Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:39, дипломная работа
Цель исследования - определить систему руководства игровой деятельностью детей, которая будет способствовать формированию опыта социального поведения детей в обществе сверстников.
ВВЕДЕНИЕ - 3 -
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ - 7 -
1.1. Значение игры для развития и становления личности ребенка - 7 -
дошкольного возраста - 7 -
1.2. Игра как средство формирования опыта нравственного - 13 -
поведения детей - 13 -
1.3. Критерии оценки социального поведения детей дошкольного возраста - 25 -
ГЛАВА 2. ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ - 31 -
2.1. Изучение уровня сформированности опыта социального поведения у старших дошкольников. - 32 -
2.2. Формирование опыта социального поведения детей в игре - 35 -
3.3. Результаты экспериментальной работы - 60 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 65 -
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - 67 -
ПРИЛОЖЕНИЕ - 70 -
Помимо влияния на непосредственное душевное состояние детей подобные факты оказывают и более долгосрочное влияние. Они сказываются на представлении ребенка о себе самом и вере в свои возможности; на формах и способах его общения с другими детьми, на его отношении - к ним и т.д.
Вопросы взаимоотношений дошкольника со сверстниками, которые проявляются в поведении детей, приобретают особую остроту именно в детском саду, где ребенок, хочет он того или нет, вынужден целый день находиться в компании других детей, и не может, в отличие от домашнего ребенка, избегать общества нежелательных и неприятных ему партнеров.
Дети, не имея опыта правильных действий в ситуации неудовлетворения какой-то потребности, неприятия идеи и т.д. не умеют цивилизованным образом доказать свою правоту, защитить состоятельность своей идеи. Часто такие столкновения заканчиваются дракой, обидой и разрывом отношений, которые глубоко переживаются детьми и не способствуют укреплению их психологического здоровья.
Укрепление психологического здоровья дошкольника – одна из проблем современной дошкольной педагогики. Ей необходимо решать задачу по формированию положительных взаимоотношений детей, по приучению их пользоваться разнообразными способами культурного организованного поведения [44].
Пути реализации данной задачи даны в исследованиях основ нравственного воспитания, разработанных ведущими детскими психологами и педагогами Якобсон С.Г., Элькониным Д.Б., Логиновой В.И., Смирновой Е.О., Запорожцем А.В., Марковой Т.М., Буре Р.М. [18,19,25,36,38].
А.И. Леонтьев, известный отечественный психолог, разрабатывая проблему ведущего вида деятельности в развитии детей, отмечал, что деятельность не может положительно повлиять на воспитуемого, если она не имеет для него «личностного смысла» [38].
В совместных играх складываются интересы и стремления детей, развиваются их способности, закладывается фундамент нравственных качеств. Можно сказать, что воспитание личности есть, прежде всего, накопление опыта взаимодействия, взаимодеятельности, взаимоотношений.
Умение ребенка взаимодействовать с окружающим миром является одним из условий его душевного здоровья. В ситуации умения решить бесконфликтно жизненную проблему, он защищен от тревоги, стрессов, срывов нервной системы. И в то же время он будет всегда затребован обществом.
Таким образом, признавая игру ведущим средством развития и воспитания ребенка дошкольного возраста, современная наука отводит ей, прежде всего роль, как средству формирования способов взаимодействия со сверстниками на основе подчинения правилам культуры поведения, правилам социального поведения.
В современном обществе деятельность людей основана на коллективном сотрудничестве, поэтому, начиная с детских лет необходимо воспитывать у будущих граждан умение жить в коллективе: вместе играть, трудиться совместно, ответственно относится к делу. Воспитание навыков и привычек к совместной деятельности с другими, выполнение обязанностей по отношению к коллективу не могут быть сформированны в процессе индивидуальных контактов воспитателя с детьми или индивидуальных взаимодействий детей, эти качества личности могут быть воспитаны только в совместной деятельности, в которой детьми решаются общие задачи и общие усилия направляются к единой цели. В процессе деятельности, которая объединяет детей общим замыслом, общими переживаниями, возникает потребность в распределении поручений, согласовании действий, в необходимости подчинять собственные желания требованиям других. Совместная деятельность, вызывая согласование действий, общие чувства и переживания, тем самым организует детей и формирует навыки социального поведения.
Воспитание устойчивости поведения, складывание характера и волевых качеств на ступени дошкольного возраста служит предпосылкой последующего, более эффективного развития организованных форм поведения. Упустить этот возраст – значит, многое перевоспитывать в дальнейшем.
Рассматривая организованное поведение в плане взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, мы подчеркиваем значение этого качества в складывании начал коллективизма.
Организованность поведения является важной стороной морального поведения детей и проявляется в знании правил и умении их выполнять, подчинятся общим требованиям, в готовности совместными усилиями достигать поставленной цели, согласовывая между собой действия.
Мы убеждены, что рассматривать какую-то одну сторону социального поведения невозможно: оно проявляется и формируется в тесной связи с другими нравственными качествами. Развитие их на более ранней ступени дошкольного возраста, является основой воспитания социального поведения.
На ступени дошкольного возраста дети приучаются действовать заодно с другими детьми - играть вдвоем, в небольшом коллективе, вместе убирать игрушки, что-то строить, направлять действия к единой цели, подчиняться правилам игры.
Дети усваивают важные для развития социального поведения культурно-гигиенические навыки, некоторые правила поведения в обществе сверстников, которые, прежде всего, предполагают развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей. Осваивая нормыопыта социального поведения, принятые в группе, дети непременно проявляют активность; она выступает в умении сдерживать себя, управлять своими чувствами, желаниями, порой мешающими выполнять свои обязанности по отношению к другим детям.
Освоение и присвоение ребенком старшего дошкольного возраста норм морали предполагает знание и понимание ребенком сущности нравственных правил и способов поведения в процессе взаимодействия.
Правила, определяющие организованное поведение ребенка и являющиеся основанием положительных взаимодействий его с окружающими, можно представить следующим образом.
Знание и понимание детьми сущности правил взаимодействия [42].:
что значит быть доброжелательным, чутким, проявлять отзывчивость;
почему надо быть доброжелательным, чутким, проявлять отзывчивость;
что значит играть дружно, быть справедливым;
почему нужно выполнять правила, их гуманистический смысл;
что дружеское отношение сверстников зависит от того, как ребенок обращается с другими, умеет ли быть приветливым, интересным собеседником и партнером в игре;
что значит учитывать настроение сверстника в общении с ним;
что нельзя смеяться над недостатками внешности других детей, дразнить, давать прозвища;
что такое несправедливость по отношению к слабому;
почему недопустимо проявлять такие отношения;
возможных негативных последствий для других своими неосторожными действиями (толкнул, напугал, бросил камнем, песком).
Знание и понимание способов положительного взаимодействия:
конкретных способов и приемов распределения ролей, игровых материалов (считалки, жеребьевка, очередность, общая договоренность);
способов исправления своей неловкости и неосторожности;
способов улаживания конфликтов;
способов знакомства;
способов налаживания отношений в разных ситуациях: как включиться в любую коллективную деятельность, как принять в нее сверстника, как тактично отказать в чем-либо и др.
Основными показателями нравственного поведения, которые служат критериями непосредственногоопыта социального поведения являются умения:
с улыбкой обращаться с предложениями, вопросами, просьбами;
внимательно выслушивать ответ;
в вежливой форме отвечать на вопросы;
доброжелательно, достойно предлагать свою помощь при затруднениях;
научить другого тому, что умеешь сам;
согласовывать свои действия с действиями сверстников;
спокойно высказывать свое мнение, вносить предложения;
соблюдать установленный порядок поведения в группе;
регулировать свою активность: соблюдать очередность, учитывать права других детей;
пользоваться способами мирного разрешения конфликтов.
Активность в игре проявляется и в самоконтроле. Этот акт растущего детского самосознания в большей мере, чем что-либо, содействует развитиюопыта социального поведения.
Анализируя условия формирования поведения детей, мы видим, что при выполнении четких, точных и всегда посильно трудных требований усиливается роль самоконтроля, именно это побуждает ребенка к постоянному активному усилию, к необходимости организованно вести себя.
Организованность поведения тесно связана с волей. Причины неопыта социального поведения можно усматривать, прежде всего, в недостаточном волевом развитии.
В дошкольном возрасте происходят существенные изменения в волевом развитии ребенка, особенно эти изменения заметны на седьмом году жизни. Проявление воли есть проявление активности личности. А.С.Макаренко подчеркивал: "Воля – это не просто желание и его удовлетворение, а это и желание и остановка, и желание и отказ одновременно. Если ваш ребенок упражняется только в том, что он свои желания приводит в исполнение, и не упражняется в тормозе, у него не будет большой воли. Без тормоза не может быть машины, и без тормоза не может быть никакой воли"[34].
Итак, мы приходим к выводу, что поведение, направленное на достижение поставленной цели, на утверждение порядков, правил, традиций, принятых в данном обществе, и помогающее устанавливать слаженные взаимоотношения, является организованным, в нем мы отчетливо видим тенденцию к совпадению морального требования и характера поступков детей. И, наоборот, хаотичность детской деятельности, отсутствие в ней целенаправленности, неумение согласовывать свои действия с другими детьми, считаться с ними, поведение, противоречащее принятым в детском саду устоям, порядкам, будет неорганизованным.
Организованным мы называем такое поведение, при котором ребенок постепенно становится не только исполнителем требований воспитателя, обращенных к нему персонально или к коллективу в целом, но и начинает предъявлять требования к самому себе, к другим детям.
Воспитаниеопыта социального поведения представляет собой сложный процесс. В этом процессе активно взаимодействуют компоненты, представляющие собой обобщенный опыт, который передается детям от взрослых в виде готовых правил, режима, традиций, порядка жизни учреждения или отдельной группы, с другой стороны, это собственная детская жизнь, разнообразная деятельность, в которой складываются взаимоотношения между детьми, требующие ответственности, умение выполнять общее дело к установленному сроку, согласовывать действия, направляя их к общей цели.
Д.Б.Эльконин подчеркивал: "Лишь активное усвоение ребенком практических умений, научных знаний, норм поведения в процессе определенным образом организованной деятельности может превратить усвоенное в подлинное достояние детской личности и тем самым поднять ее на более высокую ступень развития" [57,с.214].
В общей характеристике морального облика ребенка организованность поведения имеет большое значение, она помогает ребенку найти свое место и определить свою роль в общественном порядке, в жизни формирующегося коллектива. Формирование личности – это целостный процесс, в котором осуществляется одновременно развитие многих качеств, умственных и физических сил, моральных привычек, чувств, отношений.
Глубокие исследования в вопросе формированияопыта социального поведения дошкольников мы находим в трудах Р.И.Жуковской, Е.Ю.Демуровой, в психологическом исследовании А.В.Запорожца.
В анализе организованности дошкольников мы постоянно обращались к роли совместной деятельности детей, значению правил в формированииопыта социального поведения, и здесь мы видим очень тесную связь в развитии игровой деятельности, как ведущей деятельности, ребенка дошкольника и формированииопыта социального поведения.
Таким образом, можно утверждать, что в игре, как ни в какой другой деятельности, происходит более естественное формированиеопыта социального поведения и положительных взаимодействий, становление нравственных качеств личности ребенка дошкольного возраста. Воспитательные возможности игры наиболее полно реализуются при умелом педагогическом руководстве, которое обеспечивает необходимый уровень развития игровой деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает огромную важность организованной деятельности, и в первую очередь, игровой, в развитии личности ребенка, в формировании высоких нравственных качеств иопыта социального поведения старших дошкольников.
Однако в практике детского сада до сих пор не используются в полной мере воспитательные возможности игры, недостаточно высок уровень педагогического руководства игровой деятельностью, что соответственно снижает эффективность формированияопыта социального поведения детей дошкольного возраста.
Основные причины этих недостатков мы видим в отсутствии системности в подборе игр, в слабом использовании принципов дидактики в организации игровой деятельности. Возникает противоречие, которое можно разрешить созданием такой системы организации игровой деятельности, которая бы позволила достаточно эффективно формировать такое качество личности как организованность.