои поступки, давать объективную оценку
поступкам других. Следовательно, ролевая
игра выполняет ориентирующую функцию.
Противоречие,
несоответствие между потребностью действия
у ребенка и невозможностью осуществить
требуемые действием операции может разрешиться
в одном-единственном типе деятельности
- в игровой деятельности, в игре. Такого
рода противоречие характеризует детей
подросткового возраста. Подростки стремятся
к общению, к взрослости, а ролевая игра
дает им возможность выйти за рамки своего
контекста деятельности и расширить его.
Обеспечивая осуществление желаний подростка,
ролевая игра тем самым реализует компенсаторную
функцию.
Таким
образом, ролевая игра выполняет
функции: мотивационно-побудительную,
обучающую, ориентирующую [2; 29-30].
Применение ролевой игры в обучении - яркий пример двуплановости, когда педагогическая цель скрыта и выступает в завуалированной форме
[22; 16].
Ролевая
игра позволяет учитывать возрастные
особенности учащихся, их интересы;
расширяет контекст деятельности; выступает
как эффективное средство создания
мотива к иноязычному диалогическому
общению; способствует реализации деятельностного
подхода в обучении иностранному языку,
когда в центре внимания находится ученик
со своими интересами и потребностями.
Чаще
всего в учебном процессе используются
умеренно-контролируемая ролевая игра,
свободная и сценарная ролевые
игры [4; 10-11].
Умеренно
контролируемая ролевая игра
Ролевая
игра, при подготовке к которой
участники получают общее описание
своих ролей, на основе которого готовят
свое индивидуальное ролевое задание.
Проблема заключается в том, что
особенности ролевого поведения
известны только самому исполнителю. Остальным
участникам важно догадаться, какой линии
поведения следует их партнер, и принять
соответствующее решение о собственной
реакции. Программа проведения игры разрабатывается
учителем, и учащимся сообщается список
всех типовых и проблемных ситуаций, в
которых им предстоит принять участие.
Все типовые и проблемные ситуации детально
прорабатываются на уроках, изучаются
образцы диалогов, имеется возможность
получить консультацию учителя по лексическому
и грамматическому материалу.
Свободная
ролевая игра
Ролевая
игра, при подготовке к которой
учащиеся получают обстоятельства общения.
Эта игра служит формированию индивидуальных
и групповых навыков