Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:45, реферат
В настоящее время сложилась ситуация, когда в командах мастеров существует практика работы тренеров по подготовке вратарей, а в детско-юношеском футболе данная работа отсутствует. При этом тренировка вратарей проходит, как правило, в составе всей команды и не имеет специализированной направленности.
Наконец отсутствие целенаправленного планирования нагрузок, учета возрастных особенностей становления и развития двигательных способностей, преимущественное проведение тренировок в воротах, надуманность и однообразие упражнений являются основными факторами низкой эффективности учебно-тренировочного процесса вратарей детских спортивных школ.
Введение
Глава I. Программированная подготовка и возрастные особенности воспитания двигательных способностей в спорте
1.1 Основы программирования тренировки в игровых видах спорта
1.2 Двигательные способности: понятие, структура, средства и методы воспитания
1.3 Возрастная характеристика физической подготовленности футболистов
1.4 Особенности игровых функций и тренировки футбольных вратарей
Глава II Цель, задачи, методы и организация исследования
2.1 Цель и задачи исследования
2.2 Организация исследования и педагогический эксперимент
Глава III Физическая подготовленность футболистов разного возраста
3.1 Возрастная динамика двигательных способностей футболистов
3.2 Возрастная динамика двигательных способностей футбольных вратарей
3.3 Показатели физической подготовленности и организация нагрузок в соревновательном периоде подготовки вратарей 12-16 лет
3.4 Методика количественной оценки физической подготовленности вратарей 12-16 лет
Глава IV. Экспериментальное обоснование программированной физической подготовки вратарей 15-16 лет на этапах соревновательного периода
4.1 Теоретико-методические основы экспериментальной программы физической подготовки
4.2 Средства подготовки и их организация в макроцикле
4.3 Показатели физической подготовленности вратарей экспериментальной группы
4.4 Показатели проявления психомоторных качеств в процессе экспериментальной подготовки
Выводы
Библиография
Таблица 21 Оценка индивидуального уровня двигательных способностей вратарей в баллах до начала (I) и по окончанию (II) эксперимента
№ п/п |
Фамилия |
Этапы |
Двигательные способности | |||||
стартовая скорость |
дистанцион. скорость |
скоростная выносливость |
взрывная сила |
сила |
сумма баллов | |||
1 |
М-ов |
I II |
4 5 |
5 5 |
4 4 |
4 5 |
3 8 |
20 27 |
2 |
Я-ин |
I II |
5 7 |
5 8 |
2 7 |
3 4 |
4 8 |
19 34 |
3 |
А-ов |
I II |
5 7 |
8 8 |
5 8 |
6 8 |
6 10 |
30 41 |
4 |
С-ов |
I II |
2 4 |
5 5 |
4 8 |
4 5 |
5 8 |
20 30 |
5 |
О-ов |
I II |
5 7 |
5 6 |
4 5 |
3 7 |
4 8 |
21 33 |
6 |
П-ев |
I II |
5 7 |
2 7 |
2 4 |
5 6 |
3 7 |
17 31 |
7 |
Н-ов |
I II |
3 8 |
1 5 |
1 7 |
4 5 |
2 6 |
11 31 |
8 |
В-ов |
I II |
1 5 |
5 7 |
6 7 |
9 9 |
4 6 |
25 34 |
9 |
Г-ин |
I II |
8 9 |
6 7 |
7 5 |
6 7 |
8 9 |
33 37 |
Если
до начала реализации экспериментальной
программы физической подготовки 56%
вратарей имели уровень
Таблица 22 Динамика изменения уровня физической подготовленности вратарей экспериментальной группы
Уровень физической подготовленности |
Этапы обследования | |||
До эксперимента |
По окончанию эксперимента | |||
количество |
% |
количество |
% | |
Высокий |
- |
- |
3 |
33 |
Выше среднего |
2 |
22 |
5 |
56 |
Средний |
1 |
11 |
1 |
11 |
Ниже среднего |
5 |
56 |
- |
- |
Низкий |
1 |
11 |
- |
- |
В процессе
эксперимента удалось снизить процент
рассогласования показателей, характеризующих
развитие двигательных способностей вратарей
15-16 лет с данными, характерными для
их коллег из команд мастеров (рис. 13). Эти
данные еще раз подтвердили ранее
сделанное заключение о том, что
наибольшие резервы повышения
Безусловно, что для вратарей уровень скоростной выносливости не является ведущим в эффективности соревновательной деятельности, но мощность анаэробного механизма энергообеспечения может играть важную роль в тяжелых играх, где объем работы вратаря высокий, а ее продуктивность зависит от способности проявлять качество быстроты на протяжении основного, а зачастую, и дополнительного времени матча.
Рис. 13. Показатели двигательных способностей вратарей 15-16 лет в % от данных команд мастеров
При рассмотрении возрастной динамики физической подготовленности вратарей (см. гл. III) было показано, что уже к 18 годам развитие основных двигательных способностей игроков достигает уровня, характерного для спортсменов, выступающих в командах мастеров. Исключения составляют лишь показатели силовых возможностей и взрывной силы. Однако лишь единицы из вратарей юниоров попадают в большой футбол. Также следует сказать, что многие выдающиеся вратари достигали расцвета мастерства к 30 и более годам [1, 14], когда большинство полевых игроков заканчивают выступления в большом спорте.
Можно предположить, что мастерство вратаря во многом зависит от факторов специфической работоспособности, среди которых специалисты выделяют такие качества, как быстроту и точность реакции на движущийся объект, простые и сложные двигательные реакции, точность дозировок мышечных усилий. [119, 121, 126, 144]
Все вышеперечисленные
качества принято относить к психомоторным.
Они непосредственно и
Определение уровня развития отдельных психических качеств, которые обеспечивают эффективность спортивной деятельности вратарей является предметом специального исследования. В нашей же работе изучалось влияние экспериментальной программы тренировки на динамику отдельных показателей психомоторики вратарей 15-16 лет.
4.4 Показатели психомоторных
Как указывалось в обзоре литературы (см. гл. I, раздел 1.2) способность к реагированию, ориентированию, дифференцированию, перестроению, ритму и т.п. являются компонентами координационных способностей, которые являются психомоторными свойствами организма. Они влияют на качество процессов управления и регуляцию движений, обуславливают быстроту и качество моторного обучения, содействуют стабильному освоению основных двигательных умений в конкретных игровых ситуациях. [79]
Последние
экспериментальные
Показатели,
характеризующие уровень
Таблица 23 Показатели психомоторных качеств и координационных способностей вратарей экспериментальной группы (х + 8)
no |
Показатели | |||
П/П |
Тесты |
до |
после |
Р |
эксперимента |
эксперимента |
|||
1 |
Теппинг тест |
|||
(правая рука) |
||||
квадрат № 1 |
30.0±0.9 |
36.9±2.6 |
<0.05 | |
квадрат №2 |
24.8±0.9 |
31.9±2.1 |
<0.05 | |
квадрат №3 |
29.8±1.4 |
33.7±2.7 |
>0.05 | |
квадрат №4 |
26.0±1.7 |
32.7±1.7 |
<0.05 | |
квадрат №5 |
31.4±1.6 |
34.3±2.6 |
>0.05 | |
квадрат №6 |
27.9±1.9 |
32.7±1.7 |
>0.05 | |
Суммарный показатель |
169.9±1.4 |
204.6±2.2 |
<0.01 | |
(левая рука) |
||||
квадрат № 1 |
26.4±1.8 |
32.4±2.4 |
<0.05 | |
квадрат № 2 |
20.3±2.5 |
29.8±1.7 |
<0.05 | |
квадрат № 3 |
23.8±1.7 |
29.7±2.6 |
<0.05 | |
квадрат № 4 |
23.6±2.1 |
28.5±2.6 |
<0.05 | |
квадрат № 5 |
22.4±2.5 |
28.4±2.6 |
>0.05 | |
квадрат № 6 |
24.8±2.1 |
30.3±2.3 |
>0.05 | |
Суммарный показатель |
141.0±2.1 |
179.1±2.4 |
<0.01 | |
2 |
Дифференцировка мышечных усилий, к 2 |
|||
левая рука |
40.9±1.6 |
44.6±1.2 |
<0.05 | |
ошибка |
3.8±1.4 |
4.0±0.9 |
>0.05 | |
правая рука |
42.Ш.4 |
45.7±1.5 |
<0.05 | |
ошибка |
6.0±0.6 |
3.7±0.7 |
<0.05 | |
3 |
Быстрота двигательной реакции, см |
11.0±1.2 |
10.0±0.8 |
>0.05 |
4 |
Точность реакции на движущийся объект, см |
4.5±0.7 |
4.2±0.6 |
>0.01 |
5 |
Прыжок в длину с места, см |
|||
Стандартные условия |
198.5±2.8 |
210.3±2.8 |
<0.01 | |
Усложненные условия |
87.5±2.5 |
111.7±3.4 |
<0.01 | |
6 |
Прыжки через скакалку с двойным |
14.3±1.3 |
18.4±0.8 |
<0.01 |
прокрутом. количество прыжков |
||||
7 |
Бег по квадрату 4Х5 м, с |
7.3±0.1 |
6.8±0.1 |
<0.05 |
Рассмотрев полученные данные можно сделать следующие заключения: достоверно повысилась частота и стабильность скоростной мануальной координации (рис. 14) как правой, так и левой руки;
не произошли изменения в скорости простой двигательной реакции и реакции на движущийся объект (р>0,01), хотя отмечается тенденция к повышению скорости реагирования на падающую гимнастическую палку;
в тестах на двигательную координацию отмечены улучшения показателей на уровне 99% значимости различий;
улучшилась дифференцировка мышечных усилий ведущей (правой) руки, а также повысился уровень максимальных показателей кистевой динамометрии.
Рис. 14. Показатели теппинг-теста вратарей 15-16 лет
Таким образом, можно говорить о положительном влиянии повышения физической подготовленности вратарей на различные компоненты координационных способностей, характеризующие состояние психомоторики организма спортсменов.
В заключении
раздела рассмотрим динамику надежности
технико-тактических
Напомним, что надежность определялась по отношению точно выполненных действий к их суммарному количеству в %.
Таблица
24 Изменения показателей
ТТД |
Надежность ТТД в % | |
I круг соревнований |
II круг соревнований | |
Игра в воротах |
67 |
78 |
Игра на выходах |
54 |
62 |
Организация атаки |
70 |
80 |
Во втором
круге первенства Москвы, когда были
снижены объемы силовых нагрузок
и основной объем специально-
Выводы
вратарей от 12 до 16 лет в соревновательном периоде снижается от 9% (12-13 лет) до 6% (15-16 лет).
БИБЛИОГРАФИЯ