Программирование физической подготовки футбольных вратарей учебно-тренировочных групп на соревновательном этапе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 14:45, реферат

Описание работы

В настоящее время сложилась ситуация, когда в командах мастеров существует практика работы тренеров по подготовке вратарей, а в детско-юношеском футболе данная работа отсутствует. При этом тренировка вратарей проходит, как правило, в составе всей команды и не имеет специализированной направленности.
Наконец отсутствие целенаправленного планирования нагрузок, учета возрастных особенностей становления и развития двигательных способностей, преимущественное проведение тренировок в воротах, надуманность и однообразие упражнений являются основными факторами низкой эффективности учебно-тренировочного процесса вратарей детских спортивных школ.

Содержание

Введение
Глава I. Программированная подготовка и возрастные особенности воспитания двигательных способностей в спорте
1.1 Основы программирования тренировки в игровых видах спорта
1.2 Двигательные способности: понятие, структура, средства и методы воспитания
1.3 Возрастная характеристика физической подготовленности футболистов
1.4 Особенности игровых функций и тренировки футбольных вратарей
Глава II Цель, задачи, методы и организация исследования
2.1 Цель и задачи исследования
2.2 Организация исследования и педагогический эксперимент
Глава III Физическая подготовленность футболистов разного возраста
3.1 Возрастная динамика двигательных способностей футболистов
3.2 Возрастная динамика двигательных способностей футбольных вратарей
3.3 Показатели физической подготовленности и организация нагрузок в соревновательном периоде подготовки вратарей 12-16 лет
3.4 Методика количественной оценки физической подготовленности вратарей 12-16 лет
Глава IV. Экспериментальное обоснование программированной физической подготовки вратарей 15-16 лет на этапах соревновательного периода
4.1 Теоретико-методические основы экспериментальной программы физической подготовки
4.2 Средства подготовки и их организация в макроцикле
4.3 Показатели физической подготовленности вратарей экспериментальной группы
4.4 Показатели проявления психомоторных качеств в процессе экспериментальной подготовки
Выводы
Библиография

Работа содержит 1 файл

Коломенский государственный педагогический институт.docx

— 241.67 Кб (Скачать)

 

Таблица 21 Оценка индивидуального уровня двигательных способностей вратарей в баллах до начала (I) и по окончанию (II) эксперимента

№ п/п

Фамилия

Этапы

Двигательные способности

     

стартовая скорость

дистанцион. скорость

скоростная выносливость

взрывная сила

сила

сумма баллов

1

М-ов

I II

4 5

5 5

4 4

4 5

3 8

20 27

2

Я-ин

I II

5 7

5 8

2 7

3 4

4 8

19 34

3

А-ов

I II

5 7

8 8

5 8

6 8

6 10

30 41

4

С-ов

I II

2 4

5 5

4 8

4 5

5 8

20 30

5

О-ов

I II

5 7

5 6

4 5

3 7

4 8

21 33

6

П-ев

I II

5 7

2 7

2 4

5 6

3 7

17 31

7

Н-ов

I II

3 8

1 5

1 7

4 5

2 6

11 31

8

В-ов

I II

1 5

5 7

6 7

9 9

4 6

25 34

9

Г-ин

I II

8 9

6 7

7 5

6 7

8 9

33 37


 

Если  до начала реализации экспериментальной  программы физической подготовки 56% вратарей имели уровень подготовленности, оцениваемый, как ниже среднего (табл. 22), то после завершения эксперимента уже 56% игроков перешли в группу с уровнем выше среднего, а 33% спортсменов  составили группу с высоким интегральным уровнем физической подготовленности.

 

 

Таблица 22 Динамика изменения уровня физической подготовленности вратарей экспериментальной  группы

Уровень физической подготовленности

Этапы обследования

 

До эксперимента

По окончанию эксперимента

 

количество

%

количество

%

Высокий

-

-

3

33

Выше среднего

2

22

5

56

Средний

1

11

1

11

Ниже среднего

5

56

-

-

Низкий

1

11

-

-


 

В процессе эксперимента удалось снизить процент  рассогласования показателей, характеризующих  развитие двигательных способностей вратарей 15-16 лет с данными, характерными для  их коллег из команд мастеров (рис. 13). Эти  данные еще раз подтвердили ранее  сделанное заключение о том, что  наибольшие резервы повышения двигательного  потенциала футболистов юношеских  команд имеются в прогрессивном  развитии силовых и скоростно-силовых  возможностей. При этом целенаправленное акцентированное развитие последних  в 15-16 лет позволяет не только повысить общую и взрывную силу, но и благоприятно сказывается на развитии скоростной выносливости. Так повышение времени  выполнения челночного бега 7x50 метров уменьшилось в процессе эксперимента на 2,4 секунды, что составило увеличение скорости пробегания контрольной дистанции  около 360 метров на 3,5%.

Безусловно, что для вратарей уровень скоростной выносливости не является ведущим в  эффективности соревновательной деятельности, но мощность анаэробного механизма  энергообеспечения может играть важную роль в тяжелых играх, где  объем работы вратаря высокий, а  ее продуктивность зависит от способности  проявлять качество быстроты на протяжении основного, а зачастую, и дополнительного  времени матча.

 

 

Рис. 13. Показатели двигательных способностей вратарей 15-16 лет в % от данных команд мастеров

 

При рассмотрении возрастной динамики физической подготовленности вратарей (см. гл. III) было показано, что уже к 18 годам развитие основных двигательных способностей игроков достигает уровня, характерного для спортсменов, выступающих в командах мастеров. Исключения составляют лишь показатели силовых возможностей и взрывной силы. Однако лишь единицы из вратарей юниоров попадают в большой футбол. Также следует сказать, что многие выдающиеся вратари достигали расцвета мастерства к 30 и более годам [1, 14], когда большинство полевых игроков заканчивают выступления в большом спорте.

Можно предположить, что мастерство вратаря во многом зависит от факторов специфической  работоспособности, среди которых  специалисты выделяют такие качества, как быстроту и точность реакции  на движущийся объект, простые и  сложные двигательные реакции, точность дозировок мышечных усилий. [119, 121, 126, 144]

Все вышеперечисленные  качества принято относить к психомоторным. Они непосредственно и опосредованно  связаны с физическими качествами. В  них проявляются процессы более высокого иерархического уровня по отношению к индивиду. [119]

Определение уровня развития отдельных психических  качеств, которые обеспечивают эффективность  спортивной деятельности вратарей является предметом специального исследования. В нашей же работе изучалось влияние экспериментальной программы тренировки на динамику отдельных показателей психомоторики вратарей 15-16 лет.

 

4.4 Показатели психомоторных качеств  в процессе экспериментальной  подготовки

 

Как указывалось  в обзоре литературы (см. гл. I, раздел 1.2) способность к реагированию, ориентированию, дифференцированию, перестроению, ритму и т.п. являются компонентами координационных способностей, которые являются психомоторными свойствами организма. Они влияют на качество процессов управления и регуляцию движений, обуславливают быстроту и качество моторного обучения, содействуют стабильному освоению основных двигательных умений в конкретных игровых ситуациях. [79]

Последние экспериментальные исследования, выполненные  под руководством В.И. Ляха [36] позволили  установить, что наиболее характерными компонентами структуры координационных  способностей футболистов являются следующие: способность к приспособлению и перестроению двигательных действий, способность к дифференцированию  и согласованию, пространственная ориентация, способность к ритму и статическое  равновесие.

Показатели, характеризующие уровень координационных  способностей группы вратарей, участвующих  в экспериментальной программе, до начала и в конце ее реализации представлены в таблице 23.

 

 

Таблица 23 Показатели психомоторных качеств  и координационных способностей вратарей экспериментальной группы (х + 8)

no

 

Показатели

П/П

Тесты

до

после

Р

   

эксперимента

эксперимента

 

1

Теппинг тест

     
 

(правая рука)

     
 

квадрат № 1

30.0±0.9

36.9±2.6

<0.05

 

квадрат №2

24.8±0.9

31.9±2.1

<0.05

 

квадрат №3

29.8±1.4

33.7±2.7

>0.05

 

квадрат №4

26.0±1.7

32.7±1.7

<0.05

 

квадрат №5

31.4±1.6

34.3±2.6

>0.05

 

квадрат №6

27.9±1.9

32.7±1.7

>0.05

 

Суммарный показатель

169.9±1.4

204.6±2.2

<0.01

 

(левая рука)

     
 

квадрат № 1

26.4±1.8

32.4±2.4

<0.05

 

квадрат № 2

20.3±2.5

29.8±1.7

<0.05

 

квадрат № 3

23.8±1.7

29.7±2.6

<0.05

 

квадрат № 4

23.6±2.1

28.5±2.6

<0.05

 

квадрат № 5

22.4±2.5

28.4±2.6

>0.05

 

квадрат № 6

24.8±2.1

30.3±2.3

>0.05

 

Суммарный показатель

141.0±2.1

179.1±2.4

<0.01

2

Дифференцировка мышечных усилий, к 2

     
 

левая рука

40.9±1.6

44.6±1.2

<0.05

 

ошибка

3.8±1.4

4.0±0.9

>0.05

 

правая рука

42.Ш.4

45.7±1.5

<0.05

 

ошибка

6.0±0.6

3.7±0.7

<0.05

3

Быстрота двигательной реакции, см

11.0±1.2

10.0±0.8

>0.05

4

Точность реакции на движущийся объект, см

4.5±0.7

4.2±0.6

>0.01

5

Прыжок в длину с места, см

     
 

Стандартные условия

198.5±2.8

210.3±2.8

<0.01

 

Усложненные условия

87.5±2.5

111.7±3.4

<0.01

6

Прыжки через скакалку с двойным

14.3±1.3

18.4±0.8

<0.01

 

прокрутом. количество прыжков

     

7

Бег по квадрату 4Х5 м, с

7.3±0.1

6.8±0.1

<0.05


 

Рассмотрев  полученные данные можно сделать  следующие заключения: достоверно повысилась частота и стабильность скоростной мануальной координации (рис. 14) как  правой, так и левой руки;

не произошли  изменения в скорости простой  двигательной реакции и реакции  на движущийся объект (р>0,01), хотя отмечается тенденция к повышению скорости реагирования на падающую гимнастическую палку;

 в тестах на двигательную координацию отмечены улучшения показателей на уровне 99% значимости различий;

улучшилась  дифференцировка мышечных усилий ведущей (правой) руки, а также повысился  уровень максимальных показателей  кистевой динамометрии.

 

 

Рис. 14. Показатели теппинг-теста вратарей 15-16 лет

 

Таким образом, можно говорить о положительном  влиянии повышения физической подготовленности вратарей на различные компоненты координационных способностей, характеризующие состояние психомоторики организма спортсменов.

В заключении раздела рассмотрим динамику надежности технико-тактических показателей  соревновательной деятельности вратарей, полученных в 10 играх первого и 10 играх второго круга первенства Москвы (табл. 24).

Напомним, что надежность определялась по отношению  точно выполненных действий к  их суммарному количеству в %.

 

Таблица 24 Изменения показателей надежности ТТД вратарей 15-16 лет в соревновательном периоде

ТТД

Надежность ТТД в %

 

I круг соревнований

II круг соревнований

Игра в воротах

67

78

Игра на выходах

54

62

Организация атаки

70

80


 

Во втором круге первенства Москвы, когда были снижены объемы силовых нагрузок и основной объем специально-подготовительных и специализированных средств подготовки был направлен на совершенствование  взрывной силы и скоростно-силовой  выносливости, наблюдалось повышение  надежности выполнения ТТД вратарями  в условиях соревновательной деятельности.

 

 

Выводы

 

  1. Наиболее высокие темпы прироста двигательных способностей полевых игроков в футболе отмечаются в возрастном периоде от 13 до 14 лет. Данный этап онтогенеза является сенситивным для развития основных физических качеств. Для футбольных вратарей интенсивный прирост двигательных способностей приходится на возрастной период от 14 до 15 лет, т.е. на год позже, чем у полевых игроков.
  2. Для вратарей 12-18 лет характерны следующие особенности возрастной динамики физических качеств: до 15 лет они по всем показаниям двигательных способностей уступают своим сверстникам, играющим в поле, за исключением становой силы. После 15 лет вратари опережают полевых игроков по показателям взрывной силы (высота выпрыгивания) и не имеют достоверных различий по уровню стартовой скорости.
  3. Наименее выраженные изменения уровня физических качеств футбольных вратарей характерны для возрастного периода 15-16 лет, где наблюдается несущественное снижение скоростных качеств по отношению к возрасту 14-15 лет. К 18 годам уровень двигательных способностей вратарей достигает показателей, характерных для высококвалифицированных взрослых спортсменов.
  4. В возрастном аспекте наиболее высокими темпами формируются скоростные качества юных футболистов, которые уже к 12 годам составляют 80-85% от показателей мастеров. Наибольшие резервы имеются в развитии скоростно-силовых качеств и силы, которые в 15-16 лет составляют 85- и 68% от уровня взрослых вратарей соответственно.
  5. Специализированные нагрузки в системе тренировки вратарей 15-16 лет составляют 85-87% всех нагрузок соревновательного периода. Работа скоростно-силового характера занимает не более 10-11%, что не обеспечивает повышения двигательного потенциала вратарей учебно-тренировочных групп. Объем средств общей физической подготовки

вратарей  от 12 до 16 лет в соревновательном периоде снижается от 9% (12-13 лет) до 6% (15-16 лет).

  1. К основным принципам стратегии программированной физической подготовки вратарей 15-16 лет следует отнести: использование таких форм и методов построения тренировочных занятий при которых происходит наиболее эффективное развитие всех компонентов силовых способностей; одновременное развитие сократительных и окислительных свойств мышечного аппарата (нагрузки на уровне анаэробного порога - ЧСС до 150-160 уд./мин); параллельное развитие скорости и скоростной выносливости, силы и выносливости, координации и силовых способностей.
  2. Объем нагрузок скоростно-силовой и силовой направленности в системе подготовки вратарей 15-16 лет должен составлять не менее 25-30%. На этапах соревновательного периода целесообразно планировать переход от силовой работы в первых мезоциклах к развитию взрывной силы и скоростно-силовой выносливости в заключительных мезоциклах. Объем специализированных упражнений в соревновательном периоде должен составлять 70-75% объема нагрузок. В процессе подготовки упражнения высокой координационной сложности занимают до 30-50% от нагрузок различной координационной сложности.
  3. Реализация экспериментальной тренировочной программы сопровождалась достоверным повышением показателей стартовой скорости (4,5%), дистанционной скорости (3%), скоростной выносливости (4%), взрывной силы (5,5%) и становой силы (13%). Наименьшие изменения получены по результатам оценки дистанционной скорости и скоростной выносливости, где объем нагрузок экспериментального этапа мало отличался от общепринятой системы подготовки вратарей ДЮСШ.
  4. Повышение уровня физической подготовки вратарей 15-16 лет оказывает положительное влияние на показатели психомоторики. В частности, увеличивается частота и стабильность скоростной мануальной координации (теппинг-тест), улучшаются способность к дифференцированию мышечных усилий и результаты тестов на двигательную координацию, что обеспечивает рост надежности технико-тактических показателей соревновательной деятельности.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

  1. Акимов A.M. Записки вратаря. - М.: Физкультура и спорт, 1968. - 208 с.
  2. Акимов A.M. Игра футбольного вратаря. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 95с.
  3. Алабин В.Г. Комплексный контроль в спорте // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 3 - с. 43-46.
  4. Алев Н.Л. Эндокринные механизмы регуляции приспособления к физическому напряжению. - Тарту, 1978. - вып. 3-е. 88-89.
  5. Андреев С.Н., Пискарев A.M., Игнатьев Б.П. Первенство Европы и Чемпионат мира по футболу среди юношей (16 лет) 1987 года - Методические рекомендации. - М., 1987. - 57 с.
  6. Андружейчик М.Я., Семкин А.А., Шукан В.И. Некоторые показатели быстроты и скоростно-силовых качеств у футболистов // Вопросы теории и практики физической культуры. - Минск, 1979. - с. 14-19.
  7. Антонио Мария Урибе Кардосо. Средства и методы скоростно-силовой подготовки юных футболистов 11-12 лет: Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 1985.-с. 23.
  8. Арестов Ю.М. Анатомо-физиологические особенности детей и подростков / Футбол: Учебник для институтов физ. культуры. М.: Физкультура и спорт, 1978.-с. 208-212.
  9. Асович И.М. Исследование скоростно-силовых качеств у подростков и юношей (на примере футбола): Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 1968. -с. 19.
  10. Ашмарин Б.М. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 228 с.

Информация о работе Программирование физической подготовки футбольных вратарей учебно-тренировочных групп на соревновательном этапе