Ролевые игры в обучение

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 09:47, реферат

Описание работы

Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов. Во-первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Эффективным средством решения этой задачи являются учебные игры. Во-вторых, одной из наиболее важных проблем преподавания является обучение устной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального обучения, что повышает мотивацию к изучению материала. Вовлечение учащихся в устную коммуникацию может быть успешно осуществлено в процессе игровой деятельности.

Содержание

Введение
История возникновения игры.
Ролевые игры и их функция.
Структура ролевой игры и её организация.
Примеры ролевых игр.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Пед. технологии.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПЕДАГОГИКИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «РОЛЕВЫЕ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                Выполнил  студент группы 54-301

                  Баев А.Р.

                Проверил  Чернухина М.Е. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Казань 2011

Содержание 

 Введение

  1. История возникновения игры.
  2. Ролевые игры и их функция.
  3. Структура ролевой игры и её организация.
  4. Примеры ролевых игр.

 Заключение

 Список  использованной литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

Одной из актуальных проблем современной  методики преподавания является организация обучения учащихся разных возрастов с помощью игр.

Актуальность  данной проблемы вызвана целым рядом факторов. Во-первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Эффективным средством решения этой задачи являются учебные игры. Во-вторых, одной из наиболее важных проблем преподавания является обучение устной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального обучения, что повышает мотивацию к изучению материала. Вовлечение учащихся в устную коммуникацию может быть успешно осуществлено в процессе игровой деятельности.

С самого раннего возраста игра является одним  из основных занятий ребенка. Через  игру дети знакомятся с окружающим их миром, получают новые навыки и  знания. Они как маленькие зрители  в большом театре смотрят широко распахнутыми глазами на захватывающее представление под названием «Жизнь» и впитывают все, что происходит вокруг них. А потом в игре со своими сверстниками раскрываются их «актерские» таланты. В игре ребенок учится общаться, он растет и развивается.

Об обучающих  возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования  игр в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно и  порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.

С возрастом  интерес к игре не пропадает. Это  надо учитывать при обучении учащихся. [1; 25].

Игра  как одна из форм игровой деятельности дает возможность создать и сплотить коллектив. Игра дает умение ориентироваться  в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно в вымышленном мире. Игра дает психологическую устойчивость. Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Существующая необходимость в правильном построении, организации и применения игры в процессе обучения и воспитания требует более тщательного и детального изучения. Игра - это уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина. 

Ролевая игра помогает создать атмосферу общения, она объединяет учащихся, создает между ними новые эмоционально-коммуникативные отношения, основанные на взаимодействии. Еще одна из функций ролевой игры - релаксационная. Всем известно, что большую часть времени учащиеся проводят на занятиях сидя за партой, при этом они испытывают большую эмоциональную и физическую нагрузку. И игра помогает снять напряжение, связанное с интенсивным обучением на занятиях. В игре осуществляется психологический тренинг, корректируются различные проявления личности. В связи с этим объектом исследования работы послужила ролевая игра как форма взаимодействия учащихся. 

Предметом исследования - методика использования  игры на занятиях. 

Цель  данной работы заключается в освещении вопроса о значении игр и их использовании на занятиях. 

Задачи: 

- Познать  роль игры в учебном процессе. 

- Рассмотреть  каково реально место игры  в учебном процессе. 

- Дать  определение понятию игра и  рассмотреть различные виды классификаций игр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. История возникновения  игры 
 

Термин  «игра» на различных языках соответствует  понятиям о шутке и смехе, легкости и удовольствии и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. По М.Ф. Стронину, игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих [16; 3].

Игра  представляет собой небольшую ситуацию, построение которой напоминает драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игры ситуация проигрывается несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры - ситуация реальной жизни. Несмотря на четкие условия игры и ограниченность используемого языкового материала, в ней обязательно есть элемент неожиданности. Услышав неожиданный вопрос, учащийся немедленно начинает думать, как же на него ответить. Поэтому для игры характерна спонтанность речи. Речевое общение, включающее в себя не только собственно речь, но и жест, мимику и т.д., имеет целенаправленность и носит обязательный характер.

Д.Б. Эльконин в своих работах рассматривает  историю возникновения ролевой игры [4; 59]. По его мнению, невозможно точно определить исторический момент, когда впервые возникает ролевая игра. Он может быть различным у разных народов в зависимости от условий их существований и форм перехода на более высокую ступень развития. На ранних этапах развития человеческого общества, когда производительные силы находились еще на примитивном уровне и общество не могло прокормить своих детей, а орудия труда позволяли непосредственно, без всякой специальной подготовки включать своих детей в труд взрослых, не было ни специальных упражнений в овладении орудиями труда, ни ролевой игры. Дети входили в жизнь взрослых, овладевали орудиями труда и всеми отношениями, принимая непосредственное участие в труде взрослых. На более высокой ступени развития включение детей в наиболее важные области трудовой деятельности требовало специальной подготовки, которая проходила на уменьшенных по своим формам орудиях. Это и было так называемой ролевой игрой. 

Таким образом, можно сформулировать важнейшее  для теории ролевой игры положение: ролевая игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению, по своей природе. Ее возникновение связано не с действием каких-либо внутренних, врожденных инстинктивных сил, а с вполне определенными социальными условиями жизни ребенка в обществе [12; 167].

2. Ролевые игры и  их функции 
 

Игра активизирует стремление учащихся к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Ролевые игры дают возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. 

В играх  учащиеся овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его. Практически все время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера, соотнести ее с ситуацией, правильно отреагировать на нее. Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов учащихся, способствуют осознанному освоению материала. В условиях обучения устного материала ролевая игра - это прежде всего речевая деятельность, игровая и учебная одновременно. С точки зрения учащихся ролевая игра - это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определенных ролях. Учебный характер игры учащимися не осознается. Ролевая игра управляема, ее учебный характер четко осознается учителем [5; 156]. 

В учебных  условиях не просто вызвать мотив  к высказыванию. Трудность заключается  в следующем: учитель должен обрисовать ситуацию таким образом, чтобы возникла атмосфера общения, которая, в свою очередь, вызывает у учащихся внутреннюю потребность в выражении мыслей. В условиях иноязычного общения важно, чтобы учащиеся смогли выразить то, что им хочется сказать. Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения. Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении на иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию. 

Ролевую игру можно отнести к обучающим играм, поскольку она в значительной степени определяет выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение учащихся в различных речевых ситуациях. Ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра обеспечивает обучающую функцию. 

Ролевая игра формирует у учащихся способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, ролевая игра выполняет ориентирующую функцию. 

Противоречие, несоответствие между потребностью действия у ребенка и невозможностью осуществить требуемые действием операции может разрешиться в одном-единственном типе деятельности - в игровой деятельности, в игре. Такого рода противоречие характеризует детей подросткового возраста. Подростки стремятся к общению, к взрослости, а ролевая игра дает им возможность выйти за рамки своего контекста деятельности и расширить его. Обеспечивая осуществление желаний подростка, ролевая игра тем самым реализует компенсаторную функцию. 

Таким образом, ролевая игра выполняет  функции: мотивационно-побудительную, обучающую, ориентирующую [2; 29-30]. 

Применение  ролевой игры в обучении - яркий  пример двуплановости, когда педагогическая цель скрыта и выступает в завуалированной форме

[22; 16]. 

Ролевая игра позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы; расширяет контекст деятельности; выступает  как эффективное средство создания мотива к иноязычному диалогическому общению; способствует реализации деятельностного подхода в обучении иностранному языку, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями. 

Чаще  всего в учебном процессе используются умеренно-контролируемая ролевая игра, свободная и сценарная ролевые  игры [4; 10-11]. 

Умеренно контролируемая ролевая игра 

Ролевая игра, при подготовке к которой  участники получают общее описание своих ролей, на основе которого готовят  свое индивидуальное ролевое задание. Проблема заключается в том, что  особенности ролевого поведения  известны только самому исполнителю. Остальным участникам важно догадаться, какой линии поведения следует их партнер, и принять соответствующее решение о собственной реакции. Программа проведения игры разрабатывается учителем, и учащимся сообщается список всех типовых и проблемных ситуаций, в которых им предстоит принять участие. Все типовые и проблемные ситуации детально прорабатываются на уроках, изучаются образцы диалогов, имеется возможность получить консультацию учителя по лексическому и грамматическому материалу. 

Свободная ролевая игра 

Ролевая игра, при подготовке к которой  учащиеся получают обстоятельства общения. Эта игра служит формированию индивидуальных и групповых навыков самостоятельной  работы по предмету. Учащиеся должны не только самостоятельно определить тему и разработать сценарий игры, но и подобрать соответствующий материал, произвести поиск информации, используя рекомендуемую литературу. 

Информация о работе Ролевые игры в обучение