Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у старших до-школьников опыта общественного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:39, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - определить систему руководства игровой деятельностью детей, которая будет способствовать формированию опыта социального поведения детей в обществе сверстников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ - 3 -
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ - 7 -
1.1. Значение игры для развития и становления личности ребенка - 7 -
дошкольного возраста - 7 -
1.2. Игра как средство формирования опыта нравственного - 13 -
поведения детей - 13 -
1.3. Критерии оценки социального поведения детей дошкольного возраста - 25 -
ГЛАВА 2. ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ - 31 -
2.1. Изучение уровня сформированности опыта социального поведения у старших дошкольников. - 32 -
2.2. Формирование опыта социального поведения детей в игре - 35 -
3.3. Результаты экспериментальной работы - 60 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ - 65 -
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ - 67 -
ПРИЛОЖЕНИЕ - 70 -

Работа содержит 1 файл

игра социальное поведентие.doc

— 524.00 Кб (Скачать)

В игре "Переезд на новую квартиру" мы ставили детей в услови­я, при которых привычные действия с предметами, игрушками надо бы­ло реализовать на новом месте: дети должны были отобрать нужные иг­рушки, разместить их по-новому. Мы наблюдали, как проявляли себя дети; в беседах с ними выясняли, что им нужно будет на новой квар­тире, как они будут перевозить вещи, что повезут в первую очередь. Дети каждый раз должны были придумывать новый вариант игры. Первый вариант игры был прост: на новую квартиру привезли ве­щи, дети расставляли мебель, разговаривали по поводу новой квартиры.

Катя: Теперь у нас будет хорошо, всем будет место.

Галя: А вот там у нас кухня, всю посуду давайте туда.

Катя: - Зачем же всю? Чашки в буфет поставим, а кастрюли и сковородки в кухню отнесем, ведь там обед готовить будем.

Расставляя мебель, дети договаривались, где поставить стол, стулья, как разместить шкаф, буфет и кровати, чтобы всем куклам бы­ло удобно.

Расстановка мебели, размещение посуды и одежды на положенные места заняло все время, отведенное для игры.

В следующий раз игра приобрела новое содержание – новоселы ожидали гостей.

Дети распределили между собой обязанности: двое убирали квар­тиру, наводили в ней порядок, двое готовили на кухне угощение, а гости советовались, что подарить на новоселье. Потом хозяева при­ветливо встречали гостей, принимали подарки, показывали новую квар­тиру, сервировали стол к торжественному обеду. Перед тем как садит­ся за стол, Лида П. начала играть на пианино, ей сделали замечание: "Не надо сейчас играть, все за стол сядут, обедать будем". Лида, подчинилась требованию, игра не нарушилась.

Дальнейшее развитие игры возобновилось после ремонта групповой комнаты. Дети сами как будто приехали на новую квартиру и к игре вернулись с новым интересом. Привезли мебель, старались все красиво разместить, договорились между собой о том, что все будут беречь.

Иру Ж. предупредили: "А ты не будешь с нами играть, ты никогда игрушки не убираешь". Ира смутилась, но признала за собой виду: "Это я раньше так, а теперь я буду убирать".

В поведении детей появлялась требовательность к товарищам, стремление привести их отношение к игрушкам в соответствие с уста­новленными правилами.

Лида Д., убирая игрушки, говорит: "Ведь квартира-то у нас но­вая, надо, чтобы все было хорошо убрано".

В игре утвердились правила, за выполнением которых дети сами следили: разговаривать тихо, вежливо; входя в квартиру позвонить, тем, кто приходит, отвечать вежливо, предложить войти.

Мы стремились поощрять утверждение этих правил, старались вы­зывать различные ситуации, в которых возникала бы необходимость применить правило. Например, в новую квартиру пришел почтальон, принес письмо; пришел мастер проверить исправность телефона (этими персонажами выступали педагоги) и пр.

Хорошим дополнением к игре в новую квартиру явилось предложе­ние приобрести телевизор: участники игры стали показывать детские передачи. Дети охотно расставляли стулья, рассаживали кукол, сами располагались рядом; к играющим на это время присоединялись обычно и другие дети, однако право демонстрировать фильм принадлежало только тем, кто участвовал в игре.

Дети приносили картинки из дома, находили старые книги, из ко­торых можно было вырезать картинки для телевизора.

Содержание игры варьировалось, но правила оставались; дети напоминали о них каждому, кто вновь примыкал к игре.

Мы видели, что организованность поведения детей в игре высту­пает также в умении согласовывать замысел с другими детьми, в умении пользо­ваться общими игрушками.

Мы прослеживали, как удается детям удержаться в рамках общего замысла, при умении согласовывать действия, и выясняли причины рас­пада игры.

Мы фиксировали детские предложения в ходе игры "Переезд на но­вую квартиру" (приложение 2). Всего за четыре наблюдения дети сделали более двадцати предложений. Часть из них касалась использо­вания предметов игры, игрушек, другие были направлены на развитие содержания игры, на изменение ее содержания, введение новых ролей, третьи - на изменение принятых правил.

Наблюдение творческих игр показало, что при слаженности взаимоотношений, доброжелательном отношении друг к другу, при атмосфере взаимного доверия и более или менее равного положения каждого играющего, поведение их характеризуется искренностью, непосредственностью, а возникновение творчества является естественным ходом раз­вития мысли и воображения группы играющих детей. Инициатива, одного охотно поддерживается другими.

Творческие игры не развиваются в тех группах играющих детей, у которых нет умения договариваться друг с другом, где не установи­лась атмосфера взаимной доброжелательности.

Предложения, которые делали дети в ходе игры, являются важным условием согласования действий, установления добрых взаимоотноше­ний. Предложенное новое правило или изменение существующего подвер­галось обсуждению и принималось или отвергалось играющими детьми. Доказать целесообразность своего предложения – важный шаг в самоут­верждении ребенка. Возникающие споры, приведение доводов "за" и "против", учили детей договариваться друг с другом, убеждать, усту­пить. Поэтому мы старались в полной мере использовать каждую конф­ликтную ситуацию для развития у детей умения договориться, аргументировано доказать свою точку зрения, с другой стороны умения сог­ласиться, уступить разумному предложению.

В современной строительной игре качества организованности неп­ременно выступают как необходимый элемент деятельности и определяют ее коллективный характер.

При наличии общего замысла коллективный характер строительной игры в старшей группке дошкольного возраста, является преобладающим. Мы наблюдали, что в тех группах, где воспитатели уделяют внимание строительным играм, дети развертывают совместные игры, но согласо­вание действий представляет даже для них известные трудности. Ведь участвующие в строительной игре должны подчинятся общему плану – каждый выполняет часть общего сооружения, и по условиям игры не может строить что-то другое. Никто также не должен намного опере­жать других участников стройки или отставать в выполнении своей части работы. Деятельность, таким образом, согласуется между всеми детьми не только по замыслу, но и по срокам, что возможно только при условии ритмичности общей работы и работы каждого. Все эти ус­ловия мы использовали в своей экспериментальной работе.

Первой постройкой, которую предложил педагог, был новый дом. Дети сначала рассматривали, какой материал у них есть, подумали, как они его используют. Договорились о том, что строить будут трое: двое построят дом, а третий позаботится о том, чтобы огородить участок вокруг дома и на нем сделать скамейки и посадить деревья.

Воспитатель предложила детям самим решить, кто будет стро­ить дом, кто огораживать участок. Просила рассказать, где что бу­дет, что будет делать каждый ребенок. Она объяснила детям, что они не должны мешать друг другу, что они могут советоваться, но не вы­полнять работу за другого.

При воспитанииопыта социального поведения мы ставили перед детьми задачу не делать за товарища, а научить его тому, что умеешь сам. "Умеешь сам – научи другого" стало в группе популярным выраже­нием.

В ходе работы мы наблюдали за тем, выполняют ли дети свою часть самостоятельно, не подменяют ли друг друга, согласовывают ли свою работу в темпе, в масштабе с остальными.

Когда дети заканчивали постройку, мы предлагали им рассказать, кто что построил, одобряли дружную работу, умение договариваться. При этом подчеркивали, что такую сложную постройку дети сделали быстро и хорошо только потому, что они работали вместе и дружно.

Вторая постройка, предложенная нами детям, была трамвайная ли­ния. С детьми договорились, что трамвайные пути будут идти в двух направлениях, чтобы встречные трамваи не сталкивались. Мы предложи­ли детям самим определиться, кто будет строить трамвай на первой, кто на второй линии, а кто – пути. Предварительно вспомнили, как ук­ладываются трамвайные линии (у детей уже есть опыт). При выполнении данной постройки мы явно увидели важность высокого уровняопыта социального поведения. Дети, обладающие таковым, быстрее усваивали за­дание, быстрее с ним справлялись, были примером для остальных. Мы увидели, что строительные игры являются эффективным средством фор­мированияопыта социального поведения, развития чувства ответствен­ности. Здесь очень важен ритм выполняемых действий, да и просто само выполнение: не выполнил свое задание –  нет целостности всей пост­ройки. Кроме того, строительство именно двух линий позволило услож­нить задачу необходимостью согласовывать действия, не мешая друг другу, поровну и по необходимости делить игрушки.

В ходе опытной работы нередко возникали трудности, наблюдались отклонения в выполнении правил поведения со стороны отдельных де­тей, особенно в тех случаях, когда изменялись условия режима, предъявлялись новые непривычные требования. Это были дети, чьи действияопыта социального поведения отнесены к Ш уровню развития, однако основная часть детей имела к концу опытной работы уже достаточно устойчивые навыкиопыта социального поведения. Возникающие недоразумения дети в большинстве случаев научились устранять без вмешатель­ства педагога и лишь в наиболее сложных ситуациях прибегали к его помощи.

В развитииопыта социального поведения мы большое значение придавали подвижным играм, в которых дети, усваивая общие для всех правила, учились согласовывать движения, выполнять действия по сиг­налу, в определенном темпе и ритме, наблюдать действия партнеров, сдерживать импульсивные побуждения; сознательно определять направление движения, миновать препятствия при беге и пр.

Игры с правилами – один из своеобразных методов усвоения норм поведения детьми дошкольного возраста. Методы словесных воздействий в виде голого морализирования, словесных наставлений и посто­янной ссылки на пример лучших детей не дает ощутимых результатов в нравственном воспитании детей этого возраста. Участие в играх с правилами – это практика собственных детских взаимоотношений, в ко­торые дети вступают потому, что этого требуют условия игры, участие в которой возможно только лишь при соблюдении правил. В этих усло­виях поведение детей определяется не субъективным, а объективным фактором, заключенным в правиле игры, которое столь же обязательно, сколь постоянно. Невыполнение правил игры ставит ребенка вне игры, вне коллектива играющих, что более ощутимо для него, чем замечания и наставления, которые по существу не меняют положения ребенка сре­ди других детей.

Правила игры и их усвоение, более эффективно воздействуют на поведение детей и их взаимоотношения, чем усвоение бытовых правил. В игре в большей мере затрагиваются детские интересы, приводится в действие  эмоциональная сфера.

В ходе работы мы прослеживали постепенно возрастающие умения детей самостоятельно организовывать деятельность. Вначале количест­во участников ограничивалось нами, а затем самим детям предоставлялась возможность определить, сколько человек будет играть, кого из детей прив­лечь к игре. Функции организаторов игр передавались разным детям.

Подвижные игры проводились с детьми ежедневно. В подборе игр была намечена известная последовательность: от более простых к более сложным. В простых играх дети выполняют одинаковые действия, напри­мер, вбегая в круг или  выбегая из него по сигналу, в более сложных действия двух водящих согласуются с действиями всех других детей (кот и мышка, жгут). В играх следующей ступени трудности в основу был положен момент соревнования, который и определял действия группы играющих детей, причем от поведения каждого играющего зави­сил выигрыш или проигрыш группы. Мы использовали самые простые иг­ровые упражнения типа "Чья команда быстрее построится" (здесь ма­лейшее замешательство каждого, может подвести всех остальных членов команды).

Большую воспитательную ценность, дисциплинирующий эффект имеют игры с предметами. Мы предлагали детям различные веревочки, обручи, мячи, камешки, ленточки, скакалки разных длин и размеров. Мы отме­тили, что именно в играх с предметами дети сами устанавливают пра­вила, договариваются, что считать ошибкой, что нет, действия их наи­более согласованны, мнение большинства приоритетно.

С целью последовательного развития умения действовать по сиг­налу, договариваться с партнерами по игре, согласовывать действия, что является важным, показателемопыта социального поведения детей стершей ступени дошкольного возраста, была проведена игра "Зайцы и волк". Игра имеет три последовательно усложняющихся варианта.

Первый вариант: Участвует семь человек - шесть зай­цев и один волк. Детям рассказывают игру: "Каждый день зайцы us своих домиков бегают на огород грызть капусту. Зайцы живут по двое в своих домиках, они очень дружны и всегда помогают друг другу – никогда братца в беде не оставят (на земле означается место, где жи­вут зайцы, где находится огород). Зайцев подстерегает волк; когда они бегут на огород или с огорода домой, волк живет в своем доме (обозначается дом волка). Зайцы договариваются между собой, кто будет старший заяц. Когда старший заяц скажет "пора", все зайцы бегут, а волк их  старается поймать. На огороде зайцы едят капусту, а когда старший заяц скажет "домой" – все бегут в свои домики. Зайцы боятся волка, они бегают быстро, стараются запутать свои следы.

В первом варианте прослеживалось правило – действо­вать по сигналу, договариваться между собой. Дети быстро усвоили правила игры. Благодаря тому, что с ними регулярно проводились игры и на прогулке, и в помещении, у них оказались хорошие навыки действовать по сигналу и умение договариваться.

Мы наблюдали за поведением 28 детей (четыре семерки). Каждая подгруппа играла в этот вариант не менее двух раз. Нами было зафик­сировано лишь три случая невнимательного отношения к сигналу (Сере­жа А., Наташа У., Лариса Г.); дети замешкались и выбежали из "огорода" после того, как остальные проделали уже около половины пути к дому.

Дети легко договаривались о том, кто будет старший заяц. Мирно отдавали роль другому ребенку при повторной игре.

Через неделю детям был дан второй, более новый вариант игры. Во-первых, было увеличено расстояние между домом зайцев и ого­родом. Кроме того, зайцев разместили в домике по три, а огород был устроен за забором, который составили семь детей, взявшись за руки. В заборе в определенном месте имелась лазейка, которую устроили два рядом стоящих ребенка, держа за концы цветную ленту, было введено дополнительное правило, по которому волк не мог ловить зайцев, если они при его приближении успеют сделать кружок, взявшись за руки по трое. Как и в первом варианте, дети договариваются о том, кто будет старший заяц, бегут по его команде "пора". С огорода возвращаются по команде "домой", причем команда вычленяется из контекста. Стар­ший заяц говорит: "Наелись зайчики капусты и побежали домой".

Информация о работе Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у старших до-школьников опыта общественного поведения