Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 13:02, курсовая работа
Цель исследования: выявить влияние игры на организацию деятельности детских общественных объединений.
Объект исследования: детские общественные объединения как социально- педагогическая система
Предмет исследования: возможности игры в организации деятельности детских общественных объединений
Задачи исследования:
1 изучить психолого- педагогическую литературу по проблеме
2 выявить психолого- педагогическую сущность игры
3 определить на основе анализа основных положений теории и практики возможности использования игры в деятельности детских общественных объединений.
Глава 1. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИГРЫ В ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Исторический взгляд на проблему игры………………………………......6
1.2. Понятие игры………………………………………………………………..8
1.3. Функции игры……………………………………………………………....10
1.4. Виды игр…………………………………………………………………….13
Выводы по первой главе………………………………………………………..15
ГЛАВА 2. ИГРОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ДЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
2.1. Детские общественные объединения как социально- педагогический феномен………………………………………………………………………….16
2.2. Закономерности игрового взаимодействия в детском общественном объединении………………………………………………………………….....19
2.3. Функции игрового взаимодействия в детском общественном объединении…………………………………………………………………….21
2.4. Принципы организации игрового взаимодействия в детском общественном объединении…………………………………………………………………….22
Выводы по второй главе………………………………………………………..23
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. Констатирующий эксперимент…………………………………………....24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………....27
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………28
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИГРЫ В ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Исторический взгляд на проблему игры………………………………......6
1.2. Понятие
игры………………………………………………………………..
1.3. Функции
игры……………………………………………………………...
1.4. Виды
игр…………………………………………………………………….
Выводы по первой главе………………………………………………………..15
ГЛАВА 2. ИГРОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ДЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
2.1. Детские
общественные объединения как социально-
педагогический феномен……………………………………………………………
2.2. Закономерности
игрового взаимодействия в детском общественном
объединении…………………………………………………
2.3. Функции
игрового взаимодействия в детском общественном
объединении…………………………………………………
2.4. Принципы
организации игрового взаимодействия
в детском общественном объединении…………………………………………………
Выводы по второй главе………………………………………………………..23
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. Констатирующий
эксперимент…………………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Детские объединения дают многомерные и достаточно объективные данные о ребенке. Характер его деятельности в коллективе, объединении разнообразен и по содержанию, и по формам, видам, и по занимаемому положению в коллективе. А это дает возможность составить представление о ребенке в естественных условиях, свободном проявлении его «Я».
Сущность детских объединений изложена в таких законах как: Закон «Об общественных объединениях», в постановлении «О регистрации общественных объединений», «О поддержке детских общественных организаций», Закон « О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»
Развитие ребенка в детских объединениях представляется как процесс его вхождения в новую социальную среду, освоение новой социальной роли в обществе. Они создают дополнительные возможности для регулируемой социализации детей, акцентируют внимание на развитие самостоятельности, инициативности, стимулируют проявление организаторских способностей и лидерских качеств.
Жизнь детского объединения- это игра, а игра- это основа детской жизни, широко распространенная форма воспитательной, социально- педагогической работы с детьми. В играх проявляются индивидуальные и возрастные особенности детей.
Игра дает ребенку следующие возможности:
- проявить свои творческие навыки
- создать и сплотить коллектив
- изучить окружающий мир
- открыть проявления своего «Я», личного творчества, активности, самопознания и самовыражения.
Игра- главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, дружбы.
Она приносит ребенку радость общения с единомышленниками.
Игра в разных ее модификациях способствует воспитанию и развитию, социализации и самоопределению детей. В игре формируются стороны личности ребенка. Игра- ведущий вид деятельности ребенка.
С.Л. Рубинштейн (1976) отмечал, что игра хранит и развивает детское в детях, что она их школа жизни и практика развития.
По мнению Д.Б. Эльконина[10] ( 1978) « в игре не только развивается или заново формируются отдельные интеллектуальные операции, но и коренным образом изменяется позиция ребенка в отношении к окружающему миру и формируется механизм возможной смены позиций и координации своего точки зрения с другими возможными точками зрения»
Большой вклад в изучение игры внесли такие ученые, как А.С Макаренко, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская.
А.С. Макаренко рассматривал игру, как наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Он говорил, что: « Воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре»
Н.К.
Крупская считала, что « игра- это
потребность растущего
1 стремление ребенка познать окружающий мир
2 активность ребенка в познании»
Игра- важнейшее средство саморазвития ребенка, непроизвольной тренировки не только физических, но и психических свойств и качеств ребенка.
Игра способствует саморазвитию и социализации ребенка.
Таким образом, к игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в обществе, со сверстниками, участвовать в общении со взрослыми.
Игра развивает, воспитывает, обучает и развлекает ребенка. Все эти возможности игры могут быть реализованы в деятельности детских общественных объединений.
В данной работе я ставлю перед собой следующие цели и задачи.
Гипотеза: доказать, что игра является основой деятельности детских общественных объединений
Цель исследования: выявить влияние игры на организацию деятельности детских общественных объединений.
Объект исследования: детские общественные объединения как социально- педагогическая система
Предмет исследования: возможности игры в организации деятельности детских общественных объединений
Задачи исследования:
1 изучить
психолого- педагогическую
2 выявить
психолого- педагогическую
3 определить
на основе анализа основных
положений теории и практики
возможности использования игры в деятельности
детских общественных объединений.
На разных стадиях эволюции социальный по содержанию и по форме феномен игры развивался на всем протяжении человеческой истории и приобретал различные качества и особый общественно-культурный смысл.
Игра
– великое изобретение
Игра-
широко распространенная форма воспитательной,
социально- педагогической работы с
детьми, приоритет в разработке теоретических
и практических основ которой
принадлежит отечественной
Термин «игра» появился в отечественной педагогической печати в 1934 в связи с созданием в г.Загорске Московской области лаборатории Научно- исследовательского института экспериментной игротеки под руководством О.А. Дьячковой; в словари этот термин попал лишь в 1957.
Начало разработки теории игры обычно связывают с именами таких мыслителей как Ф.Шиллер и Г. Спенсер. Значительный вклад в данную теорию внесли Бюлер, Гросс, З.Фрейд, Вундт, Дьюи и многие другие.
В отечественной педагогике и психологии серьезно разрабатывали теорию игры К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, Г.В. Плеханов, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.С. Мухина, С.А. Шмаков и другие.
Проблема игры издавна привлекала к себе внимание исследователей.
С.А. Шмаков в своей работе «Игры детей - феномен культуры», считает, что игра была связана с разными видами искусства. Дикари играли как дети, в игру входили пляски, песни, элементы драматического и изобразительного искусства. Иногда играм приписывали магические действия. Таким образом, человеческая игра возникает как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми .
Д. Ушинский склонялся к пониманию необъятных творческих возможностей человека. Он отделял учение от игры и считал его непременной обязанностью школьника. «Учение, основанное только на интересе, не дает окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силой воли» .
В. Л. Сухомлинский[8] писал: « Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка.. Для него игра – это самое серьезное дело.»
Л. С. Выготский заметил у детей дошкольного возраста появление замысла, что означает переход к творческой деятельности. В раннем детстве ребенок идет от действия к мысли, у дошкольника уже развивающаяся способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Это проявляется во всех видах деятельности, и, прежде всего в игре.
Выготский и его ученики считают исходным, определяющим в игре то, что ребенок, играя, создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем переносным значениям, которые он при этом придает окружающим предметам.
Особой
знаменитостью пользуется теория К.Гросса.
Гросс усматривал сущность игры в том,
что она служит подготовкой к дальнейшей
серьезной деятельности, в игре ребенок,
упражняясь, совершенствует свои способности.
Игра является необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельностью. В игре все события как бы «пропускаются через переживание…ребенок не символизирует в игре, но желает, исполняет желание, пропускает через переживание основные категории действительности». Игра понимается нами не только как средство воспитательно- образовательной работы, но и как форма организации жизни подростка в детском общественном объединении. Это один из основных видов детской деятельности, в процессе которой у подростка развивается способность чувствовать эмоциональное состояние окружающих, способность занимать позицию переживающего и совершать определенные действия.
Игра для ребенка не только некая экспериментальная площадка. Более того, игра для него огромный мир причем, мир собственно личный, где ребенок может все, что захочет. Все, что ему запрещается взрослыми.
- игра
предоставляет ребенку
- игра- это свобода. В играх ребенок совершенно свободен
- игра- это фантазия
- игра- путь поиска ребенком себя в коллективе, в обществе
- игра
свобода самовыражения,
- игра- главная сфера общения детей
Игра- важнейшее средство саморазвития ребенка, путь непроизвольной тренировки физических и психических свойств и качеств ребенка: внимания, памяти, наблюдения, абстрагирования, терпения и воли.