Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 01:02, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является рассмотрение валютно-таможенного контроля коммерческих банков.
Задачами работы являются: рассмотреть современное состояние законодательной базы о валютном регулировании и валютном контроле, в том числе виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей, применяемых РФ, правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации, правила ведения валютных операций, валютные ограничения и формирование валютных резервов, а также правила проведения резидентами валютно-кредитных операций; произвести анализ основных экономических операций о валютном контроле, в том числе валютный контроль экспортных, импортных и бартерных операций, выполнение банком функций агента валютного контроля; рассмотреть пути и методы совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля, в том числе методы совершенствования валютного контроля и анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 6
1.1 Виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей,
применяемых РФ 6
1.2 Правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации 19
1.3 Правила ведения валютных операций. Валютные ограничения и формирование валютных резервов 27
1.4 Правила проведения резидентами валютно-кредитных операций 33
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ О ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 41
2.1 Валютный контроль экспортных операций 41
2.2 Валютный контроль импортных операций 55
2.3 Валютный контроль бартерных сделок 76
2.4 Выполнение банком функций агента валютного контроля 84
ГЛАВА 3. ПУТИ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННО-БАНКОВСКОГО ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ 90
3.1 Методы совершенствования валютного контроля 90
3.2 Анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля 101
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 106
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 114
ПРИЛОЖЕНИЯ
В отношении ряда капитальных операций ЦБ России были установлены специальные сроки. Так, Положение о порядке выдачи Банком России разрешений на проведение отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала, от 20 июля 1999 г. N 82-П предусматривает порядок рассмотрения обращений резидентов, которые собираются осуществлять инвестиционные операции, при этом предельный срок рассмотрения документов не должен превышать трех месяцев.
В соответствии с новой редакцией Закона орган валютного контроля должен выдать соответствующее разрешение либо представить мотивированный отказ не позднее двух месяцев с даты подачи резидентом заявления о выдаче.
Ситуация. Резидентом представлены не все документы, необходимые для принятия органом валютного контроля решения о выдаче разрешения.
Поскольку в Законе не оговорено иное, представляется, что двухмесячный срок распространяется и на данный случай. Поэтому Закон возлагает обязанность на орган валютного контроля запросить у резидента недостающие документы в месячный срок с даты подачи им заявления, а на резидента - представить требуемые документы не позднее 10 дней с даты получения запроса.
Уточнены полномочия органов валютного контроля (ст.11 Закона)
Законом
сохранена действующая
Ранее
Закон относил к органам
Поскольку
действующие законодательные
Поэтому в новой редакции уточнено, что органом валютного контроля является не Правительство РФ, а орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.
Как уже указывалось, перечень органов валютного контроля, предусмотренный Законом, был исчерпывающий. Однако без внесения изменений в Закон этот перечень был фактически дополнен ст.198 ТК РФ путем включения в него Государственного таможенного комитета РФ. На основании п.14 ст.7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" статус органа валютного контроля предоставлен также Министерству РФ по налогам и сборам. Соответственно справедливым является отнесение Законом от 31 мая 2001 г. к органам валютного контроля иных федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции, установленной федеральными законами.
Положения Закона, определяющие агентов валютного контроля (п.3 ст.11), претерпели незначительные редакционные изменения. Как и в предыдущей редакции, в качестве агентов валютного контроля непосредственно указаны только уполномоченные банки. Кроме того, ими могут быть организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством РФ. Соответственно агентами валютного контроля являются также органы налоговой полиции и таможенные органы.
Отменен бесспорный порядок взыскания штрафов и других санкций с юридических лиц за нарушение валютного законодательства (п.4 ст.14 Закона)
Ранее
Закон наделял органы валютного
контроля полномочиями бесспорного
взыскания санкций с
Конституционный Суд РФ в определении от 4 марта 1999 г. N 50-О указал, что при наличии валютного правонарушения орган валютного контроля на основании п.4 ст.14 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" вправе принять решение о взыскании штрафа с юридического лица. Это решение может быть в установленном порядке обжаловано в вышестоящий орган валютного контроля и (или) в суд. В случае такого обжалования взыскание штрафа в бесспорном порядке не может производиться, а должно быть приостановлено до вынесения судом решения по жалобе юридического лица.
Исходя из этого Конституционный Суд РФ определил, что положение о бесспорном порядке взыскания с юридических лиц без их согласия сумм штрафов и иных санкций, упомянутых в ст.14 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле", не может применяться судами, другими органами и должностными лицами, что является для всех обязательным и впредь до отмены п.4 данной статьи исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
Обращаясь
в арбитражный суд с
В
соответствии с новой редакцией
п.4 ст.14 Закона при возникновении
спора взыскание санкций приостанавливается.
Пример
В отношении организации органом валютного контроля вынесено постановление о применении санкций за нарушение валютного законодательства и предписание об устранении этого нарушения.
Ситуация 1. Организация обжаловала постановление и предписание в вышестоящий орган валютного контроля или в суд. Срок, установленный для подачи жалобы - 10 дней со дня их вручения, - соблюден.
Обжалование постановления и предписания в установленный срок приостанавливает их исполнение со дня принятия указанной жалобы к рассмотрению. Если жалоба удовлетворена, санкции соответственно не взыскиваются. Если жалоба оставлена без удовлетворения, в течение 15 дней с этого момента взыскиваемые суммы должны быть уплачены организацией добровольно либо взысканы бесспорно.
Ситуация 2. Организация не обжалует постановление о применении санкций. И в течение 30 дней со дня вступления постановления о применении санкций за нарушение валютного законодательства в законную силу не уплачивает взыскиваемые суммы.
По
истечении указанных 30 дней взыскание
происходит без применения судебной процедуры,
то есть в бесспорном порядке.
Е. Перминова,
эксперт
"БП"
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 31, август 2001 г.
Информация о работе Совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля