Программирование физической подготовки футбольных вратарей учебно-тренировочных групп на соревновательном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:45, реферат

Описание работы

В настоящее время сложилась ситуация, когда в командах мастеров существует практика работы тренеров по подготовке вратарей, а в детско-юношеском футболе данная работа отсутствует. При этом тренировка вратарей проходит, как правило, в составе всей команды и не имеет специализированной направленности.
Наконец отсутствие целенаправленного планирования нагрузок, учета возрастных особенностей становления и развития двигательных способностей, преимущественное проведение тренировок в воротах, надуманность и однообразие упражнений являются основными факторами низкой эффективности учебно-тренировочного процесса вратарей детских спортивных школ.

Содержание

Введение
Глава I. Программированная подготовка и возрастные особенности воспитания двигательных способностей в спорте
1.1 Основы программирования тренировки в игровых видах спорта
1.2 Двигательные способности: понятие, структура, средства и методы воспитания
1.3 Возрастная характеристика физической подготовленности футболистов
1.4 Особенности игровых функций и тренировки футбольных вратарей
Глава II Цель, задачи, методы и организация исследования
2.1 Цель и задачи исследования
2.2 Организация исследования и педагогический эксперимент
Глава III Физическая подготовленность футболистов разного возраста
3.1 Возрастная динамика двигательных способностей футболистов
3.2 Возрастная динамика двигательных способностей футбольных вратарей
3.3 Показатели физической подготовленности и организация нагрузок в соревновательном периоде подготовки вратарей 12-16 лет
3.4 Методика количественной оценки физической подготовленности вратарей 12-16 лет
Глава IV. Экспериментальное обоснование программированной физической подготовки вратарей 15-16 лет на этапах соревновательного периода
4.1 Теоретико-методические основы экспериментальной программы физической подготовки
4.2 Средства подготовки и их организация в макроцикле
4.3 Показатели физической подготовленности вратарей экспериментальной группы
4.4 Показатели проявления психомоторных качеств в процессе экспериментальной подготовки
Выводы
Библиография

Работа содержит 1 файл

Коломенский государственный педагогический институт.docx

— 241.67 Кб (Скачать)
  1. равномерное воздействие с помощью средств и методов в течение всей длительности макро- или мезоцикла;
  2. акцентированное воздействие на ведущие КС;

3) использование  упражнений повышенной координационной  сложности. Параметры нагрузок  при использовании координационных  упражнений отражены в табл. 17.

 

Таблица 17 Педагогические параметры координационных  упражнений в игровых видах спорта [30]

Возраст

Показатели нагрузки

 

Продолжи-тельность

Интенсивность

Интервалы отдыха

Характер отдыха

Число повторений

Координацион-ная

лет

упраж-

упраж-

между

 

упражнения

сложность

 

нения

нения

упраж-

   

упраж-

     

нениями

   

нения

8-10-13-14

от нескольких секунд до нескольких

от низкой до субмаксимальной

от нескольких секунд до полного

любой (пассивный, активный)

от 8 до 40 раз в серии число серий 2-6

малая и средняя

 

минут

 

восстанов-

     
     

ления

     
 

от

от средней

от

любой

от 8 до 40

средняя,

15-16-17-18

нескольких секунд до нескольких

до максимальной

нескольких секунд до полного

 

раз в серии число серий 2-6

высшая

 

минут

 

восстанов-

     
     

ления

     

19 лет и старше

от нескольких минут до нескольких

секунд

от средней до максимальной

от нескольких секунд до полного восстанов-

ления

любой

от 8 до 40 серий число серий 2-6

средняя, субмаксимальная, максимальная


 

Вышеперечисленные положения и рекомендации принимались  нами во внимание при разработке экспериментальной  программы тренировки футбольных вратарей 15-16 лет.

Важное  значение при выполнении разнонаправленных  нагрузок отводилось применению тех  методов их организации, которые  наиболее эффективны по отношению к  развитию различных двигательных способностей. [108] В частности, при совершенствовании  выносливости к работе субмаксимальной  интенсивности использовался переменный метод. Для развития силы и силовой  выносливости применялся интервальный метод. При комплексном совершенствовании  двигательных качеств и технико-тактического мастерства ведущим был повторный  метод.

Общая стратегия  программы физической подготовки на первом этапе соревновательного  периода (середина апреля - июнь) сводилась  к преимущественному воспитанию силовых и скоростно-силовых способностей. В июле, когда спортсмены тренировались  в спортивном лагере (второй подготовительный период) акцент делался на развитие взрывной силы. Во второй воловине соревнований (август - сентябрь) - главная задача подготовки сводилась к совершенствованию  скоростно-силовой и общей выносливости. Безусловно здесь представлена лишь самая обобщенная стратегическая линия  блочного распределения разнонаправленных  нагрузок, среди которых специализированные средства подготовки составляли на менее 65-70% от суммарного объема нагрузки. В промежутке между первым и вторым кругом соревнований соотношение неспецифической и специфической работы составило 40% к 60% соответственно.

Более подробно силовые и специализированные средства подготовки, а также типовые микроциклы представлены в приложениях 1 -5.

Одним из основных инструментов программирования является структурно-логическая схема (СЛС). Она определяет структуру осваиваемого спортсменами материала, его логические связи, порядок изучения в соответствии с определенными алгоритмами.

Согласно  определению по отношению к проблеме совершенствования физической подготовки юных спортсменов [111] СЛС представляет собой схематическое структурное  описание логического построения процесса тренировки, реализуемого в учебно-тренировочных  занятиях, с помощью которого адаптация  к нагрузкам выполняемых упражнений преобразуется в физические качества спортсменов.

Она является предпосылкой для эффективной соревновательной деятельности вратарей и содержит систематизированный  перечень разделов и направлений  физической подготовки, а также перечень средств подготовки не по их содержанию, а по направленности на развитие конкретных качеств (или "блоков" таких качеств) (табл. 18).

Примером  СЛС может быть схема построения процесса совершенствования силовой  подготовки вратарей при выполнении упражнений с отягощениями, о чем  в целом говорилось ранее. С одной  стороны, для усвоения этого раздела  физической подготовки требуется наличие  технических навыков для выполнения сложнокоординационных движений, а  также быстроты, реализуемой преимущественно  в начальных фазах этих движений, с другой стороны, такие упражнения позволяют развивать не только силу, но и силовую выносливость вратарей.

 

Таблица 18 Показатели разнонаправленных нагрузок на экспериментальном этапе

Нагрузки

1-й

2-й

3-й

 

этап

этап

этап

Количество часов

216

87

174

Напряженность, % Н Ат\ел&ле.кн.0с.'Гсэ (•c^u^^Aot^jxuae^

     

- общая выносливость

12

13

20

- комплексное совершенствование  двигательных способностей

30

25

33

- сила, скоростно-силовые качества

30

40

20

- скоростная и скоростно-силовая  выносливость

12

12

20

- соревновательная

16

10

17

Методы тренировки, %

     

- равномерный

6

5

6

- переменный

27

21

30

- повторный

24

30

20

- интервальный

43

44

44

Специфичность, %

     

- специфическая

70

15

80

- неспецифическая

30

25

20

Координационная сложность, %

     

- низкая

15-20

15-20

15-20

- средняя

40-50

20-30

40-50

- высокая

20-30

40-50

30-40


 

В предложенной нами СЛС конкретизированная физическая подготовка футбольных вратарей основана на применении средств акцентированного воздействия, направленная на развитие следующих компонентов двигательных способностей: быстрота реакции, быстрота одиночных движений, быстрота сложно-координационных  движений, прыгучесть, абсолютная сила, общая  выносливость, скоростно-силовая выносливость. Помимо этого, рассматривается комплексное проявление силы, как основы всестороннего развития вратарей 15-16 лет. Специализированность физических качеств рассматривалась нами в следующих проявлениях: быстрота выполнения одиночных игровых операций, стартовый рывок, "взрывная" сила, прыжковая выносливость.

В заключении отметим, что с учетом индивидуальных особенностей физической подготовки вратарей экспериментальной группы (см. табл. 13) были разработаны объемы использования  разнонаправленных нагрузок. Содержание рекомендаций было направлено на ликвидацию отстающих качеств физической подготовленности, так как в ранее проведенных  исследованиях [30, 81, 126] доказана эффективность  такого подхода для юношеского футбола.

 

4.3 Показатели физической подготовленности  вратарей экспериментальной группы

 

Как правило, в педагогических исследованиях  в области спортивной тренировки для оценки эффективности той  или иной методики подготовки сопоставляются показатели контрольной и экспериментальной  групп испытуемых [10]

В нашем  исследовании в качестве контрольных  показателей использовались данные, полученные на стадии констатирующего  эксперимента. Это связано с тремя  основными причинами:

практически невозможно сформировать две репрезентативные выборки вратарей одной возрастной группы, поскольку в команде тренируются  не более трех вратарей;

отсутствие  изменений в общем объеме нагрузок, а лишь перераспределение их частных  объемов позволяет говорить о  влиянии последнего фактора на динамику физической подготовленности вратарей;

 доказанный факт об отсутствии значительных приростов показателей физической подготовленности вратарей 15-16 лет в результате шестимесячной подготовки свидетельствует об отсутствии вклада возрастных изменений морфофизических особенностей данного периода онтогенеза на результаты исследования.

В таблице 19 отражены показатели физической подготовленности вратарей, полученные на этапе предварительного исследования (контроль) и идентичные исходные данные основного педагогического  эксперимента (экспериментальные).

 

Таблица 19 Показатели физической подготовленности контрольной и экспериментальной  групп в начале педагогического  эксперимента (х ± 5)

Показатели физической подготовленности

Вратари 15-16 лет

 

контроль

эксперимент

t

Р

Стартовая скорость, с

1,88±0,06

1,92±0,09

1,1

>0,05

Дистанционная скорость, с

6,83±0,18

7,01±0,22

2,0

>0,05

Скоростная выносливость, с

67,9±1,8

69,9±2,5

1,9

>0,05

Взрывная сила, см

45±5

47±4

0,9

>0,05

Силовые способности, кГ

104±7

110±6

2,2

<0,05


 

Практически по всем показателям, характеризующим  уровень развития двигательных способностей в сравниваемых группах спортсменов  отсутствовали достоверные различия, за исключением данных становой динамометрии, которые были выше у вратарей, участвующих  в основном педагогическом эксперименте.

Еще раз  отметим, что приведенные характеристики физической подготовленности зарегистрированы по окончании предсоревновательного  этапа, когда согласно основам тренировки, спортсмены должны достигнуть околомаксимального уровня двигательного потенциала.

Анализ  результатов тестирования до и по окончанию реализации экспериментальной  тренировочной программы показал, что выполненные в процессе тренировки нагрузки способствовали достоверному повышению уровня развития двигательных способностей вратарей (табл. 20).

 

 

Таблица 20 Динамика показателей физической подготовленности вратарей до и по окончанию педагогического эксперимента (х ± 8)

Показатели физической подготовленности

До эксперимента

Конец эксперимента

t

Р

Стартовая скорость

1,92±0,09

1,84±0,06

2,2

<0,05

Дистанционная скорость

7,01±0,22

6,80±0,14

2,4

<0,05

Скоростная выносливость

69,9±2,5

67,5±1,1

2,7

<0,05

Взрывная сила

47±4

50±3

2,14

<0,05

Силовые способности

111±6

120±3

4,0

<0,01


 

Далее сопоставим приросты двигательных способностей, полученные на этапе констатирующего  и основного экспериментов (рис. 12).

 

Рис. 12. Прирост (%) показателей тестирования двигательных способностей футбольных вратарей 15-16 лет в соревновательном периоде

 

Полученные  данные позволяют сделать ряд  заключений: наименьшие изменения получены по результатам оценки дистанционной  скорости и скоростной выносливости, где объем нагрузок экспериментального этапа мало отличался от общепринятой программы подготовки; самые высокие  приросты были характерны для стартовой  скорости, прыгучести и силы мышц разгибателей, т.е. тех двигательных качеств на которые в процессе эксперимента оказывалось акцентированное воздействие  на протяжении реализации программы физической подготовки. Рассматривая индивидуальные изменения физической подготовленности вратарей экспериментальной группы (табл. 21) можно констатировать существенный прирост, как интегрального показателя развития двигательных качеств (сумма баллов), так и отдельных его составляющих.

Информация о работе Программирование физической подготовки футбольных вратарей учебно-тренировочных групп на соревновательном этапе