Программирование физической подготовки футбольных вратарей учебно-тренировочных групп на соревновательном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:45, реферат

Описание работы

В настоящее время сложилась ситуация, когда в командах мастеров существует практика работы тренеров по подготовке вратарей, а в детско-юношеском футболе данная работа отсутствует. При этом тренировка вратарей проходит, как правило, в составе всей команды и не имеет специализированной направленности.
Наконец отсутствие целенаправленного планирования нагрузок, учета возрастных особенностей становления и развития двигательных способностей, преимущественное проведение тренировок в воротах, надуманность и однообразие упражнений являются основными факторами низкой эффективности учебно-тренировочного процесса вратарей детских спортивных школ.

Содержание

Введение
Глава I. Программированная подготовка и возрастные особенности воспитания двигательных способностей в спорте
1.1 Основы программирования тренировки в игровых видах спорта
1.2 Двигательные способности: понятие, структура, средства и методы воспитания
1.3 Возрастная характеристика физической подготовленности футболистов
1.4 Особенности игровых функций и тренировки футбольных вратарей
Глава II Цель, задачи, методы и организация исследования
2.1 Цель и задачи исследования
2.2 Организация исследования и педагогический эксперимент
Глава III Физическая подготовленность футболистов разного возраста
3.1 Возрастная динамика двигательных способностей футболистов
3.2 Возрастная динамика двигательных способностей футбольных вратарей
3.3 Показатели физической подготовленности и организация нагрузок в соревновательном периоде подготовки вратарей 12-16 лет
3.4 Методика количественной оценки физической подготовленности вратарей 12-16 лет
Глава IV. Экспериментальное обоснование программированной физической подготовки вратарей 15-16 лет на этапах соревновательного периода
4.1 Теоретико-методические основы экспериментальной программы физической подготовки
4.2 Средства подготовки и их организация в макроцикле
4.3 Показатели физической подготовленности вратарей экспериментальной группы
4.4 Показатели проявления психомоторных качеств в процессе экспериментальной подготовки
Выводы
Библиография

Работа содержит 1 файл

Коломенский государственный педагогический институт.docx

— 241.67 Кб (Скачать)

Под воздействием упражнений силовой направленности, кроме силовых, совершенствуются упругие  и реактивные свойства мышц и их способность к рекуперации механической энергии, что увеличивает экономичность  функционирования мышечного аппарата и систем энергообеспечения. [155]

Работоспособность мышц связана с развитием локальной  мышечной выносливости, под которой  понимается улучшение сократительных и окислительных свойств мышц.

Окислительные способности мышц обусловлены ростом сократительных и несократительных, в частности, митохондриальных белков и метаболических резервов ткани, что повышает способность мышечных волокон и утилизации кислорода и эффективному ресинтезу АТФ. [152]

Существуют  два мнения на сопряженное развитие сократительных и окислительных  способностей мышц. Первое указывает  на возможность параллельного развития данных способностей. Второе говорит  о разнонаправленное™ между мощностью  сокращения мышц и ростом их окислительного потенциала, возникающих в процессе совершенствования специальной  выносливости. [27]

Два качества мышечной системы до определенного  уровня интенсивности, не выше анаэробного  порога (АП) совершенствуются одновременно. Но при увеличении интенсивности  упражнений или объема силовых средств  значительная гипертрофия миофибрилл может привести к снижению окислительных  способностей мышц. [154]

Для разрешения противоречий между ростом мощности функционирования мышечного аппарата, повышением и совершенствованием его  окислительных свойств все тренировочные  средства применяются так, чтобы работа выполнялась в зоне АП. [28] Ставится задача - на протяжении микроцикла, этапа, периода улучшить обе качественные характеристики мышечной системы. С этой целью структура и режим выполнения упражнений моделируются так, чтобы вес отягощений и количество повторений способствовали развитию сократительных свойств с постоянным включением большого числа мышечных волокон от подхода к подходу, а время повторения и отдыха между ними давали возможность спортсмену работать в зоне АП. Данное теоретическое положение получило свое подтверждение в практике подготовки высококвалифицированных хоккеистов в условиях технико-тактических занятий. [28]

Главной стратегической линией силовой подготовки являются [22, 24, 25, 26]: 1) использование  таких форм и методов построения тренировочных занятий, режимов  сокращения мышечного волокна спортсменов, при которых происходит наиболее эффективное развитие всех компонентов  силовых способностей; 2) одновременное  развитие сократительных и окислительных  свойств мышечного аппарата; 3) параллельное развитие скорости и скоростной выносливости, силы и выносливости, координационных  и силовых способностей.

При разработке модели подготовки на соревновательном этапе вратарей 15-16 лет нами учитывался доказанный факт, что объем средств, как специализированных, так и  общеподготовительных, при развитии скоростно-силовых качеств должен составлять не менее 25-30%. [9] Мы планировали  данную работу в рамках тех же объемов, которые использовались на этапе  констатирующего эксперимента, но существенно  изменили распределение средств  в сторону увеличения работы, направленной на воспитание различных компонентов  силы. Нами учитывались данные о  положительном влиянии скоростно-силовой  подготовки на освоение двигательных навыков, что в конечном счете  положительно отражается на технической  подготовленности занимающихся и на их способности к концентрации усилий в пространстве и времени [113, 119, 125], что безусловно важно для футбола, где развитие координационных способностей игроков один из путей повышения экономичности энергообеспечения при выполнении технических приемов. [120, 121]

В рамках экспериментальной программы физической подготовки вратарей принимался во внимание тот факт, что выносливость, под  которой, применительно к соревновательной деятельности игроков данного амплуа, можно подразумевать способность  к поддержанию скоростно-силового режима выполнения технико-тактических  приемов на протяжении игрового времени, определяется не столько ростом поступления  кислорода к мышцам, сколько их способностью использовать кислород из артериальной крови. [29]

Данное  понимание нашло свое отражение  в концепции оптимальной физической подготовки спортсменов высокой  квалификации. [27] Доказано, что дистанционные  методы тренировки, развивающие вегетативный компонент работоспособности не обеспечивают условий эффективного повышения  сократительных и окислительных свойств мышц. Для решения этой задачи как раз применимы скоростно-силовые нагрузки.

В пользу применения силовых упражнений в  системе подготовки вратарей, не зависимо от этапа годичного цикла, свидетельствует  ряд экспериментов доказанных положений [46, 52, 71, 115]:

- прирост абсолютной силы мышц повышает скорость движений и тем больше, чем большее сопротивление приходится преодолевать спортсмену. Однако, в момент концентрированных силовых нагрузок, скорость движения и способность к проявлению взрывных усилий снижается пропорционально росту объема силовой работы;

- для повышения уровня скоростной (взрывной) силы необходимо предварительное выполнение собственно силовых упражнений. В зависимости от выбранной методики, это дает прирост силы с увеличением или без существенного увеличения мышечной массы. Здесь важна адаптационная перестройка мышц, которая выражается в повышении их энергетического потенциала, как основы для последующего развития взрывной силы;

  • если в тренировках используется только взрывной режим работы мышц, а именно такой подход характерен для подготовки юных вратарей, достижение способности к быстрому проявлению максимума усилий ускоряется, но общий эффект развития взрывной силы будет невыполним и сохранение его будет непродолжительным. Наряду с общеметодологическими основами силовой подготовки, при разработке экспериментальной системы тренировки учитывались принципы и положения планирования нагрузок в игровых видах спорта. [6, 30, 36, 40, 58, 67, 74, 98, 117];
  • принципы параллельного развития скоростно-силовых способностей и скоростно-силовой выносливости, когда технико-тактические упражнения выполняются в зоне анаэробного порога (ЧСС до 160 уд./мин.);

- равномерное распределение объема силовых и скоростно-силовых упражнений с тенденцией увеличения их интенсивности от этапа к этапу при

 достаточно стабильном объеме применения данных средств подготовки (около включение силовых и скоростно-силовых нагрузок на фоне относительно полного восстановления организма от предшествующих нагрузок;

- подбор упражнений с учетом воздействия на основные мышечные группы, обеспечивающие выполнение соревновательных нагрузок;

- чередование средств, направленных на развитие различных компонентов силового потенциала, обеспечивающих эффект контрастности тренирующих воздействий, как фактора, усиливающего функциональную восприимчивость организма.

 

 

4.2 Средств подготовки и их  организация в макроцикле

 

Для развития физических качеств юных вратарей использовался  дифференцированно-блочный подход: 1) применялись упражнения с дифференцированной целевой направленностью на развитие одного или двух "родственных" качеств; 2) применялись блоки (комплексы) с различной направленностью, как  на преимущественное развитие одного физического качества, так и на генерализованную физическую подготовку. [45]

Кратко  остановимся на основных упражнениях, которые используются в системе  подготовки вратарей 15-16 лет в практической работе тренеров. [40, 42, 106, 120, 134]

Упражнения для развития быстроты:

ОФП. По сигналу рывки на 5-10 метров из различных  исходных положений: стоя лицом, спиной, боком к стартовой линии, из приседа, седа, лежа. Эстафеты с элементами старта. Ускорения на 15, 30, 60 метров. Бег с  переменной интенсивностью на дистанции 100-150 м (15-20 м с максимальной скоростью, 10-15 м медленно). Челночный бег.

 СФП. Из "стойки вратаря" бег на 5-15 м метров с максимальной скоростью, из ворот. Отбивание высоко летящего мяча после рывка. Ловля мячей, пробитых по воротам, ловля теннисных мячей.

Упражнения для развития скоростно-силовых  качеств и силы:

ОФП. Упражнения со штангой, гантелями, набивными мячами. Вес отягощений от 40 до 70% веса тела. Выпрыгивания из приседа и полуприседа  без отягощений и с отягощениями. Прыжки в глубину (высота спрыгивания 50-70 см) с последующим выпрыгиванием  вверх или рывком. Вбрасывание  мяча на дальность. Различные варианты многоскоков.

СФП. Упражнения для кистей рук с гантелями  и кистевым амортизатором, технико-тактические  упражнения с отяжелителями. Многократное повторение упражнений в ловле и  бросках набивного мяча от груди  двумя руками. Броски футбольного  и набивного мяча на дальность. Удар ногой на дальность. Ловля набивных мячей, брошенных партнерами с разных сторон.

Упражнения для развития специальной  выносливости.

Повторное выполнение беговых и прыжковых  упражнений. Упражнения с отягощением 20-30% от максимума до произвольного  отказа. Ловля и отбивание мячей  повторным и непрерывным методами. Отбивание мячей в падении, когда  удары по воротам выполняются  с минимальными интервалами. Все  средства, направленные на развитие силы, скорости и выносливости были отнесены к кондиционным. При их организации  использовались параметры, выполнения упражнений, разработанные в исследованиях  Г.С. Лалакова [74] с учетом возрастных особенностей футболистов (табл. 16). Наряду с развитием кондиционных способностей, одним из важных резервов повышения  технико-тактического мастерства вратарей и эффективности их соревновательной деятельности является развитие координационных  способностей (ловкости). [2, 41, 106]

 

Таблица 16 Классификация допустимости нагрузок в процессе подготовки футболистов 13-16 лет [74]

№ п/п

Направленность

Объем нагрузки (%) и длительность серий  упражнений (мин)

   

3-4 мин.

4-5 мин.

5-6 мин.

   

40

70

100

40

70

100

40

70

100

1

Скоростно-силовая выносливость

+

+

             

2

Скоростная выносливость

+

+

 

+

+

 

+

   

3

Скоростные качества

+

+

+

+

         

4

Скоростно-силовые качества

+

+

+

+

+ •

+

     

5

Специальная выносливость

4 +

4 +

4 +

6 +

6 +

6

8

8

8

6

Специальная скорость

4 +

4 +

4 +

6 +

6 +

6

8 +

8

8

7

Обучение и совершенствование  технико-тактического мастерства

4 +

4 +

4 +

6 +

6 +

6

8 +

8

8


Примечание: + - допустимая нагрузка 4, 6, 8 - длительность серий упражнений в мин.

 

Наряду  с развитием кондиционных способностей, одним из важных резервов повышения  технико-тактического мастерства вратарей и эффективности их соревновательной деятельности является развитие координационных  способностей (ловкости). [2, 41, 106]

При разработке и применении средств для совершенствования  координации вратарей мы опирались  на теоретические и методические положения достаточно полных измененные в работах В.И. Ляха [79, 80] и Збигнева Витковского [30].

В качестве средств координационной тренировки рекомендуется использовать разнообразные  двигательные действия (физические упражнения) если они:

связаны с преодолением координационных  трудностей; требуют от исполнителя  правильности, быстроты, рациональности при выполнении сложных в координационном  отношении двигательных действий, а  также находчивости в использовании  этих действий в различных условиях; являются новыми и необычными для  исполнителя; хотя и являются привычными, но выполняются либо при изменении  самих двигательных действий, либо условий.

Исходя  из такого понимания, выделяют, прежде всего, общие координационные упражнения. Условно данные упражнения разделяют  на: 1) обогащающие фонд жизненно важных умений и навыков; 2) увеличивающие  двигательный опыт; 3) общеразвивающие  элементы гимнастики и акробатики, упражнения в беге, прыжках и метаниях, подвижные и стартовые игры с  высокими требованиями к координации  движений; 4) с преимущественной направленностью  на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие оптимальное  управление и регуляцию двигательных действий (упражнения на выработку  чувства пространства, времени, степени  развиваемых мышечных усилий, по улучшению  сенсомоторных реакций, двигательной памяти и представления движений).

Круг  специальных координационных упражнений был ограничен спецификой соревновательной деятельности футбольных вратарей и  спецификой технико-тактической подготовки в тренировочном процессе. К ним  можно отнести: 1) подводящие, способствующие освоению и закреплению технических  навыков (форма движения) и технико-тактических  действий; 2) развивающие координационные  способности к ориентации, дифференцированию, ритму, сохранению равновесия, вестибулярной  устойчивости и др.; 3) вырабатывающие специализированные восприятия.

С определением и классификаций средств и  методов координационной тренировки в футболе неразрывно связана  проблема планирования вариантов названной  тренировки, а также дозирования  нагрузок. Среди методических подходов планирования вариантов координационной  тренировки выделили следующие [30]:

Информация о работе Программирование физической подготовки футбольных вратарей учебно-тренировочных групп на соревновательном этапе