Программирование физической подготовки футбольных вратарей учебно-тренировочных групп на соревновательном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:45, реферат

Описание работы

В настоящее время сложилась ситуация, когда в командах мастеров существует практика работы тренеров по подготовке вратарей, а в детско-юношеском футболе данная работа отсутствует. При этом тренировка вратарей проходит, как правило, в составе всей команды и не имеет специализированной направленности.
Наконец отсутствие целенаправленного планирования нагрузок, учета возрастных особенностей становления и развития двигательных способностей, преимущественное проведение тренировок в воротах, надуманность и однообразие упражнений являются основными факторами низкой эффективности учебно-тренировочного процесса вратарей детских спортивных школ.

Содержание

Введение
Глава I. Программированная подготовка и возрастные особенности воспитания двигательных способностей в спорте
1.1 Основы программирования тренировки в игровых видах спорта
1.2 Двигательные способности: понятие, структура, средства и методы воспитания
1.3 Возрастная характеристика физической подготовленности футболистов
1.4 Особенности игровых функций и тренировки футбольных вратарей
Глава II Цель, задачи, методы и организация исследования
2.1 Цель и задачи исследования
2.2 Организация исследования и педагогический эксперимент
Глава III Физическая подготовленность футболистов разного возраста
3.1 Возрастная динамика двигательных способностей футболистов
3.2 Возрастная динамика двигательных способностей футбольных вратарей
3.3 Показатели физической подготовленности и организация нагрузок в соревновательном периоде подготовки вратарей 12-16 лет
3.4 Методика количественной оценки физической подготовленности вратарей 12-16 лет
Глава IV. Экспериментальное обоснование программированной физической подготовки вратарей 15-16 лет на этапах соревновательного периода
4.1 Теоретико-методические основы экспериментальной программы физической подготовки
4.2 Средства подготовки и их организация в макроцикле
4.3 Показатели физической подготовленности вратарей экспериментальной группы
4.4 Показатели проявления психомоторных качеств в процессе экспериментальной подготовки
Выводы
Библиография

Работа содержит 1 файл

Коломенский государственный педагогический институт.docx

— 241.67 Кб (Скачать)

В теории и методике физического воспитания вопрос разработки средств и методов  физической подготовки спортсменов  разного возраста изучен достаточно полно. [31, 46, 53, 74, 80, 100]

Однако, рациональное применение разработанных  средств и методов в условиях различных по направленности этапов подготовки, возрастных особенностей занимающихся и специфики вида спорта - задача чрезвычайно актуальная и  требующая постоянного поиска.

Динамика  роста спортивного мастерства требует  изыскания новых более эффективных  путей повышения как общей, так  и специальной физической подготовленности [26] с учетом точных количественных критериев оценки структуры и  параметров физических нагрузок. [36, 56, 84]

В циклических  видах спорта тренировочная нагрузка относительно полно характеризуется  следующими компонентами: интенсивностью упражнения, продолжительностью упражнения, длительностью и характером интервалов отдыха, числом повторений и серий. [35, 50]

В футболе  нагрузка, наряду с вышеперечисленными показателями может варьироваться  изменениями количества игроков, размерами  площадки и степенью координационной  сложности упражнений. [55, 58, 76, 98, 123]

Соответственно  одной из задач теории и практики спортивной тренировки является сочетание  таких компонентов нагрузки, которые  наилучшим образом расширили  бы функциональные возможности занимающихся. [11, 27, 33] В данном контексте целесообразно  сказать об исследовании Г.С. Лалакова [74], который обосновал концепцию  построения тренировочных нагрузок у футболистов разного возраста и выявил критерии допустимости и степени их соответствия функциональному состоянию организма футболистов.

В процессе воспитания двигательных способностей спортсменов, специализирующихся в  командных играх и в футболе, в частности, применяется большое  число методов тренировки, но наибольшее распространение получили следующие - равномерный, переменный, повторный, интервальный. [7, 18, 87, 108] В спортивных играх важным принципом применения средств и методов физической подготовки является максимальное использование элементов интегрального метода, при котором развиваются не только специальные двигательные способности, но и специфические психомоторные навыки. [49, 59, 111, 121]

Наряду  с вышеперечисленными методами воспитания двигательных способностей достаточно широкое распространение в практике физической культуры и спорта получили соревновательный, игровой и круговой методы. [9, 38, 75]

Необходимо  отметить, что круговой и игровой  методы можно отнести к методам  воспитания двигательных качеств весьма условно, поскольку с помощью  этих методов решаются и задачи организации  занятий. [42,127]

 

1.3 Возрастная характеристика физической  подготовленности футболистов

 

Многочисленными исследованиями в области подготовки спортивных резервов всесторонне рассмотрены  закономерности онтогенеза физических способностей человека и изменений  двигательных функций спортсменов, происходящие с ростом их квалификации. [32, 44, 80, 105, 122, 139, 147]

Положительное влияние систематических занятий  спортивными играми, в том числе  и футболом, на организм убедительно  доказано в исследованиях как  отечественных, так и зарубежных специалистов. [58, 59, 74, 81, 107, 149]

Обобщая полученные результаты, можно констатировать, что систематические занятия  футболом стимулируют естественный рост, физическое и функциональное развитие организма.

Так, если у подростков, систематически не занимающихся спортом, в пубертатном периоде  снижается уровень проявления быстроты, выносливости, ловкости, нарушается процесс  формирования взаимосвязей двигательной и вегетативной функций, замедляются  темпы адаптации к новым формам движений, то тренировка подростков в  спортивных играх способствует стабильному  улучшению согласованности всех основных движений. [31]

При анализе  проблемы физической подготовки, мы выделяем, прежде всего, те, которые относятся  к исследованиям возрастной динамики физических качеств, а также оптимальному применению различных методов и  средств их формирования. Важнейшие  требования к методике воспитания физических качеств в период возрастного  становления организма - всесторонность воздействий, соразмерность нагрузок функциональным возможностям растущего  организма, соответствие воздействующих факторов особенностям этапов возрастного  развития. [32, 45, 49, 58, 59, 85 и др. ]

 Не вызывает сомнений доказанный факт [44, 58, 79, 80] о необходимости учета периодов наиболее бурного естественного прироста двигательных способностей детей и подростков (сенситивных периодов) для их преимущественного воспитания средствами физической культуры и спорта.

Также показано, что на возрастные границы сенситивных  периодов влияет систематичность занятий  физическими упражнениями, а также  специфика вида спорта, и даже отдельные  разновидности специализаций внутри него. [85, 116]

Проблема  возрастной динамики физических качеств  в футболе давно стала объектом внимания специалистов. Можно выделить несколько направлений разработок этой проблемы:

  • возрастная динамика основных двигательных способностей [7, 9, 58, 129,149];
  • разработка контрольных нормативов по физической подготовке для игроков разного возраста [42, 58, 107, 120];
  • разработка модельных характеристик физической подготовленности [81, 98, 107, 144].

Отметим, что данные границ сенситивных периодов для воспитания двигательных качеств  футболистов не всегда совпадают. Так, например, в качестве таких периодов для воспитания силы юных футболистов  в одних случаях выделяют возраст 13-15 лет [8, 58], в других - 14-16 лет. [36]

Аналогичная картина характерна для скоростно-силовых  способностей. По данным А.П. Лаптева  и А.А. Сучилина [149] - это возраст 12-15 лет. Есть данные специалистов, где  указываются возрастные периоды 13-16 лет [156], 10-15 лет [81] и 12-14 лет [69].

При этом отмечается, что в процессе многолетней  подготовки . футболистов на период от 11 до 14 лет приходится 51,4% всего  прироста скоростно-силовых качеств. Однако, темпы его по годам неодинаковы  и составляют: от 11 до 12 лет - 9,5%; от 12 до 13 лет - 4,0% и от 13 до 14 лет -37,9%. [69]

Таким образом, сенситивные периоды для скоростно-силовых  качеств юных футболистов определяются в довольно широких границах, согласно которым наиболее благоприятным  для их целенаправленного развития может считаться как возраст 10-16 лет, так и более узкий диапазон - 13-14 лет.

Для быстроты юных футболистов в качестве сенситивных  специалистами отмечаются: возраст  от 7 до 12 лет [8], от 14 до 15 лет [149], а также  от 12 до 15 лет [156].

Известно, что наиболее комплексно скоростные качества футболистов проявляются  в беге с максимальной скоростью  на дистанции 30-40 м. [6, 121] В этой связи  представляется интересным рассмотрение коэффициента "соразмерности" скоростных качеств по М.Я. Набатниковой [105] на примере исследований в детско-юношеском футболе. Так, в сопоставлении с достижениями в 7-летнем возрасте этот показатель для 11-летних футболистов в беге на скорость на коротком отрезке в 3 м составляет 91,2%, на отрезке 6м-87,7%, 9 м - 89,1%, 12 м. - 88,9%, 15 м - 81,0% и 30 м - 80,6%.

Все это  еще раз подчеркивает зависимость  проявления скоростных качеств от возраста юных футболистов и длины пробегаемой  дистанции.

Достаточно  широкий возрастной диапазон с наиболее благоприятными предпосылками выделяется для воспитания выносливости. Так, по данным А.П.

Лаптева и А.А. Сучилина [149] сенситивным для  выносливости следует считать возраст 12-15 лет, что совпадает с мнением  Ю.М. Арестова [8], в других случаях  выделяется возраст 10-16 лет и 16-17 лет. [36] Именно на этот возраст у юных футболистов, по данным В.Г. Макаренко [81], приходится 36% всего прироста уровня общей и специальной выносливости за период подготовки в ДЮСШ.

Возрастные  особенности гибкости юных футболистов  исследовались в незначительном количестве работ. При этом в качестве сенситивного для целенаправленного  развития этого двигательного качества при занятиях футболом выделяется возраст  от 7 до 11 лет. [8, 149]

Особенности динамики ловкости юных футболистов  в широких возрастных диапазонах, наряду с достаточно полной изученностью в возрастном аспекте других двигательных качеств, до настоящего времени малоизученны. Между тем, как известно, от знания возрастных закономерностей развития ловкости, как и других двигательных качеств, во многом зависит эффективность  многолетнего процесса становления  спортивного мастерства футболистов. [6, 36, 40]

Под воздействием тренировки ловкость развивается наиболее эффективно в возрасте 8-9 лет, то есть при низком ее уровне. В возрасте 14-15 лет показатели ухудшаются и  устанавливаются на уровне ниже наивысшего. [90]

Как показывают результаты исследования возрастных особенностей двигательной деятельности юных футболистов, в 9-12 лет у них происходит значительное улучшение координации движений. В возрасте 13-15 лет на основе значительно  возросших функциональных возможностей ЦНС создаются благоприятные  предпосылки для совершенствования  двигательных способностей, которые  в этот период развиваются наиболее бурно. [31, 44, 156] При этом высказывается  предположение, что с возрастом  футболисты утрачивают не столько скоростные качества, сколько координированность. [30]

В качестве сенситивных периодов для развития ловкости у юных13-14 лет [81]. Из теории вопроса известно, что для большинства  показателей ловкости (как обобщенному  проявлению координационных способностей) наиболее продуктивным возрастным периодом для целенаправленного развития считается возраст с 11 до 12-13 лет. [79, 80]

Таким образом  можно сказать, что имеются расхождения  в определении границ сенситивных  периодов динамики физических качеств  юных футболистов.

В докторской диссертации А.П. Золотарева [58] в  процессе экспериментальной проверки сделаны уточнения по данной проблеме.

В частности, установлены следующие границы  наибольшего прироста двигательных способностей футболистов:

  • координация (ловкость) -9-12и 13-14 лет;
  • скоростные способности - 10-11 и 12-14 лет;
  • скоростно-силовые способности - 10-11 и 12-15 лет;
  • выносливость -9-10и 14-16 лет.)

Если  говорить об уровне физической подготовленности футболистов разного возраста, то можно констатировать, что юные футболисты имеющие более высокий уровень  развития двигательных способностей, как правило, достигают более  высоких спортивных результатов  и чаще попадают в различные сборные  команды. [81]

В то же время, сравнительные данные, полученные С.А. Локтевым [76] показали, что футболисты уступают по физическим кондициям своим  сверстникам, занимающихся легкой атлетикой, плаванием, велоспортом, современным  пятиборьем. С одной стороны, это  обусловлено спецификой соревновательной деятельности футболистов, которая  носит переменный характер. С другой, свидетельствует о необходимости  поиска резервов в повышении их двигательных способностей, что невозможно без  дальнейшей разработки проблемы оптимизации  структуры и содержания тренировочных  нагрузок на этапах многолетней подготовки.

В последние  годы появились работы, систематизирующие  многолетние исследования возрастного  аспекта подготовки футболистов [58, 73, 126], но вопросы программирования физической подготовки в них рассматриваются  эпизодически.

 

1.4 Особенности игровых функций  и тренировки футбольных вратарей

 

В футбольной команде одному из одиннадцати игроков  поручается выполнение обязанности  вратаря. Роль вратаря в футболе  очень ответственная, качество его  игры нередко влияет на исход состязания.

Вратарь - единственный игрок в команде, которому правилами разрешено играть руками в пределах штрафной площадки, т.е. его  функции во многом специфичны по отношению  к другим амплуа футболистов.

Игра  вратаря за последние годы претерпела значительные изменения. Если раньше от него, в основном, требовалось отличная игра непосредственно в ворртах, то теперь этого недостаточно. В  частности, A.M. Акимов [1, 2] говорит, что с ростом класса футбола диапазон действий вратарей значительно расширился. В настоящее время вратарь обязан умело действовать не только в районе штрафной площадки, но и за ее пределами, выполняя функции защитников. С изменениями правил вратарю необходимо умение точно сыграть в пас с полевым игроком.

Высокая техника игры в воротах, решительные  и стремительные выходы из ворот  на перехват передач с флангов  и из глубины поля, четкое руководство  защитными действиями, мгновенная оценка игровой обстановкой, быстрый выбор  оптимального решения при защите ворот, активное участие в организации  атак - вот основные характерные  черты вратаря в современном  футболе. [1,41,94, 106, 120]

В футболе, как и в большинстве других видов спорта, приинято считать, что  учебно-тренировочный процесс должен быть подчинен специфическим особенностям соревновательной деятельности. [20, 38, 46, 141] Соответственно, чтобы обеспечить качественную подготовку вратарей необходимо располагать

Информация о работе Программирование физической подготовки футбольных вратарей учебно-тренировочных групп на соревновательном этапе