Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:45, реферат
В настоящее время сложилась ситуация, когда в командах мастеров существует практика работы тренеров по подготовке вратарей, а в детско-юношеском футболе данная работа отсутствует. При этом тренировка вратарей проходит, как правило, в составе всей команды и не имеет специализированной направленности.
Наконец отсутствие целенаправленного планирования нагрузок, учета возрастных особенностей становления и развития двигательных способностей, преимущественное проведение тренировок в воротах, надуманность и однообразие упражнений являются основными факторами низкой эффективности учебно-тренировочного процесса вратарей детских спортивных школ.
Введение
Глава I. Программированная подготовка и возрастные особенности воспитания двигательных способностей в спорте
1.1 Основы программирования тренировки в игровых видах спорта
1.2 Двигательные способности: понятие, структура, средства и методы воспитания
1.3 Возрастная характеристика физической подготовленности футболистов
1.4 Особенности игровых функций и тренировки футбольных вратарей
Глава II Цель, задачи, методы и организация исследования
2.1 Цель и задачи исследования
2.2 Организация исследования и педагогический эксперимент
Глава III Физическая подготовленность футболистов разного возраста
3.1 Возрастная динамика двигательных способностей футболистов
3.2 Возрастная динамика двигательных способностей футбольных вратарей
3.3 Показатели физической подготовленности и организация нагрузок в соревновательном периоде подготовки вратарей 12-16 лет
3.4 Методика количественной оценки физической подготовленности вратарей 12-16 лет
Глава IV. Экспериментальное обоснование программированной физической подготовки вратарей 15-16 лет на этапах соревновательного периода
4.1 Теоретико-методические основы экспериментальной программы физической подготовки
4.2 Средства подготовки и их организация в макроцикле
4.3 Показатели физической подготовленности вратарей экспериментальной группы
4.4 Показатели проявления психомоторных качеств в процессе экспериментальной подготовки
Выводы
Библиография
3) использование
упражнений повышенной
Таблица 17 Педагогические параметры координационных упражнений в игровых видах спорта [30]
Возраст |
Показатели нагрузки | |||||
Продолжи-тельность |
Интенсивность |
Интервалы отдыха |
Характер отдыха |
Число повторений |
Координацион-ная | |
лет |
упраж- |
упраж- |
между |
упражнения |
сложность | |
нения |
нения |
упраж- |
упраж- | |||
нениями |
нения | |||||
8-10-13-14 |
от нескольких секунд до нескольких |
от низкой до субмаксимальной |
от нескольких секунд до полного |
любой (пассивный, активный) |
от 8 до 40 раз в серии число серий 2-6 |
малая и средняя |
минут |
восстанов- |
|||||
ления |
||||||
от |
от средней |
от |
любой |
от 8 до 40 |
средняя, | |
15-16-17-18 |
нескольких секунд до нескольких |
до максимальной |
нескольких секунд до полного |
раз в серии число серий 2-6 |
высшая | |
минут |
восстанов- |
|||||
ления |
||||||
19 лет и старше |
от нескольких минут до нескольких секунд |
от средней до максимальной |
от нескольких секунд до полного восстанов- ления |
любой |
от 8 до 40 серий число серий 2-6 |
средняя, субмаксимальная, максимальная |
Вышеперечисленные положения и рекомендации принимались нами во внимание при разработке экспериментальной программы тренировки футбольных вратарей 15-16 лет.
Важное
значение при выполнении разнонаправленных
нагрузок отводилось применению тех
методов их организации, которые
наиболее эффективны по отношению к
развитию различных двигательных способностей.
[108] В частности, при совершенствовании
выносливости к работе субмаксимальной
интенсивности использовался
Общая стратегия
программы физической подготовки на
первом этапе соревновательного
периода (середина апреля - июнь) сводилась
к преимущественному воспитанию
силовых и скоростно-силовых
Более подробно силовые и специализированные средства подготовки, а также типовые микроциклы представлены в приложениях 1 -5.
Одним из основных инструментов программирования является структурно-логическая схема (СЛС). Она определяет структуру осваиваемого спортсменами материала, его логические связи, порядок изучения в соответствии с определенными алгоритмами.
Согласно
определению по отношению к проблеме
совершенствования физической подготовки
юных спортсменов [111] СЛС представляет
собой схематическое
Она является
предпосылкой для эффективной
Примером
СЛС может быть схема построения
процесса совершенствования силовой
подготовки вратарей при выполнении
упражнений с отягощениями, о чем
в целом говорилось ранее. С одной
стороны, для усвоения этого раздела
физической подготовки требуется наличие
технических навыков для
Таблица 18 Показатели разнонаправленных нагрузок на экспериментальном этапе
Нагрузки |
1-й |
2-й |
3-й |
этап |
этап |
этап | |
Количество часов |
216 |
87 |
174 |
Напряженность, % Н Ат\ел&ле.кн.0с.'Гсэ (•c^u^^Aot^jxuae^ |
|||
- общая выносливость |
12 |
13 |
20 |
- комплексное совершенствование двигательных способностей |
30 |
25 |
33 |
- сила, скоростно-силовые качества |
30 |
40 |
20 |
- скоростная и скоростно- |
12 |
12 |
20 |
- соревновательная |
16 |
10 |
17 |
Методы тренировки, % |
|||
- равномерный |
6 |
5 |
6 |
- переменный |
27 |
21 |
30 |
- повторный |
24 |
30 |
20 |
- интервальный |
43 |
44 |
44 |
Специфичность, % |
|||
- специфическая |
70 |
15 |
80 |
- неспецифическая |
30 |
25 |
20 |
Координационная сложность, % |
|||
- низкая |
15-20 |
15-20 |
15-20 |
- средняя |
40-50 |
20-30 |
40-50 |
- высокая |
20-30 |
40-50 |
30-40 |
В предложенной
нами СЛС конкретизированная физическая
подготовка футбольных вратарей основана
на применении средств акцентированного
воздействия, направленная на развитие
следующих компонентов
В заключении отметим, что с учетом индивидуальных особенностей физической подготовки вратарей экспериментальной группы (см. табл. 13) были разработаны объемы использования разнонаправленных нагрузок. Содержание рекомендаций было направлено на ликвидацию отстающих качеств физической подготовленности, так как в ранее проведенных исследованиях [30, 81, 126] доказана эффективность такого подхода для юношеского футбола.
4.3 Показатели физической
Как правило,
в педагогических исследованиях
в области спортивной тренировки
для оценки эффективности той
или иной методики подготовки сопоставляются
показатели контрольной и
В нашем исследовании в качестве контрольных показателей использовались данные, полученные на стадии констатирующего эксперимента. Это связано с тремя основными причинами:
практически
невозможно сформировать две репрезентативные
выборки вратарей одной возрастной
группы, поскольку в команде
отсутствие изменений в общем объеме нагрузок, а лишь перераспределение их частных объемов позволяет говорить о влиянии последнего фактора на динамику физической подготовленности вратарей;
доказанный факт об отсутствии значительных приростов показателей физической подготовленности вратарей 15-16 лет в результате шестимесячной подготовки свидетельствует об отсутствии вклада возрастных изменений морфофизических особенностей данного периода онтогенеза на результаты исследования.
В таблице 19 отражены показатели физической подготовленности вратарей, полученные на этапе предварительного исследования (контроль) и идентичные исходные данные основного педагогического эксперимента (экспериментальные).
Таблица
19 Показатели физической подготовленности
контрольной и
Показатели физической подготовленности |
Вратари 15-16 лет | |||
контроль |
эксперимент |
t |
Р | |
Стартовая скорость, с |
1,88±0,06 |
1,92±0,09 |
1,1 |
>0,05 |
Дистанционная скорость, с |
6,83±0,18 |
7,01±0,22 |
2,0 |
>0,05 |
Скоростная выносливость, с |
67,9±1,8 |
69,9±2,5 |
1,9 |
>0,05 |
Взрывная сила, см |
45±5 |
47±4 |
0,9 |
>0,05 |
Силовые способности, кГ |
104±7 |
110±6 |
2,2 |
<0,05 |
Практически
по всем показателям, характеризующим
уровень развития двигательных способностей
в сравниваемых группах спортсменов
отсутствовали достоверные
Еще раз
отметим, что приведенные характеристики
физической подготовленности зарегистрированы
по окончании
Анализ
результатов тестирования до и по
окончанию реализации экспериментальной
тренировочной программы
Таблица
20 Динамика показателей физической
подготовленности вратарей до и по
окончанию педагогического
Показатели физической подготовленности |
До эксперимента |
Конец эксперимента |
t |
Р |
Стартовая скорость |
1,92±0,09 |
1,84±0,06 |
2,2 |
<0,05 |
Дистанционная скорость |
7,01±0,22 |
6,80±0,14 |
2,4 |
<0,05 |
Скоростная выносливость |
69,9±2,5 |
67,5±1,1 |
2,7 |
<0,05 |
Взрывная сила |
47±4 |
50±3 |
2,14 |
<0,05 |
Силовые способности |
111±6 |
120±3 |
4,0 |
<0,01 |
Далее сопоставим приросты двигательных способностей, полученные на этапе констатирующего и основного экспериментов (рис. 12).
Рис. 12. Прирост (%) показателей тестирования двигательных способностей футбольных вратарей 15-16 лет в соревновательном периоде
Полученные
данные позволяют сделать ряд
заключений: наименьшие изменения получены
по результатам оценки дистанционной
скорости и скоростной выносливости,
где объем нагрузок экспериментального
этапа мало отличался от общепринятой
программы подготовки; самые высокие
приросты были характерны для стартовой
скорости, прыгучести и силы мышц разгибателей,
т.е. тех двигательных качеств на
которые в процессе эксперимента
оказывалось акцентированное