Физическая подготовка

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:07, реферат

Описание работы

В средних и старших классах обучаются юноши и девушки в возрасте от 15 до 18 лет. По возрастным особенностям их, можно отнести к двум группам: подростковый возраст - юноши 13-16 лет, девушки - 12-15 лет и юношеский возраст - юноши 17-21 год и девушки - 16-20 лет

Содержание

Глава I. Характеристика возрастных особенностей учащихся
1.1. Теоретическая подготовка
1.2. Общая физическая подготовка
1.3. Средства профессионально-прикладной физической подготовки
Глава II. Особенности обучения и тренировки детей и юношей
Глава III. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
Глава IV. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ
4.1. Организация учащихся на занятиях
Заключение

Работа содержит 1 файл

фп реферат.docx

— 59.39 Кб (Скачать)

Физическая  подготовка

Оглавление

 

Глава I. Характеристика возрастных особенностей учащихся

1.1. Теоретическая  подготовка

1.2. Общая  физическая подготовка

1.3. Средства  профессионально-прикладной физической  подготовки

Глава II. Особенности  обучения и тренировки детей и  юношей

Глава III. ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

Глава IV. ОРГАНИЗАЦИЯ  И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ

4.1. Организация  учащихся на занятиях

Заключение

 

Глава I. Характеристика возрастных особенностей учащихся

 

В средних  и старших классах обучаются  юноши и девушки в возрасте от 15 до 18 лет. По возрастным особенностям их, можно отнести к двум группам: подростковый возраст - юноши 13-16 лет, девушки - 12-15 лет и юношеский возраст - юноши 17-21 год и девушки - 16-20 лет. Возрастная периодизация в известной  степени условна и позволяет  установить лишь ориентировочные границы  между фазами роста. Однако в каждом возрастном периоде физическое воспитание имеет свои отличия. Возрастные особенности  организма в значительной степени  обусловливают содержание и методику физического воспитания. С учетом возраста осуществляется подбор средств, определяются допустимые нагрузки, нормативные  требования

Возраст 15-20 лет характеризуется поступательным развитием организма. Особенностями  этого возраста являются постепенное  увеличение массы и размеров тела, расширение приспособительных возможностей организма.

Формирование  скелета заканчивается в основном к 17-18 годам. К этому времени сформировывается физиологическая кривизна позвоночного столба. К 16-18 годам заканчивается  формирование стопы. В возрасте 15-16 лет особое внимание преподавателя  физического воспитания должно быть обращено на формирование правильной осанки и развитие стопы. Чем полноценнее  осанка, тем лучше условия для  функционирования внутренних органов  и организма в целом.

У женщин рост заканчивается в 20-22 года, у мужчин в 23-25 чет. Рост тела сочетается с изменениями  в строении костной системы. Чрезмерные физические нагрузки могут привести к задержке роста.

С возрастом  увеличивается относительная доля мышц в общем весе тела. Вес тела продолжает возрастать примерно до 25 лет. У женщин вес тела, как и рост, увеличивается в меньшей мере, чем у мужчин. Вес мышечной массы  к весу тела у подростков 15 лет  составляет 32,6%, а у юношей 17-18 лет - 44,2%.

К 18-21 годам  в основном заканчивается функциональное развитие отделов центральной нервной  системы и вегетативных систем. Нервные  процессы отличаются большой подвижностью. Сила возбудительных процессов преобладает  над тормозными процессами.

В возрасте 11-18 лет отмечается усиленный рост сердца. Линейные размеры сердца к 15-17 годам  увеличиваются в три раза в  сравнении с размерами новорожденных. Объем полостей сердца в 13-15 лет составляет 250 см3, а у взрослых 250-300 см3. Если за семь лет (от 7 до 14) его объем возрастает на 30-35%, то за четыре года (от 14 до 18) - на 60 - 70%. Увеличение емкости полости  сердца опережает увеличение 'просветов  сосудов. Сердце нередко «не поспевает» за увеличением общих размеров тела. В возрасте 15-20 лет у 10 - 15% юношей и девушек отмечается относительное  «малое» сердце, что приводит к  увеличению периода восстановительных  процессов после нагрузки.

Частота сердечных  сокращений в возрасте 15 лет составляет 76 ударов в минуту, а в возрасте 20 лет - у юношей 65-70, у девушек 70-75 ударов в минуту.

В обеспечении  снабжения тканей кислородом важным фактором является скорость кровотока. Время кругооборота крови в 14-16 лет  составляет 18с, а у взрослых - 17-29с.

Для укрепления сердечно-сосудистой системы важное значение имеет разносторонняя физическая подготовка, строгая дозировка и  постепенное повышение физических нагрузок, систематичность занятий  физическими упражнениями.

С возрастом  происходят изменения и в дыхательной  системе с ростом тела потребность  в кислороде увеличивается и  органы дыхания работают более напряженно. Так, минутный объем дыхания у 14-летнего  подростка составляет на 1 кг веса 110-130 мл, у взрослого же всего лишь 80-100 мл. Функциональные возможности  аппарата дыхания еще недостаточно совершенны. Жизненная емкость легких и максимальная легочная вентиляция меньше, чем у взрослых. Объем  вентиляции составляет в 14-16 лет - 45 л, в 17-18 лет - 61 л в минуту. Особенно велика роль физического воспитания в развитии дыхательного аппарата. Преподаватель  должен обращать внимание на правильное формирование и увеличение подвижности (экскурсии) грудной клетки, на укрепление дыхательных мышц. Учащихся необходимо научить правильно дышать и помочь им овладеть навыками грудного и диафрагмального (брюшного) дыхания. При этом следует  учитывать, что развитие дыхательной  системы происходит в единстве с  развитием других систем организма  и в различные возрастные периоды  предъявляются разные требования к  развитию физических качеств. Развитие тех или иных физических качеств  надо рассматривать не только с точки  зрения совершенствования двигательных способностей, но и обязательно с  точки зрения обеспечения нормального  протекания процесса физического развития и повышения функциональных возможностей растущего организма.

Уровень развития физических качеств и степень  приспособляемости организма к  физическим нагрузкам на быстроту, силу, гибкость зависят от возрастных особенностей организма. Высокие показатели гибкости и быстроты могут быть достигнуты к 18 годам, сила мышц увеличивается  до 20 лет и более; высокий уровень  выносливости наблюдается обычно к 23-25 годам. Упражнения на выносливость в возрасте 17-18 лет и особенно в 15-16 лет необходимо строго дозировать.

В возрасте 15-16 лет отмечается значительное увеличение мышечной массы и совершенствование  нервно-мышечного аппарата, создаются  предпосылки к развитию силы. Однако в занятиях с учащимися этого  возраста следует воздерживаться от силовых упражнений с предельными  нагрузками, так как условия для  развития силы создают несколько  позднее в 19-20 лет.

Необходимо  подчеркнуть, что обучение в средних  и старших классах совпадает  с периодом полового созревания. В  этот период наблюдается повышенная возбудимость и неустойчивость нервной  системы. Индивидуальные особенности  физического развития учащихся определяются по данным медицинского контроля. Физиологические  возможности учащихся одного и того же возраста могут значительно отличаться. Поэтому в процессе физического  воспитания важен индивидуальный подход.

 

1.1. Теоретическая подготовка

 

В процессе обучения учащиеся должны получить теоретические  знания по таким вопросам: общие  сведения о физкультурном движении и организации физического воспитания; гигиенические основы физического  воспитания; теоретические знания по гимнастике, легкой атлетине, спортивным играм, плаванию.

Знание гигиенических  основ физического воспитания имеет  важное значение для организации  здорового образа жизни учащихся и внедрения физической культуры в их быт. Соблюдение правил личной гигиены, рационального режима учебы  и отдыха, систематические занятия  физическими упражнениями в быту - обязательное условие успешного  решения задач физического воспитания, предусмотренных программой. Полученные знания необходимо закрепить на практических занятиях, увязать их с общими гигиеническими требованиями, 'предъявляемыми учащимся в учебной деятельности.

Давая теоретические  знания по отдельным видам общей  физической подготовки, учащихся следует  познакомить с основами техники  различных видов спорта, профилактикой  травматизма, с инвентарем и правилами  ухода за ним. Теоретические знания вместе с практическими навыками по видам спорта должны содействовать  спортивному совершенствованию  в избранном виде спорта и внедрению  физических упражнений в 'быт учащихся.

Методы сообщения  теоретических знаний (уроки, беседы, теоретические сведения в процессе занятий физическими упражнениями) устанавливаются руководителями физического  воспитания.

 

1.2. Общая физическая  подготовка

 

Она составляет главное содержание занятий физическими  упражнениями в школах.

Основными видами общей физической подготовки являются гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание, туризм и спортивные игры. Надо иметь в виду, что занятия  по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке и спортивным играм представляют собой единый процесс физического  воспитания.

Гимнастика - одно из основных средств общей  физической подготовки, с помощью  которого решается большой 'круг задач: формируется правильная осанка, совершенствуются координация движений, сила мышц, гибкость, вестибулярная устойчивость, мышечная чувствительность и др.

Гимнастика - это целая школа движений. С  помощью гимнастических упражнений обеспечивается специальная физическая подготовленность для успешного  выполнения программных требований по легкой атлетике, лыжной подготовке и др. Гимнастика также играет большую  роль в профессионально-прикладной физической подготовке учащихся. Вместе с тем занятия гимнастикой  недостаточно влияют на органы кровообращения и дыхания, на функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Поэтому  ее следует применять в сочетании  с другими видами физических упражнений.

Программа по гимнастике включает строевые и общеразвивающие  упражнения (без предметов и с  предметами, на гимнастической стенке и скамейке), упражнения в равновесии, лазании, упражнения спортивной гимнастики, элементы акробатики. Легкая атлетика имеет большое оздоровительное  и прикладное значение.

Легкая атлетика в учебной работе в школах содействует  более успешному выполнению учащимися  требований программ по лыжной подготовке и плаванию, восполняет недостатки в разносторонней, физической подготовке по другим видам спорта и в первую очередь гимнастике и плаванию.

Программа по легкой атлетике включает специальные  подготовительные упражнения, ходьбу, бег на короткие и средние дистанции, прыжки в длину и высоту с разбега, толкание ядра, метание гранаты.

Лыжная подготовка. В программе физического воспитания лыжной подготовке отводится значительное место. При ходьбе на лыжах вовлекается  в работу весь двигательный аппарат, укрепляется мышечная система, особенно ног, плечевого пояса, туловища и  брюшного пресса. Кроме того, развиваются  выносливость, вестибулярная устойчивость, способность ориентироваться в  пространстве, повышается закаленность организма.

Лыжной подготовке способствуют предварительные занятия  другими видами физической подготовки и в первую очередь гимнастикой  и легкой атлетикой. При этом особое значение имеет развитие общей выносливости.

Программа по лыжной подготовке включает в себя специальные подготовительные упражнения, строевые упражнения с лыжами и на лыжах, изучение техники лыжных ходов, подъемов, спусков, торможений и поворотов, сведения о материальной части и  правилах ухода за лыжным инвентарем.

Спортивные  игры. Среди различных средств  физического воспитания учащихся профтехучилищ  определенное место занимают спортивные игры.

В программе  предусмотрено занятие одной  какой-либо спортивной игрой (баскетболом, волейболом, футболом, ручным мячом). Преподаватели  могут сами выбрать спортивную игру, для культивирования которой  в училище наиболее благоприятные  условия. Спортивные игры развивают  выносливость, быстроту и ловкость; повышают эмоциональность, способствуют привитию интереса к физическим упражнениям, спорту; воспитывают чувство коллективизма, организованность, дисциплину, умение подчинить личные интересы интересам  коллектива и другие качества.

Спортивные  игры имеют важное значение и для  нормального досуга, и активного  отдыха, содействуют наиболее эффективному выполнению программных требований по другим основным разделам физического  воспитания.

Занятия плаванием  способствуют правильному и гармоническому развитию форм тела, воспитанию выносливости. Длительные физические нагрузки при  горизонтальном положении тела в  воде равномерно развивают мышцы, формируют  правильную осанку. Плавание значительно  влияет на тренировку физиологических  механизмов теплорегуляции, способствуя  закаливанию организма.

Обучение  плаванию имеет большое прикладное значение и способствует внедрению  физической культуры в быт учащихся.

Программа по плаванию включает в себя специальные  подготовительные упражнения, обучение технике плавания кролем на груди  и на спине; дополнительно также  предусмотрено изучение плавания брассом  на груди.

В связи с  тем, что на плавание программой выделено ограниченное количество часов, главным  являются обучение технике плавания.

Занятие туризмом имеет большое оздоровительное, воспитательное и прикладное значение. Туристические походы проводятся во внеучебное время - в выходные дни  по специальному плану. Они могут  быть пешие, на лыжах и велосипедах. Дальность походов определяется в зависимости от способа передвижения. Туристические групповые походы проводятся с активным передвижением по всему маршруту.

Информация о работе Физическая подготовка