Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:45, реферат
В настоящее время сложилась ситуация, когда в командах мастеров существует практика работы тренеров по подготовке вратарей, а в детско-юношеском футболе данная работа отсутствует. При этом тренировка вратарей проходит, как правило, в составе всей команды и не имеет специализированной направленности.
Наконец отсутствие целенаправленного планирования нагрузок, учета возрастных особенностей становления и развития двигательных способностей, преимущественное проведение тренировок в воротах, надуманность и однообразие упражнений являются основными факторами низкой эффективности учебно-тренировочного процесса вратарей детских спортивных школ.
Введение
Глава I. Программированная подготовка и возрастные особенности воспитания двигательных способностей в спорте
1.1 Основы программирования тренировки в игровых видах спорта
1.2 Двигательные способности: понятие, структура, средства и методы воспитания
1.3 Возрастная характеристика физической подготовленности футболистов
1.4 Особенности игровых функций и тренировки футбольных вратарей
Глава II Цель, задачи, методы и организация исследования
2.1 Цель и задачи исследования
2.2 Организация исследования и педагогический эксперимент
Глава III Физическая подготовленность футболистов разного возраста
3.1 Возрастная динамика двигательных способностей футболистов
3.2 Возрастная динамика двигательных способностей футбольных вратарей
3.3 Показатели физической подготовленности и организация нагрузок в соревновательном периоде подготовки вратарей 12-16 лет
3.4 Методика количественной оценки физической подготовленности вратарей 12-16 лет
Глава IV. Экспериментальное обоснование программированной физической подготовки вратарей 15-16 лет на этапах соревновательного периода
4.1 Теоретико-методические основы экспериментальной программы физической подготовки
4.2 Средства подготовки и их организация в макроцикле
4.3 Показатели физической подготовленности вратарей экспериментальной группы
4.4 Показатели проявления психомоторных качеств в процессе экспериментальной подготовки
Выводы
Библиография
Результаты исследований показали, что в матчах команд мастеров 50% технико-тактических действий (ТТД) и приемов составляют введение мяча в игру выкатыванием, выбрасыванием или выбиванием; от 17 до 30% - ловля и отбивание катящихся и низко летящих мячей; от 17 до 23% - ловля и отбивание высоко летящих мячей, от 4 до 10% - ловля и отбивание мячей падениями- . бросками, в том числе в ноги сопернику. [124]
Сопоставляя
типовые ситуации в игре и тренировке
А.И. Шамардин [143] установил, что в
условиях тренировки количественные показатели
игровых действий в воротах превышают
аналогичные показатели, зарегистрированные
в ходе соревнований более чем
в 6,3 и 9 раз у юных и квалифицированных
спортсменов соответственно (табл.
1). По мнению автора, это объясняется
особенностями содержания тренировок:
в ходе тренировочных занятий, фактически
без противодействия
Специалисты отмечают [41, 70, 106], что в основном разработана методика тренировки по линии ворот и относительно хорошо решены вопросы действий вратаря против прорвавшегося противника (игра на выходах). Данные наблюдений [124, 144], проведенные за играми чемпионатов России и Европейских кубков позволили отметить следующие недостатки в игре лучших вратарей:
Таблица 1.Средние показатели ТТД вратарей в игре и тренировке (по А.И. Шамардину [143])
ТТД |
Вратари | |||
квалифицированные |
юные | |||
тренировка |
игра |
тренировка |
игра | |
В воротах |
298 |
31 |
132 |
20,7 |
На выходах |
56 |
36 |
34 |
23,2 |
Организация атак |
- |
49 |
- |
29,2 |
Всего |
354 |
116 |
166 |
73,1 |
Вышеизложенное убедительно свидетельствует, что современный футбол, предъявляет высокие требования к технико-тактической подготовленности вратарей, а эффективная реализация последней не возможна без должного уровня физической подготовленности спортсменов. [120, 123] Вратарь должен быть достаточно сильным, ловким, прыгучим, выносливым и обладать отличной реакцией. [41, 42]
В настоящее время средством и методом физической подготовки вратарей посвящены единичные работы, выводы которых, как правило, не подтверждены экспериментально.
Отсутствие планирования, проведение тренировок только в воротах, низкий объем специальных упражнений, однообразие средств и методов подготовки - вот основные недостатки в организации и проведении тренировок, как взрослых, так и юных вратарей. [130]
В учебном пособии для тренеров "Юный футболист" [149] поставлены основные задачи подготовки юных вратарей на этапах многолетней тренировки:
Как видно из вышесказанного на всех этапах задачи довольно схожи и не сделаны акценты на ключевые моменты тренировки.
Раскрывая средства подготовки вратарей авторы не дифференцируют их с учетом возрастных особенностей занимающихся.
В монографии "Подготовка молодого футболиста" под общей редакцией Я. Палфаи [117] в разделе "Подготовка вратарей" организация подготовки рассматривается более дифференцированно. В частности предлагаются тесты для отбора вратарей, конкретизируются этапы подготовки, раскрываются общие принципы и задачи основных ее разделов.
При всех положительных моментах данной работы фактически отсутствие программы физической подготовки с указанием объемов, интенсивности и параметров нагрузки.
Весьма
отрывочно рассматриваются
Раскрывая средства подготовки практически все специалисты отмечают, что вратари должны как можно чаще выполнять различные упражнения с мячом в руках, будь то общеразвивающие или специальные, в общей группе или индивидуально. [70, 106, 124]
Среди средств
общей и специальной подготовки
вратарей разного возраста и квалификации
рекомендуются упражнения, связанные
с быстрым реагированием на движущийся
объект и меняющуюся обстановку (прием
мяча после отскока от пола, земли,
батута; перехват мяча руками в упражнениях
типа квадрат, выполняемых полевыми
игроками; упражнения в приеме и
отбивании мяча при отработке
действий в воротах и т.д.). Для
развития скоростно-силовых способностей
рекомендуются различные
Следует сказать, что фактически отсутствуют комплексы силовой . подготовки в системе тренировки вратарей, в то время, как повышение скоростных возможностей малоэффективно без соответствующей подготовки мышечного аппарата. [23, 148]
Уделяя должное внимание физической подготовке вратарей, большинство авторов отмечают ее тесную взаимосвязь с другими видами подготовки и рассматривают ее как необходимую базу для усиленного формирования технико-тактического мастерства вратарей. [2, 40, 149]
В данном аспекте специалисты считают целесообразным использовать в тренировке вратаря упражнения комплексного характера, которые одновременно воздействуют на специально-физическую, техническую подготовку. Тем самым подчеркивается важность, так называемого, "сопряженного метода" [46, 47] в системе подготовки вратарей.
Таким образом можно говорить о первостепенности высокого уровня моторного потенциала для успешного осуществления игровой деятельности вратарей на всех этапах многолетней подготовки. В то же время, несмотря на богатый арсенал предлагаемых упражнений, нет экспериментальных исследований, посвященных рациональной организации процесса физической подготовки вратарей, тренирующихся в ДЮСШ и СДЮШОР. Практически отсутствуют работы в которых рассматривается возрастная динамика развития двигательных качеств вратарей. Такое положение возможно связано с тем, что бытует мнение о совпадении сенситивных периодов в структуре физической подготовки вратарей и полевых игроков. Однако можно предположить, что специфика двигательной деятельности вратарей должна, в определенной степени, определять возрастные особенности проявления их двигательных способностей.
Наконец,
практически отсутствуют
ГЛАВА II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Цель и задачи исследования
Цель исследования - повышение эффективности физической подготовки вратарей учебно-тренировочных групп на соревновательном этапе.
В процессе реализации поставленной цели решались следующие основные задачи:
Для решения поставленных задач использовались педагогические и психологические методы исследования:
Изучение и анализ научной и научно-методической литературы
Анализ литературы позволил выявить современное состояние проблемы физической подготовки в футболе, включая юношеский футбол.
Библиографический метод применен нами для исследования следующих вопросов:
Педагогические наблюдения и хронометраж
Педагогические наблюдения проводились с целью изучения содержания учебно-тренировочного процесса и особенности организации подготовки вратарей. В процессе наблюдений систематизировались средства и методы тренировки, регистрировались педагогические параметры выполняемых упражнений.
На основании
анализа продолжительности
Дополнительно оценивалась частота сердечных сокращений, как физиологический фактор классификации нагрузок по преимущественной направленности. [34]
Педагогическое тестирование физической подготовленности
Для оценки уровня развития двигательных способностей юных футболистов использовался комплекс информативного и надежного тестов, разработанных в лаборатории теории и методики футбола ВНИИФК [129], получивших широкое распространение в теории и практике футбола.
Программа тестирования предусматривала оценку стартовой скорости, дистанционной скорости, скоростно-силовых способностей, специальной (скоростной) выносливости и силовых способностей.
Оценка скоростных качеств осуществлялась по результатам пробегания 50-метровой дистанции с высокого старта с промежуточной регистрацией времени преодоления первого 10-метрового отрезка.
Показатель времени пробегания 10 метров являлся критерием оценки стартовой скорости, а 50 метров - дистанционной.
В качестве аппаратуры использовались фотодатчики ИСВИ, установленные на старте, отрезках 10 и 50 метров, а также миллисекундомер "электроника МК-1".
Скоростная выносливость оценивалась по интегральному результату семикратного пробегания 50-метрового отрезка (челночный бег 7*50). Задача спортсмена от начала до конца выполнять тест на максимальной скорости. В ряде случаев фиксировалось время оббегания стоек, как один из показателей координационных способностей футболистов. [108]
Оценка
скоростно-силовых способностей определялась
на основании уровня прыгучести (высота
выпрыгивания). Спортсмен выполнял
вертикальное выпрыгивание с контактной
платформы. Время безопорной (фазы полета)
регистрировалось миллисекундомером
Ф-209 и пересчитывалось в
Силовые способности определялись по данным становой динамометрии.
Тестирование психомоторных и координационных способностей