Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 00:57, шпаргалка
основные темы и понятия.
5.Основные различия российского и зарубежного М.
Различие по следующим пунктам: 1)внешняя среда (в силу различий исторического развития); 2) менталитет народа (взгляды, привычки, психология, нравственный уровень). Отсюда следующие различия:
1.Преобладающий метод управления. В США и Зап. Европе - экономический, дополнен командным и социально-психологическим. В России - командный, дополнен экономическим и немного социально-психологическим.
2.Преобладающий
стиль руководства. В США и Зап. Европе
- консультативно- демократический или
благосклонно-авторитарный. В России -
эксплуататорско-авторитарный или авторитарно-пассивный.
Япония - основанный на участии или консультативно-
3.Сосредоточенность менеджеров. В США и Зап. Европе - на деле или на людях, или на том и другом. В России - на себе или на деле или на том и другом. В Японии - на людях и на деле.
4.Преобладающий тип управленческих решений. В США и Зап. Европе - единолично-консультативный или компромисс. В России - сугубо единоличный или единолично-консультативный. В Японии - конценсуум или компромисс.
5.Структура управленческих решений. США и Зап. Европа - короткая фаза подготовки, длинная фаза исполнения. В России - очень короткая фаза подготовки, очень длинная фаза исполнения. В случае провала оправдание: “хотели как лучше, получилось как всегда”. В Японии - длинная фаза подготовки, короткая фаза исполнения.
6.Преоладающий тип мотивации как процесса настройки на труд. В США и Зап. Европе - мотивация конкретных работников на основе экономических и нематериальных стимулов. Россия - мотивация конкретных работников материальными стимулами на основе досужих домыслов руководителей, мотивация принуждением и отсутствие мотивации. Япония - мотивация работы на фирму. Формирование корпоративного сознания.
7.Планирование. США и Зап. Европа - упор на долгосрочное стратегическое планирование. Россия - работа на основе краткосрочных планов или бесплановая. Япония - тщательное стратегическое и тактическое планирование.
8. Демократизация производства. В США и Зап. Европе - умеренное привлечение работников к управлению. Россия - очень слабое привлечение к управлению. Япония - активное привлечение работников к управлению.
9.Автоматизация управленческих решений. США и Зап. Европа - высокая и очень высокая. Россия - очень низкая и низкая. Япония - очень высокая и высокая.
10.Организационная культура. США и Зап. Европа - высокая. Россия - очень низкая и низкая. Япония - высокая.
11.Назначение
на высокую руководящую должность. США
и Зап. Европа - требуется высокая профессиональная
квалификация и опыт успешной работы.
Россия - необходимы личные связи, иногда
требуются формальные основания в виде
диплома или некоторого опыта работы на
какой-либо руководящей должности. В Японии
- обязательно базовое высшее образование
(предпочтительно университетское) плюс
наличие степени как результата защиты
новой научно-практической работы.
6.Соотношение М. С другими науками.
М. Оперирует тремя понятиями, - это цели, эффективность, человек. Эти понятия затрагивают и другие науки: экономика, право, этика, социология, психология, информатика и другие науки. Изобразим на схеме положение М. в общественном процессе, среди других наук.
Рисунок 2
Рисунок
показывает единый общественный процесс,
в котором М. важен наряду с другими науками
и находится в тесной взаимосвязи со всеми
элементами этого процесса. Далее кратко
раскрыть суть процесса (управление - превратилось
в особый вид деятельности, когда производственные,
экономические и другие процессы усложнились,
охватили весь общественный процесс, и
стало очевидно, что без грамотного управления
этим процессом не обойтись, необходимо
упорядочить все, что происходит в системе,
согласовать все действия отдельных участников.
Управление ставит своей непосредственной
задачей внести определенную упорядоченность
в процесс, организовать совместные действия
людей, достичь согласованности, координации
действий. Наука об управлении - М.
7.Демократизация управления - путь повышения эффективности организации.
Демократизация управления - отличительная черта современного М. Демократия в экономике - развитие сотрудничества между руководителями и персоналом. Формы демократии следующие:
1.Право работников на участие в управлении предприятием в ходе принятия решений (инвестиционные сбытовые, производственные, программные. Это наиболее сильная возможность оказывать влияние).
2,Право работников на участие принятия решений по хоз.-трудовым вопросам, вопросам управления и социальной политики.
3.Право работников в области информации, обсуждения и обоснования решений.
4.Реализация дем. принципов управления вместо иерархических стилей руководства.
5.Учет социальных, кадровых последствий планируемых решений.
Системы “участия в управлении” в Японии функционируют на всех уровнях национальной экономики:
1.На уровне рабочего места, участка, цеха - в виде кружков качества и автономных бригад. 2.На уровне предприятий - в виде производственных комитетов, включающих представителей персонала и администрации, а также “рабочих-директоров”.3.На уровне отраслей, где действуют отраслевые консультативные комитеты, состоящие из представителей профсоюзов и руководителей. 4.На уровне национальной экономики, в масштабах которой существует ряд правительственных консультативных советов труда и капитала.
В Европе законодательно закреплено участие рабочих в управлении в Нидерландах, Франции, Германии. В Германии в 50-х годах принят ряд законов об обязательном участии рабочих в советах директоров с правом голоса.
Отличие
М. в России от зарубежного в плане демократизации
управления состоит в следующем: в США
и Зап. Европе - умеренное привлечение
работников к управлению. В Японии - активное
привлечение работников к управлению.
Россия - очень слабое привлечение к управлению.
Отсюда выводы: высокая конкурентоспособность
японских фирм, японские менеджеры считают,
что потенциал фирмы - мастерство работников.
8.Отличительные черты современного М.
1.Системный подход к управлению - состоит в следующем - предусматривает принятие решений на основе учета важнейших обстоятельств и возможных приемов воздействия в их взаимодействии;
2.Ситуационный принцип управления - утверждает отсутствие рецептов, годных на любой случай. Признает существование принципиальных подходов к управлению. Требует принятия конкретных решений только в связи с конкретной ситуацией;
3.Определяющая роль организационной культуры - формы деятельности и нормы поведения, сложившиеся в деловой практике и сознании работников. Она опирается на систему ценностей, принятых в организации. Играет ведущую роль в развитии и судьбе организации по причине ее глубокого влияния на эффективность всех сторон деятельности.
4.Механизация и автоматизация управленческого процесса - представляет собой внедрение механических устройств в управленческий труд: компьютеров, современных средств связи, множительных аппаратов и другой оргтехники;
5.Демократизация управления - проявляется в активном участии рядовых работников в управлении производством на основе подачи предложений, участии в работе кружков качества, оказании помощи менеджерам при коллегиальных формах подготовки решений.
6.Интернационализация М. - означает усиление роли интернационального фактора в управлении организацией по причине растущего межгосударственного разделения и кооперации труда, а также обостряющейся международной конкуренции.
9.смысл ситуационной концепции менеджмента.
Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом С.П. является СИТУАЦИЯ - конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Используя этот подход руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. СП признает, что общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать. Например: Все организации должны создавать структуры для того, чтобы добиться своих целей. Однако существует множество способов построения организационных структур - может быть создано много или мало уровней управления. Руководители среднего и низового звеньев могут получить большую долю участия в принятии решений, или наоборот - руководители высшего звена могут резервировать за собой право принимать самые ответственные решения. Руководство должно определить, какая структура или прием управления наиболее подходит для данной ситуации и так как ситуация может меняться, руководство должно решить как необходимо соответственно поменять организационную структуру, чтобы сохранить эффективность организации. СИТУАЦИОННЫЙ ПОДХОД - пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь цели организации более эффективно. Ситуационный подход концентрируется на СИТУАЦИОННЫХ РАЗЛИЧИЯХ между организациями и внутри самих организаций. Методологию СП можно объяснить как 4-х-шаговый процесс:
1.Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность (понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и методах принятия решений:
2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются в конкретной ситуации. Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия (повышение з/п приводит к большим затратам. что ведет к разорению)
3.Рук-ль должен правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных. 4.Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект с конкретными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей орг-ции самым эффективным путем.
СИТУАЦИОННЫЕ ПЕРЕМЕННЫЕ и их влияние определяют успех или неуспех СП. ВНУТРЕННИЕ-ситуационные факторы внутри организации (цели, структура, задачи, технология и люди). ВНЕШНИЕ - потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, .финансовые организации и источники трудовых ресурсов. Они разделяются на среду ПРЯМОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (потребители, конкуренты, законы и гос. органы, профсоюзы, поставщики трудовых рес., материалов, капиталов) и среду КОСВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (состояние экономики, социо-культурные факторы. Политические факторы, НТП, Международные события).
10.Роль орг.культуры и успехе предприятия
Орг.культура - это специфические для данной организации ценности, отношения, поведенческие нормы, сложившиеся в деловой практике и сознании работников. Она опирается на систему ценностей организации.
Поведенческие нормы - отношения - ценности.
То, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни - таблички с именами на груди персонала Макдональдса, фирменная одежда персонала на многих предприятиях, в Японии - исполнение гимна в начале рабочего дня, -это верхний слой орг. культуры, который основан на поведенческих нормах, вытекающих из базисных ценностей организации.
Некоторые компании излагают свои базисные ценности в виде кредо. Для большинства организаций ценности - это что-то нематериальное, воспринимаемое сотрудниками через весь комплекс их взаимодействия с организацией - работа, - общение с руководителями, коллегами и подчиненными, -чтение внутренних изданий и др.
Влияние орг. культуры на результаты очень велико - в случае несоответствия орг. целей или ее структуры ценностям и поведенческим нормам сотрудников возникает внутренний конфликт, который может перерасти в глубокий кризис.