Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 10:05, реферат
Цели физической подготовки:
– Гармоничное развитие физических и духовных сил подрастающего поколения;
– Подготовка спортивных резервов в футболе, достижение обучающимися высоких спортивных результатов.
Задачи физической подготовки
Цели физической подготовки:
– Гармоничное развитие физических и духовных сил подрастающего поколения;
– Подготовка спортивных резервов в футболе, достижение обучающимися высоких спортивных результатов.
Достижение вышеуказанных целей требует решения целого ряда задач физической подготовки:
• Формирование у подростков потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом, в соблюдении здорового образа жизни.
• Овладение обучающимися основам техники и тактики современного футбола, последовательное повышение уровня освоения необходимых навыков.
• Приобретение обучающимися
необходимых теоретических
• Развитие и совершенствование
спортивно-силовых и
• Воспитание необходимых черт личности спортсмена: целеустремленности, настойчивости, выдержки, самообладания, дисциплины, трудолюбия, коллективизма.
Физическая подготовка направлена на развитие физических способностей организма. Выделяют общую и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка предусматривает всестороннее развитие физических способностей, специальная – развитие качеств и функциональных возможностей, специфических для футболистов. Цель специальной физической подготовки – достичь выполнения сложных приемов владения мячом на высокой скорости, улучшить маневренность и подвижность футболиста в играх, повысить уровень его морально-волевых качеств.
В этом же разделе обучающиеся получают необходимые сведения об основах техники и тактики игры, правилам игры и основам судейства. Практический раздел программы включает общую, специальную физическую, техническую подготовку, тактическую подготовку, участие в соревнованиях и сдачу контрольных нормативов по отдельным видам подготовки.
Общая физическая подготовка юного футболиста обеспечивается упражнениями общеразвивающего характера и упражнениями из других видов спорта: легкой атлетики, гимнастики, лыжного спорта, плавания и др. С помощью этих упражнений достигается всестороннее развитие двигательных и скоростно-силовых качеств, укрепляется мышечный аппарат, повышается выносливость и общая тренированность детей и подростков.
Специальная физическая подготовка
строится с учетом особенностей игровой
деятельности футболиста и включает
упражнения, способствующие развитию
специальных качеств юного
Интенсивность и продолжительность упражнений, соотношение общей и специальной физической подготовки определяется возрастными особенностями воспитанников и уровнем их подготовки.
В практике подготовки юных футболистов особо выделяют ловкость, скоростно-силовые качества, силу, быстроту, выносливость и гибкость. В зависимости от возрастных особенностей в планировании занятий по физической подготовке делают акцент на воспитании определенных физических качеств с целью их усиления или доведения до нужного уровня.
На этапе начального обучения
физическая подготовка необходима для
всестороннего развития организма
детей и для правильного
На этапе специализации
физическая подготовка направлена на
воспитание быстроты, ловкости, скоростно-силовых
качеств, силы и выносливости. Организм
подростка, с одной стороны, позволяет
значительно увеличить
На этапе спортивного совершенствования физическая подготовка имеет более выраженную специальную направленность, чем на этапах начального обучения и специализации. Завершение формирования организма позволяет значительно приблизить подготовку футболистов-юношей к подготовке взрослых игроков высокой квалификации. Однако функциональные возможности юноши составляют примерно лишь 70–80% возможностей взрослого. Поэтому подготовку юных футболистов в составе команд мастеров необходимо постоянно контролировать. Возросший уровень развития функций и систем позволяет сделать акцент в физической подготовке на развитии таких качеств, как выносливость и сила. В то же время в связи со снижением у юных футболистов прироста показателей быстроты, ловкости и гибкости необходимо продолжать совершенствовать эти качества за счет подбора адекватных средств.
В подготовке футболистов используется множество различных упражнений: от простых – бег, прыжки, силовые упражнений, удары по неподвижному мячу, передача мяча в парах, до самых сложных: игровых упражнений с решением сложных игровых задач, координационных упражнений аэробики и акробатики.
Воздействие каждого из этих упражнений на функциональные системы организма футболистов и их интеллект неодинаково, и поэтому срочный тренировочный эффект упражнений различаются как по величине, так и по направленности.
Планирование и контроль нагрузок в футболе проводится с использованием следующих характеристик.
Первая из них – специализированность упражнений, в соответствии с которой все они разделяются на две группы: специфические (игровые) и неспецифические (неигровые). В свою очередь специфические (футбольные) упражнения разделяются на командные, групповые и индивидуальные.
Вторая характеристика –
направленность упражнений на развитие
физических качеств футболистов. Есть
упражнения смешанной направленности,
при выполнении которых совершенствуются
сразу несколько проявлений разных
физических качеств футболистов. Это
происходит, как правило, при выполнении
командных и групповых
Все эти средства физической подготовки реализуются в рамках тренировочных занятий, форма которых может быть следующей:
Разминка. Она состоит из двух частей. Первая часть – игровые упражнения в сочетании со стретчингом (3 минуты игра и 2–3 минуты стретчинг и т.д.). Или упражнения «школы футбола» (передачи мяча в парах, тройках и т.п.) в сочетании со стретчингом. Или бег трусцой в сочетании со стретчингом. Или перемещения по полю групп игроков, согласованные по времени и пространству, в сочетании со стретчингом. Кроме стретчинга можно во всех этих случаях использовать маховые движения. Вторая часть разминки – это координационные, беговые и прыжковые упражнения.
• Групповые упражнения, при выполнении которых решаются конкретные игровые задачи;
• Командные упражнения, применяемые для освоения тактической схемы игры;
• Упражнения физической подготовки;
• Упражнения разминки.
Есть занятия, в которых планируют полный набор всех этих упражнений. Но вполне возможны занятия, в которых кроме разминки есть только упражнения физической подготовки, или разные упражнения групповой тактики и т.д.
Совершенствование физической
подготовленности происходит при выполнении
соревновательных и тренировочных
упражнений. Каждое из этих упражнений
характеризуется определенным тренировочным
эффектом, и правильное управление
этими тренировочными эффектами
позволяет целенаправленно
Соревновательные упражнения (игры) проводятся по единым для всех команд правилам футбола и поэтому их срочные тренировочные эффекты можно достаточно точно прогнозировать заранее. При большом числе игр можно заранее прогнозировать и степень влияния нагрузки соревновательных игр на развитие физических качеств.
Иное дело с тренировочными упражнениями. В них величина и направленность срочных тренировочных эффектов (а следовательно, и степень воздействия на физические качества игроков) зависит от ряда причин, в том числе и от метода выполнения тренировочных упражнений.
В практике физической подготовки существует 2-а метода выполнения упражнений: 1) непрерывный и 2) с перерывами.
Непрерывный метод выполнения тренировочных упражнений.
Непрерывный метод характеризуется
тем, что тренер, готовящий тренировочное
занятие, задает в нем длительность
и интенсивность упражнения, и
после этого футболист
Возьмем, например, кроссовый бег в течение 45 минут, выполняемый относительно равномерно со скоростью аэробного порога (она у футболистов равна приблизительно 3 м/с).
У хорошо подготовленных игроков частота сердечных сокращений в таком беге не превысит 150 уд./мин. Уже на второй минуте бега ЧСС достигает этого максимума, и затем в течение оставшихся 43 минут будет проходить чисто аэробная работа. Она обеспечивается аэробными энергетическими механизмами, и в течение всего времени упражнения будет совершенствоваться их работа.
Отметим здесь, что абсолютно равномерная работа не существует, и в такой работе допустимы колебания скорости бега (±2%). Но задача в равномерных упражнениях всегда одна: вывести функциональные системы организма футболистов на определенный уровень и «подержать» их на этом уровне в течение определенного времени. При одном уровне интенсивности непрерывного упражнения это будет восстановительная нагрузка, при другом – развивающая.
Более распространенными тренировки футболистов являются непрерывные упражнения переменной интенсивности.
Во-первых, сама игра – это типичное упражнение переменной интенсивности, и этого хорошо видно по динамики ЧСС. В игровом упражнении, если оно выполняется однократно и непрерывно, активные фазы чередуются с относительно пассивными. Поэтому в активных фазах ЧСС повышается до 180–200 уд./мин., активизируется анаэробные механизмы энергетического обеспечения. Множество таких циклов в непрерывном упражнении положительно воздействуют на совершенствование быстроты развертывания энергетических систем в активных фазах упражнения и быстроты восстановления в пассивных.
Такие упражнения больше соответствуют структуре игры, и они полезны для комплексного воздействия на двигательные качества футболистов.
Сам же выбор метода упражнения зависит от того, что ставится во главу угла в срочном тренировочном эффекте. Если главным является решение игровой задачи тактико-технического, и оно должно выполняться тактически грамотно, технически точно и на заданном уровне интенсивности, то лучше использовать метод работы «с перерывами». Здесь в паузах отдыха происходит относительно быстрая ликвидация утомления, и каждое очередное повторение выполняется на требуемом тактико-техническом и функциональном уровне.
Если же главными являются функциональные сдвиги (их величина, направленность и удержание на заданном уровне в течение всего упражнения) то более целесообразно является применение непрерывных упражнений.
Следует отметить еще одну
особенность непрерывных
Метод выполнения тренировочных упражнений с перерывами.
При использовании этого метода также есть активные и пассивные фазы, но в отличие от непрерывного метода, в котором в пассивной фазе упражнения выполняется с пониженной интенсивностью, пассивная фаза метода «с перерывами» – это, как правило, покой. Нагрузка в этом случае зависит от значений следующих компонентов упражнения:
• Длительности активных фаз;
• Интенсивности (мощности, скорости) выполнения упражнений;
• Количество повторений (серий) упражнения;
• Длительности интервалов отдыха между повторениями и сериями повторений;
• Характером отдыха (например, в паузах отдыха при выполнении футбольных упражнений можно ничего не делать, а можно сесть на газон и поделать стретчинг).
Если это футбольное упражнение,
то его нагрузка будет также зависеть
от сложности игровых задач
Для изменения величины и направленности футбольных упражнений нужно менять значения компонентов нагрузки. Либо нескольких одновременно, либо какого-то одного из них.
Существует несколько вариантов планирования значений компонентов нагрузки игровых упражнений. Интенсивность большинства игровых упражнений обычно очень высокая, и поэтому нарастающее утомление в них – явление вполне обыденное. Это утомление приводит к тому, что футболист начинает ошибаться в тактико-технических действиях. Чтобы этого не происходило, нужны паузы отдыха.