Общая физическая подготовка

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:33, доклад

Описание работы

Общая физическая подготовка (ОФП) – это система занятий физическими упражнениями, которая направлена на развитие всех физических качеств (сила, выносливость, скорость, ловкость, гибкость) в их гармоничном сочетании. В основе общей физической подготовки может быть любой вид спорта или отдельный комплекс упражнений, например гимнастика, бег, бодибилдинг, аэробика, единоборства, плавание, любые подвижные игры. Главное избежать узкой специализации и гипертрофированного развития только одного физического качества за счет и в ущерб остальных...

Работа содержит 1 файл

Общая физическая подготовка.doc

— 58.50 Кб (Скачать)

Общая физическая подготовка (ОФП) – это система занятий физическими упражнениями, которая направлена на развитие всех физических качеств (сила, выносливость, скорость, ловкость, гибкость) в их гармоничном сочетании. В основе общей физической подготовки может быть любой вид спорта или отдельный комплекс упражнений, например гимнастика, бег, бодибилдинг, аэробика, единоборства, плавание, любые подвижные игры. Главное избежать узкой специализации и гипертрофированного развития только одного физического качества за счет и в ущерб остальных. 

Цели  и задачи общей  физической подготовки

1. Здоровье. Общая  физическая подготовка нужна  в первую очередь для укрепления  здоровья. Изменения при развитии  физических качеств происходят  на молекулярном уровне, изменяя  физиологические и биохимические процессы. Увеличивается сопротивляемость организма к неблагоприятным факторам,повышается иммунитет. ОФП сдерживает процессы старения.

2. Общее физическое  развитие. ОФП не является спортом,  но ни в одном виде спорта  без нее не обойтись. Общая физическая подготовка обеспечивает всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. Подготавливает базу для специальной физической подготовки в конкретном виде спорта, в военной или трудовой деятельности.

 Оценивают уровень  общей физической подготовки по следующим показателям или тестам:

 Скорость –  бег на 100м

 Выносливость  – бег на 2 – 3 км

 Силовая подготовленность  – подтягивания, пресс

Специальная физическая подготовка — это процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий преимущественное развитие тех двигательных способностей, которые необходимы для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или вида трудовой деятельности.

Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей  направленности, однако все ее виды можно свести к двум основным группам:

·        спортивная подготовка;

·        профессионально-прикладная физическая подготовка.

Развитие  общефизической выносливости

 Общефизическую  выносливость развивают несложные  циклические движения в течение  максимально длительного промежутка времени.

- Бег на длинные  дистанции и переменный бег.

- Многократное повторение  специфических упражнений через  малые промежутки времени или  подряд.

- Выносливость можно  тренировать целенаправленно или  опосредованно, т.е. во время  тренировки, направленной на развитие тех или иных качеств, также тренируется и выносливость.

Профессионально-прикладная физическая подготовка ( ППФП)

 Между профессиональными  видами труда и физическим  воспитанием существует самая  тесная связь.

 В качестве  разновидности физического воспитания профессионально-прикладная физическая подготовка представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности. Это такой процесс обучения, который обогащает индивидуальный фонд профессионально полезных двигательных умений и навыков, воспитания физических и непосредственно связанных с ними способностей, от них напрямую зависит профессиональная дееспособность.

Результативность  многих видов профессионального труда во многом зависит,  кроме прочего, от специальной физической подготовленности, приобретаемой путем систематических занятий физическими упражнениями, адекватными в определенном отношении требованиям, предъявляемым к функциональным возможностям организма. В свете углубляющихся представлений о закономерностях взаимодействия различных сторон физического и общего развития индивида в процессе жизнедеятельности эта зависимость получила научное объяснение (в частности, о закономерностях взаимовлияния адаптационных эффектов в ходе хронической адаптации к тем или иным видам деятельности, переноса тренированности, взаимодействия двигательных умений и навыков, приобретаемых и совершенствуемых в процессе тренировки и освоения профессии). Использование ее на практике и привел к становлению особой разновидности физического воспитания — профессионально-прикладной физической подготовки (далее сокращенно — ППФП).

Причины и обстоятельства, необходимые для дальнейшего  совершенствования и внедрения  ППФП в систему образования и сферу профессионального труда:

1 ) время, необходимое  на освоение современных практических  профессий, и достижение профессионального  мастерства в них в большей  степени зависит от уровня  функциональных возможностей организма,  от степени развития физических способностей индивида, разнообразия и совершенства приобретенных им двигательных умений и навыков.

 К примеру,  выпускники ПТУ, прошедшие курс  ППФП, зачастую получают более  высокий профессионально квалификационный  разряд по специальности, чем учащиеся, по разным причинам не прошедшие такой подготовки; последние медленнее адаптируются к условиям профессиональной деятельности на производстве (Т. Ф. Витенас, В. В. Становов и др.). ППФП является одним из факторов сокращения сроков овладения профессией и одной из гарантий качества ее освоения;

2) несмотря на  снижение доли мышечных усилий  в современном материальном производстве, производительность достаточно  многих видов профессионального  труда прямо или косвенно остается  зависимой от физической дееспособностью исполнителей трудовых операций, причем не только в сфере преимущественно физического труда, но и в ряде видов трудовой деятельности смешанного (интеллектуально-двигательного) характера, как у наладчиков машинных устройств, монтажников, строителей и т.д.;

 В целом же  стабильное физическое состояние,  без которого не мыслится здоровье  и эффективное функционирование  организма человека, остается важнейшей  предпосылкой устойчиво высокой  плодотворности любого профессионального  труда;

3) все еще остается проблема негативного влияний определенных видов профессионального труда и его условий на физическое состояние трудящихся; хотя эта проблема решается многими средствами оптимизации содержания и условий труда, в том числе социальными, научно-техническими и гигиеническими, важную роль среди них призваны играть факторы профессионально-прикладной физической культуры;

4) социальный и  научно-технический прогресс заставляют  человека постоянно совершенствовать  свои профессиональные навыки  и способности. Их развитие неотделимо от физического совершенствования индивида. 

Задачи  ППФП

  основные задачи ППФП состоят в следующем:

1) пополнить и  усовершенствовать индивидуальный  фонд двигательных умений, навыков  и физкультурно-образовательных  знаний, способствующих освоению избранной профессиональной деятельности, полезных в ней и нужных вместе с тем в процессе ППФП в качестве ее средств;

2) интенсифицировать  развитие профессионально важных  физических и непосредственно  связанных с ними способностей, обеспечить устойчивость повышенного на этой основе уровня дееспособности;

3) повысить степень  резистентности организма по  отношению к неблагоприятным  воздействиям условий среды, в  которых протекает трудовая деятельность, содействовать увеличению его  адаптационных возможностей, сохранению и упрочению здоровья;

4) способствовать  успешному выполнению общих задач,  реализуемых в системе профессиональной  подготовки кадров, воспитанию нравственных, духовных, волевых и других качеств,  характеризующих целеустремленных, высокоактивных членов общества, созидающих его материальные и духовные ценности.

 Эти задачи  в каждом отдельном случае  нужно конкретизировать применительно  к специфике профессии и особенностям  контингента занимающихся. Ясно  также, что ППФП может быть  достаточно эффективной лишь в органическом сочетании с другими слагаемыми социальной системы воспитания в целом, где задачи по подготовке к трудовой деятельности не сводятся к частным ближайшим задачам, характерным для отдельных этапов профессионально-прикладной подготовки, и решаются не эпизодически, а перманентно. Первостепенную роль в их реализации, о чем уже неоднократно шла речь, играет полноценная общая физическая подготовка. На базе создаваемых ею предпосылок и строится специализированная ППФП. Специализация ее необходима постольку, поскольку к тому обязывает специфика профессиональной деятельности и ее условий, но и в случае резко выраженной специфики не следует забывать о главенствующем значении принципа всемерного содействия всестороннему гармоничному развитию человека.

 Проблема нормативных  критериев профессионально-прикладной  физической подготовленности пока  решена лишь частично и главным  образом в первом приближении,  что объясняется как множественностью  существующих профессий и их  динамичным обновлением, так и недостаточно массированным развертыванием соответствующих исследований, хотя некоторые ориентировочные нормативы уже включены в действующие официальные программы ППФП

Средства  и методические основы построения ППФП

 В качестве  основных средств ППФП используют довольно разнообразные формы физических упражнений из числа тех, которые сложились в базовой физической культуре и спорте, а также упражнения, преобразованные и специально конструируемые применительно к особенностям конкретной профессиональной деятельности (как специально-подготовительные).

 Было бы ошибкой  считать, что адекватными средствами  могут служить только упражнения, аналогичные по форме профессионально-трудовым двигательным действиям. Сводить лишь к ним средства ППФП, как это делалось в свое время в попытках приблизить физическую культуру к трудовой практике путем простой имитации в занятиях физическими упражнениями отдельных трудовых действий, например слесаря, молотобойца, землекопа и т.д.,— значит искажать самою ее суть. Особенно мало пригодным такой подход стал в современных условиях, когда для многих видов трудовой деятельности характерны микродвижения, локальные и региональные двигательные действия, сами по себе ни в коей мере не достаточные для оптимального развития двигательных способностей, причем и режим выполнения их зачастую все больше приобретает черты, обусловливающие производственную гиподинамию со всеми ее опасностями для нормального физического состояния организма.

 Вместе с тем  это не значит, что в современной  ППФП вообще нецелесообразно  моделировать определенные особенности  трудовой деятельности. Однако моделирование  не сводится здесь к формальной имитации трудовых операций, а предполагает преимущественное выполнение упражнений, позволяющих направленно мобилизовать (эффективно проявить в действии)

 именно те профессионально  важные функциональные свойства  организма, двигательные и сопряженные  с ними способности, от которых существенно зависит результативность конкретной профессиональной деятельности.

 При этом бывает  целесообразно воспроизводить и  существенные моменты координации  движений, входящих в состав профессиональной  деятельности, но при условии, если соответствующие упражнения могут дать образовательный, развивающий или поддерживающий тренированность эффект как действенные средства реализации хотя бы некоторых из задач, преследуемых в ППФП. Главным образом в силу такого моделирования особенностей профессиональной деятельности состав средств ППФП и приобретает свою специфику.

Значительная часть  упражнений, используемых в качестве средств ППФП, представляет собой  обще (широко)-прикладные упражнения. Таковыми правомерно считать те упражнения, посредством которых вырабатывают двигательные умения и навыки, находящие применение в обычных условиях профессиональной деятельности (часто при выполнении действий вспомогательного характера) или в экстремальных условиях, вероятных в ней. Естественно, что особое место непосредственно прикладные упражнения занимают в ППФП тогда, когда она строятся применительно к профессиональной деятельности, включающей в большом объеме двигательную активность в форме основных, необходимых в обыденной жизни двигательных действий (ходьбу и другие циклические действия по преодолению пространства, поднимание и переноску грузов и т. д.), когда эффективность профессиональной деятельности прямо зависит от разнообразия и отлаженности двигательных навыков (как, например, в работе монтажников-высотников, выполняющих немеханизированные операции), а также когда для адекватных действий в экстремальных ситуациях профессиональной деятельности нужны специализированные сложные двигательные навыки (навыки плавания, ныряния и спасения утопающих у представителей флотских профессий, навыки единоборств у оперативных работников МВД и военнослужащих и т. д.). Состав средств ППФП в таких случаях, понятно, наиболее специфичен.

В комплексе упражнений и методике профессионально-прикладной гимнастики часто преимущественно выражен своего рода аналитический подход, при котором последовательно конструируются необходимые формы движений и осуществляется избирательно направленное влияние на определенные звенья опорно-двигательного аппарата, его морфофункциона-льные качества (в частности, силовые, подвижность в суставах, локальную и региональную статическую выносливость), причем исходя не только из требований, предъявляемых профессиональной деятельностью, но и из необходимости профилактики возникающих в ходе ее неблагоприятных воздействий на физическое и общее состояние работника, на что направлены, в частности, гимнастические упражнения, предупреждающие и корригирующие нарушения осанки, обусловленные особенностями рабочей позы.

Информация о работе Общая физическая подготовка