Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:45, реферат
В настоящее время сложилась ситуация, когда в командах мастеров существует практика работы тренеров по подготовке вратарей, а в детско-юношеском футболе данная работа отсутствует. При этом тренировка вратарей проходит, как правило, в составе всей команды и не имеет специализированной направленности.
Наконец отсутствие целенаправленного планирования нагрузок, учета возрастных особенностей становления и развития двигательных способностей, преимущественное проведение тренировок в воротах, надуманность и однообразие упражнений являются основными факторами низкой эффективности учебно-тренировочного процесса вратарей детских спортивных школ.
Введение
Глава I. Программированная подготовка и возрастные особенности воспитания двигательных способностей в спорте
1.1 Основы программирования тренировки в игровых видах спорта
1.2 Двигательные способности: понятие, структура, средства и методы воспитания
1.3 Возрастная характеристика физической подготовленности футболистов
1.4 Особенности игровых функций и тренировки футбольных вратарей
Глава II Цель, задачи, методы и организация исследования
2.1 Цель и задачи исследования
2.2 Организация исследования и педагогический эксперимент
Глава III Физическая подготовленность футболистов разного возраста
3.1 Возрастная динамика двигательных способностей футболистов
3.2 Возрастная динамика двигательных способностей футбольных вратарей
3.3 Показатели физической подготовленности и организация нагрузок в соревновательном периоде подготовки вратарей 12-16 лет
3.4 Методика количественной оценки физической подготовленности вратарей 12-16 лет
Глава IV. Экспериментальное обоснование программированной физической подготовки вратарей 15-16 лет на этапах соревновательного периода
4.1 Теоретико-методические основы экспериментальной программы физической подготовки
4.2 Средства подготовки и их организация в макроцикле
4.3 Показатели физической подготовленности вратарей экспериментальной группы
4.4 Показатели проявления психомоторных качеств в процессе экспериментальной подготовки
Выводы
Библиография
В таблицах 11, 12 представлены шкалы перевода показателей тестов в баллы, а в таблице 13 рассматривается градация уровня подготовленности футболистов с учетом суммарной оценки и количества тестов. Сумма баллов рассматривалась в качестве интегрального критерия физической подготовленности футболиста.
Согласно ранее опубликованным работам [129, 148] двигательное качество, оцениваемое в 7 баллов - выше рассматривается, как ведущее (сильное) звено физической подготовленности футболистов, а оценка в 4 балла и ниже говорит о наличии слабого (лимитирующего) звена физической подготовленности игрока.
Разработанные
количественные оценки двигательной подготовленности
нашли применение в системе управления
физической подготовкой вратарей на
экспериментальном этапе
ГЛАВА IV. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММИРОВАННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВРАТАРЕЙ 15-16 ЛЕТ НА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ
В научных
исследованиях в области теории
и методики спортивной тренировки неоднократно
подчеркивалось, что механизм коммулятивного
тренировочного эффекта, под которым
понимается явление обобщения организмом
функциональных реакций, отставленных
воздействий комплекса средств
с различной преимущественной направленностью,
остаются малоизученными. [26, 33, 115] Отсюда
разработка принципов рационального
построения нагрузки, исходя из такого
регулирования ее тренировочного эффекта,
которое ориентировано на достижение
запланированной цели подготовки, выходит
на уровень важнейших задач
С позиций методологических подходов, программирование тренировки предусматривает оценку исходного состояния, объективный прогноз пределов целевого изменения этого состояния, а также оценку развития переходного процесса системы. [25, 83]
4.1 Теоретико-методические основы
экспериментальной программы
В предыдущей главе работы было показано, что существующая система подготовки вратарей 15-16 лет в соревновательном периоде не обеспечивает повышения уровня наиболее значительных для данного амплуа двигательных качеств, таких как стартовая скорость, взрывная сила и сила. При этом обнаружен рост скоростной выносливости, что по-видимому, связано не столько со спецификой тренировочных воздействий, сколько с возрастными особенностями становления функциональных систем организма к окончанию пубертатного периода. [8, 31, 32]
Согласно сложившемуся мнению, основной рост психофизического потенциала организма футболистов должен обеспечиваться на подготовительном этапе. [18, 42, 55, 146] В соревновательном периоде главная задача сохранить накопленный функциональный потенциал. [56]
В системе подготовки спортивного резерва задача совершенствования двигательных способностей - одна из главных, независимо от этапов годичного цикла. [36, 42, 49, 58 и др.].
В разделе
подготовка вратарей в монографии венгерских
специалистов под общей редакцией
Яноша Палфаи [117] справедливо отмечается,
что "на тренировочных занятиях с
вратарями подросткового и
Специалисты
футбола неоднократно указывают, что
соревновательная деятельность юных игроков
не является самоцелью, а должна рассматриваться
как важное средство качественной подготовки
спортсменов. [5, 70, 97] В то же время, в
возрасте 15-16 лет проводятся чемпионаты
мира и Европы по футболу, что определяет
необходимость постоянного
Общеизвестно, что групповые и командные упражнения являются основной формой организации нагрузок полевых игроков в футболе. Индивидуальная подготовка и индивидуализированные методы тренировки занимают незначительный объем работы. [58, 74, 126]
К сожалению, данный подход характерен и для подготовки вратарей, где согласно проведенным педагогическим наблюдениям, тренировка юных вратарей проходит, как правило, в составе всей команды или группы футболистов и не имеет вратарской направленности.
Стандартная схема построения учебно-тренировочного занятия в футболе следующая: сначала все игроки, в том числе и вратари, делают пробежку, выполняют комплекс общеразвивающих упражнений, несколько рывков и ускорений. Затем тренер разбивает футболистов на группы. Вратари уходят в сторону и начинают бить мяч ногами или бросать его друг другу руками.
Организовав
тренировку полевых футболистов, тренер
возвращается к вратарям. Одного вратаря
ставит в ворота и вдвоем с другим
наносит удары по воротам. Через
10-15 минут переключается на полевых
игроков и вратари остаются одни
и продолжают наносить удары друг
другу. В конце занятия тренер
выделяет игроков для тренировки
вратарей. К этому времени вратари
уже выключаются из работы вследствие
длительного нахождения на поле при
относительной бездеятельности. К
тому же выделенные футболисты приходят
после интенсивной работы уставшие,
производят удары очень неточно
и, что самое обидное для
Безусловно, что такое построение занятия не обеспечивает должного тренировочного эффекта и требует кардинальной перестройки не в объеме запланированных объемов, а в повышении плотности урока.
Неоднократно
отмечалось [40, 126, 143], что тренировка
вратаря не соответствует особенностям
его соревновательной деятельности,
а средства и методы физической подготовки
применяются без учета
Отсюда вытекает первоочередность задачи оценки структуры и уровня подготовленности того или иного вратаря, как необходимого элемента программирования тренировочного процесса.
В таблице 14 представлена балльная оценка двигательных способностей вратарей экспериментальной группы. Тестирование проводилось в середине апреля, т.е. по окончанию подготовительного периода, перед началом эксперимента. Следует отметить, что средние показатели результатов тестов не имели достоверных отличий от данных, полученных при обследовании игроков той же возрастной группы на стадии констатирующего эксперимента.
Таблица 14 Оценка двигательных способностей вратарей 15-16 лет в баллах
№ п/п |
Фамилия |
Двигательные способности | |||||
Стартовая скорость |
Дистанционная скорость |
Прыгучесть |
Скоростная выносливость |
Сила |
Сумма баллов | ||
1 |
М-ов |
4 |
5 |
4 |
4 |
3 |
20 |
2 |
Я-ин |
5 |
5 |
3 |
2 |
4 |
19 |
3 |
А-ов |
5 |
8 |
6 |
5 |
6 |
30 |
4 |
С-ов |
2 |
5 |
4 |
4 |
5 |
20 |
5 |
О-ов |
5 |
5 |
3 |
4 |
4 |
21 |
6 |
П-ев |
5 |
2 |
5 |
2 |
3 |
17 |
7 |
Н-ов |
3 |
1 |
4 |
1 |
2 |
11 |
8 |
В-ов |
1 |
5 |
9 |
6 |
4 |
25 |
9 |
Г-ин |
8 |
6 |
6 |
7 |
8 |
33 |
На основании балльных оценок был определен интегральный уровень физической подготовленности вратарей (табл. 15) и наличие ведущих и лимитирующих звеньев в ее структуре.
Таблица 15 Уровень и структура физической подготовленности вратарей 15-16 лет
Уровень |
№ |
||
физической |
Лимитирующие звенья ФП |
Ведущие звенья ФП | |
подготовленности |
|||
(сумма баллов) |
|||
Высокий (40-35) |
- |
- |
- |
Выше среднего |
9 |
скоростно-силовые качества, |
дистанционная скорость |
(34-30) |
скоростная выносливость |
||
3 |
скоростно-силовые качества |
нет | |
Средний (29-25) |
8 |
взрывная сила |
стартовая скорость, сила |
Ниже среднего |
1 |
скоростно-силовые качества, |
дистанционная скорость |
(24-15) |
скоростная выносливость |
||
2 |
взрывная сила, сила |
скоростные качества | |
4 |
стартовая скорость, взрывная сила |
- | |
5 |
сила, взрывная сила, |
скоростные качества | |
скоростная выносливость |
|||
6 |
дистанционная скорость, |
стартовая скорость | |
скоростная выносливость |
|||
Низкий (<15) |
7 |
все качества |
- |
Обращает на себя внимание тот факт, что лишь двое из девяти обследованных вратарей имели уровень физической подготовленности выше среднего, что составило 22%, средний уровень был характерен для 11%. Основная группа игроков - 67% характеризовалась по уровню подготовленности, как ниже среднего и низкий.
Если учесть, что обследование проводилось по окончанию подготовительного периода, то можно еще раз отметить низкую эффективность тренировочного процесса по отношению к развитию двигательных качеств вратарей. При этом основным звеном лимитирующим работоспособность спортсменов были скоростно-силовые качества, роль которых в эффективной соревновательной деятельности вратарей первостепенна. [2, 40, 106]
Учитывая вышеизложенное, а также установленный ранее факт о наличии существенных резервов в развитии скоростно-силовых способностей и силы мы предположили, что при планировании объемов разнонаправленных нагрузок на экспериментальном этапе акцент должен быть сделан на воспитании силы и скоростно-силовых способностей, с использованием как специализированных, так и общих средств подготовки.
Данному
вопросу в системе тренировки
спортсменов игровых видов
Прежде всего мы исходили из положения о многообразии функций силовой подготовки и ее взаимосвязи с различными двигательными способностями, что подробно раскрыто в работах Ю.В. Верхошанского и его учеников. [22, 24, 25, 26, 28]
Доказано,
что применение принципов силовой
тренировки по типу "бодибилдинга"
заметно увеличивает
Следует
подчеркнуть необходимость
Другим
направлением в организации силовой
подготовки является увеличение сопряженности
силовых свойств мышечного