Совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 01:02, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является рассмотрение валютно-таможенного контроля коммерческих банков.

Задачами работы являются: рассмотреть современное состояние законодательной базы о валютном регулировании и валютном контроле, в том числе виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей, применяемых РФ, правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации, правила ведения валютных операций, валютные ограничения и формирование валютных резервов, а также правила проведения резидентами валютно-кредитных операций; произвести анализ основных экономических операций о валютном контроле, в том числе валютный контроль экспортных, импортных и бартерных операций, выполнение банком функций агента валютного контроля; рассмотреть пути и методы совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля, в том числе методы совершенствования валютного контроля и анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 6
1.1 Виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей,
применяемых РФ 6
1.2 Правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации 19
1.3 Правила ведения валютных операций. Валютные ограничения и формирование валютных резервов 27
1.4 Правила проведения резидентами валютно-кредитных операций 33
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ О ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 41
2.1 Валютный контроль экспортных операций 41
2.2 Валютный контроль импортных операций 55
2.3 Валютный контроль бартерных сделок 76
2.4 Выполнение банком функций агента валютного контроля 84
ГЛАВА 3. ПУТИ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННО-БАНКОВСКОГО ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ 90
3.1 Методы совершенствования валютного контроля 90
3.2 Анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля 101
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 106
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 114
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 21 файл

ДипВалютКонтр.doc

— 648.00 Кб (Открыть, Скачать)

продолжается 1.doc

— 82.00 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонт 1 и 2 глава.doc

— 452.50 Кб (Скачать)

РазвВалКонтр.rtf

— 101.77 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонт 1 глава.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

Банк надзор.doc

— 65.50 Кб (Открыть, Скачать)

Пробл Вал рег.doc

— 71.00 Кб (Открыть, Скачать)

ДипВалКонтр 1 глава.doc

— 378.00 Кб (Скачать)

Спис.doc

— 48.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вып банк Контр.doc

— 64.00 Кб (Скачать)

      Нарушения выполнения функций агента валютного контроля можно разделить на две группы случайные и неслучайные.

      Случайные нарушения возникают по причине  технических или операционных сбоев  в банковских технологиях. Нарушения  этой группы исключим из рассмотрения в данной работе. Остановимся на анализе неслучайных нарушений.

      К неслучайным нарушениям можно отнести неслучайные неумышленные и неслучайные умышленные. Неслучайные неумышленные - нарушения, связанные с непониманием инструкций (или с искренним заблуждением). Нарушения неслучайные умышленные имеют место, когда банк для своей выгоды целенаправленно "идет на поводу" у клиента. Могут быть неслучайные нарушения, которые сложно отнести к первой или второй группе (см. табл. 2).

      Как показывает анализ материалов проверок коммерческих банков, количество неумышленных нарушений составляет менее 40% общего числа нарушений. Количество умышленных нарушений зависит от конкретного банка, но в целом по всем банкам его удельный вес не превышает 10%. Удельный вес нарушений, которые трудно квалифицировать по признаку умышленности, - более 50%.

      Сопоставление конкретных нарушений с видами сделок позволяет сделать вывод, что неслучайные неумышленные нарушения характерны в основном для подозрительных урегулированных сделок (см. табл. 1, класс А1). Неслучайные умышленные - исключительно для сделок, проводимых в нарушение валютного законодательства (класс Б). Нарушения, не поддающиеся точной квалификации, -для подозрительных неурегулированных сделок (класс А2). То есть более 50% общего числа нарушений приходится на подозрительные сделки, валютные операции по которым недостаточно урегулированы.

      Общая стоимость всех подозрительных контрактов, представленных клиентами в кредитные организации Санкт-Петербурга (без учета сумм реально проведенных операций), значительно превышает оценочные объемы (0,3 - 0,8 млрд дол.) бегства капитала через банки города. Вместе с тем стоимость подозрительных сделок, связанных с экспортом/импортом товара, при реализации которых было нарушено валютное законодательство, находится в пределах оцененного бегства.

      Таким образом, банки, предоставляя сведения о подозрительных сделках, включают в их число значительное число сделок, не имеющих ничего общего с бегством капитала. По нашему мнению, целесообразно разработать детальную классификацию сделок, подозрительных на бегство капитала, включив в нее дополнительные признаки-фильтры, например, такие, как завышение импортных и занижение экспортных цен по сравнению с мировыми, передача результатов выполнения услуг по электронным каналам связи, и увязать эти признаки-фильтры с конкретными сделками.

      Таблица  2

      Характерные нарушения правил проведения валютных операций

 
Неумышленные  нарушения Умышленные  нарушения
Не  используется для целей депонирования  средств, подлежащих обязательной продаже, отдельный лицевой счет на балансовом счете 47405. Суммы после  обязательной продажи    зачисляются не на текущий, а на иные (депозитный, кредитный и т. и.) счета.
Прием поручения на обязательную продажу  не на 7-й, а на 8-й день. Зачисление на счет 47405 не на 8-й день, а в день продажи.

Проведение расчетов через резидентов-поверенных, т.е. посредников, выступающих не от своего имени

Банк не требует  от страховых  организаций   и  перевозчиков ежеквартальных отчетов  о завершенных контрактах для  сверки сумм, подлежащих обязательной продаже.
В поручениях на покупку вместо кодов 22 (операции, связанные с движением капитала, осуществляемые по лицензиям) и 23 (без лицензий) указываются коды 12 (импорт товаров) и 13 (импорт услуг). Необоснованное  освобождение от обязательной продажи  пожертвований не на благотворительные  цели.
Не   корректируется    лимит    покупки    валюты    при платежах с текущего счета. Суммы, не подлежащие обязательной  продаже, зачисляются  прямо на текущие, минуя транзитные счета.
Учет  операций в валюте, отличной от валюты покупки (платежа). Иностранная валюта продается не на основании поручения клиента, а на основании распоряжения начальника кредитною отдела, председателя правления и др.
Несоблюдение  порядка оформления паспортов сделок. Несвоевременное депонирование (или его отсутствие) рублевых средств при осуществлении платежей по импорту товаров.
Нарушения сроков и порядка обмена  информацией  между банками и ГТК России, Банком России. Выдача банком своему клиенту, имеющему нарушения  валютного законодательства, справок, необходимых для получения разрешения Банка  России,  в  которых отсутствует информация об имеющихся нарушениях.
Отсутствие  на информационном стенде в обменном пункте всей необходимой для клиента  информации. Проведение  расчетов через    уполномоченные банки, не указанные в Разрешениях  Банка России.
Отсутствие  в обменном пункте надлежащим образом  оформленной выписки из приказа  о назначении на должность кассира, документа, удостоверяющего его  личность, документа о прохождении  специальной подготовки. Валютные операции, проводимые без предоставления в банк контрактов в письменной форме.
Нарушения порядка доставки ценностей,  заключения операционного дня обменного  пункта и сдачи (инкассации) остатков ценностей из обменного пункта в  кассу банка. Выдача банком справок ф.0406007 без совершения валютнообменных операций и их фиктивное отражение в учетных документах.
Нарушения кассирами правил по определению  подлинности и платежности     денежных знаков иностранных государств. Отчетность от организаций и банков поступает в Главное управление с нарушением установленных сроков. Непредставление отчетов в случае отсутствия в течение отчетного периода операций. Внесение рублей в уставный капитал резидента  минуя счет типа «И».
Группа  Нн/Ну. Нарушения, которые могут быть как умышленными, так и неумышленными.
В поручении на продажу не указываются  суммы расходов, произведенных с транзитных счетов до обязательной продажи.
Нарушения порядка ведения журналов учета  входящих и исходящих документов валютного контроля.
Несоблюдение  порядка заполнения банками учетных карточек и карточек платежа.
Нарушения сроков и порядка осуществления  оплаты импортируемых товаров.
Нарушения технологии банковского контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров.
Нарушения порядка установления курсов покупки и продажи наличной валюты, ведения журнала регистрации.
Нарушения порядка оформления справок ф. № 0406007, а также реестров кассовых и  мемориальных ордеров.
Нарушение порядка открытия рублевых счетов нерезидентов.
Нарушение режимов счетов типа «ТУ, корсчетов банков нерезидентов, счетов типа «И».
Перевод в срок, превышающий 90 дней до ввоза  товаров на территорию Российской Федерации, арендных платежей нерезиденту, а также  за импортные товары.
Необоснованное  отнесение операций, требующих получения  разрешения Банка России, к разряду операций, совершаемых в регистрационном порядке.
Представление документов на регистрацию в Главное  управление по истечении установленного срока.
Подписание  банком Заявки на регистрацию инвестиционной операции  (кредита) при несоответствии сведений в Заявках с условиями документов, требуемых для регистрации.
Отчетность  направляется не по адресу, т. е. в Территориальное  управление Банка России в случае осуществления контроля непосредственно  Департаментом валютною контроля Банка  России, и наоборот.
Предоставление  недостоверной отчетности.
 
 

      Заключение 

      Явление бегства капитала имеет под собой  гораздо большие основания и  причины, чем это учитывается  в законодательстве Российской Федерации, регулирующем вопросы валютного  регулирования и контроля. Можно сказать, что следствие этого - несовершенство валютного законодатсльства в этой части, т.е. правила проведения валютных операций в Российской Федерации временами регулируются не при помощи устоявшихся, не допускающих двойного толкования, широко известных правил, а письмами, разъяснениями органов валютного контроля. Одно из проявлений такого явления - проблемы, возникающие при осуществлении контроля по сделкам, предусматривающим импорт работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, а также лизинговых сделок. Другое проявление, на наш взгляд, - противоречие между коммерческой природой банков и закрепленными за ними обязанностями агентов валютного контроля, характерными по своей сущности для государственных структур. Бесспорно, назрела необходимость принятия нового закона "О валютном регулировании и валютном контроле", а также закона о "Противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".

      Эффективность деятельности банкой как агентов  валютного контроля может быть повышена путем четкого разделения функций агентов и органов валютного контроля. Агентам валютного контроля, в лице коммерческих банков, по нашему мнению, следует заниматься постоянным мониторингом (оценкой и контролем) соответствия проводимых валютных операций законодательству и незамедлительным информированием органов валютного контроля о проведении валютных операций по подозрительным и противоправным сделкам. В свою очередь органы валютного контроля должны издавать нормативные акты и осуществлять контроль за деятельностью агентов валютного контроля. Принятие решения о возможности или невозможности проведения валютных операций, по конкретным подозрительным и противоправным сделкам следует сделать функцией исключительно органов валютного контроля.

      Для улучшения контроля за соблюдением  валютного законодательства считаем  целесообразным нормативно закрепить  введение в банках электронных 
баз данных и подборок документов в форме досье по всем расчетным операциям. Сформированные таким образом базы данных позволят банкам автоматически формировать отчетность, а подразделениям по валютному контролю Банка России более эффективно осуществлять проверки. 

ПроектЗак ВалКонтр.doc

— 141.00 Кб (Открыть, Скачать)

Таможенные органы Российской Федерации и валютный контроль.doc

— 28.50 Кб (Открыть, Скачать)

Тамож-банк контроль.doc

— 126.00 Кб (Открыть, Скачать)

Инструкция ЦБР от 28 июня 1999 г.doc

— 86.50 Кб (Открыть, Скачать)

Указание ЦБР от 12 февраля 1999 г.doc

— 49.50 Кб (Открыть, Скачать)

Порядок валютного контроля за экспортными сделками.doc

— 108.50 Кб (Открыть, Скачать)

Преступления в таможенной сфере.doc

— 64.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное законодательство.doc

— 54.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное рег и валютный контроль.doc

— 80.00 Кб (Открыть, Скачать)

Статья 10.doc

— 27.50 Кб (Открыть, Скачать)

Валютное регулирование и меры по осуществлению контроля.doc

— 151.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля