Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Июля 2011 в 01:02, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является рассмотрение валютно-таможенного контроля коммерческих банков.
Задачами работы являются: рассмотреть современное состояние законодательной базы о валютном регулировании и валютном контроле, в том числе виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей, применяемых РФ, правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации, правила ведения валютных операций, валютные ограничения и формирование валютных резервов, а также правила проведения резидентами валютно-кредитных операций; произвести анализ основных экономических операций о валютном контроле, в том числе валютный контроль экспортных, импортных и бартерных операций, выполнение банком функций агента валютного контроля; рассмотреть пути и методы совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля, в том числе методы совершенствования валютного контроля и анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 6
1.1 Виды валютных операций, виды валют и валютных ценностей,
применяемых РФ 6
1.2 Правила открытия и ведения валютных счетов в уполномоченных банках Российской Федерации 19
1.3 Правила ведения валютных операций. Валютные ограничения и формирование валютных резервов 27
1.4 Правила проведения резидентами валютно-кредитных операций 33
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ О ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ 41
2.1 Валютный контроль экспортных операций 41
2.2 Валютный контроль импортных операций 55
2.3 Валютный контроль бартерных сделок 76
2.4 Выполнение банком функций агента валютного контроля 84
ГЛАВА 3. ПУТИ И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАМОЖЕННО-БАНКОВСКОГО ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ 90
3.1 Методы совершенствования валютного контроля 90
3.2 Анализ процесса утечки капитала и эффекта от валютного контроля 101
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 106
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 114
ПРИЛОЖЕНИЯ
Главным аргументом президента Федеральной резервной системы США А. Гринспена в пользу создания Федеральной банковской комиссии было то, что ведущая роль в сфере управления, обеспечении гарантий и в надзоре за платежными системами должна принадлежать Центральному банку. Разумеется, характер, и значимость этой роли непосредственно связаны с особенностями платежной системы. Неплатежеспособность одного ее участника может привести к частичному или даже полному кризису (в зависимости от правил функционирования системы) у других участников. Могут начаться отказы от платежей, что обусловит возникновение проблем во многих банках. Вмешательство Центрального банка в качестве кредитора последней инстанции окажется необходимым для сохранения кредитоспособности всей системы.
Надежность
платежных систем возрастает по мере
развития технологий, но полностью риски
исключить нельзя, и в разных платежных
системах они неодинаковы. Если система
платежей работает надежно, то задача
контрольных органов сводится лишь к осуществлению
надзора. Но обычно им приходится вмешиваться
и в качестве кредитора последней инстанции,
и в качестве участника. В любом случае
Центральный банк вынужден поддерживать
функциональную связь с платежными системами,
так как он проводит политику регулирования
банковской ликвидности в масштабах страны.
При этом остается актуальной
2Goodhart С., Schoenmaker D. Institutional Separation between Supervisory and Monetary Agencies. In: Bruni F., ed. Prudential Regulation, Supervision and Monetary Policy, 1992.
проблема конфликта целей, заключающаяся в том, что количество ликвидности, необходимое для поддержания деятельности платежной системы, не всегда совпадает с количеством ликвидности, требуемым для проведения денежной политики.
Существуют две теории относительно роли кредитора последней инстанции в предотвращении кризиса платежной системы. Первая состоит в том, что Центральный банк должен вмешиваться лишь затем, чтобы помочь неликвидным, но платежеспособным банкам, предоставляя им краткосрочные кредиты по ставкам выше рыночных. При этом разница в ставках играет роль тарифа штрафных санкций. Впервые такой подход был сформулирован У. Бэйджхотом3. Среди более поздних работ, развивающих изложенную идею, отметим статью Т. Хамфри4.
Существует и другой подход, разделяемый многими экономистами, например, Е. Балтенспергером5. Они доказывают, что вмешательство кредитора последней инстанции необходимо при кризисе рынка межбанковских кредитов. Действительно, в подобной ситуации, с одной стороны, выживание каждого отдельного банка может находиться под угрозой из-за недостатка ликвидности на рынке, с другой - банкротство одного банка может иметь негативные последствия для банковской системы в целом. Ситуация усугубляется еще и тем, что вкладчикам трудно оценить состояние активов банка. В нестабильной ситуации малейшее сомнение в платежеспособности отдельных банков способно вызвать банковскую панику, легко охватывающую клиентов и других банков, которые изначально не имели проблем с ликвидностью. Поэтому отказ от дополнительного "вбрасывания" ликвидности на рынок выглядит неоправданным. При этом ее следует предоставлять наиболее жизнеспособным банкам. С. Гудхарт и Д. Шонмэйкер6 изучили 104 случая банкротств в 24 странах в 1980-1990-е годы. В 73 случаях были осуществлены "спасательные" операции с участием Центрального банка, 4 из них окончились неудачно. В 31 случае была проведена ликвидация байка.
Альтернативой деятельности кредитора последней инстанции могла бы стать система страхования вкладов. Но опыт показывает, что в случае возникновения банковского кризиса такой механизм гораздо менее эффективен. Во-первых, выплата компенсаций страховыми компаниями проводится не сразу, так как она связана со сложными бюрократическими и судебными процедурами, а это не позволяет быстро восстановить доверие заинтересованных лиц. Во-вторых, если управляющие банков уверены в том, что потери будут компенсированы, они оказываются не заинтересованными в поиске способов более надежного управления рисками.
Действия кредитора последней инстанции менее подвержены критике, поскольку они проводятся немедленно и способны быстро восстановить утраченное доверие кредиторов и вкладчиков к банковской системе в случае угрозы ее кризиса. При этом Центральный банк должен определить банки, получающие ликвидность, ее объемы и сроки предоставления так, чтобы не вызывать негативной реакции со стороны других банков. Кроме того, опыт показывает, что прямое вмешательство правительства (то есть использование средств налогоплательщиков) происходит и тогда, когда имеется механизм страхования вкладов.
Различие во взглядах на проблему независимости контрольных органов отражает неодинаковые представления о роли банков в экономике. Сторонники независимости выдвигают гипотезу о том, что банки являются нейтральными в том смысле, что они не могут эффективно влиять на развитие экономики. Исходя из такой точки зрения нет необходимости связывать контроль банков с целями экономической политики.
3Bagehot W. The Lombard Street. A Description of the Money Market. London, Kegan, Paul & Co, 1873.
4 Humphrey T. The Classical Concept of Lender of Last Resort. Federal Reserve of Richmond Economic Review, 1975.
5 Baltensperger E. Central Bank Policy and Lending of Last Resort. In: Prudential Regulation, Supervision and Monetary Policy.
Против данного подхода выдвигается ряд аргументов. Денежная стабильность взаимно и непосредственно связана со стабильностью банковской системы, так как последняя является главным каналом проведения денежной политики. При плохом функционировании банковской системы денежная политика не может быть эффективной. В то же время в силу объективной подверженности финансовым рискам банковская система в состоянии нормально работать только в стабильных условиях. К ним относятся низкий уровень инфляции, незначительная изменчивость процентных ставок и валютного курса, политическая стабильность.
Банковские кризисы способны очень негативно отразиться на всей экономике. Это наглядно показано в работах С. Киндлебергера7 и Г. Мински8. Экономическая и социальная цена банковского кризиса обычно превышает макроэкономическую цену дополнительного "вливания" ликвидности в банковский сектор. К тому же центральные байки, как правило, имеют необходимые средства для хотя бы частичной нейтрализации возникшего кризиса.
Отметим, что в случае разделения функций денежной политики и банковского надзора возникает вопрос о разграничении ответственности между денежными и банковскими властями и координации их действий в установленных рамках. Подобное решение может быть проведено в жизнь разными способами. В Великобритании и Италии имеются два органа, независимых друг от друга и от Центрального банка. Во Франции органы банковского контроля частично независимы, но действуют в рамках структуры Центрального банка9.
В Европейском валютном союзе денежная политика и банковский надзор четко разделены, так как денежная политика является прерогативой Европейского центрального банка (ЕЦБ), а банковский надзор осуществляется на национальном уровне. Это не исключает сотрудничества, например, обмена информацией или мнениями между национальными органами банковского надзора, национальными центральными банками и ЕЦБ.
Независимость по отношению к внешнему воздействию, прежде всего к политическому давлению, служит важнейшим условием эффективного банковского надзора. Другим условием выступает координация банковского контроля и денежной политики. Третье условие - наличие квалифицированного персонала и технических средств.
В
целом следует признать, что в
теоретическом плане
На
структуру банковского надзора влияют
также общие культурные и политические
факторы, особенно в развивающихся странах.
При создании системы банковского надзора
в той или иной стране решение этой задачи
поручалось уже существующему учреждению,
располагающему достаточным числом квалифицированных
сотрудников. Каждая национальная
структура имеет свои особенности,
например, американский опыт
очень
6Goodhart С., Schoenmaker D. Op. cit.
7 Kindleberger С.Р. Manias, Panics and Crashes: A History of Financial Crises. New York, Basic Books, 1978.
8 Minsky H. The Financial Instability Hypothesis: Capitalist Processes and the Behavior of the Economy. In: C.P. Kindleberger and J.-P. Laffargue, eds. Financial Crises: Theory, History and Policy. Cambridge University Press, 1982.
9 Tuya J.,
Zamalloa L. Issues on Placing Banking Supervision in the Central Bank.
Frameworks,1994.
использовать в странах, где отсутствует прочная законодательная база и не определены принципы отношений между властями.
Несомненно одно - денежная политика и банковский контроль не могут быть жестко разделены, ибо только их взаимодействие обеспечивает успешное развитие банковского сектора.
Информация о работе Совершенствования таможенно-банковского валютного регулирования и контроля