Программирование физической подготовки футбольных вратарей учебно-тренировочных групп на соревновательном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:45, реферат

Описание работы

В настоящее время сложилась ситуация, когда в командах мастеров существует практика работы тренеров по подготовке вратарей, а в детско-юношеском футболе данная работа отсутствует. При этом тренировка вратарей проходит, как правило, в составе всей команды и не имеет специализированной направленности.
Наконец отсутствие целенаправленного планирования нагрузок, учета возрастных особенностей становления и развития двигательных способностей, преимущественное проведение тренировок в воротах, надуманность и однообразие упражнений являются основными факторами низкой эффективности учебно-тренировочного процесса вратарей детских спортивных школ.

Содержание

Введение
Глава I. Программированная подготовка и возрастные особенности воспитания двигательных способностей в спорте
1.1 Основы программирования тренировки в игровых видах спорта
1.2 Двигательные способности: понятие, структура, средства и методы воспитания
1.3 Возрастная характеристика физической подготовленности футболистов
1.4 Особенности игровых функций и тренировки футбольных вратарей
Глава II Цель, задачи, методы и организация исследования
2.1 Цель и задачи исследования
2.2 Организация исследования и педагогический эксперимент
Глава III Физическая подготовленность футболистов разного возраста
3.1 Возрастная динамика двигательных способностей футболистов
3.2 Возрастная динамика двигательных способностей футбольных вратарей
3.3 Показатели физической подготовленности и организация нагрузок в соревновательном периоде подготовки вратарей 12-16 лет
3.4 Методика количественной оценки физической подготовленности вратарей 12-16 лет
Глава IV. Экспериментальное обоснование программированной физической подготовки вратарей 15-16 лет на этапах соревновательного периода
4.1 Теоретико-методические основы экспериментальной программы физической подготовки
4.2 Средства подготовки и их организация в макроцикле
4.3 Показатели физической подготовленности вратарей экспериментальной группы
4.4 Показатели проявления психомоторных качеств в процессе экспериментальной подготовки
Выводы
Библиография

Работа содержит 1 файл

Коломенский государственный педагогический институт.docx

— 241.67 Кб (Скачать)
="text-align:justify">конкретными и объективными данными об особенностях их двигательных и технико-тактических  действий в процессе матча. [143]

Результаты  исследований показали, что в матчах команд мастеров 50% технико-тактических  действий (ТТД) и приемов составляют введение мяча в игру выкатыванием, выбрасыванием или выбиванием; от 17 до 30% - ловля и отбивание катящихся  и низко летящих мячей; от 17 до 23% - ловля и отбивание высоко летящих  мячей, от 4 до 10% - ловля и отбивание  мячей падениями- . бросками, в том  числе в ноги сопернику. [124]

Сопоставляя типовые ситуации в игре и тренировке А.И. Шамардин [143] установил, что в  условиях тренировки количественные показатели игровых действий в воротах превышают  аналогичные показатели, зарегистрированные в ходе соревнований более чем  в 6,3 и 9 раз у юных и квалифицированных  спортсменов соответственно (табл. 1). По мнению автора, это объясняется  особенностями содержания тренировок: в ходе тренировочных занятий, фактически без противодействия обороняющихся, полевые игроки бьют по воротам гораздо чаще, чем в играх. Меньше расхождений в объеме ТТД при игре на выходах: у взрослых - 1,6; у юных - 1,4 раза. Вместе с тем отмечается, что в тренировочном процессе не остается времени для отработки третьей типичной ситуации - введения мяча в игру в целях организации атаки. [141]

Специалисты отмечают [41, 70, 106], что в основном разработана методика тренировки по линии ворот и относительно хорошо решены вопросы действий вратаря  против прорвавшегося противника (игра на выходах). Данные наблюдений [124, 144], проведенные за играми чемпионатов  России и Европейских кубков позволили  отметить следующие недостатки в  игре лучших вратарей:

  • ловля и отбивание высоких мячей при непрерывном давлении соперника;
  • низкая активность при руководстве собственной защитой;
  • неправильное или нежелательное для команды начало атаки при выбивании или вбрасывании мяча в поле.

 

Таблица 1.Средние показатели ТТД вратарей в игре и тренировке (по А.И. Шамардину [143])

ТТД

Вратари

 

квалифицированные

юные

 

тренировка

игра

тренировка

игра

В воротах

298

31

132

20,7

На выходах

56

36

34

23,2

Организация атак

-

49

-

29,2

Всего

354

116

166

73,1


 

Вышеизложенное  убедительно свидетельствует, что  современный футбол, предъявляет  высокие требования к технико-тактической  подготовленности вратарей, а эффективная  реализация последней не возможна без  должного уровня физической подготовленности спортсменов. [120, 123] Вратарь должен быть достаточно сильным, ловким, прыгучим, выносливым и обладать отличной реакцией. [41, 42]

В настоящее  время средством и методом  физической подготовки вратарей посвящены  единичные работы, выводы которых, как  правило, не подтверждены экспериментально.

Отсутствие  планирования, проведение тренировок только в воротах, низкий объем специальных  упражнений, однообразие средств  и методов подготовки - вот основные недостатки в организации и проведении тренировок, как взрослых, так и  юных вратарей. [130]

В учебном  пособии для тренеров "Юный футболист" [149] поставлены основные задачи подготовки юных вратарей на этапах многолетней  тренировки:

  1. на этапе начальной подготовки - укрепление здоровья, привитие устойчивого интереса к футболу, всесторонняя физическая подготовка с преимущественным развитием быстроты, ловкости и координации движений, ознакомление с наиболее важными тактическими действиями вратаря;
  2. на этапе специализации - совершенствование всесторонней физической подготовленности с преимущественным развитием скоростно-силовых качеств, общей и специальной выносливости, а также овладение техникой приемов мяча и основных тактических действий;
  3. на этапе спортивного совершенствования - продолжение развития физических способностей, отработки техники приемов мяча и основных тактических действий.

Как видно  из вышесказанного на всех этапах задачи довольно схожи и не сделаны акценты  на ключевые моменты тренировки.

Раскрывая средства подготовки вратарей авторы не дифференцируют их с учетом возрастных особенностей занимающихся.

В монографии "Подготовка молодого футболиста" под общей редакцией Я. Палфаи [117] в разделе "Подготовка вратарей" организация подготовки рассматривается  более дифференцированно. В частности  предлагаются тесты для отбора вратарей, конкретизируются этапы подготовки, раскрываются общие принципы и задачи основных ее разделов.

При всех положительных моментах данной работы фактически отсутствие программы физической подготовки с указанием объемов, интенсивности и параметров нагрузки.

Весьма  отрывочно рассматриваются вопросы  организации подготовки вратарей в  учебных программах для ДЮСШ и  СДЮШОР по футболу. [134, 135, 136]

Раскрывая средства подготовки практически все  специалисты отмечают, что вратари  должны как можно чаще выполнять  различные упражнения с мячом  в руках, будь то общеразвивающие  или специальные, в общей группе или индивидуально. [70, 106, 124]

Среди средств  общей и специальной подготовки вратарей разного возраста и квалификации рекомендуются упражнения, связанные  с быстрым реагированием на движущийся объект и меняющуюся обстановку (прием  мяча после отскока от пола, земли, батута; перехват мяча руками в упражнениях  типа квадрат, выполняемых полевыми игроками; упражнения в приеме и  отбивании мяча при отработке  действий в воротах и т.д.). Для  развития скоростно-силовых способностей рекомендуются различные варианты выпрыгиваний без и с имитацией  ловли мяча, напрыгивание на препятствия, бег с высоким подыманием бедра, пробегание отрезков 15, 20 и 30 метров. [117, 126, 141, 149]

Следует сказать, что фактически отсутствуют  комплексы силовой . подготовки в  системе тренировки вратарей, в то время, как повышение скоростных возможностей малоэффективно без соответствующей  подготовки мышечного аппарата. [23, 148]

Уделяя  должное внимание физической подготовке вратарей, большинство авторов отмечают ее тесную взаимосвязь с другими  видами подготовки и рассматривают  ее как необходимую базу для усиленного формирования технико-тактического мастерства вратарей. [2, 40, 149]

В данном аспекте специалисты считают  целесообразным использовать в тренировке вратаря упражнения комплексного характера, которые одновременно воздействуют на специально-физическую, техническую подготовку. Тем самым подчеркивается важность, так называемого, "сопряженного метода" [46, 47] в системе подготовки вратарей.

Таким образом  можно говорить о первостепенности высокого уровня моторного потенциала для успешного осуществления  игровой деятельности вратарей на всех этапах многолетней подготовки. В  то же время, несмотря на богатый арсенал  предлагаемых упражнений, нет экспериментальных  исследований, посвященных рациональной организации процесса физической подготовки вратарей, тренирующихся в ДЮСШ и  СДЮШОР. Практически отсутствуют  работы в которых рассматривается  возрастная динамика развития двигательных качеств вратарей. Такое положение  возможно связано с тем, что бытует мнение о совпадении сенситивных  периодов в структуре физической подготовки вратарей и полевых игроков. Однако можно предположить, что специфика  двигательной деятельности вратарей должна, в определенной степени, определять возрастные особенности проявления их двигательных способностей.

Наконец, практически отсутствуют объективные  критерии оценки физической подготовленности вратарей разного возраста, что затрудняет объективность управления как тренировочным  процессом, так и эффективностью многолетней системы отбора.

 

 

ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

2.1 Цель и задачи исследования

 

Цель  исследования - повышение эффективности  физической подготовки вратарей учебно-тренировочных  групп на соревновательном этапе.

В процессе реализации поставленной цели решались следующие основные задачи:

  1. Изучить особенности возрастного развития двигательных способностей футболистов 12-18 лет, включая вратарей.
  2. Разработать количественные критерии оценки физической подготовленности вратарей учебно-тренировочных групп детских спортивных школ.
  3. Экспериментально обосновать методику программирования физической подготовки вратарей 15-16 лет в соревновательном периоде

Для решения  поставленных задач использовались педагогические и психологические  методы исследования:

  • изучение и анализ научной и научно-методической литературы;
  • педагогические наблюдения за тренировочным процессом юных вратарей и хронометраж нагрузок;
  • педагогическое тестирование физической подготовленности;
  • тестирование психомоторных и координационных способностей;
  • регистрация показателей соревновательной деятельности;
  • методы математической статистики;
  • организация исследования и педагогический эксперимент.

Изучение и анализ научной  и научно-методической литературы

Анализ  литературы позволил выявить современное  состояние проблемы физической подготовки в футболе, включая юношеский  футбол.

Библиографический метод применен нами для исследования следующих вопросов:

  • анализ закономерностей возрастного развития физических качеств подростов и юношей;
  • оценка влияния физических упражнений на морфофункциональное
  • развитие спортсменов;
  • определение оптимальных средств и методов, применяемых в процессе физической подготовки юных футболистов;
  • анализ принципов и методов программирования и путей его применения в физической подготовке спортсменов.

Педагогические наблюдения и хронометраж

Педагогические  наблюдения проводились с целью  изучения содержания учебно-тренировочного процесса и особенности организации  подготовки вратарей. В процессе наблюдений систематизировались средства и  методы тренировки, регистрировались педагогические параметры выполняемых  упражнений.

На основании  анализа продолжительности упражнений, количества повторений, интервалов и  характера отдыха оценивалась преимущественная направленность нагрузок. [35]

Дополнительно оценивалась частота сердечных  сокращений, как физиологический  фактор классификации нагрузок по преимущественной направленности. [34]

Педагогическое тестирование физической подготовленности

Для оценки уровня развития двигательных способностей юных футболистов использовался  комплекс информативного и надежного  тестов, разработанных в лаборатории  теории и методики футбола ВНИИФК [129], получивших широкое распространение  в теории и практике футбола.

 Программа тестирования предусматривала оценку стартовой скорости, дистанционной скорости, скоростно-силовых способностей, специальной (скоростной) выносливости и силовых способностей.

Оценка  скоростных качеств осуществлялась по результатам пробегания 50-метровой дистанции с высокого старта с  промежуточной регистрацией времени  преодоления первого 10-метрового  отрезка.

Показатель  времени пробегания 10 метров являлся  критерием оценки стартовой скорости, а 50 метров - дистанционной.

В качестве аппаратуры использовались фотодатчики  ИСВИ, установленные на старте, отрезках 10 и 50 метров, а также миллисекундомер "электроника МК-1".

Скоростная  выносливость оценивалась по интегральному  результату семикратного пробегания 50-метрового  отрезка (челночный бег 7*50). Задача спортсмена от начала до конца выполнять тест на максимальной скорости. В ряде случаев  фиксировалось время оббегания  стоек, как один из показателей координационных  способностей футболистов. [108]

Оценка  скоростно-силовых способностей определялась на основании уровня прыгучести (высота выпрыгивания). Спортсмен выполнял вертикальное выпрыгивание с контактной платформы. Время безопорной (фазы полета) регистрировалось миллисекундомером  Ф-209 и пересчитывалось в сантиметры. [129]

Силовые способности определялись по данным становой динамометрии.

Тестирование психомоторных и  координационных способностей

Информация о работе Программирование физической подготовки футбольных вратарей учебно-тренировочных групп на соревновательном этапе