Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 19:59, реферат

Описание работы

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.

Работа содержит 1 файл

методист.doc

— 56.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Значение  сюжетно-ролевой игры

в дошкольном возрасте

 

 

 

 

 

 

 

 

Шымкент 2013

 

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы  и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.

Детские игры – явление  неоднородное. Они разнообразны по содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу. В педагогике делались неоднократные попытки дать классификацию игр. Вашему вниманию представляется классификация С.Л. Новоселовой.


 

 


 

 

 

 

 

На протяжении всего  дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности.

Главным компонентом  сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой  игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:

  • Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник»,»дни рождения» (большое место уделяется кукле)
  • Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль)
  • Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т.д.)
  • Игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов)и т.д.
  • Режиссерские игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя и за куклу.

В первые годы жизни при  обучающем воздействии взрослых ребенок проходит этапы развития игровой деятельности, которые представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой  игры.

Первый такой этап –  ознакомительная игра. Относится к возрасту ребенка – 1 год. Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные игрушки, предметы.

На втором этапе (рубеж 1 и 2 года жизни ребенка) появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. Взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание малыша на его целевое назначение.

Третий этап развития игры относится к концу второго – началу третьего года жизни. Формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (баюкают куклу).

Четвертый этап (с 3 до 7 лет) – собственная ролевая игра.

По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи. Ребенок не может представить игру до ее начала, не улавливает логическую последовательность между реальными событиями. Поэтому и содержание игр отрывочное, нелогичное. Малыши часто повторяют в игре действия с игрушками, показанные взрослыми и связанные с бытом: покормил мишку – уложил спать; снова покормил  – и снова уложил спать.

Однако на границе третьего и четвертого года жизни игры становятся более содержательными, что связано с расширением представлений детей об окружающем мире. Дошкольники начинают комбинировать разные события, включая в игры эпизоды из собственного опыта из литературных произведений.

На четвертом и пятом году жизни в играх детей наблюдаются целостность сюжета, взаимосвязанность отражаемых событий. У дошкольников складывается интерес к определенным сюжетам. Дети живо откликаются на новые впечатления, вплетая их, как сюжетные линии, в знакомые игры. Обогащению содержания помогает взаимодействие детей в игре, когда каждый вносит что-то свое, индивидуальное.

Дети старшего дошкольного возраста обдуманно подходят к выбору сюжета, обсуждают его предварительно, на элементарном уровне планируют развитие содержания. Появляются новые сюжеты, которые навеяны впечатлениями, почерпнутыми за пределами дошкольного учреждения.

Содержание сюжетно-ролевой  игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. Роль появляется в игре на границе раннего и дошкольного возраста.

Для ребенка роль –  это его игровая позиция: он отождествляет  себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с  представлениями о данном персонаже.

На протяжении дошкольного  детства развитие роли в сюжетно-ролевой игре происходит от исполнения ролевых действий к ролям образам.

У младших дошкольников преобладают бытовые действия: варить, купать, мыть, возить. Затем появляются и ролевые обозначения, связанные с теми или иными действиями: я – врач,  я – мама, я – шофер. Взятая роль придает определенную направленность, смысл действиям с предметами.

В среднем дошкольном возрасте выполнение роли становится значимым мотивом игровой деятельности: у ребенка развивается желание не просто играть, а выполнять ту или иную роль. Смысл игры для дошкольника 4-5 лет заключается в отношениях между персонажами. Поэтому ребенок охотно берет на себя те роли, отношения в которых ему понятны.

В старшем дошкольном возрасте смысл игры заключается в типичных отношениях лица, роль которого выполняет ребенок, с другими лицами, роли которых берут на себя другие дети. В играх появляются ролевые диалоги, с помощью которых выражаются отношения между персонажами, устанавливается игровое взаимодействие. Для качества выполнения роли важно отношение к ней ребенка. Поэтому следует иметь ввиду, что старшие дошкольники неохотно выполняют роли, которые, по их представлениям, не соответствуют их полу.

Необходимо отметить, что воспитатель на всем протяжении становления сюжетно-ролевой игры выступает в роли руководителя игры. В педагогической науке выделяют 2 этапа руководства сюжетно-ролевой игрой:

  • Подготовительный (обогащение впечатлений детей путем целенаправленной работы на занятиях, экскурсиях, целевых прогулок, чтение художественной литературы, просмотр диафильмов, телепередач, создание предметно-развивающей среды).
  • Основной  (начало, ход, конец игры). Используются косвенные и прямые приемы руководства (участие в игре, совет, напоминание, объяснение, взятие главной или второстепенной роли, внесение атрибутов т.д.).

В заключении хочется отметить, что сюжетно-ролевая игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

 

Список использованной литературы 

1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

 

 
Использованные материалы 

1. Аптина Н.А. Игровая  деятельность дошкольников, презентация, 2009 г.

 


Информация о работе Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте