Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:45, реферат
В настоящее время сложилась ситуация, когда в командах мастеров существует практика работы тренеров по подготовке вратарей, а в детско-юношеском футболе данная работа отсутствует. При этом тренировка вратарей проходит, как правило, в составе всей команды и не имеет специализированной направленности.
Наконец отсутствие целенаправленного планирования нагрузок, учета возрастных особенностей становления и развития двигательных способностей, преимущественное проведение тренировок в воротах, надуманность и однообразие упражнений являются основными факторами низкой эффективности учебно-тренировочного процесса вратарей детских спортивных школ.
Введение
Глава I. Программированная подготовка и возрастные особенности воспитания двигательных способностей в спорте
1.1 Основы программирования тренировки в игровых видах спорта
1.2 Двигательные способности: понятие, структура, средства и методы воспитания
1.3 Возрастная характеристика физической подготовленности футболистов
1.4 Особенности игровых функций и тренировки футбольных вратарей
Глава II Цель, задачи, методы и организация исследования
2.1 Цель и задачи исследования
2.2 Организация исследования и педагогический эксперимент
Глава III Физическая подготовленность футболистов разного возраста
3.1 Возрастная динамика двигательных способностей футболистов
3.2 Возрастная динамика двигательных способностей футбольных вратарей
3.3 Показатели физической подготовленности и организация нагрузок в соревновательном периоде подготовки вратарей 12-16 лет
3.4 Методика количественной оценки физической подготовленности вратарей 12-16 лет
Глава IV. Экспериментальное обоснование программированной физической подготовки вратарей 15-16 лет на этапах соревновательного периода
4.1 Теоретико-методические основы экспериментальной программы физической подготовки
4.2 Средства подготовки и их организация в макроцикле
4.3 Показатели физической подготовленности вратарей экспериментальной группы
4.4 Показатели проявления психомоторных качеств в процессе экспериментальной подготовки
Выводы
Библиография
В теории и методике физического воспитания вопрос разработки средств и методов физической подготовки спортсменов разного возраста изучен достаточно полно. [31, 46, 53, 74, 80, 100]
Однако, рациональное применение разработанных средств и методов в условиях различных по направленности этапов подготовки, возрастных особенностей занимающихся и специфики вида спорта - задача чрезвычайно актуальная и требующая постоянного поиска.
Динамика
роста спортивного мастерства требует
изыскания новых более
В циклических видах спорта тренировочная нагрузка относительно полно характеризуется следующими компонентами: интенсивностью упражнения, продолжительностью упражнения, длительностью и характером интервалов отдыха, числом повторений и серий. [35, 50]
В футболе нагрузка, наряду с вышеперечисленными показателями может варьироваться изменениями количества игроков, размерами площадки и степенью координационной сложности упражнений. [55, 58, 76, 98, 123]
Соответственно одной из задач теории и практики спортивной тренировки является сочетание таких компонентов нагрузки, которые наилучшим образом расширили бы функциональные возможности занимающихся. [11, 27, 33] В данном контексте целесообразно сказать об исследовании Г.С. Лалакова [74], который обосновал концепцию построения тренировочных нагрузок у футболистов разного возраста и выявил критерии допустимости и степени их соответствия функциональному состоянию организма футболистов.
В процессе воспитания двигательных способностей спортсменов, специализирующихся в командных играх и в футболе, в частности, применяется большое число методов тренировки, но наибольшее распространение получили следующие - равномерный, переменный, повторный, интервальный. [7, 18, 87, 108] В спортивных играх важным принципом применения средств и методов физической подготовки является максимальное использование элементов интегрального метода, при котором развиваются не только специальные двигательные способности, но и специфические психомоторные навыки. [49, 59, 111, 121]
Наряду
с вышеперечисленными методами воспитания
двигательных способностей достаточно
широкое распространение в
Необходимо отметить, что круговой и игровой методы можно отнести к методам воспитания двигательных качеств весьма условно, поскольку с помощью этих методов решаются и задачи организации занятий. [42,127]
1.3 Возрастная характеристика
Многочисленными исследованиями в области подготовки спортивных резервов всесторонне рассмотрены закономерности онтогенеза физических способностей человека и изменений двигательных функций спортсменов, происходящие с ростом их квалификации. [32, 44, 80, 105, 122, 139, 147]
Положительное
влияние систематических
Обобщая полученные результаты, можно констатировать, что систематические занятия футболом стимулируют естественный рост, физическое и функциональное развитие организма.
Так, если у подростков, систематически не занимающихся спортом, в пубертатном периоде снижается уровень проявления быстроты, выносливости, ловкости, нарушается процесс формирования взаимосвязей двигательной и вегетативной функций, замедляются темпы адаптации к новым формам движений, то тренировка подростков в спортивных играх способствует стабильному улучшению согласованности всех основных движений. [31]
При анализе проблемы физической подготовки, мы выделяем, прежде всего, те, которые относятся к исследованиям возрастной динамики физических качеств, а также оптимальному применению различных методов и средств их формирования. Важнейшие требования к методике воспитания физических качеств в период возрастного становления организма - всесторонность воздействий, соразмерность нагрузок функциональным возможностям растущего организма, соответствие воздействующих факторов особенностям этапов возрастного развития. [32, 45, 49, 58, 59, 85 и др. ]
Не вызывает сомнений доказанный факт [44, 58, 79, 80] о необходимости учета периодов наиболее бурного естественного прироста двигательных способностей детей и подростков (сенситивных периодов) для их преимущественного воспитания средствами физической культуры и спорта.
Также показано,
что на возрастные границы сенситивных
периодов влияет систематичность занятий
физическими упражнениями, а также
специфика вида спорта, и даже отдельные
разновидности специализаций
Проблема
возрастной динамики физических качеств
в футболе давно стала объектом
внимания специалистов. Можно выделить
несколько направлений
Отметим, что данные границ сенситивных периодов для воспитания двигательных качеств футболистов не всегда совпадают. Так, например, в качестве таких периодов для воспитания силы юных футболистов в одних случаях выделяют возраст 13-15 лет [8, 58], в других - 14-16 лет. [36]
Аналогичная картина характерна для скоростно-силовых способностей. По данным А.П. Лаптева и А.А. Сучилина [149] - это возраст 12-15 лет. Есть данные специалистов, где указываются возрастные периоды 13-16 лет [156], 10-15 лет [81] и 12-14 лет [69].
При этом отмечается, что в процессе многолетней подготовки . футболистов на период от 11 до 14 лет приходится 51,4% всего прироста скоростно-силовых качеств. Однако, темпы его по годам неодинаковы и составляют: от 11 до 12 лет - 9,5%; от 12 до 13 лет - 4,0% и от 13 до 14 лет -37,9%. [69]
Таким образом,
сенситивные периоды для
Для быстроты юных футболистов в качестве сенситивных специалистами отмечаются: возраст от 7 до 12 лет [8], от 14 до 15 лет [149], а также от 12 до 15 лет [156].
Известно, что наиболее комплексно скоростные качества футболистов проявляются в беге с максимальной скоростью на дистанции 30-40 м. [6, 121] В этой связи представляется интересным рассмотрение коэффициента "соразмерности" скоростных качеств по М.Я. Набатниковой [105] на примере исследований в детско-юношеском футболе. Так, в сопоставлении с достижениями в 7-летнем возрасте этот показатель для 11-летних футболистов в беге на скорость на коротком отрезке в 3 м составляет 91,2%, на отрезке 6м-87,7%, 9 м - 89,1%, 12 м. - 88,9%, 15 м - 81,0% и 30 м - 80,6%.
Все это
еще раз подчеркивает зависимость
проявления скоростных качеств от возраста
юных футболистов и длины
Достаточно широкий возрастной диапазон с наиболее благоприятными предпосылками выделяется для воспитания выносливости. Так, по данным А.П.
Лаптева
и А.А. Сучилина [149] сенситивным для
выносливости следует считать возраст
12-15 лет, что совпадает с мнением
Ю.М. Арестова [8], в других случаях
выделяется возраст 10-16 лет и 16-17 лет.
[36] Именно на этот возраст у юных
футболистов, по данным В.Г. Макаренко
[81], приходится 36% всего прироста уровня
общей и специальной
Возрастные особенности гибкости юных футболистов исследовались в незначительном количестве работ. При этом в качестве сенситивного для целенаправленного развития этого двигательного качества при занятиях футболом выделяется возраст от 7 до 11 лет. [8, 149]
Особенности динамики ловкости юных футболистов в широких возрастных диапазонах, наряду с достаточно полной изученностью в возрастном аспекте других двигательных качеств, до настоящего времени малоизученны. Между тем, как известно, от знания возрастных закономерностей развития ловкости, как и других двигательных качеств, во многом зависит эффективность многолетнего процесса становления спортивного мастерства футболистов. [6, 36, 40]
Под воздействием тренировки ловкость развивается наиболее эффективно в возрасте 8-9 лет, то есть при низком ее уровне. В возрасте 14-15 лет показатели ухудшаются и устанавливаются на уровне ниже наивысшего. [90]
Как показывают
результаты исследования возрастных особенностей
двигательной деятельности юных футболистов,
в 9-12 лет у них происходит значительное
улучшение координации
В качестве сенситивных периодов для развития ловкости у юных13-14 лет [81]. Из теории вопроса известно, что для большинства показателей ловкости (как обобщенному проявлению координационных способностей) наиболее продуктивным возрастным периодом для целенаправленного развития считается возраст с 11 до 12-13 лет. [79, 80]
Таким образом можно сказать, что имеются расхождения в определении границ сенситивных периодов динамики физических качеств юных футболистов.
В докторской диссертации А.П. Золотарева [58] в процессе экспериментальной проверки сделаны уточнения по данной проблеме.
В частности, установлены следующие границы наибольшего прироста двигательных способностей футболистов:
Если говорить об уровне физической подготовленности футболистов разного возраста, то можно констатировать, что юные футболисты имеющие более высокий уровень развития двигательных способностей, как правило, достигают более высоких спортивных результатов и чаще попадают в различные сборные команды. [81]
В то же
время, сравнительные данные, полученные
С.А. Локтевым [76] показали, что футболисты
уступают по физическим кондициям своим
сверстникам, занимающихся легкой атлетикой,
плаванием, велоспортом, современным
пятиборьем. С одной стороны, это
обусловлено спецификой соревновательной
деятельности футболистов, которая
носит переменный характер. С другой,
свидетельствует о
В последние годы появились работы, систематизирующие многолетние исследования возрастного аспекта подготовки футболистов [58, 73, 126], но вопросы программирования физической подготовки в них рассматриваются эпизодически.
1.4 Особенности игровых функций
и тренировки футбольных
В футбольной команде одному из одиннадцати игроков поручается выполнение обязанности вратаря. Роль вратаря в футболе очень ответственная, качество его игры нередко влияет на исход состязания.
Вратарь - единственный игрок в команде, которому правилами разрешено играть руками в пределах штрафной площадки, т.е. его функции во многом специфичны по отношению к другим амплуа футболистов.
Игра вратаря за последние годы претерпела значительные изменения. Если раньше от него, в основном, требовалось отличная игра непосредственно в ворртах, то теперь этого недостаточно. В частности, A.M. Акимов [1, 2] говорит, что с ростом класса футбола диапазон действий вратарей значительно расширился. В настоящее время вратарь обязан умело действовать не только в районе штрафной площадки, но и за ее пределами, выполняя функции защитников. С изменениями правил вратарю необходимо умение точно сыграть в пас с полевым игроком.
Высокая техника игры в воротах, решительные и стремительные выходы из ворот на перехват передач с флангов и из глубины поля, четкое руководство защитными действиями, мгновенная оценка игровой обстановкой, быстрый выбор оптимального решения при защите ворот, активное участие в организации атак - вот основные характерные черты вратаря в современном футболе. [1,41,94, 106, 120]
В футболе,
как и в большинстве других
видов спорта, приинято считать, что
учебно-тренировочный процесс