Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:47, курсовая работа
Цель курсовой работы: раскрыть методические аспекты физической подготовки пловцов.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть особенности методики развития общей и специальной подготовки пловцов.
2.Определить динамику нагрузки в плавании
3.Выявить влияние различных тренажеров, тестов при развитии специальной подготовки пловцов.
Введение…………………………………………………………………………...4
1. Понятие общей физической подготовки и специальной физической подготовки…………………………………………………………………………5
1.1 Отличия общей физической подготовки от специальной…………………....5
1.2 Единство общей и специальной подготовки спортсмена……………………6
2. Методика развития физических качеств………………………………………8
2.1 Специальная выносливость…………………………………………………...8
2.2 Силовая подготовка…………………………………………………………....9
2.3 Скоростные качества………………………………………………………......11
2.4 Развитие гибкости…………………………………………………………......12
2.5 Ловкость…………………………………………………………………….....14
3. Тренировочная нагрузка в плавании……………………………………….......15
3.1 Понятие тренировочной нагрузки…………………………………………….15
3.2 Динамика нагрузки пловцов………………………………………………......15
3.3 Возрастные границы спортивных достижений на различных этапах подготовки………………………………………………………………………...17
3.4 Значение длины « шага» и темпа при подготовке пловцов………………...18
3.5 Виды тренажеров, применяемые при специальной подготовки спортсменов…………………………………………………………………….....21
4. Развитие физических качеств и функциональных систем………………........24
4.1 Возрастная динамика развития физических качеств и функциональных систем……………………………………………………………………………...25
4.2 Изменение функций и систем организма при систематических занятиях…………………………………………………………………………....26
5.Факторы, влияющие на спортивные достижения…………………………........27
5.1 Весо-ростовой показатель………………………………………………….....27
5.2 Оценка физического развития при помощи специальных тестов и проб.......................................................................................................................................28
5.2.1 Тесты для определения гибкости..........................................................................29
5.2.2Определение силовых возможностей……………………………………......30
5.2.3 Определение функционального состояния ...………………...........................30
5.2.4. Оценка эффективности плавания……………………………………….......31
6.Биохимическая оценка специальной подготовленности пловцов........................32
Заключение………………………………………………………………………..36
Список использованных источников……………………………………………..37
Приложение……………………………………………………………………….38
34
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Учреждение образования «Гомельский государственный университет
имени Франциска Скорины»
Факультет физической культуры
Кафедра легкой атлетики и лыжного спорта
Физическая подготовка пловцов.
Исполнитель:
студентка группы ФК-44
Научный руководитель:
преподаватель кафедры
Курсовая работа состоит из 40 страниц, 9 таблиц, 2 рисунков, 1 приложения, из 17 литературных источников.
Ключевые слова: общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, физические качества, тренировочная нагрузка, тренажер, тест, физическая подготовленность.
Объект исследования: физическое развитие пловцов в процессе тренировок
Предмет исследования: особенности физической подготовки пловцов
Методы исследования: анализ научно-методической литературы.
Цель курсовой работы: раскрыть методические аспекты физической подготовки пловцов.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть особенности методики развития общей и специальной подготовки пловцов.
2.Определить динамику нагрузки в плавании
3.Выявить влияние различных тренажеров, тестов при развитии специальной подготовки пловцов.
Выводы: представленный в курсовой работе материал является ценным источником для тренировочной деятельности тренеров по плаванию в процессе организации физической подготовки пловцов.
Практическая значимость: данные материалы курсовой работы могут использовать в своей работе руководители физического воспитания различных учебных учреждений, а также студенты факультета физической культуры при подготовке к занятиям.
стр.
Введение…………………………………………………………
1. Понятие общей физической подготовки и специальной физической подготовки……………………………………………………
1.1 Отличия общей физической подготовки от специальной…………………....5
1.2 Единство общей и специальной подготовки спортсмена……………………6
2. Методика развития физических качеств………………………………………8
2.1 Специальная выносливость………………………………………………
2.2 Силовая подготовка……………………………………………………
2.3 Скоростные качества……………………………………………………….
2.4 Развитие гибкости…………………………………………………………
2.5 Ловкость…………………………………………………………
3. Тренировочная нагрузка в плавании……………………………………….......
3.1 Понятие тренировочной нагрузки…………………………………………….15
3.2 Динамика нагрузки пловцов……………………………………………….....
3.3 Возрастные границы спортивных достижений на различных этапах подготовки……………………………………………………
3.4 Значение длины « шага» и темпа при подготовке пловцов………………...18
3.5 Виды тренажеров, применяемые при специальной подготовки спортсменов…………………………………………………
4. Развитие физических качеств и функциональных систем………………........24
4.1 Возрастная динамика развития физических качеств и функциональных систем………………………………………………………………
4.2 Изменение функций и систем организма при систематических занятиях…………………………………………………………
5.Факторы, влияющие на спортивные достижения…………………………........27
5.1 Весо-ростовой показатель………………………………………………….
5.2 Оценка физического развития при помощи специальных тестов и проб..........................
5.2.1 Тесты для определения гибкости......................
5.2.2Определение силовых возможностей……………………………………....
5.2.3 Определение функционального состояния ...……………….....................
5.2.4. Оценка эффективности плавания……………………………………….......
6.Биохимическая оценка специальной подготовленности пловцов.......................
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………..3
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность. Высокий уровень достижений в современном плавании требует постоянного совершенствования всех сторон подготовки спортсмена и в первую очередь ее основного раздела спортивной тренировки.
Развитие методики тренировки пловцов высокого класса в прошедшие годы тесно связано со строгим увязыванием системы тренировки пловца со специфическими требованиями спортивного плавания [1].Это выразилось в резком увеличении объема средств общей, и особенно специальной подготовки, в общем объеме тренировочной работы.
Специфическая направленность тренировки одно из наиболее важных методических положений, которыми тренера руководствуются при составлении тренировочных программ. Оно выражает закономерность, согласно которой характер адаптационных перестроек в организме спортсмена полностью зависит от характера тренировочных упражнений [2].
Целью работы является выявление особенностей общей и специальной подготовки при планировании тренировок квалифицированных пловцов.
Цель курсовой работы: раскрыть методические аспекты подготовки пловцов.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть особенности методики развития общей и специальной подготовки пловцов.
2.Определить динамику нагрузки в плавании
3.Выявить влияние различных тренажеров, тестов при развитии специальной подготовки пловцов.
Практическая значимость: данные материалы курсовой работы могут использовать в своей работе руководители физического воспитания дошкольных учреждений, а также студенты факультета физической культуры при подготовке к занятиям.
1 Понятие общей физической подготовки и специальной физической подготовки.
1.1 Отличия общей физической подготовки от специальной.
Физическая подготовленность спортсмена характеризуется возможностями функциональных систем организма, обеспечивающих эффективную соревновательную деятельность. Она подразумевает укрепление здоровья спортсмена при постоянном развитии и совершенствовании его силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости.
Одна из главных особенностей состоит в том, что в физической подготовке спортсмена органически сочетаются две ее стороны общая и специальная физическая подготовка.
Общая физическая подготовка является необходимым элементом подготовки пловца. Она должна строиться согласно закономерностям переноса тренировочного эффекта с подготовительных упражнений на соревновательные действия. Понятно, что общую физическую подготовку необходимо строить таким образом, чтобы полностью использовать положительный перенос и по возможности исключить отрицательный перенос [3]
Общая подготовка направлена на разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей органов и систем организма, степени их проявления в процессе мышечной деятельности. В современной тренировке общая подготовленность связана не с разносторонним развитием вообще, а с совершенствованием качеств и способностей, оказывающей определенное влияние на уровень спортивных достижений и эффективность протекания тренировочного процесса. Так в возрасте 12 - 14 лет происходит наиболее интенсивный прирост силы. К этому периоду и должна закладываться основная база разносторонней физической подготовленности. Общая физическая подготовка осуществляется как с использованием различных дополнительных приспособлений, так и без них;
Благодаря общей физической подготовке спортсмен приобретает необходимый запас двигательных умений и навыков для последующей технической подготовки и обеспечивает себе такой уровень работоспособности, который позволяет ему успешно проводить специальную физическую, техническую и тактическую подготовку.
Специальная физическая подготовка спортсмена представляет собой процесс развития специфических двигательных качеств и способностей спортсмена; она направлена на максимально возможное развитие способностей и на повышение специальной работоспособности для достижения высоких спортивных результатов.
Специальная физическая подготовка характеризует уровень развития физических качеств, возможностей органов и функциональных систем, определяющих достижения в конкретном виде спорта. Средствами СФП являются упражнения, которые по своей двигательной структуре и характеру нервно-мышечных усилий сходны с движениями в плавании и направлены на специализированное развитие и совершенствование основных рабочих групп мышц и ведущих функций.
Эффективное совершенствование специальной физической подготовки (СФП) возможно лишь при наличии высокого уровня ОФП. Интенсивные специальные нагрузки в подростковом и юношеском возрасте приводят к быстрому увеличению скоростных показателей в течение 2-3 лет тренировок. Дальнейший рост результатов возможен при создании прочной общей функциональной и морфологической базы [4]
Общая и специальная подготовка представляют собой две неотъемлемые части всесторонней физической подготовки спортсмена. Они представлены на всех этапах многолетнего процесса спортивного совершенствования, но их соотношение на различных этапах закономерно изменяется.
1.2 Единство общей и специальной подготовки спортсмена
Одно из фундаментальных положений научной школы спорта выражается принципом единства общей и специальной подготовки спортсмена. Этот принцип исходит из диалектического понимания взаимосвязи между спортивной специализацией и общим разносторонним развитием спортсмена. Успех спортивной специализации закономерно связан с прогрессированием спортсмена не только в избранном виде спорта, но и во многих других отношениях.
Согласно полученным современным биологическим данным, постоянная эксплуатация узкого круга функций, вступая в противоречие с закономерностями пластического обновления структур организма, может в крайних случаях вести к патологии. Из общей массы накопленных знаний известно, что сложные двигательные навыки, типа спортивных, возникают на основе приобретенных ранее форм координации движений и включают их в себя как свои предпосылки. Поэтому, в принципе, чем шире круг двигательных навыков и умений, осваиваемых спортсменом, тем благоприятнее предпосылки для формирования новых форм движений и совершенствования освоенных ранее.