Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у старших до-школьников опыта общественного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:39, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - определить систему руководства игровой деятельностью детей, которая будет способствовать формированию опыта социального поведения детей в обществе сверстников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ - 3 -
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ - 7 -
1.1. Значение игры для развития и становления личности ребенка - 7 -
дошкольного возраста - 7 -
1.2. Игра как средство формирования опыта нравственного - 13 -
поведения детей - 13 -
1.3. Критерии оценки социального поведения детей дошкольного возраста - 25 -
ГЛАВА 2. ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ - 31 -
2.1. Изучение уровня сформированности опыта социального поведения у старших дошкольников. - 32 -
2.2. Формирование опыта социального поведения детей в игре - 35 -
3.3. Результаты экспериментальной работы - 60 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 65 -
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - 67 -
ПРИЛОЖЕНИЕ - 70 -

Работа содержит 1 файл

игра социальное поведентие.doc

— 524.00 Кб (Скачать)

  Помимо влияния на непосредственное душевное состояние детей подобные факты оказывают и более долгосрочное влияние. Они сказы­ваются на представлении ребенка о себе самом и вере в свои возмож­ности; на формах и способах его общения с другими детьми, на его отношении - к ним и т.д.

Вопросы взаимоотношений дошкольника со сверстниками, которые проявляются в поведении детей, приобретают особую остроту именно в детском саду, где ребенок, хочет он того или нет, вынужден целый день находиться в компании других детей, и не может, в отличие от домашнего ребенка, избегать общества неже­лательных и неприятных ему партнеров.

Дети, не имея опыта правильных действий в ситуации неудовлетворения какой-то потребности, неприятия идеи и т.д. не умеют цивилизованным образом доказать свою правоту, защитить состоятельность своей идеи.  Часто такие столкновения заканчиваются дракой, обидой и разрывом отношений, которые глубоко переживаются детьми  и не способствуют укреплению их психологического здоровья.

Укрепление психологического здоровья дошкольника  – одна из проблем современной дошкольной педагогики. Ей  необходимо решать задачу по формированию положительных взаимоотношений детей, по приучению их пользоваться разнообразными способами культурного организованного поведения [44].

Пути реализации данной задачи даны в исследованиях основ нравственного воспитания, разработанных ведущими детскими психологами и педагогами Якобсон С.Г., Элькониным Д.Б., Логиновой В.И., Смирновой Е.О., Запорожцем А.В., Марковой Т.М., Буре Р.М. [18,19,25,36,38].

А.И. Леонтьев, известный отечественный психолог, раз­рабатывая проблему ведущего вида деятельности в развитии детей, отмечал,  что деятельность не может положительно повлиять на воспитуемого, если она не имеет для него «лич­ностного смысла» [38].

В совместных играх складываются интересы и стремления детей, развиваются их способ­ности, закладывается фундамент нравственных качеств. Можно сказать, что воспитание личности есть, прежде всего, накопление опыта взаимодействия, взаимодеятельности, взаимоотношений.

Умение ребенка взаимодействовать с окружающим миром является одним из условий его душевного здоровья. В ситуации умения решить бесконфликтно жизненную проблему, он защищен от тревоги, стрессов, срывов нервной системы. И в то же время он будет всегда затребован обществом.

Таким образом, признавая игру ведущим средством развития и воспитания ребенка дошкольного возраста,  современная наука отводит ей, прежде всего роль, как средству  формирования способов взаимодействия со сверстниками на основе подчинения правилам культуры поведения, правилам социального поведения.

 

 

1.3. Критерии оценки социального поведения детей  дошкольного возраста

 

В современном обществе деятельность людей основана на коллективном сотрудничестве, поэтому, начиная с детских лет необходимо воспитывать у будущих граждан умение жить в коллективе: вместе иг­рать, трудиться совместно, ответственно относится к делу. Воспитание навыков и привычек к совместной деятельности с другими, выполнение обязанностей по отношению к коллективу не могут быть сформированны в процессе индивидуальных контактов воспитателя с детьми или инди­видуальных взаимодействий детей, эти качества личности могут быть воспитаны только в совместной деятельности, в которой детьми реша­ются общие задачи и общие усилия направляются к единой цели. В про­цессе деятельности, которая объединяет детей общим замыслом, общими переживаниями, возникает потребность в распределении поручений, согласовании действий, в необходимости подчинять собственные жела­ния требованиям других. Совместная деятельность, вызывая согласова­ние действий, общие чувства и переживания, тем самым организует де­тей и формирует навыки социального поведения.

Воспитание устойчивости поведения, складывание характера и во­левых качеств на ступени дошкольного возраста служит предпосылкой последующего, более эффективного развития организованных форм пове­дения. Упустить этот возраст – значит, многое перевоспитывать в дальнейшем.

Рассматривая организованное поведение в плане взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, мы подчеркиваем значение этого качества в складывании начал коллективизма.

Организованность пове­дения является важной стороной морального поведения детей и прояв­ляется в знании правил и умении их выполнять, подчинятся общим тре­бованиям, в готовности совместными усилиями достигать поставленной цели, согласовывая между собой действия.

Мы убеждены, что рассматривать какую-то одну сторону социального поведения невозможно: оно проявляется и формируется в тес­ной связи с другими нравственными качествами. Развитие их на более ранней ступени дошкольного возраста, является основой воспитания социального поведения.

На ступени дошкольного возраста дети приучаются дейс­твовать заодно с другими детьми - играть вдвоем, в небольшом коллективе, вместе убирать игрушки, что-то строить, направлять действия к единой цели, подчиняться правилам игры.

Дети усваивают важные для развития социального поведения  культурно-гигиенические навыки,  некоторые правила поведения в обществе сверстников, которые,  прежде всего, предполагают развитие  умения согласовывать свои  действия  с  действиями других детей.  Осваивая нормыопыта социального поведения, принятые в группе, дети непременно проявляют активность; она выступает в умении сдерживать себя,  уп­равлять своими чувствами, желаниями, порой мешающими выполнять свои обязанности по отношению к другим детям.

Освоение и присвоение ребенком старшего дошкольного возраста норм морали предполагает знание и понимание ребенком сущности нравственных правил и  способов поведения в процессе взаимодействия.

Правила, определяющие организованное поведение ребенка и являющиеся основанием положительных взаимодействий его с окружающими, можно представить следующим образом.

Знание и понимание детьми сущности правил взаимодействия [42].:

      что значит быть доброжелательным, чутким, проявлять отзывчивость;

      почему надо быть доброжелательным, чутким, проявлять отзывчивость;

      что значит играть дружно, быть справедливым;

      почему нужно выполнять правила, их гуманисти­ческий смысл;

      что дружеское отношение сверстников зависит от того, как ребенок обращается с другими, умеет ли быть приветливым, интересным собеседником и партнером в игре;

      что значит учитывать настроение сверс­тника в общении с ним;

      что нельзя сме­яться над недостатками внешности других детей, дразнить, давать прозвища;

      что такое несправедливость по отношению к слабому;

      почему недопустимо проявлять такие отношения;

      возможных негативных последствий для других своими неосторожными дейст­виями (толкнул, напугал, бросил камнем, песком).

Знание и понимание способов положительного взаимодействия:

      конкретных способов и приемов распре­деления ролей, игровых материалов (считалки, жеребьевка, оче­редность, общая договоренность);

      способов исправления своей неловкости и неосторожности;

      способов улаживания конфликтов;

      способов знакомства;

      способов налаживания  отношений в разных ситуациях: как включиться в любую коллективную деятельность, как принять в нее сверстника, как тактично отказать в чем-либо и др.

Основными показателями нравственного поведения, которые служат критериями непосредственногоопыта социального  поведения являются умения:

      с улыбкой обращаться с предложениями, вопросами, просьбами;

      внимательно выслушивать ответ;

      в вежливой форме отвечать на вопросы;

      добро­желательно, достойно предлагать свою помощь при затруднениях;

      научить другого тому, что умеешь сам;

      согласовывать свои действия с действиями сверстников; 

      спокойно высказывать свое мнение, вносить предло­жения;

      соблюдать установленный порядок поведения в группе;

      регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других детей;

      пользовать­ся способами мирного разрешения конфликтов.

Активность в игре проявляется и в самоконтроле. Этот акт растущего детского  самосознания  в  большей мере, чем что-либо, содействует развитиюопыта социального поведения.

Анализируя условия формирования поведения детей, мы видим, что при выполнении четких,  точных и всегда посильно трудных требований усиливается роль самоконтроля,  именно это побуждает ребенка к постоянному активному усилию, к необходимости организованно вести себя.

Организованность поведения тесно связана с волей.  Причины  неопыта социального поведения можно усматривать, прежде всего, в недоста­точном волевом развитии.

В дошкольном  возрасте происходят существенные изменения в во­левом развитии ребенка,  особенно эти изменения заметны на  седьмом году жизни.  Проявление  воли  есть проявление активности личности. А.С.Макаренко подчеркивал:  "Воля – это не  просто  желание  и  его удовлетворение, а это и желание и остановка,  и желание и отказ од­новременно. Если ваш ребенок упражняется только в том,  что он свои желания приводит в исполнение,  и не упражняется в тормозе,  у него не будет большой воли. Без тормоза не может быть машины, и без тор­моза не может быть никакой воли"[34].

Итак, мы приходим к выводу,  что  поведение,  направленное  на достижение поставленной цели,  на утверждение порядков, правил, тра­диций, принятых в данном обществе,  и помогающее устанавливать слаженные взаимоотношения, является организованным, в нем мы отчетливо видим тенденцию к совпадению морального требования и характера поступков детей. И, наоборот, хаотичность детской деятельности, от­сутствие в ней целенаправленности, неумение согласовывать свои действия с другими детьми, считаться с ними, поведение, противоре­чащее принятым в детском саду устоям, порядкам,  будет неорганизо­ванным.

Организованным мы называем такое поведение, при котором ребенок постепенно становится не только исполнителем требований воспитателя, обращенных к нему персонально или к коллективу в целом, но и начинает предъявлять требования к самому себе, к другим детям.

Воспитаниеопыта социального поведения представляет собой сложный процесс. В этом процессе активно взаимодействуют компоненты, представляющие собой обобщенный опыт, который передается детям от взрослых в виде готовых правил, режима, традиций, порядка жизни уч­реждения или отдельной группы, с другой стороны, это собственная детская жизнь, разнообразная деятельность, в которой складываются взаимоотношения между детьми, требующие ответственности, умение выполнять общее дело к установленному сроку, согласовывать действия, направляя их к общей цели.

Д.Б.Эльконин подчеркивал: "Лишь активное усвоение ребенком практических умений, научных знаний, норм поведения в процессе оп­ределенным образом организованной деятельности может превратить ус­военное в подлинное достояние детской личности и тем самым поднять ее на более высокую ступень развития" [57,с.214].

В общей характеристике морального облика ребенка организован­ность поведения имеет большое значение, она помогает ребенку най­ти свое место и определить свою роль в общественном порядке, в жиз­ни формирующегося коллектива. Формирование личности – это целостный процесс, в котором осуществляется одновременно развитие многих ка­честв, умственных и физических сил, моральных привычек, чувств, от­ношений.

Глубокие исследования в вопросе формированияопыта социального поведения дошкольников мы находим в трудах  Р.И.Жуковской, Е.Ю.Демуровой, в психологическом исследовании А.В.Запорожца.

В анализе организованности дошкольников мы постоянно обращались к роли совместной деятельности детей, значению правил в форми­рованииопыта социального поведения, и здесь мы видим очень тесную связь в развитии игровой деятельности, как ведущей деятельности, ре­бенка дошкольника и формированииопыта социального поведения.

Таким образом, можно утверждать, что в игре, как ни в какой другой деятельности, происходит более естественное формированиеопыта социального поведения и положительных взаимодействий, становление нравственных качеств личности  ребенка дошкольного возраста. Воспитательные возможности игры на­иболее полно реализуются при умелом педагогическом руководстве, ко­торое обеспечивает необходимый уровень развития игровой деятельности.


ГЛАВА 2.  ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ

СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Анализ психолого-педагогической литературы показывает огромную важность организованной деятельности, и в первую очередь, игровой, в развитии личности ребенка, в формировании высоких нравственных качеств иопыта социального поведения старших дошкольников.

Однако в практике детского сада до сих пор не используются в полной мере воспитательные возможности игры, недостаточно высок уровень педагогического руководства игровой деятельностью, что соответственно снижает эффективность формированияопыта социального по­ведения детей  дошкольного возраста.

Основные причины этих недостатков мы видим в отсутствии сис­темности в подборе игр, в слабом использовании принципов дидактики в организации игровой деятельности. Возникает противоречие, которое можно разрешить созданием такой системы организации игровой дея­тельности, которая бы позволила достаточно эффективно формировать такое качество личности  как организованность.

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у старших до-школьников опыта общественного поведения